Национально-региональный компонент на уроках русского языка

МБОУ «Тугнуйская СОШ»










Национально-региональный компонент
на уроках русского языка









ТУГНУЙ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В наше время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны, ведь каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире природы, других людей, других народов.
Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.
Исходя из положений, что Республика Бурятия в течение многих веков являлась той точкой, где столкнулись и смешались два потока мировой истории – восточной и западной, и из того, что, по словам отечественного философа А.С. Панина, «в современных условиях малые города и регионы выступают как центры культуры, сохраняющие культурную самобытность, исторические традиции, традиционный уклад жизни, ценности и установки», разумное включение национально-регионального компонента в базовую и дополнительную части лингвистического образования школьников представляется делом общественно значимым, а главное – актуальным.  
В Концепции национально–регионального образования Республики Бурятия указывается на то, что национально-региональный компонент (далее НРК) способствует в целом: а) формированию личности, открытой разным культурам, знающей и понимающей ценности каждой из них, подготовленной к самостоятельному обоснованию собственной принадлежности к определенной этнической культуре на основе убеждения в равноценности культур и языков как одного из компонентов культуры; б) содействует формированию деятельностной структуры личности (познавательной, коммуникативной, нравственной, трудовой, эстетической, физической), личности, способной стать автономным субъектом своих действий, основанных на моральном выборе, приспособленной к жизни в XXI столетии, осознающей себя одновременно как гражданином Бурятии, так России и Мира; в) расширению, углублению, конкретизации знаний, предусмотренных федеральным компонентом.
Составляющими частями содержания национально-регионального компонента на уроках русского языка являются:
включение словосочетаний, предложений и текстов, тематически ориентированных на приобретение знаний о природе, материальной и духовной культуре родного края,
включение языкового материала: слов и фразеологизмов, семантика и этимология которых отражают миропонимание и мироощущение жителей определенной местности, историческую ономастику и микротопонимику региона, живую речь и фольклор, языковые особенности произведений местных писателей, поэтов, журналистов, ученых и т.п.,
включение литературоведческого материала, состоящего из произведений национальных писателей.  
Отобранные мною тексты, и составленные задания к ним по разделам русского языка на этнокультурном материале, отрывках из художественных, публицистических произведений бурятских писателей, позволяют сформировать не только комплекс необходимых знаний, но и культурологическую компетентность школьника. Данные тексты можно использовать практически на каждом уроке русского языка, так как они не нарушают структуру урока, а, наоборот, способствуют заинтересованному и вдумчивому освоению содержания текста и лингвистических знаний. Таким образом, национально-региональный компонент как конкретизирующая часть традиционных разделов и ряда тем при изучении русского языка; общие языковые закономерности, нормы получает региональное осмысление.
5 КЛАСС
Тема: Повторение по синтаксису в начале года
Национально-региональный компонент: «Бурятский героический эпос «Абай Гэсэр»
Немного из истории
Эпос «Гэсэр» стал одной из духовных вершин кочевой цивилизации Центральной Азии, венцом устного народного творчества бурятского народа.
Героическому эпосу бурят свойственны оптимизм, светлый жизнеутверждающий пафос, героический гуманизм4. Все это с особой силой воплотилось в образе богатыря.
Идеал народного героя – борец за справедливость, за счастливую мирную жизнь, Гэсэр вобрал в себя этические, эстетические и философские понятия народа. Это герой, вставший на путь борьбы и ратных подвигов во имя благородной цели: избавить людей от бед и несчастий, дать им свободу и мирную жизнь. Именно этот идеал обусловил долгую жизнь эпоса в народе.
(Г.С.Санжадаева из книги «Тоонто нютаг»)
Задания
Озаглавьте текст.
Объясните значение слова «кочевой».
Определите, каких по синтаксической структуре предложений больше всего в тексте?
Расскажите о знаках препинания в данных предложениях.
Произведите синтаксический разбор указанного предложения.
Сделайте вывод: какие морально-этические качества характеризуют народный идеал человека?
Тема: «Прямая речь»
Национально – региональный компонент: «Восточный календарь»
Мышь и верблюд бурятская сказка
      Поспорили Мышь и Верблюд.       Я первым увижу солнце сказал Верблюд.       Нет, я первой увижу солнце ответила Мышь.       Не спорь со мной рассердился Верблюд. Ты не больше моей ресницы, а я гора.       Всю ночь Верблюд смотрел на восток, чтобы увидеть первым солнце. А Мышь сидела на горбу у Верблюда и смотрела на Запад. Хитрая Мышь знала: когда настанет рассвет, солнце сначала осветит вершины западных гор.        Начался рассвет, засверкали западные горы. А Верблюд все смотрит на восток, ждет, когда солнце появится.        Я первой увидела солнце закричала Мышь. Оглянись!       Оглянулся Верблюд и видит: горы на западе сияют, озаренные первыми лучами.       Так маленькая Мышь оказалась умнее большого Верблюда.       С тех пор первый месяц в году у бурят называется месяцем Мыши.
Задания
Прочитайте сказку по ролям.
Расставьте недостающие знаки препинания.
Почему Верблюд и Мышь написаны с заглавной буквы.
Какое явление объясняет сказка?
*** Придумайте свою историю об одном из названий года по восточному календарю.
Тема: «Склонение имен существительных»
Национально – региональный компонент: «Бурятские сказки»
1. В летние дни во время отдыха и в длинные зимние вечера буряты любят вспомнить о прошлом, о своих героях-воинах, посмеяться над тупостью и жадностью купцов и богачей. 2. Они чаше всего рассказывают сказки о животных. 3. Народная фантазия приписывала животным образ жизни людей и наделяла человеческими качествами и характерами. 4. Благодаря этому сказки ярко отражают жизненную обстановку и мораль охотников тайги. 5. Для этих сказок характерны конкретность и выразительность.
Задания
Озаглавьте текст
Объясните значение слова «бурят»
Определите падежи имен существительных.
Все существительные распределите в зависимости от склонения.
Подведите итог, расскажите о типах склонения имен существительных в русском языке.
Сделайте синтаксический разбор первого предложения.
Из предложения № 4 выпишите глагольные, именные словосочетания.
Какие бурятские сказки вы можете назвать, главными героями которых являются животные?
Какие человеческие качества и характеры высмеиваются в названных вами сказках?  
Тема: «Синтаксис и пунктуация. Словосочетание».
Национально – региональный компонент «Бурятские литературные сказки» (Отрывок из сказки Владимира Митыпова «Мамонтенок Фуф»)
Когда сне(г,к) сошёл совсем и на деревях стали разворачиват(?)ся клейкие ушки листочков, Фуф, держась за мамин хвост, отправился на юг. Там, среди невысоких2 склистых горок в шроких долинах, текло множество небольших речек притоков великой Амгау. По брегам шумели берёзовые и буковые рощи, над водой навсали мягкие кустарники, а земля была покрыта высоким ковром сочных тра(в,ф). Для стада мамонтов здесь, конечно, не хватило бы пищи на всё лето, но для Фуфа с матерью было вдоволь. И не только для них. Тут жили гиган(?)ские2 олени, горделиво нсившие на голове целый лес рго(в,ф)4. Вдились олени поменьше, дикие свиньи, целые стада красивых тоненьких косуль и антилоп. Здесь же где-то неторопливо и важно похаживал шерстистый носоро(г,к) Рум хозяин этих мест. Хоть ростом он был не намного меньше мамонта, пищи хватало и для него он выглядел всегда сытым и самодовольным, несмотря на угрюмый и необщительный нра(в,ф). Этот неотёсанный верзила был дальним родственником2 мамонтов и потому приходился Фуфу кем-то вроде дяди1. 
Распределите слова с пропущенными буквами в две колонки: гласные в корне слова, проверяемые ударением и проверяемые согласные в корне слова. Данные орфограммы выделите графически.
Какие слова не вошли в данный список? Почему? Как называется эта орфограмма?
Составьте и заполните таблицу «Типы словосочетаний». Примеры приведите из текста.
Произведите все указанные разборы.
Тема: «Текст»
Национально – региональный компонент: «Бурятские литературные сказки» (Отрывок из сказки Владимира Митыпова «Мамонтенок Фуф»)

Владимир Гомбожапович Митыпов родился в 1940 году в городе Чита. Окончил геологический факультет Иркутского госуниверситета, живет в Улан-Удэ, является членом Союза писателей России, а также председателем Бурятской ассоциации жертв политических репрессий. Ему присвоено звание народного писателя Бурятии. У Владимира Митыпова есть одна повесть – сказка, адресованная детям, и называется она «Мамонтёнок Фуф».


