Урок. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (части С) по произведению О. Безымянной «Притча о двух кувшинах»

Автор Троян Нина Васильевна
Место работы МБОУ «Воеводская средняя (полная) общеобразовательная школа»


Урок русского языка
Тема: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (части С) по произведению О. Безымянной «Притча о двух кувшинах»
Класс: 10 класс
Тип урока: Развитие речи. Подготовка к написанию части С.
Цели урока:
Метапредметная цель – формирование эмоционально-ценностной среды, способствующей творческой самореализации личности
Целенаправленная работа с текстом, активизация общекультурного и личного опыта учащихся.
Способствовать формированию целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Учить работать над созданием сочинения-рассуждения в формате части С ЕГЭ.
УУД, формируемые на уроке:
Личностные:
- оценивать ситуацию;
- умение соотнести поступки и события с принятыми этическими нормами.
Регулятивные:
- определить цель (проблему) и задачи деятельности;
-принимать учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.
Коммуникативные:
- планировать учебное сотрудничество;
- уметь участвовать в коллективном обсуждении;
- создавать устные высказывания и письменные тексты.
Познавательные:
- находить информацию в тексте;
- анализировать и обобщать информацию;
- устанавливать причину и ее следствие;
- осуществлять синтез.

Планируемые результаты урока

Личностные результаты:
- обретение личностных смыслов на уроке, осознание того, что изучение художественного произведения обогащает тебя лично, даёт примеры жизненных ситуаций и определяет причины этих ситуаций.
Метапредметные результаты:
- умение определять цели в работе, планировать свои действия, осмысливать и применять полученную информацию;
- умение рассуждать, работать в группе, слышать другого, уважительно относится к мнению оппонента, логически и грамматически грамотно выражать свои мысли.
Предметные результаты:
- умение работать с художественным текстом, видеть позицию автора, выходить на идею произведения через разные уровни анализа текста.

Методы работы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый.
Оборудование: компьютер, проектор,  мультимедийная презентация.
Словарная работа – притча, параллелизм

Ход урока:

I.Индуктор. Подготовка к восприятию темы урока.
Учитель представляет вниманию учащихся презентацию.


- Выскажите свои мнения о том, что станет предметом нашего разговора.
Учитель и ученики выслушивают гипотезы.

II.Целеполагание.
Перед вами текст. Чтение притчи о двух кувшинах.


- Сформулируйте цель и задачи урока.
Цель – результат деятельности.
Задачи – что нужно сделать, чтобы достичь цели.
Задачи:
Определить проблему текста, идею.
Написать продолжение притчи.
Определить тип, стиль речи.
Вспомнить особенности жанра притчи.
Определить, какую роль играют в тексте изобразительно-выразительные средства.

III.Работа с текстом.
Проблема текста, комментирование текста.
- Дайте определение жанра притчи.

При
·тча  короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). По содержанию притча близка к басне. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение  так называемая мораль.

- Напишите продолжение – краткое нравоучительное заключение.

Притча о двух кувшинах
У одного человека было два кувшина для хранения воды, но стал замечать он, что в одном сосуде вода всегда прозрачная и прохладная, а в другом быстро мутнеет и приобретает неприятный запах. Стал он искать причину: вода из одного истока, значит, дело не в воде; стоят кувшины в одном месте, значит, дело не в хранилище; сделаны они из одной глины и руками одного мастера, значит, дело не в материале и в мастерстве. Что же так различает их? Присмотрелся он внимательно и понял: тот кувшин, что попроще, без изысков, - пористый и испаряет стенками влагу, тот, что покрыт лаком, не имеет пор и обрекает воду на загнивание. И тогда человек поставил красивый кувшин в угол, чтобы им только любовались, а простой кувшин оставил на прежнем месте, в тени и подальше от разных глаз. Всякий, кто заходил к хозяину в дом, первым делом восхищался красотой кувшина, стоящего на виду, но, как только прикасался к чудодейственной влаге невзрачного кувшина и ощущал прилив силы и бодрости в теле и чистоту мыслей в голове, тут же начинал петь хвалу тому сосуду, от которого было гораздо больше пользы
Так и среди людей бывает:

на красивого глазеют, а от умного пользу получают, красивым только восхищаются, а от умного мудрости учатся.
(О. Безымянная)

ТЕСТЫ
(Раздаются каждому)
1. Укажите верно сформулированную основную мысль.
а) Бывают кувшины только полезные, а бывают еще и красивые;
б) в доме должны быть полезные и красивые вещи;
в) с лица не воду пить;
г) мудрость и пользу получают не от красивого, а от умного.

