Открытый урок по чтение на тему: Сказка народов мира. Русская народная сказка «Колосок»


Тема. Сказка народов мира.
Русская народная сказка «Колосок».
Цель. Дети должны знать, что сказка — это вид устного народного творчества; знать содержание сказки «Колосок»; уметь выделять главную мысль сказки; познакомиться с героями; дать им характеристику; научиться читать по ролям; развивать речь учащихся; прививать любовь к труду.
Оборудование.I Оргмомент.
Создание эмоционального настроения.
Ребята, каким бы вы хотели видеть наш урок? (Интеллектуальным, эмоциональным, поучительным)
II Проверка домашнего задания.
Учитель. Дома вы подбирали загадки, посвящённые осенней тематике. Поделитесь своими находками.
(Дети представляют домашние работы)
Учитель. Молодцы! Загадки вы подобрали замечательные. Но вы все не успеют их загадать. Всех остальных мы послушаем на уроке внеклассного чтения.
III Работа по теме урока.
1.Появляется Сказка (девочка в национальном костюме), обращается к детям.
Сказка. Вы давно знаете и, наверное, любите меня. Я прихожу к вам из маминых и бабушкиных уст, из хорошей книжки, с экрана. Я веду вас в свет необычный, удивительный.
Реальность и выдумка, жизнь и чудеса объединились во мне. Я нужна вам как хлеб, который никогда не приедается. Вы уже догадались, кто я?
Да, я сказка. Я родилась очень давно. Мои истории передавались из уст в уста. Как называются сказки, которые сочиняет народ? (Народные)
Учитель. Спасибо, сказочка. Присаживайся, будешь гостьей на нашем уроке. Для вас наша гостья приготовила несколько заданий. Порадуем её, ребята?
Речевая разминка.
а) Разчитывание.
* Упражнение на расширение угла зрения
Прочитать слова с карточки, которая разрезана вертикально на две половинки. Какие слова «лишние»? Почему?
30753052749550018853151136650033566102628900033597859525000
сказ*ка
сказ*очка
сказ*очник
сказ*очный
указ*ка
*Упражнение на развитие навыков чтения.
- Прочитайте слова с максимальной скоростью в порядке возрастания номеров.
3117858255000
5 намёк4 в ней
1 сказка6 добру2 ложь
3 да7 молодцу8 урок
Сказка ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок.
- Что это за предложение?
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
* Работа с деформированным предложением.
- Вижу, что умеете вы и слова читать и пословицы составлять. А вот попробуйте построить, восстановить.
4692768226865045447352305050061055252279650031235652349500042913292197094279265293370003581400226060003578225535305003587750223520002315210240665231457523431513817603060700013976362311390013938252368552102485229236002355852501900
4692767228824004286250163195004281805755650232156073659023177502324101381760168910001378585882650138811123558500сказки много маленькие, в них а поучительного
- Объясните смысл данной пословицы.
* Игра «Угадай – ка»
- Какие слова зашифрованы.
руд
абота
рудолюбие
омощники
одыри
- Какое слово «лишнее»?
- Ребята, а знаете ли вы, как появилось слово «лодыри»?
Очень давно в царской России был лекарь (врач) по фамилии Лодыр. Лечил он людей от ожирения спортом, трудом. Лечил богатых, которые не работали, вели неподвижный образ жизни. А бедные, видм, как лекарь их лечить, говорили: «Вот лодыри бегу». Так и появилось слово «ЛОДЫРИ».
* Проверка выразительности чтения.
- Послушайте стихотворение о труде.(Па доске появляется картинка)
Ученик 1
На одной лесной поляне.
Где звенит ручей
Жил зайчишка - шалунишка
С мамою своей.Был зайчишка - шалунишка
Маленький чудак.
Всё ему учила мамаДелал он не так,
Ученик 2
На рассвете друг будильник
Всех с утра будил
Только заяц - шалунишка
В школу не спешил.
Ученик 3
На работу о песней вышел
Весь лесной народ
Но зайчишка - шалунишки
С ними не идёт,
У повара козлёнок вышел
Кошка садовод.
Самолёт летит под крышей
Лётчик бегемот,
Барсучонок стал артистом
Арии поёт.
А волчонок трактористом
И ему почёт.
Ученица 4
Все чему-то научились
Всем работа впрок
Лишь зайчонок - шалунишка
Стать никем не смог.
- Почему ни кем не стал зайчишка?
- Молодцы. Кто выразительнее всех рассказал свой отрывок стихотворении?
3. Работа над сказкой «Колосок».
* Создание проблемной ситуации.
- Ребята, я для вас подготовила загадки.
Был крупинкой золотой
Стал зелёною стрелой
Солнце летнее светило
И стрелу позолотило (Колосок)
Не артист, а голосит
Не ездок, а шпоры у ног (Петух)
Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке
Потому, что до темна
В корне прячется она (Мышь)
- Хорошо. Правильно отгадали загадки.
(Учитель выставляет вазу с колосками)
- Ребята, может вы догадались, о чём будем читать на уроке?
Сообщение темы урока.
(Открывается запись на доске)
Украинская народная сказка «Колосок».
Прочитайте хором название темы урока (Дети хором читают)
Первичное восприятие теста.
а)Комбинированное чтение
17976859969500Учитель ученик
б)Проверка эмоционального восприятия
- Заинтересовала ли вас сказка?
- О чём она?
- Назовите действующих лиц?
в)Словарная работа
- Что означают слова
ЛАПТА - ига с мячом
ЧЕХАРДА - детская игра
- Установите последовательность
TOC \o "1-5" \h \z Пироги5
Зерно2
Колосок1
Тесто4
Мука3
г)Чтение по ролям (Одеть маски)!
Автор
Круть
Верть
Петушок
д)Работа на карточках.
Карточка
Вот однажды подметая, петушок двор и видит на земле…. ….
Замесил он тесто, натаскал …. , затопил ... .
Мышата тоже время не теряют: … …, … .
Не за что таких лодырей и лентяев … …!
е)Творческая работа.
- Какую пословицу можно подобрать к сказке?
(1. Доплясались, что без хлеба остались.
2. Будешь трудиться - будет у тебя и хлеб и молоко водиться.
3. Делу время - потехи час.)
ж)- Подумайте. Как можно охарактеризовать главных героев сказки? Петушок - ?
Круть, Верть - ?IV Итог урока.
* Сенкан (пятирядок)
- Составим стих - сенкан
Колосок
Спелый, золотой.
Растёт, поспевает, кормит.
Приносит большую пользу людям.
Хлеб.
VДомашнее задание.
- Прочитать дома сказку родителям и нарисовать иллюстрацию.