Фуф, как всякий малыш(?) его возр..ста, не мог обойтись без шалостей. И ему самому вовсе (не) казались шалостями. Б..ды в этом, может, и не было бы, но Фуф был у матери один, а потому рос безобразно капризным. Он страшно любил делать то, что запрещала ему мама. А это никогда к добру (не) приводит.
Фуф был наказан, когда хотел пот..нуть за хвост своего дядю – носорога Рума. И он проделал–таки это. Однажды, когда разморенный (полу)денным солнцем Рум др..мал, уткнув голову в кусты, Фуф подкрался и дернул его за хвост. Носорог со сна взр..вел так, что на другом конце рощи шлепнулась с дер..ва росомаха Чива, подстерегавшая идущих на водопад оленей. Олени, увидев Чиву, кинулись назад, по пути переполошили др..мавших в гр..зи свиней, и те, визжа и вопя вздорными г..л..сами, вын..слись в степь. Их увидели антилопы и тоже дернулись с места, внеся сумятицу даже в стадо невозмутимых бизонов.
Вот что наделал один–единственный шалун..
Задания
Какова тема данного отрывка?
Озаглавьте текст
Укажите тип и стиль текста.
Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.
Найдите слово с чередующейся гласной в корне слова.
Найдите слово, образованное способом сложения.
Объясните значение слова «шалун». Расскажите свою историю, которая бы помогла понять значение слова «шалун».
Тема: «Повествование»
Национально – региональный компонент: «Бурятские литературные сказки» (иллюстрация к сказке Владимира Митыпова «Мамонтенок Фуф»)

Подумайте и определите, к какому произведению создана иллюстрация? Кто её автор?
Составьте небольшой рассказ о героях иллюстрации. Как тип речи вы будете использовать в своем рассказе? Подумайте, сколько смысловых частей будет в тексте рассказа.


6 КЛАСС
Тема: Повторение по синтаксису в начале года
Национально-региональный компонент: «Бурятский героический эпос «Абай Гэсэр»

Раскрыло чудовище пасть свою,
Каждый клык подобен копью-мечу4.
Раскрыло чудовище огромный рот,
Проглотить всю вселенную норовит,
Верхними клыками небо скребёт,
Нижними клыками землю скоблит4.
Два великих могущества сближаются2,
Схватка-битва у них начинается.
Наклонили они головы, глазами косят,
Напрягли они ноги, упираясь, стоят.
Надвигаются друг на друга могуче,
Наползают друг на друга, как две тучи.
Зная, что вселенная высока,
Зная, что земля широка,
Руками до краёв1 размахивают.
Лоб в лоб они упираются,
Руками друг за друга хватаются.
Толстые шеи друг у друга свернуть хотят,
Большие головы друг у друга свернуть хотят
Задания
Определите, из какого произведения приведен отрывок.
Определите, слов какой части речи больше всего в данном отрывке? С какой целью были использованы эти слова?
Произведите необходимые разборы.
Определите, чем отличаются два данных предложения?
Расскажите о видах сложных предложений и о знаках препинания в них. Как различить сложные предложения друг от друга? Составьте схему «Сложно предложение». Какие сведения можно будет включить в схему?
Тема: «Стили речи»
Национально – региональный компонент: «Легенды о байкальских ветрах» (По материалам книги В.Стародумова "Омулевая бочка")
Омулевая бочка
Над рыбными угодьями, сказать надо, хозяйничали тут ветры-великаны - Култук и Баргузин, попервости – хорошие приятели. А страшилищами были оба - словами не передать! Густые волосы разлохмачены, пеной брызжут почище бесноватых, пойдут гулять по морю - света белого не увидишь! Любили они друг к другу в гости ходить - поиграть, повеселиться. А для забавы была у них одна на двоих игрушка чудесная – бочка омулевая.
Задания
Спишите текст.
Определите стиль речи, укажите речевую ситуацию, в которой может быть использован этот текст.
Подчеркните слова и выражения, характерные для этого стиля речи.
Что вы узнали о байкальских ветрах?
Объясните значение слова «попервости».
Почему только «попервости они были хорошие приятели»? А что произошло потом? Напишите свое продолжение истории о двух ветрах – великанах
Тема: «Имя прилагательное»
Национально – региональный компонент: «Жаворонок» Цыден-Жап Жимбиев
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Цыден-Жап Арсаланович Жимбиев – народный писатель Бурятии, поэт. Родился в селе Кусота Хилокского района Читинской области. В 1953 году окончил Литературный институт им. М.Горького.
Автор более сорока книг поэзии и прозы, изданных на бурятском и русском языках. Среди них: «Первая борозда» (1952), «Стих - мой конь» (1958), «Весенняя степь» (1959), «Песни широких степей» (1961), «Цветы на снегу» (1970, 1974), «Имя человека» (1984). Известен и как детский писатель. Им выпущено несколько сборников стихов, рассказов для юных читателей: пьесы-сказки «Золотая ласточка», «Кто первый увидел солнце?» и др. Член Союза писателей СССР. Лауреат Государственной премии Бурятской АССР (1979). Заслуженный работник культуры Российской Федерации, Республики Бурятия и Калмыкии.


Жаворонок
С утра незнающий покоя,
Над миром жаворонок пёт
Чтоб небо светло(голубое)
Заполнить песней до краё(в,ф).

