Классный час Профилактика инфекционных заболеваний

ема: Профилактика инфекционных заболеваний.
Цель: знакомство учащихся с видами инфекционных заболеваний и способами профилактики.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с видами инфекционных заболеваний, причинами возникновения эпидемий, механизмом передачи, способами защиты от инфекционных заболеваний.
2. Совершенствовать навыки безопасного поведения и действий в очагах инфекционного заболевания, развитие навыка работы в группах.
3. Формировать чувство ответственности, навыки сотрудничества, внимательность, предусмотрительность.
4. Воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.
Оборудование: презентация «Инфекционные заболевания», шарики, плакат «Чтобы быть здоровым», картинки к загадкам, маска, клубок ниток.
Ход классного часа:
1. Игра «Пожелания» Слайд 1
-Давайте начнем сегодняшний день с того, что выскажем друг другу пожелания на день, и сделаем это так. Первый участник встанет, подойдет к любому другому, поздоровается с ним и выскажет ему пожелание на сегодняшний день. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь подойдет к следующему, и так далее до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание на день.

2. Беседа по теме.
-Как вы думаете, хорошее у вас здоровье?
-Посмотрите друг на друга и скажите, как выглядит здоровый человек.
Игра- соревнование «Кто больше?»
Дети называют признаки, характеризующие здорового человека (весёлый, бодрый, энергичный, чистая кожа, блестящие волосы, хороший сон и др.)
-Поднимите руки те, кто за последний год ни разу не болел?
-У кого ни разу не поднималась температура тела выше 36,6? (Обычно в классе таких учеников нет)
Итак, мы сегодня поговорим об инфекционных заболеваниях. Слайд 2
Инфекционными болезнями называется группа заболеваний, которые вызываются патогенными возбудителями, их характерная особенность в том, что они способны передаваться от зараженного животного и человека здоровому, а также возможность их массового распространения. Возбудителями инфекционных заболеваний являются болезнетворные микроорганизмы: вирусы, бактерии, спирохеты, грибки и прочее.
Окружающая среда насыщена различными микроорганизмами, многие из которых вызывают инфекционные заболевания человека. Есть эти носители и в воздухе, и в почве, и в воде. Слайд 3
1.Почва
2.Вода
3.Растения
4.Дикие и домашние животные
5.Воздух
6.Насекомые (клещи, вши, блохи, малярийные комары)
Существует около 1200 инфекционных заболеваний. Конечно, мы не будем их все рассматривать, а вспомним только некоторые из них.
Виды инфекционных заболеваний:
Кишечная инфекция – дизентерия, брюшной тиф, холера и пр.;
Кровяные инфекционные болезни- малярия, жёлтая лихорадка (переносчики комары); сыпной тиф (вши); клещевой энцефалит (клещи); чума, блошиный тиф (блохи).
Чесотка, грибковые заболевания кожи;
Слайд 4 – выделяют несколько механизмов передачи инфекционных заболеваний:
Пищевой
Водный
Воздушно-капельный
Контактно-бытовой
Через передатчиков


Слайд 5-6 – Признаки инфекционных заболеваний

Внешние признаки инфекционных заболеваний индивидуальны для каждого из них, но большинство сопровождается
температурой,
ознобом,
головной болью,
иногда появляются кашель, понос, сыпь.
Слайд 7 -8- Профилактика инфекционных заболеваний