2. Определите стиль и тип речи, данного текста.
а) Художественный, рассуждение;
б) публицистический, повествование;
в) публицистический, рассуждение;
г) художественный, описание;
д) художественный, повествование с элементом рассуждения.

3. В чем художественная особенность построения предложения?
Стал он искать причину: вода из одного истока, значит, дело не в воде; стоят кувшины в одном месте, значит, дело не в хранилище; сделаны из одной глины и руками одного мастера, значит, дело не в материале и мастерстве.
а) Синтаксический параллелизм;
б) экспрессивная функция вводных слов;
в) неполные части сложного предложения;
г) парцелляция

4. Какой, прием использован в предложении?
Так и среди людей бывает: на красивого глазеют, а от умного пользу получают, красивым только восхищаются, а от умного мудрости учатся.
а) Эпитеты; в) сравнение;
б) антитеза; г) метафора.

IV.Работа в группах. Аргументация.
Произведения Феликса Кривина.
СВЕТИЛО

В магазине электроприборов Люстра пользовалась большим уважением.
- Ей бы только добраться до своего потолка, - говорили настольные
лампы. - Тогда в мире сразу станет светлее.
И долго еще, уже заняв места на рабочих столах, настольные лампы
вспоминали о своей знаменитой землячке, которая теперь - ого! - стала
большим светилом.
А Люстра между тем дни и ночи проводила в ресторане. Устроилась она неплохо, в самом центре потолка, и, ослепленная собственным блеском, прожигала за вечер столько, сколько настольным лампам хватило бы на всю жизнь.
Но от этого в мире не стало светлее.

ШКАФ
Он очень содержателен.
И скромен: посмотри –
Он даже носит платье
Не сверху, а внутри.

А тот, кому он служит,
Иной имеет вкус:
Он разодет снаружи,
А в середине пуст.

Высказывания знаменитых людей.

Много есть людей с красивой внешностью, которым, однако, нечем похвастать внутри. Джеймс Купер
Доброта всегда одержит верх над красотой. Генрих Гейне
Духовная красота бесконечно прекраснее всех других, и поэтому тела, будучи лишь тенями сущего, должны обладать очарованием, говорящим о красоте духовной. Такой тип красоты принадлежит природе и превосходит искусство, сотворенное человеком. Джонатан Эдвардс
Совершенная красота почти всегда отмечена либо холодностью, либо глупостью. Оноре Бальзак
Если прекрасное лицо это рекомендательное письмо, то прекрасное сердце это верительная грамота. Эдвард Бульвер-Литтон
Глупая красота не красота. Вглядись в тупую красавицу, всмотрись глубоко в каждую черту лица, в улыбку ее, взгляд красота ее превратится мало помалу в поразительное безобразие. Иван Гончаров
Красивая женщина нравится глазам, а добрая сердцу; одна бывает прекрасною вещью, а другая сокровищем. Наполеон I
Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой. Михаил Глинка
V.Напишите сочинение в формате части С.
Алгоритм написания сочинения- рассуждения по русскому языку ( С1) (распечатки раздаются каждому).
1.Вступление.
2.Формулировка проблемы.
В своем тексте И.Ф. автора поднимает проблему
3.Комментарий к поставленной проблеме.
Проблема, затронутая автором, актуальна во все времена. Не зря ее относят к разряду «вечных»
4.Позиция автора.
5.Собственная позиция
Трудно не согласиться с мыслью, высказанной в притче
6.Аргументы.
7.Заключение.

VI.Рефлексия
У меня получилось
Я доволен тем, что
Я испытывал трудности
У меня не получилось
Мне хотелось бы поделиться
Я узнал

Список использованной литературы
1.Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие/Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич. – Изд.3-е. – Ростов н/Д: Легион, 2012.
2. Литература в школе от А до Я. 5-11 классы: энциклопедический словарь-справочник. – М.: Дрофа, 2006.
Интернет-ресурсы
Афоризмы.http://moudrost.ru/tema/aphorism_beauty4.html
Ольга Безымянная. Жемчуга мудрости. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Феликс Кривин. Полусказки. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://www.anapahram.ru/news/8433-lvoina-ychastvyet-vo-mner
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]













13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715

Троян Нина Васильевна, учитель русского языка и литературы Целинного района Алтайского края



Рисунок 1C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Мои рисунки\090bcdf80c117ce2150f59313cde6f6e.jpgРисунок 3C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Мои рисунки\um_262d8.jpgРисунок 4C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Мои рисунки\6f6c2a1d094b3dc29a73d10a4b3d6b7b_1878706338_129241547888_800px.jpgРисунок 6C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Мои рисунки\kuvshun-granat-etg.jpg 
·