А с сонца ярк свисая,
Лучи-веревки рацвели
И эта ле(с,ст)ница кос
Уже спустилась до земли.

И от её приксновенья
Цвты вглянули веселей
И звонче стало птич(?)е пенье
Среди лужаек и плей.
Цыден-Жап Жимбиев
Задания
Прочитайте и устно объясните все скобки, пропущенные буквы и запятые.
Нарисуйте схемы предложений.
Найдите в тексте и выпишите слово как пример оглушения согласных.
Выпишите все слова с непроизносимой согласной в корне слова.
Выпишите примеры слов, где правописание приставки определяется правилом: «В приставках на -3/-С перед звонкими согласными пишется -3, а перед глухими согласными - С»?
Выпишите слово с чередующейся гласной в корне слова.
Тема: «Лексика. Диалектные слова»
Национально – региональный компонент: Поломошнов Николай Григорьевич, сборник детских рассказов «Детский перекресток» Мухоршибирь 2004 год
«Цыганенок»
отрывок
Пвариха подкинув сухих сучьев под котел, взла ведро, подошла к боч(?)ке, но вдруг остановилась. На за(д,т)ке телеги, вцепившись ручонками в перекладину, сидел худенький, весь сжавшись в кмок, как воробышек на морозе цганенок лет двенадцати-тринадцати. Она удивленного оглядела «пассажира» и, повернув голову к старику, с ехидцей спросила:
- Дед, ты где помошничка радобыл? Уж не черпаком ли из нашей лягушатницы вылвил?
- Кого ето? – не понял Архип.
- А вот етова. Сам приве(з,с) и меня же спрашивает.
- Мать ты моя!. А я и не видел, иде энто он подцепился.
Как называются выделенные слова в тексте. Запишите определение языкового явления.
Спишите, вставляя пропущенные буквы и выделяя графически орфограммы.
Расскажите о группах слов в зависимости от их употребления. Приведите свои примеры.
Читали ли вы о судьбе маленького Вани Дэвэша? Как он попал на стан механизаторов? Прочитайте и подготовьте рассказ.
7 КЛАСС
Тема: «Стили речи»
Национально – региональный компонент: «Происхождения названия озера Байкал»
Немного из истории
Происхождение названия озера точно не установлено. Ниже приведены наиболее распространённые версии происхождения топонима «Байкал»:
  Бай-Куль ( [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) богатое озеро
  Байгаал-Далай ( [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) богатый огонь
  Бэй-Хай ( [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) северное море
Первые русские землепроходцы Сибири употребляли эвенкийское название «Ламу» (море). Со второй половины XVII века русские переходят на название, принятое у бурят, «Байгаал» (произносится как «Бэйгхэл»). При этом они лингвистически приспособили его к своему языку, заменив характерное для бурят «г» на более привычное для русского языка «к», в результате чего окончательно сложилось современное название.
Задания
Прочитайте внимательно распространенные версии происхождения топонима «Байкал».
Какая версия, на ваш взгляд, отражает современное название озера. Письменно обоснуйте свой ответ . Текст начинайте так: «На мой взгляд, версия ..» или «Мне кажется, что.», или «Я считаю, что..». Приведите два – три аргумента в защиту своей версии. Не забудьте сделать вывод.
Какой тип речи вы использовали?

