Конспект урока ОБЖ по теме Первая помощь при остановке сердца


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16
СЕЛА ТОМУЗЛОВСКОГО БУДЁННОВСКОГО РАЙОНА»
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
План - конспект урока по ОБЖ
ТЕМА: " Первая помощь при остановке сердца."
(11 класс)

Преподаватель ОБЖ
Козлов Валерий
Александрович
2016 – 2017 учебный год
Тема: «Первая помощь при остановке сердца»
Цель: Проверить усвоение знаний по теме «Сердечнососудистая система»; познакомить учащихся с причинами внезапной остановки сердца; с признаками клинической смерти, а также обучить навыкам первой медицинской помощи при остановке сердечной деятельности.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, схемы кровообращения, сердечнососудистой системы, набор слайдов по приемам и способам искусственного дыхания, непрямого массажа сердца, тренажер "Гоша".
Ход урока
Организационный момент.
Повторение пройденного материала. Беседа. Повторение знаний из курса биологии по теме «Сердечнососудистая система» (слайд2).

Вопросы к беседе:
- Что представляет собой сердечнососудистая система и в чем ее значение? (Это единая система, обеспечивающая кровообращение в организме и кровоснабжение органов и тканей кислородом и питательными веществами).
- Чем является сердце? (Сердце – орган кровеносной системы, создающий энергию движения крови)(слайд 3).

- Какую роль выполняют в организме кровеносные сосуды? (Кровеносные сосуды – эластичные трубки, образующие замкнутую систему циркуляции крови от сердца ко всем органам и тканям и обратно (делится на артерии и вены). Артерии несут кровь от сердца к тканям, постепенно переходя в артериолы, капилляры, венулы, мелкие вены и крупные вены, переносящие кровь обратно к сердцу).
- Как характеризуется сердечная недостаточность? (Сердечная недостаточность – патологическое состояние недостаточности кровообращения из-за снижения насосной функции сердца. Причины – заболевания и перегрузка сердечной мышцы. Подразделяется на острую, возникающую внезапно или почти внезапно, и хроническую, развивающуюся несколько недель, месяцев или лет).
Учитель напоминает понятия: «сердце», «кровеносные сосуды», «сердечная недостаточность» и «инсульт».
Практикум «Как проверить пульс».
Учитель. Вспомните, что такое пульс (слайд 4)


(Пульс – это периодическое толчкообразное расширение стенок артерий).
В каких местах лучше всего прощупывать пульс? (Лучше всего он прощупывается в двух местах – на запястье и в углублении шеи между горлом и шейной мышцей).
Под моим руководством выполните практический тренинг в парах по заданиям:
Пульс на запястье располагается пониже основания большого пальца, в ложбинке между двумя костями. Нащупайте его тремя пальцами и слегка надавите.
Не прижимайте пульс большим пальцем, так как в нем ощущается ваше собственное биение сердца, и вы можете принять собственный пульс за пульс другого человека.
Пульс на шее (горле) находится в ложбине пониже челюстной кости, сбоку от кадыка. Проверьте его также тремя пальцами (слайд 6).
Изучение новой темы.
Учитель. А что необходимо сделать, если у вашего товарища внезапно прекратилось дыхание и произошла остановка сердца? …. Итак, тема нашего сегодняшнего урока: (слайд) «Первая помощь при остановке сердца».
По какой причине может случиться внезапное прекращение дыхания и сердечной деятельности? (Внезапное прекращение дыхания и сердечной деятельности может быть при поражении электротоком, утоплении, при сдавливании или закупорки дыхательных путей, при травме головы и болевом шоке).
При внезапном прекращении сердечной деятельности и дыхания наступает состояние клинической смерти. Время клинической смерти длится от трех до пяти минут.
Признаки клинической смерти (слайд 7)
Отсутствуют:
- сознание;
- самостоятельное дыхание;
- реакция на боль;
- пульс на сонной артерии
Зрачок широкий, не реагирует на свет.
Проверка реакции зрачка на свет (слайд 8):
Прикрыть глаз ладонью и резко ее убрать.
При наличии фонарика, осветить зрачок.
Если прекратились дыхание и сердечная деятельность необходимо сделать непрямой массаж сердца и искусственное дыхание.
Наиболее эффективно использование для искусственного дыхания специальных аппаратов, с помощью которых вдувается воздух в легкие, при отсутствии таковых искусственное дыхание делают различными способами.
Обеспечение проходимости дыхательных путей (слайд 9):
Очистить полость рта от инородных предметов, слизи, рвотных масс.
Запрокинуть голову, подложить валик.
Выдвинуть нижнюю челюсть.
Если пострадавший не начал дышать, необходимо применить искусственное дыхание.
О способах искусственного дыхания нам расскажет …………… .

