Психологическая азбука 2 класс


МБОУ Володарская СОШ
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ Володарской СОШ
__________О.А.Янковская«___» __________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образовательного курса
во внеурочной деятельности
«Психологическая азбука»
для обучающихся 8-9 лет
(2а,2б,2в класс)
Срок реализации дополнительногообразовательного курса - 1 год
Составитель: Малахова Кристина Михайловна
педагог-психолог

пос. Володарского, 2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основании авторской программы Т.А.Аржакаевой, И.В.Вачкова, А.Х.Поповой «Психологическая азбука» (Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука (Второй год обучения)/ под ред.И.В.Вачкова.- М.: Издательство «Ось», 2003г.-168с.) Направленнность: курс реализует программы дополнительного образования социально-педагогической направленности.
Новизна: курс направлен на создание в рамках системы начального обучения условий, максимально способствующих личностному развитию учащихся.
Актуальность: курс актуален для личностного развития учащихся, перехода на более высокий уровень самосознания, реализуемый на основе развертывания рефлексивных способностей учащихся.
Целесообразность: курс целесообразен для развития воображения, интуиция, мышления, приобретения представления о нормах поведения и нравственных ценностях.
Цель дополнительного образовательного курса: развитие личности ребенка, в частности его самосознания и рефлексивных способностей, познавательных возможностей в тех пределах, которые определяются возрастными требованиями «психологической безопасности», предохраняющими ребенка от излишней «боли самопознания».
Задачи дополнительного образовательного курса:
помочь детям быстрее и безболезненней адаптироваться к школьным условиям;
познакомить детей с базовым понятийным аппаратом психологии и её предметом;
учить методам и приемам познания себя;
ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения.
способствовать гармоничному становлению психических функций;
ориентировать детей на стремление к творчеству в учебной деятельности
Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы является опора на принцип метафоризации психологических представлений. Через понимание метафоры, через расшифровку и построение метафорических образов дети развивают воображение, интуицию, мышление, учатся получать эстетическое наслаждение от литературных текстов, косвенным путем приобретают представление о нормах поведения и нравственных ценностях. «Ключевая» метафора – Королевство Внутреннего Мира, реализуется в контексте развертывания цепочки особых сказок, объединенных общим сюжетом. Заложенные в сказках метафоры оказываются волшебным инструментом, помогающим ребенку лучше и глубже понимать себя, свой внутренний мир.
Важнейшими функциями сказочной метафоры являются:
осознание системы отношений между субъектами и снижения воздействия негативных эмоций в случае получения болезненной информации;
обеспечение раскрытия творческих потенциалов субъектов в процессе совместной активности;
раскрытие содержания научных психологических представлений.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы – 8-9 лет
Срок реализации дополнительной образовательной программы – 1 год (1 час в неделю,34 часа за 1 год).
Формы и режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу; формы проведения занятий разнообразны. Часть занятий, имеющих теоретический характер проводится в виде поисковых бесед. Практические занятия проводятся в виде игр, инсценировок.
Ожидаемые результаты:
обучение навыкам эффективного общения;
выработка адекватной самооценки;
овладение приемами эмоциональной саморегуляции;
овладение навыками разрешения конфликтов.
развитие познавательных способностей;
осознание себя в системе учебной деятельности;
обучение навыкам эффективного общения;
Способы их проверки: методы наблюдения за учащимися, беседы с учащимися, учителями и родителями.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: беседа с учащимися.
Тематическое планирование
№ урока Тема Вид занятия Кол-во часов По
плану По
факту
Введение в мир психологии
1 Мои летние впечатления Упражнения, задания,
игра, беседа 1 2 Какой я Упражнения, задания,
игра, беседа 1 3 Психология-знакомая незнакомка Упражнения, задания,
игра, беседа 1 Я и мои желания
4 Мои желания Упражнения, задания,
игра, беседа 1 5 Сказка о борьбе мотивов Упражнения, задания,
игра, беседа 1 6 Мои мотивы Упражнения, задания,
игра, беседа 1 7 Какие мотивы у других Упражнения, задания,
игра, беседа 1 Кладовая памяти
8 Загадка Психоочистителя-1 Упражнения, задания,
игра, беседа 1 9 Загадка Психоочистителя-2 Упражнения, задания,
игра, беседа 1 10 Что такое память? Упражнения, задания,
игра, беседа 1 11 Виды памяти Упражнения, задания,
игра, беседа 1 12 Какая у меня память? Упражнения, задания,
игра, беседа 1 13 Эмоциональная память Упражнения, задания,
игра, беседа 1 14 Как лучше запоминать? Упражнения, задания,
игра, беседа 1 15 Я умею запоминать! Упражнения, задания,
игра, беседа 1 16 Что я знаю о памяти Упражнения, задания,
игра, беседа 1 Лабиринты мышления
17 Сказка о профессоре мышлении Упражнения, задания,
игра, беседа 1 18 Как развивать свой ум: конкурс знающих и находчивых Упражнения, задания,
игра, беседа 1 19 Учимся думать вместе Упражнения, задания,
игра, беседа 1 20 Учимся обобщать и находить закономерности Упражнения, задания,
игра, беседа 1 21 Учимся находить противоположности Упражнения, задания,
игра, беседа 1 22 Учимся думать логично -1 Упражнения, задания,
игра, беседа 1 23 Учимся думать логично -2 Упражнения, задания,
игра, беседа 1 24 Учимся думать творчески Упражнения, задания,
игра, беседа 1 25 Что я знаю о мышлении Упражнения, задания,
игра, беседа Как стать талантливым
26 Фантазируем с Фантазией Упражнения, задания,
игра, беседа 1 27 Что такое способности Упражнения, задания,
игра, беседа 1 28 Я знаю, что я Упражнения, задания,
игра, беседа 1 29-34 Королевство Внутреннего Мира (поиск сокровищ) Упражнения, задания,
игра, беседа 5 Содержание программы 34 часа
Тема: «Введение в мир психологии»