8 КЛАСС
Тема: «Повторение пройденного в начале года»
Национально – региональный компонент: рассказ «Груняшка» из сборника Карловой Н.П. «Всему свое имя»


Карлова Надежда Петровна  писатель, журналист, родилась 23 сентября 1953 г. в с. Харашибирь Мухоршибирского района Бурятии. Закончила отделение журналистики филологического факультета Иркутского государственного университета. Работала учителем в школе, отделе культуры администрации Мухоршибирского района. В настоящее время  корреспондент районной газеты. Литературной деятельностью занимается с 1990-х гг. Рассказы Н. Карловой публиковались в журнале «Байкал». Автор сборников рассказов «Всему своё имя» (1991), «Таблетки для детства» (1993), «В поисках ласки» (2010).


Одни цветы стояли высоко на но(ж,ш)ках, другие оторвались от змли, сколько смогли. Ра(с,з)сыпала по покосу свою медь пижма, то тут, то там смтрели синие колокольчики, оглядывал луг розовый тысячлистник, друг с дружкою, рядышком, зрели жлтый и красный маки. Покос играл на солнце синим, пурпурным, лиловым. И как должное прнимали эти цветы и травы все, что присходило в природе: и проливной дождь, и редкие капли его, и ветер – это бездумное существо, губительное для бе(с,з)ви(н,нн)ых лепес(?)ков, а иной раз и для голо(ф,в)ки того цвтка, что поднялся выше других.
- Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и графически выделяя орфограммы.
- Расскажите, а какие цветы растут и цветут в вашей местности. Знаете ли вы, как их зовут. Представьте, что вы составляете сборник «Растительный мир Мухоршибирского района». Подумайте, как бы вы составили словарную статью в данном сборнике. Чем бы вы её дополнили?
- Разделитесь на группы и выпустите своими силами небольшой сборник. Распределите, кто и за что у вас в группе будет отвечать?
Тема: «Простое осложненное предложение»
Национально – региональный компонент: Ц.Ж.Жамцарано, А.Р.Богданова «Бурятия. Краеведческое пособие для внеклассного чтения»
Поверхность Бурятии
Посмотрите на физическую карту Бурятии. Она вся окраше(н,нн)а в желто(коричневый) цвет. Совсем мало зеленых пятен. Значит, Бурятия – горная страна.
Особенно темна окраска вокру(г, к) Байкала. Здесь располжены наиболее высокие горы. На западе от Байкала, на границе с Монголией, громздят(?)ся Саяны. Это острые заснеже(н,нн)ые пики горы. Глубокие ущелья с шумными реч(?)ками, тайга. Вершина Саян Мунку-Сардык – самая высокая точка Бурятии. Её высота над уровнем моря 3491 метр.
Высоко в Саянах расположено Окинское плскогорье. До последних лет туда добрались только на врховых лошадях. Много километров всадники презжали по у(з,с)ким тропам, где по одну сторону отвсной стеной поднимается гра, а по другую – глубокая пропасть с бурной рекой Иркутом. Трудна была переправа через горные реки и болота. Верные друзья человека в Саянах – это маленькие и выносливые лошади, длинноволосые сарлыки и ширококопытные олени.
Теперь из Улан-Удэ самолет через два часа доставит па(с/сс)ажиров и грузы в центр Окинского района, село Орлик. Опытные шферы проводят туда свои машины зимой по льду рек. Они завозят снаряжение для геологов, товары для населения.
На всток от Саян, по южному берегу Байкала, протнулись хребты Хамар-Дабана.
Мощные горы, покрытые тайгой, очень красивы. Сюда презжает много туристов. Зимой и летом идут они с тяжелыми рю(г,к)заками, шаг за шагом преодолеват крутые подъемы и спуски. Им не страшны н(е/и) зимние морозы и снежные бураны, н(е/и) летняя жара и комары.
Леса Хамар-Дабана богаты ягдами, грбами, орехами. Охотники добыват пушнину.
Хамар-Дабан тянется до реки Селенги. На правом берегу Селенги начинает(?)ся другой хребет – Улан-Бургасы.
На северо(востоке) Байкала, вдоль его берегов, тянут(?)ся Баргузинские хребты. Вершины Баргузинских гор скалистые, голые, (не)которые покрыты веч(?)ными снгами. Баргузинский хребет также богат лсами и различными животными. Во всем мире прславился баргузинский соболь.
- Определите, какова тема и основная идея текста? Что нового вы узнали о своем крае?
- Определите тип и стиль речи данного текста.
- Спишите все слова с пропущенными буквами и скобками. Графически выделите все орфограммы.
- Определите, какие виды осложнения простого предложения представлены в данном тексте?
9 КЛАСС
Тема: «Сложносочиненное предложение»
Национально – региональный компонент: Аня Аносова рассказ «Дождь» альманах «Родники», Улан-Удэ-2004 год
Немного об авторе
Родилась в селе Мухоршибирь в 1985 году. Окончила Мухоршибирскую общеобразовательную школу. Работает в центральной районной библиотеке, учится в Восточно-Сибирской академии культуры и искусства. Пишет прозу.
«Дождь» отрывок
Свинцвое небо медле(н,нн)о3 опустилось на землю и первые капли дждя умыли её а потом тысячи и тысячи точно таких(же) капель ринулись на землю сткаясь в ручьи и лужи а в этих лужи, как зеркало, смтрелось небо все больше и больше хмурясь глядя в свое отражение. Я сидел на вранде у окна всматриваясь в пелену дождя слушая его шум; когда капли падая удрялись о землю листья крыши и разбивались на тысячи сколков. В доме пкли хле(б,п) и до меня доносился его сладкий армат. Мысли мои лниво передвигались, в такие дни мною овладевала бе(з,с)мятежность4. Я любил смотреть на дождь (из)окна, а самому находит(?)ся в тепле попивая из кру(ж,ш)ки горячий чай5.
- Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и запятые.
- С помощью графических обозначений и схем объясните выбор букв и расстановку знаков препинания.
- Выполните все предложенные разборы.
- Расскажите о сложносочиненном предложении. При необходимости приведите примеры из текста.
Тема: «Сложноподчиненное предложение»
Национально – региональный компонент: Поломошнов Николай Григорьевич, альманах «Родники», Улан-Удэ-2004 год

Автор родился в селе Старый Заган 19 декабря 1955 года. Николай Григорьевич пишет стихи с детских лет. Окончил среднюю школу, сельскохозяйственный институт, работал в родном колхозе «Заганский» Сейчас он - редактор районной газеты «Земля Мухоршибирская».

