Из опыта работы: Национально-региональный компонент на уроках русского языка

Из опыта работы: Использование национально – регионального компонента на уроках русского языка.

Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека.
В соответствии с государственной образовательной политикой Республики Калмыкия одним из приоритетных направлений развития школ в республике является приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовным и нравственным ценностям
Национально-региональный компонент является составной частью школьного образования. Он обладает самоценностью и самозначимостью.
В своей работе по русскому языку я включаю национально – региональные материалы, которые позволяют учащимся лучше осознавать себя, свой город, свой посёлок, регион, которые являются неотъемлемой частью нашей страны, а также способствуют становлению личности, небезразличной к «малой родине», ибо в наше время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”
Академик Д. Ушинский считал, что в качестве основы для изучения Отечества необходимо развивать у детей «инстинкт местности» (местный патриотизм) где они живут.
Как известно, в учебниках, реализующих компонент образования в области русского языка, практически не используется языковой материал, отражающий специфику того или иного региона. Поэтому, я считаю, что составляющими частями содержания национально-регионального компонента на уроках русского языка являются:
включение словосочетаний, предложений и текстов, тематически ориентированных на приобретение знаний о природе, материальной и духовной культуре родного края,
включение языкового материала: слов и фразеологизмов, семантика и этимология которых отражают миропонимание и мироощущение жителей определенной местности, историческую ономастику и микротопонимику региона, живую речь и фольклор, языковые особенности произведений местных писателей, поэтов, журналистов, ученых и т.п.,
включение литературоведческого материала, состоящего из произведений национальных писателей и поэтов.
Отобранные мною тексты и составленные задания к ним по разделам русского языка на этнокультурном материале, отрывках из произведений калмыцких писателей и поэтов, позволяют сформировать не только комплекс необходимых знаний, но и культурологическую компетентность школьника.
5 КЛАСС
Национально-региональный компонент: «Золотой родник»: О калмыцком народном творчестве, ремеслах и быте / Константин Эрендженов.

Константин Эрендженов оставил нам замечательную книжку - маленькую энциклопедию калмыцкого фольклора «Золотой родник». Она для тех, кто не хочет оставаться иванами, не помнящими родства.


Тема: Понятие о синтаксисе и пунктуации.
Кочевать, калмыки, в, поиск, земля, хороший, с вода, и, вкусный, трава.


Кочевали калмыки в поисках хороших земель с водой и вкусной травой.

Задания
Есть ли смысл в том, что записано в первом столбике ? Во втором ? Почему ?
Что вы узнали из кочевой жизни калмыков?
Объясните значение слова «кочевали».
Вывод: Если слово называет предмет, его действие, признак, то предложение говорит о том, что происходит с предметом, какое действие в нем совершается и как, т.е. в предложении между словами устанавливается определенный смысл.


Тема: Предложения с однородными членами.

1.Домбра и гармошка были у калмыков главными музыкальными инструментами.
2.Под звучную мелодию домбры плясали и приговаривали танцоры.
3.О калмыцких домбрах много сказано в народных песнях, загадках, благопожеланиях.
Укажите однородные члены предложения
Какими средствами они связаны
Какими частями речи выражены
Назовите морфологические признаки этих слов
Вывод: Однородные члены предложения связаны между собой интонацией или союзами.
Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.

Тема: Главные члены предложения.
1.Калмыки – прирожденные животноводы.
2.Веками они выращивали четыре вида скота
3.Каждый мужчина прекрасно знал повадки домашних животных.
Назовите главные члены в данных предложениях.
Чем выражены подлежащие в этих предложениях?
Объясните постановку тире в первом предложении.
Перечислите 4 вида скота калмыков.
Вывод: Подлежащее может быть выражено существительным, местоимением и словосочетанием.

Тема: Второстепенные члены предложения.
Молодые калмычки раньше носили поверх платья широкие пояса.-
Калмычки носили.
Какое из этих двух предложений несёт большую информацию? За счет чего?
Какие действия и в какой последовательности нужно выполнить, чтобы разобрать предложение по членам?
Найдите в предложениях второстепенные члены.
Как называются предложения с второстепенными членами?
Калмычки (какие?) молодые – определение;
носили (что?) пояса – дополнение;
пояса (какие?) широкие – определение;
носили поверх (чего?) платья – дополнение;
носили(когда?) раньше – обстоятельство.

Тема: Определение. Дополнение. Обстоятельство.
В течение многих веков калмыки разводили безобидных верблюдов.
Верблюжье молоко густое и питательное.
верблюдов (каких?) безобидных - определение,
молоко (чьё?) верблюжье - определение,
разводили (когда?) – обстоятельство.
Из серебра и цветных металлов калмыки изготовляли себе различную посуду.
Калмыки изготовляли (что?) посуду, из (чего?) серебра, (кому?) себе – дополнения.
Тема: Сложное предложение. Союзное и бессоюзное предложения.
1. Вся жизнь степняка была тесно связана с конем, и жизнь без коня калмыку не представлялась.
2.Калмыцкая домбра имеет семь ладов и две струны, их калмыки делали из бараньей тонкой кишки.
Докажите, что они сложные предложения.
Какими средствами связаны простые предложения в составе сложных?
Как различаются в зависимости от этого сложные предложения.
Вывод:
Сложное предложение

Союзное бессоюзное



Национально-региональный компонент: « Калмыцкие литературные сказки» (Отрывок из сказки Давида Кугультинова «Сар-Герел»)

Д.Н. Кугультинов  народный поэт Калмыкии, является одним из немногих поэтов республики, кто получил известность далеко за ее пределами.


