Конспект урока по русскому языку на тему: «Правописание личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа»


Конспект урока по русскому языку на тему:
«Правописание личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа»
Цель: углубить и совершенствовать знания о правописании личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа
Задачи: научить
составлять словосочетания, правильно выбирая косвенную форму местоимений;
оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями;
соблюдать нормы употребления местоимений и их форм
выполнять разбор личного местоимения как части речи, пользуясь алгоритмом из учебника.
Ход урока:
I. Организационный момент
У.: Здравствуйте, ребята! Сегодня я проведу у Вас урок русского языка.
II. Самоопределение к деятельности
У.: Начнем наш урок с загадки, которая поможет Вам определить тему урока.
У.: Я делу отдаюсь сполна,
Я заменяю имена,
Я о себе такого мнения
Огромна роль …(местоимения).
Д.: Местоимения.
У.: Скажите, а как вы поняли эту загадку?
У.: Слова какой же части речи заменяют имена?
Д.: Местоимения.
У.: Правильно, продолжаем работу по теме «Местоимение»
1. Определение темы и постановка целей урока. Работа со шмуцтитулом.
У.: Итак, прочитайте тему урока
Д.:«Правописание личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа»
У: А какие местоимения 3-го лица единственного числа вы уже знаете?
Д.: Он, она, оно
У.: А множественного?
Д.: Они
У.: Правильно, а как вы думаете, чему мы будем учиться? Определите задачи урока
Д.: Углубить и совершенствовать знания о правописании личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа; находить местоимения 3-го лица в предложении; определять формы лица, числа, падежа местоимений; правильно писать местоимения 3-го лица единственного и множественного числа
У.: Сегодня на уроке мы не только углубим знания о правописании местоимений 3-го лица единственного и множественного числа, но и научимся составлять словосочетания, правильно выбирая косвенную форму местоимений; заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями; выполнять разбор личного местоимения как части речи.
У.: Откройте шмуцтитул учебника на стр. 51
У.: Есть ли местоимения на шмуцтитуле? Прочитайте их.
Д.: Он, его, ему.
У.: Назовите грамматические признаки каждого из этих местоимений
Д.: Он - личное местоимение; 3-е лицо; употреблено в форме ед.ч., И.п.
Его - личное местоимение; 3-е лицо; употреблено в форме ед.ч., Р.п. или В.п.
Ему - личное местоимение; 3-е лицо; употреблено в форме ед.ч., Д.п.
3. Выборочный диктант:
У.: А сейчас проведем выборочный диктант. Я буду читать предложения, а вы будете находить словосочетания глагол + местоимение
У.: Итак, читаю 1-е предложение 1)Приплыла к нему рыбка. Какое словосочетание нужно выписать?
У.: Записываем, приплыла к нему, назовите местоимение (к нему), определите его начальную форму (он), как определить падеж? (поставить вопрос), задаем вопрос (к кому?) падеж местоимения Д.п., укажите падеж над местоимением. (проговорить орфограммы в местоимениях)
У.: Проверьте, правильно ли вы записали
Образец: приплыла к нему
У.: Следующее предложение 2)И царица у окна села ждать его одна. Какое словосочетание мы выпишем из этого предложения?
У.: Записываем, ждать его, назовите местоимение (его), определите его начальную форму (он) задаем вопрос (кого?), определите падеж местоимения В.п., укажите падеж над местоимением.
У.: Следующее предложение 4)Служат ей бояре да дворяне. Выпишите самостоятельно словосочетание, укажите падеж
У.: Давайте проверим, что вы выписали? служат (кому?) ей (Д.п.)
У.: Послушайте следующее предложение 3)Злая мачеха сидела перед зеркальцем своим и беседовала с ним. Выписываем словосочетание, указываем падеж
У.: Давайте проверим, что вы выписали? беседовала (с кем?) с ним (Т.п.)
У.: Как вы думаете, из произведения какого автора были наши предложения?
Д.: Из произведения А.С. Пушкина
У.: Как называется это произведение?
Д.: «Сказка о золотой рыбке»
У.: Итак, чему мы сейчас учились?
Д.: Находить в речи местоимения и определять их грамматические признаки
III. Открытие нового знания
1.Упражнение в замене имён существительных подходящими по смыслу местоимениями
учебник, упр.130
У.: Будем учиться, правильно употреблять в речи местоимения
У.: Прочитайте задание, что нужно сделать?
У.: Подготовьтесь прочитать словосочетания.
У.: Читайте и объясняйте правописание слов с пропущенными орфограммами (по цепочке)
У.: Давайте заменим имена существительные в каждом словосочетании личным местоимением в той же форме, определим падеж местоимений и объясним их написание
У.: Запишите 5 любых словосочетаний так, как показано в образце (вставляя пропущенные буквы, рядом с каждым именем существительным записать в скобках местоимение, которым можно заменить это имя существительное, указать падеж имени существительного и местоимения)
2.Работа над значением и правописанием словарного слова «победа»
У.: Ребята, в упражнении нам встретилось слово «победа», как вы понимаете это слово?
Д.: Успех в бою, в войне. Успех в соревнованиях, состязаниях.
У.: ………нашла значение этого слова в словаре, давайте …. послушаем
Толковый словарь Ожегова (ПОБЕДА 1. Успех в битве, войне при полном поражении противника. Одержать победу. Вернуться с победой. День Победы (9 мая - праздник победы в Великой Отечественной войне).