Основной задачей этого раздела является «погружение » детей в атмосферу занятий по «Психологической азбуке» через повторение пройденного в прошлом учебном году материала. Первое занятие целиком посвящено работе с летними впечатлениями. На втором и третьем занятии этого раздела повторяется пройденный ранее материал. Дети развивают навыки коллективного творчества ,сотрудничества и взаимопомощи. Завершение работы по первому разделу является прологом к переходу на более высокий уровень изучения психологического материала.
Тема : «Я и мои желания»
Изучение мотивации детей и развитие мотивационной сферы личности, обучение умениям понимать и анализировать мотивы собственной деятельности- вот основные задачи второго раздела программы. Происходит знакомство с понятиями «потребности» и «мотивы», дети учатся понимать не только собственные побудительные мотивы и желания, но и мотивы других людей. Это помогает преодолеть детский эгоцентризм и подняться на новую ступень в развитие самосознания.
Тема : «Кладовая памяти»
Система занятий этого раздела и их наполнение развивающими упражнениями подчинены определенной логике: от первичной диагностики свойств памяти и тренировке узнавания- к осознанию многообразия видов и свойств памяти и развитию осмысленной произвольной памяти.
Кроме того в этом разделе дети знакомятся с некоторыми правилами развития и тренировки памяти основанными на знании ее важнейших закономерностей.
Тема: «Лабиринты мышления»
Занятия этого раздела содержат большое количество разнообразных упражнений ,развивающих те или иные стороны детского мышления.Эти задания сильно отличаются друг от друга , и почти каждое из них может служить представителем целого класса заданий. В рассматриваемом разделе много заданий , направленных на развитие способностей к нахождению закономерностей, умений строить логические связи и обнаруживать неочевидные отношения межу предметами. Так же как и впредыдущем разделе, детям предлагается несколько советов по развитию психических процессов (здесь,естественно,речь идет о мышлении)
Перечень учебно-методического обеспечения, словарей и справочной литературы, мультимедийных пособий, дидактического материала
Психологическая азбука. Начальная школа (Второй год обучения). / Под ред. И.В.Вачкова – М.: Издательство «Ось-89», 2004г.
2.И.В. Вачков Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось-89,2001г.
3Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). 2-е изд. – М.: Генезис, 2009. – 344с.
Источники информации для дополнительного изучения предмета учащимися
Вачков И.В. Психология для малышей. М.:Издательство «Педагогика-Пресс», 1996 часть 2
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО учителей
начальных классов от №___
Председатель ШМО
______________________ Артамонова Л.В.
«___» _________________2015г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
______________________ Артамонова Л.В.
«____» ________________2015г.