Методическая разработка урока по русскому языку по теме: «Определение рода имён существительных»


Автор: Григоревская Галина Дмитриевна
Учебное заведение: МОУ «СОШ №1» города Валуйки Белгородской области
Предмет: русский язык
Тема: «Определение рода имён существительных».
Класс: 3
Учебно-методическое обеспечение: УМК: «Школа России», учебник русского языка 3кл., авторы Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.
Время: 45 минут
Педагогические цели: способствовать развитию умений определять род имен существительных, классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода.
Планируемые результаты (предметные): осваивают первоначальные представления о системе и структуре русского языка: лексике, морфологии и синтаксисе, об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.
Личностные результаты: устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется); выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.
Задачи:
Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме.
Развивающие: развивать умения учащихся высказываться на грамматическую тему, анализировать, развивать орфографическую зоркость.
Воспитательные: воспитывать любовь и чуткое отношение к языку, прививать интерес к предмету.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Познавательные: общеучебные – овладевают базовыми предметными понятиями; логические – осуществляют сравнение, анализ, синтез, классификацию, делают выводы.Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Основное содержание темы, понятия и термины:
Род имен существительных: мужской, женский, средний. Местоимения: он, она, оно. Родовые окончания. Кровать – словарное слово.
Тип урока: открытие новых знаний и способов действий / решение учебной задачи
Форма урока: урок-проект.
Методы обучения: репродуктивные, словесные, наглядные, практические
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, раздаточный материал.
План проведения урока
№ Этапы урока Временная реализация
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности 1 минуты
2. Актуализация и пробное учебное действие 7 минут
3. Выявление места и причины затруднения 5 минут
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения 4 минут
5. Реализация построенного проекта 3минуты
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи 7минут
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 7 минут
8. Включение в систему знаний и повторение. 7 минут
9. Информация о домашнем задании 2 минуты
10 Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) 2 минуты
Ход урока
Этапы урока Характеристика деятельности УУД
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности – Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (Да.)
– Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно. А теперь за работу!
– Проверим готовность к уроку.
Регулятивные: волевая саморегуляция.
Личностные: действие смыслообразования.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Актуализация и пробное учебное действие. – Вы внимательны? Сейчас мы узнаем это, проверив домашнее задание.
- Что было задано на дом?
Упр.34. Нужно разделить имена существительные на три группы.
а) имена существительные, которые изменяются по числам:
шофёр, рисунок, газета, синица, тетрадь.
б) имена существительные, которые употребляются только в единственном числе:
молоко, творог, сахар, дружба, мёд, пальто, шоссе.
б) имена существительные, которые употребляются только во множественном числе:
очки, ножницы, шашки, санки, сливки, брюки.
- Какой вывод можно сделать, поделитесь своими знаниями.
(В русском языке есть имена существительные, которые изменяются по числам, есть имена существительные, которые употребляются только в единственном числе, есть имена существительные, которые употребляются только во множественном числе.- Сегодня на уроке мы откроем ещё одну тайну русского языка, будем учиться наблюдать, сравнивать, анализировать. Чтобы подобрать ключ к этой тайне, нам необходимо выполнить несколько заданий.
Открыли тетради, запишите число, классная работа.
Чистописание.
Кк_ Какую закономерность вы заметили?
Словарная работа.
- Посмотрите на доску. Какое задание вы можете предложить мне выполнить?
- Вставить пропущенные буквы.
- Пожалуйста, запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Вставленную букву подчеркните карандашом.
Сейчас мы познакомимся с новым словом.
-Отгадайте загадку.
Днём спит на ней подушка.
А по ночам – Андрюшка. (Кровать.)
-Какое лексическое значение слова кровать? ( Из словаря)
- Молодцы!
- Что объединяет эти слова?
- Какой общий признак у этих слов? (Все слова имена существительные).
- Проверим. Оцените свои знания.
- Поделитесь своими результатами.
- Встаньте, кто не допустил ни одной ошибки.
- Встаньте, кто допустил одну ошибку.
- Встаньте, кто допустил две ошибки.