Способы искусственного дыхания:
Способ «изо рта в рот» - сделать глубокий вдох, обхватить губами рот пострадавшего, пальцами зажать нос и произвести выдох в рот. Воздух вдувают ритмично 16-18 раз в минуту до восстановления естественного дыхания (слайд 10).
Способ «изо рта в нос» - применяется при ранениях нижней челюсти. Рот пострадавшего при этом должен быть закрыт.
Способ Сильвестра – применяется при обширных ранениях челюстно-лицевой области. Пострадавший лежит на спине, оказывающий помощь встает на колени у изголовья пострадавшего, берет обе его руки за предплечья и резко поднимает их, далее отводит их назад за себя и разводит в стороны. Так производится вдох. Затем делают обратное движение, предплечья пораженного кладут на нижнюю часть грудной клетки и сжимают ее. Происходит выдох.
Способ Каллистова - применяется при обширных ранениях челюстно-лицевой области. Пострадавшего укладывают на живот с вытянутыми вперед руками, голову поварачивают набок, подкладывая под нее одежду (одеяло). Носилочными лямками или связанными двумя-тремя брючными ремнями пострадавшего периодически (в ритме дыхания) поднимают на высоту до 10 см и опускают. При поднимании пораженного в результате распределения грудной клетки происходит вдох, при опускании вследствие ее сдавливания – выдох.

Прошу обратить ваше внимание, что при правильном проведении искусственного дыхания у пострадавшего наблюдается подъем грудной клетки.
При терминальном состоянии (это состояние, относящееся к конечной стадии жизни с обратимым состоянием угасания организма) речь о первой медицинской помощи не идет. В данном случае необходима экстренная помощь – оживление (реанимация) умирающего. Проводится непрямой массаж сердца.
Непрямой массаж сердца (слайд 11)
Пострадавшего укладывают на спину, он должен лежать на твердой, жесткой поверхности.
Встают с левой стороны от него и кладут свои ладони одну на другую на область нижней трети грудины на 2-3 см выше мечевидного отростка, так, чтобы большой палец спасателя был направлен либо на подбородок, либо на живот пострадавшего.
Энергичными ритмичными толчками 50-60 раз в минуту нажимают на грудину, после каждого толчка отпуская руки, чтобы дать возможность расправиться грудной клетке.
Передняя стенка грудной клетки должна смещаться на глубину не менее 3-4 см.
НЕДОПУСТИМО!
Проводить непрямой массаж сердца при наличии пульса на сонной артерии.
Накладывать ладонь при надавливании на грудину так, чтобы большой палец был направлен на спасателя.
Непрямой массаж сердца с искусственным
дыханием (слайд 12)
Непрямой массаж сердца проводится в сочетании с искусственным дыханием. В этом случае помощь оказывают два или три человека:
Первый производит непрямой массаж сердца.
Второй – искусственное дыхание способом «изо рта в рот».
Третий – поддерживает голову пораженного, находясь справа от него, и должен быть готов сменить одного из оказывающих помощь.
Во время вдувания воздуха надавливать на грудную клетку нельзя.
Попеременно проводить 4-5 надавливаний на грудную клетку (на выдохе), затем одно вдувание воздуха в легкие (вдох).
Практические тренинги. (слайд 13)
Практикум «Непрямой массаж сердца».

Закрепление. (слайд 14)
Тест
Итог урока. (слайд 15)
Учитель. Что нового и полезного вы для себя сегодня узнали?
Домашнее задание: записать и знать правила искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

Аспектный анализ урока
Аспект «Формирование общеучебных умений и навыков школьников»
Цель анализа: проследить, каким образом учитель формирует общеучебные умения и навыки учащихся
Учитель: Козлов Валерий Александрович
Класс: 11 класс
Тема урока: Первая помощь при остановке сердца
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения: обобщающе-иллюстрированный.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный.
Формы организации урока: самостоятельная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: Для учителя: компьютер как источник учебной информации, активизации и мотивации познавательной деятельности учащихся; набор слайдов по приёмам и способам искусственного дыхания и непрямого массажа сердца; тренажер "Гоша".
Для учащихся: тетрадь, карточка, лист самоконтроля; две памятки.
Цели урока:
- проверить усвоение знаний по теме «Сердечнососудистая система»;
- познакомить учащихся с причинами внезапной остановки сердца, с признаками клинической смерти;
- обучить навыкам первой медицинской помощи при остановке сердечной деятельности;
- продолжить работу по формированию умений работать в коллективе (умение высказать свою точку зрения и выслушать точку зрения товарища, умения уважительного отношения к формированию мнения товарища и др.);
- содействовать воспитанию культуры умственного труда через приёмы рефлексии.
1. Организационный момент. + актуализация внимания
2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний. + подготовка учащихся к предстоящему уроку
3. Изучение нового материала + формулировке темы урока предшествовало создание проблемной ситуации
+ умение работать в группах
4.Обобщение знаний по теме. + закрепление материала проведено в форме
заполнение листа самоконтроля.
5.Подведение итогов урока. + развитие внимания у учащихся
+ развитие познавательного интереса
6. Домашнее задание +составление листовки, обращения или памятки для учащихся школы по первой медицинской помощи при остановке сердечной деятельности.
Рефлексия урока: отзыв об уроке Доволен ли ты, как прошёл урок?
Да – 100% учащихся
- было ли тебе интересно? Да – 97%
- сумел ли ты закрепить свои умения? Да – 100%
- сумел ли ты показать свои умения? Да – 92 %
Вывод: учителю в ходе всего урока удалось закрепить умения учащихся, развить практические умения и навыки, что говорит о его профессионализме и мастерстве.
Директор МОУ СОШ № 16 с. Томузловского О.В. Косикова