ФИЗМИНУТКА

Грипп
-Послушайте стихотворение С. Михалкова «Грипп».
У меня печальный вид,- Голова с утра болит,
Я чихаю, я охрип. Что такое?...Это грипп!
Не румяный грипп в лесу, А поганый грипп в носу!.. Слайд 9
Грипп (от фр.grippe)- острое инфекционное заболевание дыхательных путей, вызываемых вирусом гриппа. В настоящее время выявлено более 2000 вариантов вируса гриппа. Грипп – это чрезвычайно заразное инфекционное заболевание, опасное своими осложнениями: поражением сердечнососудистой системы, центральной нервной системы и органов дыхания.
«Симптомы гриппа» Слайд 10
Высокая температура;
Озноб и слабость;
Боль и ломота во всем теле;
Кашель;
Головная боль;
Насморк или заложенность носа.
Для гриппа характерно резкое начало: температура тела поднимается до 39*С и выше, возникает слабость, человека бьет озноб, мучают головные боли и боль в мышцах. Для гриппа , в отличии от других вирусных инфекций, такие симптомы как кашель и насморк проявляются не сразу, а через несколько дней после начала заболевания.
«Пути передачи инфекции»
Грипп передается по воздуху. Источником инфекции является больной человек. Мы заражаемся, вдыхая воздух с мельчайшими капельками слюны и мокроты, выделяемыми больными при кашле и чихании. Такой способ передачи называется воздушно-капельным путем.
А также при контакте с больными при рукопожатии, обмениваясь предметами личной гигиены (носовой платок, полотенце) и другими предметами быта (посуда, телефон, карандаши , игрушки и т.д.). Такой путь называется контактно-бытовым путем.
-Ребята, посмотрите, у нас в классе висят воздушные шары. Представьте себе, что это бактерии гриппа. Капельки-бактерии гриппа тоже похожи на шарики, но они такие маленькие, что их можно увидеть только под микроскопом. Они летают по воздуху там, где есть больные люди и могут попасть к здоровым людям в нос и в рот. Нам необходимо победить бактерии гриппа, а исчезнут они в том случае, если вы скажете, что нужно делать, чтобы не заболеть гриппом.
(Ответы детей. После каждого ответа ребенка учитель протыкает по одному шарику-бактерии гриппа.)
«Профилактика»
Сегодня уже доказано, что основным методом специфической профилактики гриппа является вакцина или как мы ее называем – прививка, что стимулирует организм к выработке защитных антител, которые предотвращают размножение вирусов. Благодаря этому, заболевание предупреждается еще до его начала.
Немаловажное значение имеют меры личной профилактики:
- прикрывайте рот и нос при чихании и кашле носовым платком (салфеткой);
- избегайте прикосновений к своему рту, носу, глазам;
- соблюдайте дистанцию при общении, расстояние между людьми при разговоре должно быть не менее 1 метра (расстояние вытянутой руки).
Соблюдение правил личной гигиены, а именно мытье рук очень важно при профилактике. Тщательно и часто мойте руки с мылом или протирайте их дезинфицирующими средствами.
В период эпидемий гриппа и простудных заболеваний необходимо:
- избегать тесных контактов с больными людьми;
- ограничить посещение культурно-массовых мероприятий, сократить время пребывания в местах скопления людей.
Правильное использование медицинской маски поможет уберечь себя от заражения вирусными инфекциями. Одноразовую маску можно приобрести в аптеках, ватно-марлевую несложно изготовить своими руками. В отличии от одноразовой маски, которую можно носить не более 2-х часов, ватно-марлевую повязку можно носить до 4-х часов, стирать и использовать многократно. Важно, чтобы больной человек надевал маску, а также здоровый при общении (уходе) за больным.
Профилактика гриппа состоит в общем оздоровлении и укреплении защитных сил организма, для этого необходимо вести здоровый образ жизни: см. плакат «Чтобы быть здоровым»
-Молодцы, но и этого мало. В борьбе с болезнью нам поможет еще витамин С.
Находится он в фруктах и овощах, а в каких вы узнаете отгадав загадки:


1. Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран
В тропиках растет ... ( Банан)

2.Сарафан не сарафан,
Платьице не платьице,
А как станешь раздевать,
Досыта наплачешься. (Лук)

3.Головой на лук похож.
Если только пожуёшь
Даже маленькую дольку -
Будет пахнуть очень долго. (Чеснок)

4. С оранжевой кожей,
На мячик похожий,
Но в центре не пусто,
А сочно и вкусно. (Апельсин)

5.Отгадать не очень просто -
Вот такой я фруктик знаю -
Речь идет не о кокосе,
Не о груше, не о сливе, -
Птица есть еще такая,
Называют так же - ... (Киви)

6.Далеко на юге где-то
Он растет зимой и летом.
Удивит собою нас
Толстокожий ...(Ананас)

7.Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи -
Меня в них ищи. (Капуста)

8.Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет, другая чернеет. (Красная и черная смородины)

8. Само с кулачок,
Красный, желтый бочок.
Тронешь пальцем – гладко,
А откусишь – сладко. (Яблоко)

9.Он почти как апельсин,
С толстой кожей, сочный,
Недостаток лишь один –
Кислый очень, очень. (Лимон)
-Молодцы! Надеюсь, что вы будете соблюдать меры профилактики и не заболеете. Вы уже взрослые, и должны сами заботиться о своём здоровье. Попробуйте не пустить в двери незваного гостя с иностранной фамилией ГРИПП! Желаю вам крепкого здоровья!
Рефлексия. Упражнение «Клубок» Слайд 11
Классный руководитель предлагает образовать круг. Каждый ученик называет то, что ему сегодня понравилось, дает краткий отзыв, говорит, что нового узнал на занятии, после чего передает клубок соседу, и так, пока не замкнется круг.
Последним участником, которому передают клубок, является классный руководитель, он говорит слова благодарности учащимся за их активность, дает краткий отзыв об их деятельности, приглашает на следующие занятия.

15