- Прочитайте стихотворение Поломошнова. Определите по словарю лексическое значение слова «СУТЬ». Как вы можете объяснить смысловое содержание слов «в чувствах лишь жизни суть»? Какие лексические синонимы вы можете привести к этому слову?
Может быть, нам зима для того и дана,
Чтобы чувства в ней наши остыли,
Или остались на все времена
В нас, где, кем и когда б мы ни были.
Каждый раз я на белом снегу
Начинаю свой новый путь.
Но зачем и куда я бегу,
Если в чувствах лишь жизни суть!?
- Графически изобразите схемы сложноподчиненных предложений. Укажите в них виды придаточных частей, задавая смысловые вопросы от главной части к придаточной.
Тема: «Сложноподчиненное предложение»
Национально – региональный компонент: В.Г.Митыпов роман «Долина бессмертников» отрывок

Владимир Гомбожапович Митыпов родился в 1940 году в городе Чита. Окончил геологический факультет Иркутского госуниверситета, живет в Улан-Удэ, является членом Союза писателей России, а также председателем Бурятской ассоциации жертв политических репрессий. Ему присвоено звание народного писателя Бурятии. У Владимира Митыпова есть одна повесть – сказка, адресованная детям, и называется она «Мамонтёнок Фуф».


Модэ заговорил, и на сей раз перед князьями восседал уже не тот двадцатилетний человек, прославленный единственно лишь убийствами своего отца, мачехи, брата, жены и десятки раз проклятый за то во всех кочевьях Великой степи, нет, с почетного возвышения хуннских шаньюев впервые раздался непреклонный голос того, кому было суждено создать огромную державу от Енисея до Ордоса и от Тянь-Шаньских гор до Маньчжурии, голос полководца, образ и дела которого проживут в легендах Азии два тысячелетия.
-  Князья, глубоко вздохнув, начал он. Я хочу сказать вам, что такое земля. Земля это не песок пустынь, не солончак степей, не черная грязь на речных берегах. Земля это не то, что попираем мы своими ногами и измеряем длиной конского пробега. Но земля это то, без чего нет и не может быть жизни, ибо я не знаю сам и не слышал ни от кого другого хоть об одной живой твари, которая могла бы существовать без земли. Пусть птицы проводят свою жизнь среди облаков, но гнезда вьют они на земле. Пусть рыбы живут в воде, но русла рек все же пролегают по земле.
      Земля вскармливает траву, трава животных, животные человека. Земля есть начало начал. Все живое рождается на земле, живет на своем кусочке земли и, умерев, уходит в нее же. Но земля хоть и вскармливает живое, сама мертва, ибо она не размножается и не растет. Потерю части стад можно восполнить приплодом оставшихся. Земли же, отданные врагу, не восполнить ничем.
      Земля есть основа всей державы, и земля есть основа каждого отдельного человека. Потеряв землю, человек теряет все: могилы предков, что есть одна треть его силы; кочевье, где живет он сам, что есть вторая треть его силы; юрту, где он взрастит свое потомство, что есть остальная треть его силы.
      Говоря о земле, я говорю вам о Великой Петле, об Иньшане и Алашане, я говорю вам о той полоске никчемной земли, которую вот эти семь человек сегодня хотели добровольно отдать врагу. Народ, однажды отдавший хоть клочок родной земли и смирившийся с этим, может когда-нибудь отдать ее всю! Я не хочу и не допущу, чтобы земли моего народа постепенно растаяли, подобно куску льда на солнце. Поэтому не боюсь сказать вам прямо, родовые князья, я убил собственного отца. Поэтому же я повелеваю сейчас своим нукерам взять этих семерых, - Модэ среди оглушительной тишины поочередно указал на них пальцем, - и без малейшего промедления отрубить им головы, чтобы никому неповадно было впредь покупать себе спокойствие ценой родной земли!
Прочитайте отрывок из романа. Подумайте и ответьте: какие проблемы поднимает автор в данном отрывке из романа «Долина бессмертников»?
Как вы думаете, почему Модэ уверен, что родная земля дороже человеческой жизни. Согласны ли вы с ним? Ответ свой аргументируйте.
Приведите примеры позиции Модэ. Взгляд человека какого времени характеризует подобная позиция? Подумайте, время делает человека жестоким или человек свое время? Напишите сочинение-рассуждение. Приведите примеры подобных рассуждений из литературы Бурятии.
Составьте задания по русскому языку на основе текста. Какие задания вы выберете?
Обменяйтесь с соседом по парте заданиями и выполните их.
Тема: «Сложное предложение с разными видами связи»
Национально – региональный компонент: В.Г.Митыпов роман «Долина бессмертников» отрывок

Владимир Гомбожапович Митыпов родился в 1940 году в городе Чита. Окончил геологический факультет Иркутского госуниверситета, живет в Улан-Удэ, является членом Союза писателей России, а также председателем Бурятской ассоциации жертв политических репрессий. Ему присвоено звание народного писателя Бурятии. У Владимира Митыпова есть одна повесть – сказка, адресованная детям, и называется она «Мамонтёнок Фуф».


