Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме Разбор глагола по составу

Технологическая карта урока русского языка по теме «Разбор глаголов по составу»

Класс: 4Г
Классный руководитель: Овчинникова Т. Н.
Предметная область: русский язык.
Тема занятия: «Разбор глаголов по составу».
Тип урока: Открытие новых знаний.
Цели:
развивать умения видеть в слове его части;
учить объяснять условия выбора орфограмм;
воспитывать интерес к родному языку;
систематизировать знания о глаголе, как части речи.
Планируемые результаты: предметные и метапредметные (УУД), на формирование которых направлена работа на данном уроке.
Предметные:
формировать умение разбирать глаголы по составу,
овладение нормами русского литературного языка, развитие умения осознанно разбирать по составу глаголы в настоящем, прошедшем и будущем временах,
способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.
Метапредметные (УУД) :
Познавательные: общеучебные (умение сравнивать), устанавливать аналогии, обобщать, учить выделять существенные признаки глагола в составе слова.
Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планирование, контролировать и оценивать свои действия, оценка ( адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролеров).
Коммуникативные:
учитывать разные мнения, умение сотрудничать;
уметь формулировать собственную позицию и собственное мнение;
Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные:
развитие самостоятельности;
развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками в ходе работы на уроке.

Задачи урока: использовать ИКТ для организации учебного сотрудничества с учащимися с целью выявления и запоминания способа морфемного разбора глагола.
Проблема: Почему перед тем, как разбирать глагол по составу, нужно определить, в какой он форме? 
Оборудование:
УМК: «Русский язык», учебник для учащихся 4 класса. Бунеевы;
презентация «Разбор глагола по составу»; раздаточный материал.

Ход занятия

№ п/п
Этап занятия
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Формируемые УУД


Орг. момент
- Сегодня у нас гости, а это всегда радость и хорошее настроение. Давайте пожелаем друг другу, чтобы вас не покидало радостное и творческое состояние в течение всего урока.
Начнем урок русского языка. Каким вы хотите, чтоб был наш урок?
- А какими должны быть вы во время урока?
- Интересным, полезным.




- Активными, внимательными, думающими.
Личностные УУД:
- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей.
Коммуникативные УУД:
формирование ценностного отношения к общению, взаимодействию,
умению видеть свои достоинства и недостатки


Актулизация знаний
1. Картинный диктант (капуста, морковь, картофель)
- Запишите слова в столбик (1 человек у доски или под документ-камерой).
-Поставьте ударение , подчеркните букву, которую нужно запомнить

2. Классификация слов.
- Что общего у этих слов?



-Разберите их по составу. Что можно сказать о составе?

- Какая схема соответствует составу этих слов?
- Какие постоянные признаки можем определить у существительных? Укажите их (1 человек)
- Какое слово может быть лишним? Почему?


- Чем различаются эти слова?
3. Словообразование прилагательных.
- От данных слов образуйте прилагательные и запишите их рядом с существительными. (у доски работу продолжает другой ребёнок)
- Разберите их по составу. С помощью какой части слова образовались прилагательные?
- Что называется суффиксом?



- Кто может назвать, как называется данный способ образования слов?
- Покажите стрелкой, какое слово дало жизнь другому слову.

Запись на доске

Капуста
Морковь
Картофель





- Ударение падает на второй слог, относятся к группе ОВОЩИ, часть речи –существительное.
- Одинаковый состав слов.


Один человек чертит схему на доске( )
- Род и склонение.
Капуста – ж.р., 1 скл.
Морковь – ж.р., 3 скл.
Картофель – м.р., 2 скл.
- Картофель –м.р.; морковь –начинается с буквы М, запоминаем букву О; капуста – нет в написании Ь.
- Склонением.
Запись на доске
Капуста – капустный
Морковь – морковный
Картофель – картофельный



- С помощью суффикса.


- Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
- Суффиксальный.

На доске:
Капуста > капустный
Морковь > морковный
Картофель > картофельный
Коммуникативные УУД:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Познавательные УУД:
- обобщать и классифицировать информацию по признакам, находить ответы на вопросы.


Проблемная ситуация
На доске схема слов.






-Как вы думаете, а эти слова к какой части речи относятся?
- Что называется глаголом?



- Но в схемах помимо окончаний мы видим еще выделенные части слов. Какие? На что они указывают?
-Какая возникает у нас проблема?

На доске:






- К глаголам.

- Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? и что сделать?
- Это суффиксы. Но мы не знаем, на что они указывают. Возможно, на какие-то временные формы глагола.
- Какие суффиксы относятся к какой временной форме глагола.
Регулятивные УУД:
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий, умения видеть свои достоинства и недостатки.
Познавательные УУД:
- выделять важную информацию, извлекать информацию из жизненного опыта.


Постановка учебной задачи и сообщение темы урока.
- С какой частью речи мы будем работать на уроке?
-Глядя на схемы, определите, чему будем учиться на уроке?
-Итак, тема нашего урока
Презентация. Слайд 1
- Поставьте цель и задачу себе на урок.



Презентация. Слайд 2.
- С глаголом.

- Разбирать глаголы по составу.
- Разбор глаголов по составу.

- Познакомиться с суффиксами глагола и научиться правильно разбирать глаголы по составу.
Познавательные УУД:
- построение логической цепочки рассуждений; анализ истинности утверждений; доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы,