«Человек перед лицом тайны – тайны судьбы и тайны природы» (по рассказу И.С. Тургенева «Бежин луг»)

Ю.Ю. Сердюкова
МБОУ г. Иркутска СОШ №50, Россия


Тема: «Человек перед лицом тайны – тайны судьбы и тайны природы» (по рассказу И.С. Тургенева «Бежин луг»)

Цели урока:
1. Совершенствовать работу с книгой, с текстом; познакомить учащихся с жанром былички, раскрыть роль былички в художественном тексе;
2. Развивать навыки анализа художественного текста: определение темы, главной мысли (идеи), художественных средств выразительности, т.е. умения читать «между строк»; раскрыть особенности использования приема антитезы в рассказе «Бежин луг» через использование художественных средств выразительности; доказать, что главной темой рассказа, формирующей полноту звучания художественного слова, является мотив жизни;
3. Воспитывать ценностный потенциал учащихся: жизнь – главная ценность, которой нужно дорожить

Жизнь человека находится между двумя
великими тайнами: тайной нашего
появления и тайной исчезновения.
Рождение и смерть ограждают
нас от ужаса бесконечности.
В. Белов «Лад»


Ход урока

1. Слово учителя.
Тема сегодняшнего урока «Человек перед лицом тайны – тайны судьбы и тайны природы» (по рассказу И.С. Тургенева «Бежин луг»). Эпиграфом к уроку стали слова удивительного человека, писателя, который в своих произведениях подчеркивает исконную красоту и целомудрие обыкновенного крестьянского мира, Василия Ивановича Белова.
Тайны жизни и смерти волновали человечество с древних времен. Русская пословица гласит: «Земной быт – не всему конец. Смерть – душе простор». На протяжении веков в сознании человечества держалось представление о существовании двух миров: земного и потустороннего, которые взаимосвязаны. Важную роль в представлении об этих мирах сыграл мотив извечного круговорота: жизнь-смерть-жизнь.

- Как вы думаете, что такое тайна?
В словаре написано: «Тайна – нечто неразгаданное, еще не познанное.» (Толковый словарь русского языка для школьников, М., 1998 г.) (на слайд)
Сегодня на уроке нам с вами предстоит рассмотреть три тайны, которые скрыты в рассказе Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг»
Взаимоотношения человека и природы.
О чем говорят дети и так ли на самом деле, что они и природа говорят одно и тоже.
Кто же главный герой в рассказе? (тайны на слайд)
Итак, чтобы нам разгадать эти тайны, нужно внимательно разобрать в рассказе, попробовать прочитать то, что написано «между строк».
2. Работа с текстом

- Каков сюжет рассказа?
Охотник после удачной охоты заблудился в сумерках. С наступление ночи наткнулся на ребят, пасших лошадей, переночевал у костра, послушал рассказы мальчишек, а с наступлением утра пошел домой.

- Что интересного вы заметили в структуре рассказа?
«Бежин луг» является очень простым, незатейливым по содержанию произведением, вмещающим в себя несколько происшествий. Рассказа состоит из двух частей: описания природы, охватывающего в произведении преимущественно первую его половину, а точнее сказать, опоясывающего весь рассказ (т.е. представляющего жизненный круг в природе – кольцевая композиция) и описания деревенских мальчиков и их историй.

- Так в чем же загадочность рассказа?

Загадочность и в рассказах ребят, и в ночных звуках, и в неожиданном блуждании охотника.
- Волшебный сюжет обычно характерен для народных сказок. Что дает нам право называть сюжет рассказа «Бежин луг» волшебным? Что сказочного заметили вы, читая этот загадочный рассказ?
Описания блужданий охотника выстроены Тургеневым в сказочной манере с соблюдением принципов фольклорной поэтики и образной символики. В частности, использован традиционный принцип троичности в развитии действия. Герой трижды обнаруживает себя в незнакомом месте, причем нарастание тревоги отчетливо прослеживается в восклицаниях рассказчика.
В первый раз в обращенном к самому себе вопросе сквозит лишь легкое недоумение по поводу допущенной ошибки и уверенность в быстром ее исправлении: «Эге! – подумал я, - да это я совсем не туда попал-и, сам дивясь своей ошибке, проворно спустился с холма».
Следующая остановка в пути проводит героя в замешательство: «Что за притча? Да где же я?»
В третий раз задает тот же вопрос человек, утративший развитие душевного равновесия и способность принимать обдуманные решения: «Да где же это я? – повторял я опять вслух, остановился в третий раз и отчаянно устремился вперед»
- Когда начинается волшебный сюжет рассказа?
Волшебный сюжет рассказа начинается с наступление сумерек, ночи.
- А как вы думаете почему?
Ответ дает нам и современник И.С. Тургенева поэт Ф.И. Тютчев в стихотворении «День и ночь», 1839 г.

На мир таинственный духов,
Над этой бездной безымянной,
Покров наброшен златотканый
Высокой волею богов.
День – сей блистательный покров –
День, земнородных оживленье,
Души болящей исцеленье,
Друг человеков и богов!
Но меркнет день – настала ночь;
Пришла – и с мира рокового
Ткань благодатную покрова,
Сорвав, отбрасывает прочь
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами –
Вот отчего нам ночь страшна!

