Статья Национально-региональный компонент на уроках изобразительного искусства в татарской гимназии


Учитель технологии и МЗО
учитель высшей квалификационной категории
Мирсияпова Лия АнасовнаНационально-региональный компонент на уроках изобразительного искусства в татарской гимназии
Культуру России невозможно себе представить без народного искусства других народов, населяющих необъятные просторы нашей родины. Они раскрывают исконные истоки духовной жизни каждого народа, наглядно демонстрируют его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Народное искусство это уникальный мир духовных ценностей. Чем больше утрачивает современный человек связь с народными корнями и культурой своего народа, тем явственнее становится его духовное обнищание. И главное сегодня для гимназии воспитать через искусство интерес и уважение к культуре иных, непохожих народов и радость познания их культуры и искусства. Но всё это, естественно, должно идти с опорой на свою родную культуру, через глубокое её проживание. Восхищение народным искусством – шаг к любви. Любви к Отечеству, к Родине. К стремлению беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры. Человек, не знающий родной язык, историю, культуру, отчужден от своей нации.
Не случайно в настоящее время так остро возникла необходимость обращения к народному искусству и внедрение национально-регионального компонента в сеть разнообразных образовательных программ по разным предметам. Формирование у учащихся национально-ценностных отношений к культуре своего народа должно происходить как на уроках, так и в процессе разнообразной внеурочной воспитательной деятельности.
Особое место в сфере образования занимает предмет изобразительное искусство. Так как любые формы художественной деятельности на уроках ИЗО обеспечивают осознанное и активное участие школьника в творческом процессе в любых сферах общественной жизни. А целью преподавания изобразительного искусства является художественное образование и эстетическое воспитание, приобщение школьников к миру пластических искусств как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, как эффективного средства формирования и развития их личности. Изучение богатого наследия национальных традиций татарского народного творчества имеет огромное значение для закладки фундамента патриотических чувств ребенка через искусство. Отношение каждого народа к окружающей его природе, труду, красоте человека строится на знакомых ему образах родного искусства, и опыт чувств предыдущих поколений, всего человечества передается через искусство.
Огромное воспитательное значение в нашей гимназии имеет приобщение ребенка к истокам народного искусства и художественных представлений народа. Раскрыть детям красоту и богатство народного искусства татар, зажечь в ребенке любовь к яркому и самобытному творчеству, дать стимул к появлению новых талантливых мастеров позволяют искусства изобразительные и прикладные, которые таят в себе огромные возможности для развития творческого потенциала, фантазии и интуиции, для ощущения ребенком радости ручного труда как творчества; ребенок чувствует себя творцом и способен в создании конкретных предметов выражать свое отношение к миру. А человек, развитый художественно, находится в поиске, приходит к решению наиболее гармоничному, и его труд наиболее производителен.
Большую роль в создании произведений декоративно-прикладного искусства играет орнамент. Основное знакомство с национальным орнаментом и характерными для Татарстана видами народного искусства учащиеся получат на уроках ИЗО в пятом классе, в разделе программы «Декоративно-прикладное искусство татарского народа». Здесь они познают законы линейного построения орнамента, орнамент в букетной композиции, профильные узоры в украшении наличников окон, орнамент в кожаной мозаике, приёмы построения узоров в орнаментации тюбетеек, интерьер крестьянского дома и национальный костюм казанских татар. На уроках учитель для лучшего усвоения материала использует таблицы цветочно-растительного орнамента, карточки, наглядные пособия, презентации по «Декоративно-прикладному искусству».
Воспитание через искусство является неотъемлемой частью формирования высоконравственного и духовного человека. Тесная связь восприятия произведения декоративного искусства с окружающей действительностью и практической, художественной деятельностью, способствуют формированию нравственных и эстетических качеств личности гимназиста.
Конспект интегрированного урока ИЗО и истории Татарстана.
Тема: “Народная обувь (ЧИТЕК)”
Класс: 5
Цель: 1.Организовать знакомство с орнаментом татарской обуви, древними корнями декоративного искусства татарского народа.
2.Способствовать развитию творческого воображения, умению выражать свое личное понимание декоративного искусства своего края.
3.Формировать нравственно – эстетическую отзывчивость, художественный вкус, интерес и бережное отношение к традициям народов родного края.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: компьютеры, иллюстрации мотивов и образцов кожаной мозаики, атласы.
Ход урока
I. Актуализация.
Продолжение темы “Народная праздничная одежда”.С какими элементами народного костюма вы уже познакомились? (головной убор, одежда)
Назовите мотивы украшения головных уборов? Одежды?
II. Формирование знаний.
Какой элемент костюма мы еще не рассматривали? (обувь)
Сегодня мы познакомимся с орнаментами татарской обуви, древними корнями декоративного искусства татарского народа.
1. Беседа по истории Татарстана.
1). Как называется наша страна? Столица?
2). Как называется наша республика? Столица?
3). Когда образовалось первое государство в нашем крае и как оно называется? (работа по атласам)
4) Какие народы жили в Волжской Булгарии?
5). Чем они занимались: основное занятие и ремесла?
6). Какие ремесла были развиты?
7). Почему было развито кожевенное ремесло?
2. Чтение учителем отрывка о воинах Волжской Булгарии:
“Любопытно сообщение летописца о сапогах, в которых, к несказанному удивлению славян, оказались обуты все булгарские воины, взятые в плен войском киевского князя Владимира, одержавшего победу над своими соседями в 985 году”.
3. Рассказ учителя о кожевенном деле булгарского народа:
Во многих странах Запада и Востока высоко ценился особый сорт обработанной кожи - сафьян (тонкая кожа), называемый “булгари ”. Секрет его изготовления был известен только булгарским мастерам. Из нее шили сапоги (читек). Они были с мягкой подошвой, которые носили дома, и с твердой – для улицы.
Материалом является цветной сафьян, жесткая юфть, и реже козловая кожа (толстая грубая). Кожа окрашивалась органическими красителями на желтый, голубой, зеленый, синий, коричневый, красный цвет – фон обуви. Узоры в технике мозаики сшивались шелковыми, золотыми и серебряными нитями.
Старинные булгарские сапоги состояли из трех частей:
1. Передок
2. Голенище
3. Верх.
Верх выделяется другим цветом, линия шва фигурная.
Мотивы орнамента означают символику (опираясь на наглядность на доске, учитель вместе с учениками выясняет значение мотивов): оторванный рог, букашка, сердечко, гнездо, перевернутое гнездо, трилистник, бутон, кружево, цветочный листок, завитки, тюльпан, мотивы растительного орнамента.Особенностями мотивов являются:
Контраст с фоном
Вписывание одних фигур в другие
Многочтение узоров.
III. Практическая работа.
Задание: Нарисовать вариант эскиза мозаики сапога. Для выполнения задания используем наглядность на доске. (Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся).
IV. Домашнее задание.
Узнать у родителей народные праздники, как их празднуют. Подготовить устный рассказ.
V. Итог урока.
1). Назовите мотивы, используемые в кожаной мозаике татарского народа.
2). Носят ли сейчас татары читек? Где это можно увидеть?
(Показ учителем иллюстраций и фотографий из выступлений татарского ансамбля песни и пляски, татарских театров им. Г.Камала и К.Тинчурина)
3). С 19 века в композиции татарского сапога появляются симметричные узоры, которые сильно упрощаются (показ иллюстрации из книги “Изобразительное искусство Советской Татарии” - декоративный комплект: сумка, перчатки, сапожки, стр. 221)