Статья Региональный компонент на уроках русского языка

Региональный компонент на уроках русского языка

21 век кипит событиями и страстями. Все меняется: ценности, вера, увлечения, люди. Кажется, что все сместилось в нашей жизни. То, что ценилось когда-то, к чему стремились, чему преклонялись, что идеализировали, вдруг стало фарсом. Что случилось и почему это случилось? Где найти точку опоры в жизни?
«Жить начинай и всегда живи сердцем. Сердце – мудрый советчик и справедливый», - сказал когда-то Абай. Кто нынче не знает и не почитает Абая - великого поэта, философа, просветителя-демократа, основоположника казахской литературы, композитора, народного заступника?!
С Абая начинается отчет нового времени и новой истории казахского народа. Гениальность Абая заключается в том, что его идеи, мысли находят отклик и потребность у каждого поколения.
- Каждый человек должен знать свой родной язык. Ручей, у которого нет истории, не может стать рекой-
-Сын отца - враг человека, сын человека - брат, ибо друзья народа -наши братья, и следует жить сними в мире и согласии-
Разве не для нас, живущих в 21 веке, написаны эти строки?!
Небольшая тоненькая книжечка, а сколько мудрости! Из этой книги можно черпать бесконечно. Сколько человечности, понимания и доброго участия. Практически на любой вопрос можно найти ответ у Абая, а если нет ответа, то совет обязательно Как много и в то же время просто сказано этим поэтом - великим художником слова, и как много он может дать тому, кто захочет понять!.
Как донести все это детям, как заинтересовать их, как заставить их читать Абая? Вот именно заставить, а потом, я знаю, они полюбят его. А сейчас, что делать?! Ответ я нашла у Абая.
«Работайумножай знаниярасти знанияДля того, чтобы избежать пороков, достичь добра, необходимо знать русский язык». То к чему призывал Абай, о чем мечтал сбылось Мы изучаем русский язык, знаем и ценим его богатство и красоту, через русский язык познаем мир. А почему бы через русский язык не изучать Абая?!
Работу начинала с небольших предложений, высказываний из «Слов назиданий», учитывая, конечно же, возрастные особенности детей. Я думаю, что все согласятся с тем, что в словах Абая можно найти все не только для изучения русского языка, а по ней можно учиться жить. Уже в 9 классе отдельные «Слова» использовала на уроках по развитию речи - это изложения (подробные, выборочные, сжатые, изложения с элементами сочинения), сочинения –рассуждения, сочинения- рассказы. На уроках по развитию речи ребята не просто пересказывают содержание прочитанного, а учатся определять тему, главную мысль, находить художественные средства, и самое главное- спорить, доказывать, выражать свои мысли и свое отношение к прочитанному. Но, чтобы понять Абая и его мысли, нужно знать его жизнь. Поэтому я вновь обратилась к роману Мухтара Ауэзова «Путь Абая». Конечно, это художественное произведения, и автор показал нам Абая таким, каким представлял его сам, через свое видение, но какой богатый материал для изучения русского языка. Тексты для работы выбирала интересные, познавательные и, конечно же, чтобы они носили воспитательный характер. В старших классах предложения уже не вырывались из контекста. Дальше в каждом тексте искала орфограммы, пунктограммы, материал по лексике, морфологии и т д. Конечно, это очень кропотливая работ, но оно того стоит, потому что потом один и тот же текст можно использовать в разных классах, на разных уроках, учитывая тему урока. К каждому тексту составила дополнительные задания Через дополнительные задания решалась еще одна задача - подготовка обучающихся к предметной олимпиаде по русскому языку. Так появился сборник диктантов по русскому языку на основе романа М.Ауэзова «Путь Абая» и сборник изложений и сочинений на основе произведения Абая «Слова назидания»
Сейчас я даже не могу сказать, что было главным, когда я обратилась к Абаю: использование регионального компонента на уроках русского языка или желание открыть для детей Абая, но одно я знаю точно. Абай не оставил детей равнодушными, он заставил их посмотреть на себя, на мир иными глазами, он заставил их думать, мечтать и, наконец, гордиться тем, что Абай их соотечественник. Это, наверное, и есть возвращение к истокам, возвращение к тому, мимо чего мы когда-то прошли, возвращение к тому, что не могли оценить в свое время по достоинству. Как много нужно пережить, через какие трудности нужно пройти, прежде чем прийти к Абаю.