У.: Выделите корень
У.: От какого слова образовалось это слово? (победа)
У.: Найдите орфограммы в этом слове?
У.: Подберите проверочные слова к этому слову? Удалось ли вам это сделать?
Д.: Нет
У.: Значит, мы можем сделать вывод, что это слово нужно запомнить
У.: Давайте вместе подберем к этому слову однокоренные слова
У.: Что вы можете мне сказать о правописании корней в однокоренных словах?
Д.: Корни в однокоренных словах пишутся одинаково
У.: Не забудьте это правило, когда вы будете записывать однокоренные слова
У.: Самостоятельно запишите однокоренные слова, выделите корень и подчеркните букву безударного гласного звука в корне
У.: Оцените себя
IV. Закрепление изученного материала.
1.Упражнение в редактировании групп предложений с повторяющимися именами существительными
учебник, упр.131- работа в парах
У.: Продолжаем учиться правильному употреблению местоимений в речи
У.: Расскажите еще раз о роли местоимений в речи
Д.: Местоимения помогают нам избежать повторения одинаковых слов в речи.
У.: Переходим к следующему заданию
У.: А теперь поработаем в парах
У.: Первый ряд будет работать с 1-м абзацем упражнения, второй со 2-м, третий с 3-м
У.: Каждая пара прочитает свой абзац, обсудит, какими местоимениями можно заменить выделенные слова и запишет измененные предложения, объясняя написание слов с пропущенными буквами.
У.: Давайте проверим, 1-ю группу? Послушаем, что у вас получилось
Д.: Чайки могут съесть столько корма, сколько чайки (они) весят сами. Просто удивительно, как чайкам (им) удается сохранить изящную фигуру.
У.: Послушаем 2-ю группу, прочитайте, что вы записали?
У.: Прочитайте измененные предложения, 3-го абзаца
У.: Кто сделал 1 ошибку? Кто сделал больше ошибок? А кто сделал ни одной ошибки? У кого есть ошибки, исправьте их
V. Закрепление изученного материала
2.Упражнение в подборе и соблюдении нормы употребления местоимений и их форм.
учебник, упр.132
У.: Продолжаем работать
У.: Подготовьтесь прочитать текст. Прочитайте
У.: Догадайтесь из какой сказки этот текст? Кто произносит эти слова и к кому они обращены?
Д.: В.Гаршин «Лягушка-путешественница». Слова говорит лягушка, она обращается к утке.
У.: Давайте поработаем устно. Подготовьтесь вставить пропущенные местоимения
У.:…..прочитай, пожалуйста, что у тебя получилось?
У.: У кого получилось так…..? А у кого по- другому….?
У.: Дома вам нужно записать это упражнение, а также составить по данному рисунку свой небольшой рассказ.
3.Упражнение в нахождении местоимений в пословицах. Морфологический разбор местоимения
учебник, упр.133
У.: Ребята внимание, нам даны части пословиц, их нужно восстановить
У.: Прочитайте 1-й столбик. Прочитайте 2-й столбик.
У.: Кто составил 1-ю пословицу?
Д.: Когда я ем, я глух и нем.
У.: Когда так говорят? (во время еды внимание должно быть направлено на еду, разговаривать во время еды опасно и неудобно)
Д.: Корень учения горек, да плод его сладок
У.: А что обозначает эта пословица? (учиться тяжело, зато результат будет отличный)
У.: Не бойся работы, пусть она тебя боится (не нужно бояться начинать какое-либо дело)
У.: Запишите пословицу, которая начинается со слов «корень учения горек»
Д.: Корень учения горек, да плод его сладок.
У.: Назовите местоимение из этой пословицы
Д.: Его
У.: Вспомните морфологический разбор местоимения, куда нужно заглянуть?
Д.: с.148 памятка морфологического разбора местоимения
У.: Самостоятельно выполните морфологический разбор местоимения «его», используя памятку
У.: Давайте проверим, что у вас получилось
Д.: Его- личное мест., н.ф.- он, 3-го л., в ед.ч., в р.п., дополн.
У.: Самостоятельно запишите разбор любого из оставшихся местоимений
У.: Что у вас получилось?
Д.: «Не бойся работы, пусть она тебя боится».
1) Она- личное мест., н.ф.- она, 3-го л., в ед.ч., им.п., подл.
2) Тебя- личное мест., н.ф.- ты, 2-го л., в ед.ч., в.п., дополн.
«Когда я ем, я глух и нем»
1) Я- личное мест., н.ф.- я, 1-го л., в ед.ч., им.п., подл.
VIII. Подведение итогов урока
У.: Чему мы учились на уроке?
Д.: Составлять словосочетания, правильно выбирая косвенную форму местоимений; заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями, выполнять морфологический разбор местоимения.
У.: С какой целью мы заменяли повторяющиеся имена существительные местоимениями?
Д.: Для того чтобы не допустить повтора одинаковых слов
У.: Как разобрать местоимение как часть речи?
Д.: Определить 1)часть речи, 2)начальную форму, 3)лицо, число, падеж местоимения, 4)его роль в предложении
IX. Домашнее задание
Учебник стр.63, упр.132 (записать это упражнение, а также составить по данному рисунку свой небольшой рассказ)