- Что же символизирует день и ночь в нашей жизни?
Ночь символизирует темное, разрушительное, неизбежность смерти, а день – светлое, созидательное, разумное, оживляющее начало, возможность противостоять гибели или хотя бы не видеть ее.

- И первая тайна, которую нам предстоит исследовать, - это взаимоотношения природы и человека. Какова же природа по отношению к человеку в рассказе?
Ребята анализируют определенные фрагменты и делают свои выводы о том, что природа может быть враждебной (сумерки и ночь) по отношению к человеку и может принимать людей, дарить им наслаждение от общения с собой.
Природа в рассказе дается через восприятие автора-рассказчика и мальчиков

Состояние природы
Состояние человека

«в такие дни краски смягчены, светлы, но не ярки»
«подобной погоды желает земледелец»

«начали разливаться холодные тени»
«ходить было как-то жутко»

«ночь приближалась, росла, как грозовая туча»
«странное чувство овладело мной»

«мрак боролся со светом», «раздался протяжный, звенящий, почти стенящий звук»
«мальчики вздрогнули, испугались»

«свежая струя пробежала»
«тело мое ответило легкой, веселой дрожью»

Автор-рассказчик двойственно относится к природе: объективно и эмоционально. Иной тип отношения к природе у детей (мир мальчиков – поэтический мир народных поверий и сказаний). Встретившись с ним, повествователь оказывается не только в другом пространственном измерении, но в другом времени.
Свет костров, которые охотник видит далеко внизу перед собой, словно «опрокинутые» огни звездного неба. За видимым, внешним смыслом происходящего – два костра, на одном из которых варится картошка в котле, вокруг другого сидят крестьянские дети – обнаруживается скрытый, потаенный смысл. Пространство вокруг костра - часть особого мира, плотно окруженного ночой тьмой («вблизи все казалось задернутым почти черной завесой»).
Природа в первой части рассказа вызывает у нас чувство радости, спокойствия, умиротворения. Описание наступления ночи звучит как предупреждение: человек бессилен пред тайной природы, она таит в себе так много неизведанного, непонятного, смутного, что вторгаться надо осторожно
- Какие мотивы звучат в повествовании?
Мотив света – обозначает сближение человека и природы.
Мотив мрака – подчеркивает и усиливает враждебность природы.
Мотив земли и неба – символизирует единство человека и природы через образ звездочки.
тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплилась на нем (на небе) вечерняя звезда. Звездочки замелькали, зашевелились на нем Пошел прямо, по звездам – наудалую Бесчисленные золотые звезды тихо текли все, наперерыв мерцая, и глядя на них, вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли Божьи звездочки, что пчелки роятся!... Но уже склонились к темному краю земли многие звезды, еще недавно высоко стоявшие на небе Звезды то мигали слабым светом, то исчезали». Слово «звезда» отражает «безостановочный бег земли», выявляет авторское представление о мире как сложном гармоничном мире.
Этот вывод подтверждают и слова И.С. Тургенева: « все жизни сливаются в одну мировую жизнь – эта одна из тех открытых тайн, которую мы все видим, и не видим Если только через любовь можно приблизиться к природе, то эта любовь должна быть бескорыстной».
Незря говорят: «Родился человек – на небе звездочка зажглась». Человек родился на земле, а звездочка зажглась на небе.
- Как вы думаете, для чего автору нужен образ Ивана, который на протяжении всего рассказа лежит пол рогожкой и практически бездействует?
Он лежит на земле, а смотрит в небо.
Образ звезды связывает композиционные части произведения по принципу соответствия духовного и природного.
- Каков основной принцип построения рассказа?
Антитеза: свет (сквозной образ) противопоставляется тьме, изображение дневного мира противостоит изображению ночного мира как счастье и горе, жизнь и смерть.

- Сделаем вывод из нашего первого исследования, приоткроем тайну отношений природы и человека.
Природа породила все вокруг и человека тоже. Разве не меняется наше настроение, когда меняется погода? Человек - часть природы, и все, что в ней происходит, отражается в наших чувствах и настроении. Пейзаж в рассказе помогает И.С. Тургеневу вызвать определенное настроение у читателя, а читателю помогает понять чувства и переживания литературного героя. Между пейзажем и духовной жизнью героев «Бежин луг» всегда есть связь.

- Однако перед нами новый сюжетный поворот: рассказчик, присмотревшись к огням, вдруг заметил людей, и лейтмотивом повествования станет не мрак, а свет: пламя костра, «тонкий язык света», «быстрые отблески огня». А таинственность? Таинственность останется, но из мира ночной природы перейдет в мир мальчиков, в их рассказы, которые суть не только «сельские верования», не только следствие ночного страха человека перед природой, но тайны самой природы, такой приветливой днем и такой пугающей ночью. И вновь сюжетно и эмоционально соединяется природа и герои. Зачем Тургенев обращается к образам детей?

