«ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ»

«ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ»
Ивонтьева Татьяна Викторовна([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]),
Артемьева Галина Вениаминовна([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №174 им. И.П. Зорина г.о. Самара
(МОУ Школа №174 г.о. Самара)

Образовательная политика России требует от образовательной системы обеспечения инновационного характера образования. Школьное образование – определяющий и самый длительный этап в жизни каждого человека, который обеспечивает как индивидуальный успех личности, так и долгосрочное развитие всей страны.
Современная школа призвана ответить на актуальнейшие вопросы:
- Каким должен быть наш ученик «на выходе» во взрослую жизнь, чтобы стать полноценным субъектом сообщества?
- Каковы пути формирования духовного здоровья детей, их жизненных символов, восстановления нравственности?
- Какими компетентностями должен обладать конкурентноспособный учитель Новой школы?
Считаем, что на эти вопросы дает ответы эвристическая обучающая модель, предполагающая развитие творческого мышления у школьников и являющаяся средством достижения метапредметных результатов. Реализация эвристической модели невозможна без информатизации школы, суть которой в индивидуализации учебного процесса на основе использования средств новых информационных и коммуникационных технологий и применение новых педагогических технологий, которые ранее не могли занять достойного места в массовой школе из-за трудоемкости их осуществления средствами «бумажной» информационной технологии.
С точки зрения Хуторского А.В. принципами эвристического обучения являются:
Принцип личностного целеполагания ученика.
Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории.
Принцип метапредметных основ содержания образования.
Принцип продуктивности обучения.
Принцип первичности образовательной продукции учащегося.
Принцип ситуативности обучения.
Принцип образовательной рефлексии.
Одним из предметов, на котором возможно достаточно успешно использовать принципы эвристического обучения, является информатика.
Итак, чем принципиально урок информатики отличается от других учебных предметов?
Во-первых, наличием специальных технических средств, в первую очередь – персонального компьютера для каждого ученика, а также задействованной в учебном процесс оргтехники, мультимедийных устройств.
Во-вторых, компьютерный класс, в котором проводятся уроки, организован особенным образом: каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой – доступ к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места; даже визуальный контакт с соучениками и учителем строится несколько иначе, чем на других уроках. Это создает особые условия для эвристического обучения.
В-третьих, именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом.
Наконец, в-четвертых, предмет информатика отличает изначальная высокая мотивация учащихся. Как правило, этих уроков ждут, младшие завидуют старшим, изучающим информатику. Некая изначальная «романтизация» компьютера и работы на нем создает учителю информатики благоприятные начальные условия для работы в классе, реализации принципов эвристического обучения
В эвристическом методе, применяемом на уроках информатики, можно выделить пять основных этапов организации деятельности учеников:
мотивационный;
постановочный;
создание собственного продукта;
демонстрационный;
рефлексивный.
В нашей школе в 2011-2012 учебном году была создана городская стажировочная площадка «Средства достижения метапредметных результатов в условиях введения ФГОС». В рамках работы стажировочной площадки нами, как педагогами тьюторами, была организована работа по подготовке практикума «Эвристическая образовательная модель как средство формирования УУД». Были разработаны совместно со стажёрами(учителями других школ города) уроки эвристического типа по некоторым предметам, в том числе и по информатике, с ориентацией на ФГОС. Затем учителями–стажёрами были разработаны уроки самостоятельно, которые посетили педагоги-тьюторы. С презентациями этапов этих уроков стажёры выступили на практическом занятии. На круглом столе были подведены итоги, стажёрам выданы сертификаты. Работа стажировочной площадки была признана успешной и будет продолжена.
Таким образом: применение эвристических методов на уроках информатики в работе стажировочной площадки наглядно доказало, что их использование позволяет достигнуть метапредметных результатов, получить образовательный продукт и является средством формирования УУД.
Литература.
1. Хуторской А.В. Эвристическое обучение // Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика / Учебное пособие. И.И.Прокопьев, Н.В.Михалкович. – Мн.: ТетраСистемс, 2002.