Диктанты для обучающихся 7-9 классов

Диктант
Мальчик спешил домой. Он готов был на все, чтобы третий день пути был и последним. На ночевке в Корыке он затемно разбудил Байтаса и уговорил своих спутников выехать, едва занялась заря. Весь день он подгонял коня, держась впереди провожатых на расстоянии пущенной стрелы.
Два первых дня пути старшие двигались не спеша и совсем вывели мальчика из терпения. Теперь он был рад, что хоть в последний день нашел средство заставить их торопиться. Он решил до самого аула скакать впереди.
Спутники почти потеряли его из виду, но он все скакал. Путь пролегал по буграм и сопкам. Когда аулы откочевывают в горы Чингиз, здесь становится совсем безлюдно. С каждого холма можно отлично следить за проезжими и охотниками до чужого добра, нетрудно нападать на них из оврагов и лощин.
(125)

Орфограммы
Правописание безударных гласных в корне слова, приставок на –з и –с, гласных после шипящих, имен собственных, правописание наречий
Синтаксис: простое предложение осложненное однородными членами предложения , ССП, СПП


ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
1.Синтаксический разбор предложения.
2.Объяснить знаки препинания в предложении
3.Найти и выписать примеры орфограмм в корне, приставке, суффиксе (2 - 3), объяснить.
4.Фонетический разбор слова.
5.Объяснить значение слов - спутники, провожатые.
6.Найти фразеологизм








Диктант
Дверь распахнута, тундук открыт, и прохладная юрта полна дыханием ясного весеннего утра. Запахи полыни и ковыля, перебивая друг друга, врываются в нее вместе с разноголосым шумом весны. Абай сидит возле высокой кровати с костяной резьбой, облокотившись о круглый стол. Чтение не мешает ему воспринимать все разнообразие жизни, окружающей юрту.
С особой остротой Абай ощущает возрожденную весной жизнь, врывающуюся в его уединение. Солнечные лучи, падающие через широкое кольцо шанырака на узорчатые кошмы, по-весеннему ласковы и мягки, тишина в нарядно убранной юрте успокаивает душу. Ему дышится легко и радостно, и он склоняется над страницами, перечитывая их с новым, удивленным чувством, будто видя их совсем другими глазами: книга и ее читатель, наконец, поняли друг друга.
Сегодня произошло большое событие: эта книга была первой большой русской книгой, которую Абай прочел до конца почти свободно, как будто она была написана на родном языке.
Всю минувшую зиму Абай, окружив себя помощниками - словарями и учебниками, сидел только над русскими книгами. Весной, когда ему показалось, что свет нового мира уже открывается ему, он взялся за Пушкина. Начал он с прозы и, читая, с восторгом чувствовал, что понимает решительно все. Это был «Дубровский». Пушкин открыл перед Абаем все богатство русского языка - и теперь Абай смог оценить и все богатство мыслей этой книги.
Глубокое душевное удовлетворение и особенно острое ощущение окружающей жизни, владевшие сейчас Абаем, и были вызваны встречей с этой книгой: она оказалась тем спутником, которого случайно находишь в дороге, и который вдруг становится неожиданно близким другом. Абай давно не испытывал такой радости. Сегодняшний день был оправданием его долгого отшельничества, оправданием его ухода от всех домашних дел и разговоров: брод, который он долгие годы искал, стремясь достичь другого берега, был, наконец, найден и перейден. (276)

Орфограммы
Правописание безударных гласных в корне слова, правописание -н-, -нн- в прилагательных и причастиях.
Синтаксис: простое предложение осложненное вводными словами, причастными, деепричастными оборотами, ССП, СПП, БСП, сложное предложение с разными типами связи


ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
1.Синтаксический разбор предложения.
2.Объяснить знаки препинания в 7 предложении.
3.Объяснить лексическое значение слов - брод, отшельничество, уединение.
4.Произвести морфологический анализ слов - разноголосый,
по-весеннему, весеннего (утра).
5.Найти в тексте имена существительные, допускающие варианты окончания.