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
- Литературоведы считают, что Тургенев «заставил говорить землю, прежде чем заговорили дети, и оказалось, что земля и дети говорят одно и тоже». Следующая тайна повествования Тургенева: о чем говорят дети и так ли на самом деле, что они и природа говорят одно и тоже.
Итак, наш охотник расположился у костра и что же он услышал?

Чтение по ролям рассказа Кости о русалке.
Костя рассказывает о русалке. Темное и непонятное объясняется на основе поверий и примет. Темы разговоров детей – преображенная реальность, смерть, «притворившаяся жизнью».

- Давайте рассмотрим рассказ Кости с точки зрения его построения.
Общая схема эпизода такова:
Рассказ мальчика о нечистой силе.
Молчание.
«Божий знак».
Насмешливая реакция Павла. (на слайд)
- Найдите в тексте рассказа о русалке подтверждение данной схемы.
Рассказ Кости о русалке – «все смолкли» - «здесь место чистое, вольное», «с нами крестная сила» - Павел: «Эх вы, вороны! Чего всполохнулись? Посмотрите-ка, картошка сварилась.»
Вывод: природа говорит о том, что жизнь имеет конец, истории мальчиков говорят о том же.

Литературоведческий комментарий.
Истории, рассказанные детьми, по жанру являются быличками. Былички представляют собой рассказ об одном случае, невелики по объему, внимание рассказчика направлено ни изображение случая и фантастического существа. Былички всегда имеют характер свидетельского показания, т.е у автора есть установка на достоверность. Действия быличек происходит обычно в известных для слушателя местах и в одно и тоже время: сумерки, вечер, ночь. Современные писатели прибегают к этому жанру в своем творчестве так же, как и И.С. Тургенев для раскрытия основной темы произведения. Этот прием используют чаще всего с целью постижения таинственного, подсознательного, пытаясь понять истину, которая кроется в природе и окружающем мире.

Продолжение работы по исследованию текста.

- И осталась еще одна не раскрытая тайна: кто же главный герой в рассказе? Как вы думаете, почему рассказ называется «Бежин луг»?
Вряд ли в этом рассказе мы обнаружим того, кого принято называть «главным героем», потому что сами люди, взрослые и дети, о которых рассказывается в произведении, не является «главным», по отношению ко всему, что их окружает.
Рассказ называется «Бежин луг». В названии заключается главная идея. Нередко в название автор выносит имя главного героя произведения. Данное название помогает нам понять, что героем рассказа является не какой-то человек, а природное явление.
Главнее их – ночь, огонь костра, звезды на небе, само небо в его непредставимой и тревожащей беспредельности. Наконец, планета Земля, несущаяся в космической пустоте по своему неизбывному кругу, - смутное ощущение этого движения испытывает рассказчик. А если уж говорить о главенствующем положении представителей нечеловеческого, а космического ряда, то следует признать, что подлинным главным героем рассказа является Солнце. Описание восходящего солнца «обрамляет» рассказ, хотя все его содержание заключено в пределах сумерек и ночи. Солнце – символ животворящей жизни, света и тепла – создает светящийся контур событий и происшествий.
- Солнце здесь – всесильное божество – излучает жизнь, одухотворяя и просветляя окружающий мир. Это живое существо.
Докажите текстом рассказа (в начале и конце рассказа описание солнца).

Итог урока
- Итак, мы с вами проанализировали композиции рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг». Давайте попробуем сделать выводы из проведенного нами исследования.
Композицию рассказа «Бежин луг» можно представить трехчастной: свет – мрак – свет. Основной принцип повествования – это антитеза. Развитие художественной мысли И.С. Тургенева такова, что она чутко улавливает основное противоречие жизни – ее связь со смертью. Как день предвещает ночь, так торжествующий восход солнца несет в себе неизбежность заката и наступления тьмы, так и рождение, начало жизни тут же, сразу определяет ее меру и предел (обратите внимание на эпиграф урока).
Жизнь конечна, но мы продолжаемся в своих детях, внуках Солнце взошла, а значит жизнь продолжается.
- Как вы думаете, является ли рассказ И.С. Тургенева жизнеутверждающим?

Рефлексия урока
Ребята, закончите фразу:
Я сейчас чувствую
Я думаю о
Рассказ мне помог понять
Для меня осталось в рассказе неразгаданной тайной

Просмотр слайдов
Д/З.
Написать собственную быличку.









Список литературы:
Миронова Н.А. Тематическое и поурочное планирование по литературе: 7-й класс: К учебнику В.Я. Коровиной «Литература. 7 класс» - М.: Издательство «Экзамен», 2004.
Щукина С.Ф. «Жить, думать, чувствовать, любить»: из опыта работы учителя литературы. – М.: Мнемозина, 2008.
Современные проблемы изучения и преподавания литературы: Сборник науч. и метод. тр. – Вып.8. – Иркутск, 2007.

Значение образа ребенка в рассказе
«Бежин луг»

Чистота и поэтичность
мировосприятия

Взгляд в прошлое человечества

Будущее русского народа



15