Тема: Настоящее и будущее время.
Режет, смеется, кроит Герел,
Шубу сошьет иль цегдек –
Преображается человек
Цегдек – женская одежда калмычек.
Задание.
Какие действия, названные в контексте, совершаются в момент речи, после момента речи?
Расскажите о значениях настоящего и будущего времени, употребляя сочетание момент речи.

Объяснительный диктант.
Обозначить время, вид глаголов
Глянешь назад, глянешь вперёд –
Ветер играет, ковыль теребя,
Степью неслышно Герел идет,
Смуглой рукой разбирает стебли,
Нужные травы в сумку кладёт.

6 класс
Национально-региональный компонент: Санджи Каляев: стихотворение «Калмыцкий язык»

Санджи
· Каля
·евич Каля
·ев – калмыцкий писатель, фольклорист, переводчик, литературовед, драматург, народный поэт Калмыкии, один из зачинателей современной калмыцкой литературы. .
Тема: Полные и краткие прилагательные.
Калмыцкий язык.
Со старшим почтителен, с младшим приветлив.
Он ловок и гибок, как всадник – калмык,
Он прочен и точен, он сметлив, приметлив, –
Калмыцкий язык.
Задания.
Прочитайте выразительно стихотворение
Каким членом обычно бывают краткие прилагательные в предложениях?
Проследите за употреблением кратких форм имён прилагательных в однородно ряду сказуемых. Почему нельзя сказать «он ловок и гибкий»?
Сформулируйте соответствующую литературную норму. Проследите, как она соблюдается в тексте.
Национально-региональный компонент: УНТ: Калмыцкие пословицы.
Тема: Определительные местоимения
Если правды нет в твоей груди, к людям речь держать не выходи.
Так речь была усердна и красна, что сбила сливки из воды она.
Тщеславье всем готово пренебречь и ради славы может дом поджечь.
Задание.
Определите тему каждой пословицы
Найти местоимения, употребленные в пословицах, указать разряд, падеж.
7 класс
Национально-региональный компонент: Традиционное воспитание калмыков.
Испокон веков у всех народов одним из основных принципов воспитания был собственный пример. Наши предки глубоко осознавали, насколько ответственна миссия родителей. Поэтому взаимоотношения между членами семьи основывались на глубоком взаимном уважении. Отец был признанным главой семейства, мать всегда всячески подчеркивала социальную роль мужчины. Ему первому подавали еду и питье, ему принадлежало главное место в доме, его слово всегда было последним, а его решения не подлежали оспариванию. Мать и дети обращались к отцу всегда уважительно на Вы. «Вы» звучит как ласка, «ты» как толчок», – считали калмыки. (Захаров Б.А. «О калмыцком воспитании»).
Задания
Озаглавьте текст.
Определите, каких по синтаксической структуре предложений больше всего в тексте, простых или сложных?
Расскажите о знаках препинания в сложных предложениях.
Произведите синтаксический разбор сложного предложения.
Сделайте вывод: какие морально-этические качества характеризуют народный идеал калмыцкой семьи?
Национально-региональный компонент: Калмыцкий народный эпос «Джангар»

"Джангар" - калмыцкий героический эпос, воспевающий воинские подвиги калмыцких богатырей и их предводителя Джангара...


Тема: Повторение. Морфологический разбор причастий.
Русский перевод эпоса «Джангар» выполнен поэтом Семеном Липкиным.
Книга иллюстрирована художником В.А.Фаворским.
Задание.
Произведите синтаксический и морфологический разбор предложений.
Какими членами предложения являются краткие причастия в данных предложениях? Полные причастия?

Викторина «Узнай богатыря из эпоса «Джангар»
Избранный запевала давно,
Равных ему не бывало давно! (Мингйан)

Сведущий во зле и добре
Он восседает на ковре
По правую руку вождя (Алтан Цеджи-Ясновидец)


Предан он родине: сила в этом его,
Надо прислушиваться к советам его! (Улан Хонгор, Алый Лев)


Среди людей великаном он был,
Соколом неустанным он был
Закалённая в пламени сеч
Не сходила с могучих плеч
Острая секира (Савр Тяжелорукий)

Был повелитель истинный он
Держава была нерушима его,
Слав неудержимо его
Гремела на просторной земле (Джангар Богдо)

Задания
Найти в тексте причастия и определить по суффиксам их разряд.


15