Диктант
Странное чувство владело Абаем этой весной. Оно делало его равнодушным к окружающей суете и шуму, к радостям и печалям близких людей. Он весь - и мыслью, и чувством - погрузился в новый, одному ему доступный мир. И домбра, и бумага послушно повторяли горячие, прочувствованные слова его песен и стихов - откровенные признания молодого взволнованного сердца.
Все стихи, сочиненные, записанные им, до сих пор жили только в нем самом. Ни одна песня не дошла до той, для кого он слагал их. Надежда? Надежды тоже не было. Ему оставалось лишь одинокая, грустная мечта.
По временам где-то далеко-далеко слышался серебряный звон шолпы. Звон то приближался, то отдалялся. Слабый отзвук надежды трепетал в этом звоне и томил душу... Мечта? Нежные золотистые лучи ее горели там, далеко, куда не достигал его взгляд... Там был рассвет, утро, яркое утро... Незабываемый образ не покидал его ни на мгновение. (140)

Орфограммы
Правописание безударных гласных в корне слов, корней –гар- (гор), -лаг-, (лож), правописание причастий, правописание частиц не, ни
Синтаксис: простое предложение, осложненное однородными членами предложений, причастными оборотами.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
1.Синтаксический разбор предложения.
2.Объяснить правописание слов - далеко-далеко, серебряный (звон), слагал.
3.Фонетический разбор слова.
4.Выписать местоимения, определить их разряд.
Диктант
На другой день погода изменилась. Пронеслось первое дуновение зимних холодов.
С хребта Чингиз в долины постоянно дует ветер. Весной он благодателен - уносит снег и очищает от него перевалы и урочища Чингиса. Зимой - он тоже добрый друг скотовода: он снимает с пастбищ снеговой покров, и так как обычно дует с юга, то не приносит особенного холода. Правда, сила его бывает необыкновенной: иногда он сбрасывает с перевалов камни, с корнем вырывает высокие травы, уцелеть может лишь низкорослая полынь да перистый ковыль - лучший зимний корм для овец. Но осенью ветер с Чингиза превращается из друга во врага. Пронзительные порывы его невыносимы. Он несет с собой стужу, заволакивает небо тяжелыми, свинцовыми тучами...
Сегодня ветер закружил в воздухе снежные звездочки - выпал первый снег в этом году. Аулы, расположенные на перевалах и в долинах Чингиза, уже прикочевали к зимовьям. Люди оставались еще в юртах, но зорко следили за погодой. Холодное дыхание ветра заставило сегодня всех собрать свои юрты, перенести вещи в постройки и разместиться в теплых помещениях. В ауле Кунанбая, расположенном в Карашокы, с самого утра стояла суматоха, точно люди готовились справлять поминки.(160)

Орфограммы
Правописание безударных гласных в корне слов, приставок на –з и –с, правописание -ться, -тся в глаголах, имен собственных, правописание причастий,
Синтаксис: простое предложение, осложненное однородными членами предложений, вводными словами, причастными оборотами.


ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
1.Синтаксический разбор предложения.
2.Объяснить знаки препинания в предложении.
3.Объяснить лексическое значение слов - перевал, урочище, заволакивает (небо).
4.Найти и выписать примеры орфограмм в корне, приставке, суффиксе (2-3), объяснить.
5.Найти примеры антонимов.



Диктант
Ночь прошла без сна. Лишь на рассвете Абай ненадолго прилег, но, не чувствуя усталости, вскоре вернулся к столу, заваленному раскрытыми книгами. Рядом со староузбекскими, которые Абай читал свободно, лежали арабские и персидские книги, более трудные для него, и русские, понимать которые ему было еще труднее.
Эти разноязычные друзья собрались нынче к нему по особому случаю. Сама жизнь потребовала от него знаний, таившихся в этих книгах. Последние дни Абай читал и днем, и ночью, словно исследователь или отшельник. Порой, оторвавшись от страницы, он удивленно оглядывался вокруг, возвращаясь к действительности.
Узбекские книги уводили Абая в цветущие сады Шираза; он видел древние мавзолеи Самарканда, бродил по сказочным дворцам, медресе и библиотекам Герата, Газны и Багдада, родины величайших поэтов. Со страниц арабских и персидских книг сверкали перед ним кривые исфаганские сабли. Русские книги раскрывали перед ним тайны вод, песков и пустынь Средней Азии, Ирана, Аравии и жизнь их больших торговых городов.
Сегодняшний день этих стран интересовал Абая больше всего. Читая, он делал подробные выписки о караванных дорогах и водных путях, о крупных городах и больших базарах.
Все эти сведения были необходимы для путника, отправлявшегося сегодня в далекие края. И Абай, живо воображая эти страны, о которых столько слышал с самого детства, не раз восклицал про себя: «Жаль, что не сам я еду!». (210)