Совсем немного оставалось до кочевья лишь один невысокий перевал, поросший желтоствольным сосняком, в темной хвое которого холодно синели рваные клочья северного склона неба. Не доезжая до перевала, Бальгур дал знак остановиться у края леса. Поддерживаемый крепкими руками нукеров, он сошел на землю и, разминая затекшие ноги, сделал с десяток неуверенных шагов.
В вершинах сосен бродил свежий ветер, и в шуме его, мощном и безбрежном, слышались невнятные голоса, повествующие о печальном, возвышенном и вечном. В глубине леса куковала кукушка. Звуки ее голоса были подобны двойным каплям, падающим с высоты огромным серебряным каплям, падающим с мягким звоном в чуткий серебряный сосуд.
Бальгур, медленно поворачивая голову, скользил глазами по тугим шелушащимся стволам, мимолетно облизанным некогда промчавшимся здесь пожаром, задержал взгляд на подлеске, сходном со взъерошенными детишками, настороженно застывшими подле родителей, и на морщинистом обветренном лице его проступила бледная улыбка. Он поднял голову и увидел далеко за качающимися вершинами белые облака верно, духи вычесали своих небесных овец и вороха их шерсти разложили просушить на солнце; бывает, что шерсть попадается слишком грязная, поэтому духи моют, затем, сердито ворча, выжимают ее, и тогда здесь, на земле, идет дождь, гремит гром Опустив взор, Бальгур долго наблюдал преисполненную таинственного смысла суету муравьев, разглядывал палую хвою, отливающую тусклым золотом, потом среди неяркого разнотравья привычно отыскал растение, которое издавна привлекало его. Покрытое беловатым пухом, с мелкими желтыми цветами, собранными в кисточку, сухое даже на вид, оно обладало одним странным свойством, вызывавшим у старого князя тревожное недоумение. Бальгур никогда не упускал случая взглянуть на него весной, летом, осенью и даже зимой, разгребая снег, и в любое время года находил его неизменным, что удивляло и ободряло старого князя, словно вид сверстника, упрямо не поддающегося старческому увяданию.
Да, это всего лишь маленькое растение, уже не в первый раз подумалось Бальгуру. И хоть не радует оно глаз красотой своей, но радует сердце, ибо бессмертно. Кто знает, может, и человек не уходит после кончины своей в небесную страну духов, а остается в этом мире, возрождается снова и снова, как этот упрямый цветок
Бальгур еще раз огляделся, придирчиво и зорко, и место ему понравилось Все здесь было причастно вечности небо с облаками, всегда зеленые сосны и даже маленькие цветы, упорно не желающие умирать. Ему показалось, что все эти долгие годы они ждали его, дождались наконец и теперь радушно звали присоединиться к ним.
Прочитайте отрывок из романа. Подумайте и ответьте: какие проблемы поднимает автор в данном отрывке из романа «Долина бессмертников»?
Каким вы видите Бальгура – главного героя отрывка? Ответ свой аргументируйте цитатами из текста и своими комментариями раскройте его портрет.
Составьте рассказ о сложном предложении с разными видами связи. Подберите несколько примеров предложений из отрывка и составьте их графическую схему. Какие виды связи встречаются в ваших примерах?
Составьте дополнительные задания по русскому языку на основе текста. Какие задания вы выберете?
Обменяйтесь с соседом по парте заданиями и выполните их.


















Рисунок 4   Ђ Рисунок 3"Заган-моя Россия!"Рисунок 1"Заган-моя Россия!"Ђ °  Ђ °  15