Есть ли кто более трех ошибок допустил?
- Что вы знаете об имени существительном?
Познавательные:
общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,планирование, прогнозирование.
Познавательные:
умение структурировать знания;
постановка и формулирование проблемы;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Выявление места и причины затруднения - На столах у вас лежат карточки. Я предлагаю вам её заполнить в начале урока и в конце - «Я знаю, я умею, я могу!»
Карточка «Я знаю, я умею, я могу!»
Я знаю, что такое имена существительные. Я умею находить имена существительные среди других слов. Я знаю, что имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые, и я смогу их различить. Я знаю, что имена существительные бывают собственные и нарицательные, и я смогу их различить. Я знаю, какого рода бывают имена существительные. Я смогу определить род имён существительных. - Поделитесь, как вы заполнили таблицу.
-Какая же проблема у вас возникла?
-Что же мы с вами ещё не знаем об имени существительном?
- Сформулируйте тему урока. (Род имён существительных).
- Какова цель нашего урока?
(Узнать какого рода бывают имена существительные и научиться определять род имён существительных).
- Сегодня вы узнаете о родах имен существительных, научитесь классифицировать существительные по родам.
- А у вас есть предложения о том, какого рода могут быть существительные?
(выслушиваются ответы - предложения учеников).
Грамматическая сказка.
-  Послушайте грамматическую сказку и скажите, на какие три группы можно разделить имена существительные.
В одном королевстве жили имена существительные.
Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи, что сама королева их путала.
И вот однажды она издала указ:
“Кто придумает для моих слуг – существительных знаки различия, тот будет награжден”.
А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала.
Пришла королева и сказала:
“Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода (туда попали слова: муж, папа, дядя, стул, …). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода (туда попали слова: жена, бабушка, весна, …). А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода ( так и стали: солнце, небо, …)”.Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных.
- А вам, ребята, еще предстоит открыть секрет рода имени существительного. Регулятивные:
выполняют учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения - На какие три группы делятся имена существительные?
(Имена существительные можно разделить по родам: женский, мужской и средний род.)
(На плакате появляется соответствующая запись)
Род имен существительных
мужской женский средний
- Сегодня мы должны научиться определять род имен существительных. А чтобы вам легче было определить род имени существительного, я открою вам секрет королевы.
А вот и секрет (плакат):
Женский род запомню я
И скажу: «Она – моя».
И запомню род мужской
И опять скажу: «Он – мой».
Средний род: «Оно – моё!»
Это правило – твоё!
-Какие слова-помощники помогут вам определить род имен существительных?
Проверьте наши открытия по учебнику с.25.
(заполнение плаката)
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.
Познавательные:
общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера
Реализация построенного проекта. 1.   Коллективное разучивание стихотворения о родах имён существительных.
Женский род – запомню я.
И скажу: она, моя.
И запомню род мужской -
И опять скажу – он, мой.
Средний род – оно, моё.
Это правило твоё.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.
Познавательные:
общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи Работа в парах.
Упр.39, с.25
Коммуникативные:
управление поведением партнера;
умение выражать свои мысли.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Упр.40, с.25
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.
Познавательные:
общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
Включение в систему знаний и повторение. Работа в группах.
Класс делиться на три группы. Каждой группе необходимо выполнить задание.
1 группе выбрать имена существительные женского рода.
2 группе – мужского.
3 группе - среднего.
Составление мини проекта «Род имён существительных» Регулятивные: прогнозирование.
Информация о домашнем задании уч. - с. 26 упр.42, с.27 упр.43 (по выбору) Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
- С чем познакомились сегодня на уроке?
– Какой секрет различия имён существительных вы узнали?
-Как определить род имени существительного?
- Какие окончания имеют существительные мужского рода? Женского рода? Среднего рода?
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Список использованной литературы
1. Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. Русский язык. 3 класс.
2. Канакина, В. П. Русский язык. Рабочие программы. 1–4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко (Серия «Школа Россия»). – М.: Просвещение, 2011.
3. Ладыженская Т.А. Речевые секреты.
4. -Электронное приложение к учебнику.