Орфограммы
Правописание безударных гласных в корне слов, имен собственных, правописание прилагательных и причастий,
Синтаксис: простое предложение, осложненное однородными членами предложений, деепричастиями, причастными и деепричастными оборотами. Предложения с прямой речью, СПП с придаточными определительными .

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
1.Синтаксический разбор предложения.
2.Объяснить знаки препинания в предложении.
3.Объяснить лексическое значение слов - отшельник, караванные (дороги), мавзолей.
4.Определить способы образования слов - величайших, разноязычны

Диктант
В этом году ему исполнилось тринадцать лет, и внешне Абай тоже был где-то на полпути - ни юноша, ни мальчик. Ростом он был уже высок, руки и ноги удлинились. Раньше он казался курносым, а теперь нос его заметно выпрямился. Выражение лица стало не по-детски серьезным, но в его фигуре еще не было законченности. Абай похудел и вытянулся. Он напоминал растение, выросшее без солнечных лучей: белесое, слабое, с длинным хрупким стеблем.
Раньше на его смуглых щеках всегда играл румянец. Теперь же - от долгой ли жизни в городе, или от перенесенной болезни - лицо его побледнело, черные волосы поредели, и меж ними светлела кожа; было сразу видно, что он болел и долго не видел солнца.
Вместе с внешностью резко изменился и его характер. Сейчас он вполне мог бы ездить верхом, но его никуда не тянуло. Он избегал сверстников и нашел себе других друзей. Лучшим его другом стала бабушка, а после нее - мать. (151)

Орфограммы
Правописание безударных гласных в корне слов, непроизносимых согласных, правописание корней – раст-(рос)
Синтаксис: простое предложение, простое предложение, осложненное однородными членами, ССП.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
1.Синтаксический разбор предложения.
2.Выписать местоимения, определить их разряд.
3.Объяснить правописание слов - полпути, по-детски, никуда.
4.Объяснить лексическое значение слов - белесое (растение), сверстники.
5.Фонетический разбор слова.










Диктант
Караульная сопка, Тайное ущелье - все эти места знакомы Абаю не хуже, чем родной аул. Два раза в год - весной и осенью - аул Кунанбая прикочевывает сюда и надолго здесь располагается. Каждое ущелье, овраг, лощина, места, где привязывают жеребят или ставят юрты, овечьи пастбища на возвышенности, что видна с дороги, - все это знакомо и мило Абаю. В прошлом году, когда на борхау, во время стрижки овец, он отправлялся в город учиться, ему пришлось выехать как раз отсюда, из Есембая. И все кажется ему здесь родным, все дышит непередаваемой теплотой. Еще недавно он веселился здесь, бегая с мальчишками наперегонки, устраивая скачки на жеребятах-однолетках, играя в бабки. И когда там, в городе, нападала на него тоска по родному аулу, в его воспоминаниях не раз вставали незабываемые дни, проведенные именно здесь, в Есембае. (129)

Орфограммы
Правописание безударных гласных в корне слов, непроизносимых согласных, правописание корней – лаг-(лож), имен собственных,
Синтаксис: простое предложение, простое предложение, осложненное однородными членами, деепричастным оборотом, СПП.


ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
1.Синтаксический разбор предложения.
2.Объяснить знаки препинания в предложении.
3.Найти и выписать примеры орфограмм в корне, приставке, суффиксе (2 - 3), объяснить.
4.Найти существительные, которые имеют только форму единственного числа.












