Урок: Тайны загадок (1 класс)


Урок литературного чтения
Тема урока: Тайны загадок
Предмет: Литературное чтение
Класс: 1
УМК: Перспективная начальная школа
Краткое описание: Мы продолжаем изучение раздела «На Огородах Бабы-Яги». Учащиеся уже познакомились с законами докучной сказки, раскрыли секрет считалок. На данном уроке учащиеся познакомятся с загадками – еще одним видом малого жанра фольклора и узнают тайну загадки.
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий
Форма организации: урок
Представление о результатах:
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой части задачи, самоопределение (помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач)
Метапредметные результаты:
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; выполнять учебные действия в громко-речевой форме;
Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Предметные: обучаемый научится выявлять существенные особенности загадок и их предназначение, получит возможность научиться анализировать группы загадок с целью обнаружения жанровых признаков, в которых вещи и явления воспроизводятся иносказательно через сравнение их с отдельно сходными;
Цель урока: познакомить с представлением об игровом характере малых жанров фольклора – загадкой, с приемом «сравнения»; научить сочинять загадки; воспитывать культуру речи.

п/п Этап урока Цель Деятельность учителя Деятельность учащихся Результат
1 Организа-ционный момент Настроить
на
восприятие,
создать эмоциональ-
ныйнастрой,
привлечь внимание
учащихся Приветствие.
-Сегодня на уроке у нас много гостей. Давайте поздороваемся с гостями, как принято в школе.
-Посмотрите, все ли вы приготовили к уроку? Молодцы.
-Итак, начинаем наш урок. Ученики проверяют свою готовность к уроку. Ученики готовы к уроку, настроились на работу.
2 Актуализ
ациязнаний Вызвать интерес к учебному материалу, повторить опорные понятия, усвоенные ранее (секреты считалок) -Давайте вспомним, какой раздел мы сейчас изучаем на уроках литературного чтения? Откройте страничку «оглавление», прочитайте название.
- Кто встретил нас на Огородах?
- А кто же встречает нас дальше на огородах Бабы-Яги?
-Послушайте:
Когда идешь тропинкою,
Куда ни глянь, в полях
Белеют чудо-шарикиНа тонких стебельках.
Сквозные, серебристые, Они как пух, легки.
Стоят и чуть качаются
От ветерка с реки.
- Да, вот и Одуванчики! - Дети открывают оглавление, читают название 1 главы «На Огородах Бабы-Яги»
- Дети вспоминают, что сначала – горох, затем репейники и ромашки.
-Одуванчики.
Дети рассматривают карту путешествия в учебнике, находят одуванчики, а на доске передвигают героев дальше по Огородам Бабы-Яги.
Дети вспомнили докучную сказку, повторили считалки, вспомнили их законы, готовы к решению новой задачи.
3 Сообщение
темы урока. Постанов
ка цели урока Учить понимать обучающими
ся, что им предстоит делать на уроке - Мы продолжаем наш путь. Найдите на карте путешествия одуванчики.
-Откройте учебник на стр.14.
-Мы продолжаем путешествие с нашим волшебным помощником.
- Прочитайте, что сказал кот?
- Посмотрите, мы опять остановились на огородах. Одуванчики нас дальше не пускают. А так как они просят нас разгадать их тайну, то какая будет тема нашего урока?
-Какие вопросы у вас появились?
(Поставить на доске знак вопроса)
-Рассмотрите карту путешествия, внимательно изучите рисунки на стр.14-15
-Как вы думаете, какая цель урока?
-Одуванчики, может быть, вам немножко подскажут.
-Конечно, мы же на огородах Бабы-Яги, а там все такое загадочное и таинственное. Дети опять рассматривают карту и находят на ней одуванчики.
Дети читают.
Тема урока: загадка.
Дети задают вопросы: Что такое загадка? Как она устроена? Какие бывают загадки?
Дети рассматривают рисунки на странице 14-15, формулируют цели урока. (узнать, как устроена загадка, разгадать тайны загадок, научится сочинять загадки). Дети определили цели урока, к которым они будут неоднократно
возвращаться.
Дети понимают, чему они будут учиться на уроке.
Цели урока зафиксировать на доске:
-узнать, как устроена загадка, -разгадать тайны загадок, -учится сочинять загадки; -воспитывать культуру речи.
4 Первичное восприятие и усвоение нового теоретичес-
кого учебного материала Привлечение внимания детей к новым сведениям, учить находить нужную информацию в учебнике и пользоваться ею для решения новой задачи. -Кто знает загадки?
-Выходите к доске и загадайте их классу.
-Молодцы. Мы увидели, что вы знаете много загадок и умеете их разгадывать!
-Ребята, одуванчики хотят нам что-то сказать:
Что-то мы немножко притомились.
Сядем рядышком на лавке,
Вместе с вами посидим.
Загадаем вам загадки.
Кто смышленый – поглядим!!!!!!
- На стр.14, что вы видите?
-Давайте прочитаем их и разгадаем.
-Кто-то из вас обратил внимание на иллюстрации.
-Помогли они вам в нахождении отгадок?
-Работа по учебнику стр. 16.

-Что такое загадка?
- Ребята, так какую же тайну хранят загадки?
-Я предлагаю вам разгадать кроссворд и ответить на вопрос!!!
(Работа в группах)
-Что у вас получилось?
-Что такое сравнение?
-Прослушайте стихотворение Романа Сефа, что с чем сравнивает поэт:
На свете все на все похоже:
Змея - на ремешок из кожи;
Луна – на круглый глаз огромный;
Журавль – на тощий кран подъемный;
Кот полосатый – на пижаму;
Я - на тебя
А ты – на маму.
-Найдите и прочитайте загадки, где есть сравнение, и что с чем сравнивают. Дети поднимают руки.
Дети по желанию выходят к доске.
Дети отвечают: загадки.
Работают по учебнику.
Ответы детей.
Дети читают вопросы.
Загадка – это краткое предложение или маленькое стихотворение, в тором указываются некоторые яркие признаки предметов и явлений, по которым надо определить их название.
-Разгадывают кроссворд в группах.
Слово: Сравнение.
Ответы детей.
Ответы детей. Обучающиеся самостоятель-но нашли нужную информацию.
Учитель показывает слайд с отгадкой после ответа ребенка.
-Работают на индивидуальных листах, отгадывают кроссворд.
5 Примене-
ние теоретичес-ких положе ний в условиях выполне-
ния упраж-
нений. Учить учащ-
ихся состав-
лять загадку. -Найдите и прочитайте загадки, где есть сравнение, и что с чем сравнивают.
-Молодцы!!!
-А теперь попробуйте сами сочинить загадки.
Работа в группах. Ответы детей.
Дети рассматривают рисунок, читают загадки и по аналогии пробуют сами сочинить подобные.
-работают в группах сочиняют загадку. Дети теоретически познакомились с секретами загадок и применили его для решения новой задачи.
6 Рефлексия
деятельнос-
ти. Подвести итог совместной деятельнос-
ти. -Какую цель ставили в начале урока?
-Какую тайну загадок вы разгадали?
-На следующем уроке мы узнаем новые тайны.
-Спасибо за работу. Вы отлично потрудились, узнали для себя много нового, были дружные и внимательные. Молодцы. (оценка работы детей). Дети еще раз проговаривают цели.
Дети повторяют как устроена загадка, а помогают им опорные слова на доске. Дети оценили свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек разного цвета.