Урок русского языка 11 класс «Изобразительно – выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций».


Урок русского языка 11 класс «Изобразительно – выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций».
Цель: систематизировать и обобщить знания об изобразительно-выразительных возможностях морфологических форм и синтаксических конструкций; отработать навыки распознавания тропов в текстах; закрепить навыки анализа художественного текста с точки зрения использованных в нем изобразительно-выразительных средств.
Ход урока.
Вступительное слово.
Сегодня мы повторим изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций, выполним задания для систематизации знаний о выразительных средствах.
Средства художественной выразительности употребляются для создания художественного образа, для придания особой выразительности, с целью воздействия на читателя.
Орфографическая разминка.
Но прежде чем приступить к основной теме, мы с вами выполним орфографическую разминку, в чем же она заключается – это задания А-18 ЕГЭ.
ВСТАВИТЬ
Запомните словосочетания:
То же … что
То же самое
Одно и то же
Точно так же, как
Все так же, как
При правописании омонимичных частей речи
Различайте наречия, существительные, прилагательные:
Виднелся вдали – виднелся в дали моря.
Тратить впустую – вошел в пустую комнату.
2.Отличайте союзы от других частей речи:
Какой сделать подарок, чтобы тебя порадовать.
Я не знаю, что бы ему подарить.
3.Различайте предлоги и омонимичные части речи:
В течение ( в продолжение) = за какое-то время…
В заключение = под конец
Вследствие = из-за
Несмотря на (невзирая на) = хотя
Изучение темы.
Итак, мы повторили, а теперь переходим к нашей теме урока. Запишем тему урока «Изобразительно – выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций».
Что же мы должны сегодня сделать на уроке? (ответы учащихся)
Ребята, я просила вас дома подготовить самостоятельно сообщения.
1 сообщение
Об изобразительных возможностях морфологических форм и синтаксических конструкций.
Ресурсы выразительных средств в русском языке огромны. Они встречаются на разных уровнях языка. Особенно много их на лексическом уровне, так как именно слово может быть экспрессивным.
Существительные в переносном значении в художественной речи используются для создания метафор, сравнений.
Насыщение текста именами существительными может стать средством языковой изобразительности. Этому же служит и экспрессивное использование категории падежа ( петь соловьем, петь как соловей), имен собственных («говорящие» имена), употребление их в форме множественного числа с обобщенным значением свойств ( времена Пушкиных).
Прилагательные конкретизируют нашу речь, придают ей точность и выразительность. Особенно часто можно встретить прилагательные-эпитеты. Образностью отличаются прилагательные-синонимы, прилагательные-антонимы. Грамматическая природа кратких прилагательных делает их более выразительными по сравнению с полными. Краткие формы называют изменяющейся, развивающейся во времени признак.
Глагол – это самая сложная и самая емкая часть речи. С его помощью можно описать жизнь в развитии. Он используется для передачи движения, динамики окружающего мира и духовной жизни человека.
Обе глагольные формы (причастие и деепричастие) придают тексту особую выразительность, ибо обладают энергией глагола и живописной силой прилагательного.
Служебные части речи становятся основанием для особой стилистической фигуры: психологического параллелизма или отрицательного сравнения (явления не сопоставляются , а противопоставляются: «Не ветра шумят холодные, не пески бегут зыбучие…»).Русский язык богат синтаксическими образными средствами. Синтаксическая подвижность, свободный порядок слов придают каждой конструкции изобразительные функции. Интонация также способствует эмоциональности и естественности звучания синтаксических конструкций. Синонимика (возможность передавать одно и то же содержание разными синтаксическими средствами) в русском языке необычайно многообразна.
Изобразительно – выразительные средства языка.
Тропы - слова и выражения, употребленные в переносном значении в целях создания художественного образа.
Виды тропов:
1. Эпитет - художественное определение, ярко и образно рисующее наиболее существенный признак предмета или явления.
2. Метафора - это перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства.
3. Метонимия - перенос названия с одного предмета на другой на основе их смежности.
4. Сравнение - это один из простейших тропов, в котором используется сопоставление одного предмета или явления с другим для художественного описания первого.
5. Олицетворение - наделение неодушевленных предметов и явлений природы признаками и свойствами человека.
6. Гипербола - образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого.
7. Литота - образное выражение, уменьшающее размеры, силу, значение описываемого. Литоту еще называют обратной гиперболой.
8. Перифраз - описательное выражение, употребляемое вместо того или иного слова или словосочетания.
9. Иносказание - вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой (отношение) скрывается насмешка.
Стилистические фигуры - особые стилистико-синтаксические конструкции, придающие выразительность речи.
1. Анафора - повторение слов или фраз в начале смежных высказываний
2. Эпифора - повторение слов или фраз в конце смежных высказываний
3. Антитеза - резкое противопоставление понятий, мыслей, образов
4. Градация - стилистический прием расположения слов и выражений, а также средств художественной изобразительности по возрастающей или убывающей (нисходящей) значимости
5. Параллелизм - стилистический прием сходного, параллельного построения смежных фраз, стихотворных строк или строф
6. Оксюморон - стилистический прием сочетания противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия, представления
7. Инверсия - расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок слов, с целью усилить выразительность речи
Выразительные средства фонетики:
1. Аллитерация - один из способов звуковой организации речи, относящийся к звуковым повторам однородных согласных звуков
2. Ассонанс - одна из форм звуковой организации речи, относящаяся к так называемым звуковым повторам и заключающаяся в симметрическом повторении однородных гласных звуков
3. Звукоподражание - употребление слов, напоминающих по своему звучанию слуховые впечатления от изображаемого явления или предмета.
Практическая работа.
Итак, ребята, повторили что уже знали, а также познакомились с новыми изобразительно-выразительными средствами, приступаем к практической части нашего урока – это анализ художественных текстов с целью определения изобразительно-выразительных средств языка (задание В – 8, С)
ВСТАВИТЬ
Заключение. Подведение итогов урока. Работая над сегодняшней темой, что вы для себя узнали нового, чему научились?
А я думаю, что мы ещё раз убедились в богатстве и разнообразии ресурсов русского языка, его образных средств. Нужно учиться у великих художников слова пользоваться этим достоянием разумно и экономно, делая свою речь образной и красивой.
Домашнее задание:
1. Выучить изобразительно-выразительные средства.
2.Упражнение № 268 учебника.
Изобразительно-выразительное средство Определение
Эпитет Художественное определение предмета, подчеркивающее его характерное свойство, а также придающее ему образность.
Метафора Перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства.
Метонимия Перенос названия с одного предмета на другой на основе их смежности.
Синекдоха Разновидность метонимии, при которой название части (детали) предмета переносится на весь предмет и, наоборот, название целого употребляется вместо названия части. При этом единственное число часто употребляется вместо множественного и наоборот.
Сравнение Троп, в котором используется сопоставление одного предмета или явления с другим для художественного описания первого.
Олицетворение Наделение неодушевленных предметов и явлений природы признаками и свойствами человека.
Гипербола Образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого.
Литота Образное выражение, уменьшающее размеры, силу, значение описываемого.
Аллегория Иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного образа.
Оксюморон Прием сочетания противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия, представления.
Перифраз (перифраза) Описательное выражение, употребляемое вместо того или иного слова или словосочетания.