Диктант
Мирные желтые сопки, зеленые луга, необъятный простор серебристого ковыля, подернутый вдали дрожащей дымкой, стелются перед ним. С нежностью и волнением смотрит Абай на окружающий его мир - на бескрайную степь, на простор, на сопки, где он родился и где провел детство. Ему хочется обнять все это и покрыть горячими поцелуями. Какая нега в прохладном степном ветерке, не знающем ни бурных порывов, ни мертвого затишья! Сочная тучная степь вся колышется от этого ветерка, и пологими волнами переливается на ней ковыль. Да нет, не степь это, - бескрайное, сказочное море... Абай не может оторвать от него глаз. Он безмолвно погружается взором в вольную ширь. Она ничуть не пугает его, если бы он смог, он охватил бы её всю, прижался бы к ней и шептал: «Я так соскучился по тебе! Может быть, другим ты кажешься страшной - только не мне! Родная моя, милая степь!...» (140)



Орфограммы
Правописание безударных гласных в корне слов, правописание личных окончаний глаголов, правописание частиц не, ни
Синтаксис: простое предложение, осложненное однородными членами, причастным оборотом, СПП, знаки препинания в предложении с прямой речью

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

1.Синтаксический разбор предложения.
2.Объяснить правописание слов - бескрайнее (море), вдали, стелются.
3.Найти примеры форм слова (2-3).
4.Объяснить лексическое значение слов нега, безмолвно.











Диктант
Абай ехал той же равниной, которой возвращался когда-то из медресе, истосковавшийся в городе по своему аулу и родным. Тогда степь зеленела, а теперь холодная снежная пелена покрывала ее просторы. Голые сопки и холмы однообразно белели кругом, все казалось полным безучастной тоски, тусклыми призраками минувшего... Когда-то при виде этой степи беспечное детское сердце наполнялось блаженной радостью и искало счастья здесь, в ее просторах, в родном ауле. Теперь он покидает их и возвращается в город. Он едет в надежде найти там все то, о чем мечтал и к чему стремился ...
Сейчас ему двадцать пятый год. Длинная вереница дней проходит перед его внутренним взором. Вот она, жизненная тропа, то уводящая в дебри, то увлекающая на перевал... Вот она взметнулась на подъем и вьется в вышине - извилистая тропа его жизни.
Да, он в вышине.
Слабый росток некогда пробивался в каменистой почве, потом вытянулся тонким стебельком - и одинокая жизнь зацвела на голом утесе. Теперь этот слабенький росток впитал в себя все соки жизни, окреп и стал стройным, сильным чинаром. Ни зима, ни морозы, ни дикие горные ураганы ему уже не страшны. (190)
Орфограммы
Правописание безударных гласных в корне слов, правописание приставок на –з , -с, правописание –н-, -нн- в прилагательных правописание частиц не,ни
Синтаксис: простое предложение, осложненное однородными членами, причастным оборотом, СПП

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
1.Синтаксический разбор предложения.
2.Объяснить знаки препинания в предложении.
3.Найти примеры слов употребленных в переносном значении.
4.Найти и выписать примеры орфограмм в корне, приставке, суффиксе (2 - 3), объяснить.







Диктант
...Оставив друзей в юрте, Абай вышел на холм, чтобы побыть наедине со своими мыслями. Тайнами, скрытыми в его душе, он делился с вечерней красотой природы, сливаясь с нею.
Беспредельными просторами раскинулась перед ним степи Ералы, Ойкодыка, Корыка. Как огромен лик спокойного мира, пребывающего в вечерней тишине! Косые лучи солнца розовым светом озаряют эту ширь. Ровный мягкий свет разливается по этому блаженному в своем покое миру. Вдохновенный взор поэта видит перед собой уже не степь, а море - спокойную, тихую гладь водного простора. По этому морю жизни плывет одинокий корабль. Подняв паруса, он уходит в неведомый, но чудесный, озаренный светом путь, к неведомым, далеким берегам. На парусах его начертано: «Борьба и надежда». Корабль, поднявший на себе, надежды народа, плывет к гавани, имя которой - Грядущее. Это корабль Абая прокладывает в мир широкий, прямой, уверенный путь.
Абай пристально смотрит с холма на далекий темнеющий горизонт, взором мысли провожая корабль в желанное плаванье. Впервые за всю жизнь он чувствует сейчас гордость. И на эту гордость он имеет право. (163)

Орфограммы
Правописание безударных гласных в корне слова, правописание приставок на –з , -с, правописание -н-, -нн- в прилагательных и причастиях, правописание личных окончаний глаголов.
Синтаксис: простое предложение, осложненное однородными членами, вводными словами, причастными, деепричастными оборотами, СПП.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
1.Синтаксический разбор предложения.
2.Объяснить знаки препинания в предложении.
3.Найти примеры существительных, которые имеют только форму единственного числа.
4.Найти примеры формы слова (2-3).
5.Объяснить лексическое значение слов - беспредельный, (по) блаженному (миру).







Диктант
С глубоким вздохом Абай вновь склонился над письмом Татьяны. «Какие искусные слова! Не слова - дыхание, трепетное биение сердца... нежная глубина!» - подумал он с восхищением. И тотчас, прорезав мрак его памяти, как падающие звезды прорезают темный небосвод, перед его глазами промчались два светлых облика. Один - лик сияющей юности, Тогжан; второй, полный душевной тоски, - Салтанат. Обе, подобно самой Татьяне, подавили разумом голос сердца, обе не смогли поднять голов, опутанных уздою неволи.
«Пусть их чуткие сердца вникнут в эту песню, они поймут ее как свою», - думалось ему.
Поэтому-то он и решил перевести письмо Татьяны. Последние два дня он помогал ей заговорить на чужом ей казахском языке. Чем дальше, тем больше слов находит его Татьяна в мягком, нежном напеве. Все благороднее в своей грусти, все красноречивее становилась эта девушка, покорившая его. Так в зиму тысяча восемьсот восемьдесят седьмого года великий русский акын Пушкин впервые вступил в простор казахских степей, ведя за руку милую свою Татьяну. Он принес в эти просторы радость своих песен, а его Татьяна пришла как близкая, как родная всем - и научила молодые сердца казахов тому языку искреннего чувства, каким еще никто не говорил в казахской степи.


Орфограммы
Правописание безударных гласных в корне слов, правописание имен числительных, правописание частиц не, ни
Синтаксис: простое предложение, осложненное однородными членами, причастным , деепричастным оборотом, СПП, знаки препинания в предложении с прямой речью

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
1.Синтаксический разбор предложения.
2.Объяснить знаки препинания в предложении.
3.Объяснить правописание орфограмм в словах восемьсот, потому-то
4.Найти примеры однокоренных слов (2-3 ряда).
5.Объяснить лексическое значение слов - красноречивее, искусные (слова), акын.




Диктант
Достоинство жигита - не в знатности и богатстве. Бедность и безродность не порок, если человек одарен высокими качествами. Но и таланта одного мало: недаром говорят: «имеешь дар - не унижай его». И если одаренный акын умеет высказывать горе народа и осушать его слезы - никого нет выше и почетнее его.
Прошло несколько лет. Для Абая это были годы упорного труда и исканий. Время, проведенное с книгой или с пером в руке, будь то зимой или летом, Абай считал счастливейшими часами, своей настоящей жизнью. Думать, искать и доверять бумаге все пережитое стало смыслом его существования. Искры истины и высокие мысли, найденные им в книгах или познанные в жизни, находили себе место в его стихах, в песнях, каких до него никто еще не пел на его родном языке.
Имя Абая-поэта было в то время уже известно повсюду. Он и сам понимал теперь свою поэтическую деятельность как долг перед народом. Молодому поколению Абай пел о красоте, возвышая души, заставляя глубоко задумываться над жизнью и искренне чувствовать. Рождаясь в Акшоты, эти песни разлетались далеко по бескрайним степям. Теперь Абай записывал свои произведения, а молодежь, полная высоких стремлений, влюбленная в его стихи, заучивала их наизусть, подбирала к ним напевы и разносила в песнях по степи.

Орфограммы
Правописание безударных гласных в корне слов, правописание -н-, -нн- в прилагательных и причастиях, правописание частиц не, ни
Синтаксис: простое предложение, осложненное однородными членами, причастным , деепричастным оборотом, ССП,СПП

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
1.Синтаксический разбор предложения.
2.Объяснить знаки препинания в предложении.
3.Найти примеры, когда слова употребляются в переносном значении.
4.Найти и выписать примеры орфограмм в корне, приставке, суффиксе (2-3), объяснить.
5.Найти местоимения, определить их разряды.




Диктант
Закатный час. Сумерки сгущаются. Кажется, что ночь рождается во всех углах дома и, выползая оттуда, поднимается к потолку, нависая темными облаком. Дом Улжан самый большой в зимовье Жидебай. Гостеприимный, просторный, он весь украшен коврами, кошмами, алаша. В нем Абай живет со своей бабушкой и матерью.
Светильник еще не зажжен. Дома почти никого нет - все хозяйничают и хлопочут на дворе. Просторная комната, необычно пустая, кажется покинутой. Абай стоит на коленях у окна, выходящего на хребты Чингиза. Подперев подбородок руками, он облокотился на подоконник.
Направо, на постели, разостланной на полу, сидит Зере, раскачивая коленом люльку. Старушка, как всегда, напевает колыбельную песенку. Песня тоже стара, старее бабушки. Кроме Зере, никто её не поет, и звуки ее так же близки Абаю, теплы, трогательны и любимы, как сама старая бабушка.Когда-то и он сам засыпал под тихие переливы этого напева. С тех пор не изменился ни один звук, ни одно слово, - песня, как верное сердце матери, не знает перемен. В песне - безмятежное дыхание тихого вечера. Кроткий голос бабушки наполняет тишину закатного часа. Абай слушает, и ему кажется, что пение старой бабушки, сердечное, задушевное, проникнутое тихой грустью, укачивает и убаюкивает его самого. Ему хочется, чтобы эта песня звучала долго-долго, без конца. (199)

Орфограммы
Правописание безударных гласных в корне слов, приставок на –з , -с, правописание -н-, -нн- в прилагательных и причастиях, правописание частиц не, ни
Синтаксис: простое предложение, осложненное однородными членами, причастным , деепричастным оборотом, ССП,СПП

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
1.Синтаксический разбор предложения.
2.Объяснить знаки препинания в предложении.
3.Объяснить лексическое значение слов - зимовье, безмятежное, кроткий.
4.Найти и выписать примеры орфограмм в корне, приставке, суффиксе (2 - 3), объяснить.
5.Произвести морфемный анализ слов -разостланной, подоконник.



Диктант
... Две толстые потрепанные книги. Абай раскрыл одну из них, нашел нужную страницу и, пробежав ее глазами, снова откинулся, отвлеченный своими мыслями.
Пушкин и Лермонтов... Оба они прошли свой жизненный путь вдали от степей, где жили его деды, и кончили жизнь в неведомых далях, чуждые и неизвестные казахам. Но за эту зиму оба стали так близки Абаю... Явились из другого мира, изъяснялись на другом языке, - а отнеслись к нему приветливо, как родные. Двойники его в огорчениях и в грусти, они, разгадав его душу, как бы говорили ему: «И ты своими мыслями подобен нам!»
Друзья его - мертвы. Но разве можно назвать смертью такую смерть? Навеки бессмертные, они заповедали миру помнить их имена. От человека остается только могильная насыпь, с годами она сравняется с землей. Так же меркнет в памяти живущих и воспоминание о недавнем призрачном существовании. Когда насыпь исчезнет - человек проглочен вечностью. А эти два человека утвердили на земле память о себе, как мощные незыблемые горы. Они подобны двум вершинам Акшоты, вознесшимся надолго, на века...
Абай со вздохом подумал: «Благословен народ, просветленный знанием!.. Если б и нам, казахам, предки оставили золотой клад знаний и просвещения!» Оба поэта представляются ему такими близкими друг другу, родными: «Это - братья, вся жизнь которых - ярко пылающий, неугасимый факел для последующих поколений, для всех носителей мысли среди всех народов и всех времен...» (213)

Орфограммы
Правописание безударных гласных в корне слов, правописание приставок на –з , -с, правописание -н-, -нн- в прилагательных и причастиях, правописание частиц не, ни , правописание наречий
Синтаксис: простое предложение, осложненное однородными членами, причастным, деепричастным оборотом, СПП, знаки препинания в предложении с прямой речью
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
1.Синтаксический разбор предложения.
2.Объяснить знаки препинания в предложении.
3.Найти примеры форм слова (2-3).
4.Найти примеры существительных, которые имеют только форму единственного числа.
5.Объяснить орфограммы - (о) существовании, надолго, неизвестные (слова).

15