Технологическая карта урока русского языка для 5 класса в условиях реализации ФГОС Морфемный разбор слова


Технологическая карта урока №4
Ф.И.О. учителя Бестолченко Наталья Анатольевна
Класс: 5
Предмет: русский язык
Дата: 23.01.2016
Тема урока: Морфемный разбор слова.
Место и роль урока в изучаемой теме: урок «открытия» нового знания расширяет представления учащихся о морфемном разборе слова.
Цель урока: Познакомить с порядком устного и письменного морфемного разбора; научить проводить морфемный разбор слова; формировать навык выделения значимых частей слова.
Задачи урока:
образовательные: научить проводить морфемный разбор слова; формировать навык выделения значимых частей слова
развивающие: развивать познавательную активность; развивать умение формулировать и доказывать свою точку зрения; применять новые знания на практике.
воспитательные: вызвать желание изучать русский язык; воспитывать культуру общения, сотрудничества; ответственность за результаты коллективного труда.
деятельностная: формирование у учащихся умений реализации способов действия.
Характеристика этапов урока
Этап урока Цель Содержание учебногоматериала Методы и приёмы работы ФОУД Деятельность учителя Деятельность обучающихсяМотивация
(самоопределение)
к учебной
деятельности Подготовить учащихся на эмоциональном и психологическом уровне к усвоению изучаемого материала. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Фронтальная
Вступительное слово:
- Ребята, сегодняшний урок русского языка мне бы хотелось начать с афоризма: «Самое меньшее благо в жизни - это богатство, самое большое - мудрость».
- Как вы понимаете его смысл?
Синтаксическая минутка: записать афоризм, выделить основу и второстепенные члены предложения и начертить схему. Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Установить преемственность между новыми и прежними знаниями.
Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.
Беседа по вопросам, ответы на вопросы. Эвристическая беседа, ответы на вопросы Фронтальная, групповая.
Беседа по вопросам:
- Что такое морфема?
- Назовите морфемы, из которых может состоять основа слова.
- Для чего служат приставки и суффикс?
- Чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов? Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания.
Выявление места и причины затруднения Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. 1. Игра «Кто быстрее?» Задание по вариантам.
2. Игра «Составь слово».
- От глагола понёс взять приставку.
- От глагола дарить - корень.
- От существительного кружок — суффикс.
Какое слово получилось? (Подарок)
- От глагола побелел взять корень.
- От прилагательного маленький - суффикс.
- От прилагательного синий - окончание.
Какое слово получилось? (Беленький)
- От глагола пришёл взять приставку.
- От глагола улетел - корень.
- От глагола бежит – окончание.
3.
1. Я задверил руку. (Прищемил руку дверью.)
2. Замолоточь этот гвоздик! (Забей молотком этот гвоздик.)
3. Я намакаронился. (Наелся макарон.)
4. То нельзя, это нельзя, а что льзя? (Можно.)
5. Из трубы дым трубится. (Вьётся, струится.)
- Сделаем вывод: для чего мы должны знать состав слова? (Чтобы правильно, без ошибок, образовывать и писать слово, уметь членить его на морфемы). Эвристическая беседа, игра по группам, письменная работа.
Индивидуальная, групповая.
Игра «Кто быстрее?»
Задание по вариантам.
- Приставка неизвестна, но зато есть другие части слова. Придумайте слова с разными приставками, запишите в тетради и выделите в них суффиксы.
I вариант: ¬ + нести.
II вариант: ¬ + лететь.
- Какой вывод мы можем сделать? (Меняется приставка, меняется и значение всего слова.)
2. Игра «Составь слово».
- А давайте сами попробуем сконструировать слова с помощью отдельных морфем. Работаем в тетради молча, кто первый запишет слово, поднимает руку и даёт готовый ответ. Выделите морфемы в словах.
- Какое слово получилось? (Прилетит.)
- Какой вывод мы можем сделать? (Морфемы являются значимыми частями слова, с их помощью создаются новые слова.)
3.
- Есть чудесная книга К. И. Чуковского «От двух до пяти».
В ней собраны слова ребят самого маленького возраста. Давайте посмотрим, правильно ли они образовали слова, а если нет, исправим предложения и дадим верное толкование данным выражениям. Организует и сопровождает деятельность обучающихся, подводит к формулировке вывода. Принимают участие в обучающей игре, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов. Выполняют элементарные физические упражнения.
Построение проекта выхода из затруднения Сформулировать учебную цель и определить стратегию работы по устранению затруднений. Игра «Четвёртый лишний».
- Давайте вернёмся к такой морфеме, как корень слова. Перед вами ряды слов, одно из них в каждом ряду лишнее. Нужно не только найти его, но и объяснить почему?
1. Гора, гористый, горец, горевать. (Печалиться.)
2. Водитель, водный, водить, заводить. (Разные значения.)
3. Дом, домовой, домовладелец, о доме. (Формы слова.)
4. Лес, лесовод, к лесу, перелесок. (Формы слова.)
Примерный вывод: у слов может совпадать звучание или написание корня, но значение будет разным. Чтобы не ошибиться, надо выяснить смысл слова. Обучающая игра. Составление памятки, беседа по вопросам.
Групповая Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.
- Сегодня мы познакомимся с порядком морфемного разбора слов и научимся этот разбор проводить. Но сначала еще одна игра.
Организует и сопровождает деятельность обучающихся, подводит к формулировке вывода.
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.
Реализация построения проекта Раскрыть сущность нового понятия через усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Творческая практическая деятельность.
На слайде ин.доски: порядок разбора.
Дано слово перевозчик.
Образец рассуждения:
Перевозчик - перевозчика. В слове нулевое окончание. Основа -перевозчик- указывает, что имя существительное стоит в Им. п. ед. ч.
Суффикс -чик-, он обозначает лиц по роду занятий.
В слове есть приставка пере-. Она имеет значение передвижения
с одного места на другое.
Возить - вожу, возил, повозка. Корень -воз-.
Знакомство с письменным разбором стр. 28. Беседа, знакомство с порядком морфемного разбора на основе текста учебника.
Групповая, индивидуальная. - Познакомимся с образцом устного разбора.
Воспринимают на слух информацию, оформляют памятки.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Обобщить и систематизировать знания и выявить рациональные способы применения их на практике. Материал для разбора.
Трактористы, привозим, вносить, сварщик, парашютистка, синеватая (даль).
Объяснительный диктант.
Нет снегопада. А каждый зверь так много пишет, что потом не распутаешь. И всякий норовит поперёк чужой строчки написать своё. Кто с утра до вечера, кто с вечера до утра. Никто не скроется от внимательного глаза до весны, пока не растают страницы белой книги. Письменная работа. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемой проблемы. Индивидуальная, групповая.
Давайте потренируемся в морфемном разборе. Работать будем в группах, а потом каждая группа познакомит нас с результатами.
- Разберите по составу слова: распутаешь, строчки, написать. Знакомят с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Развивать умения решать учебно-познавательные задачи. Пылеводонепроницаемые (часы )- С какой морфемы мы начнём? (С окончания.)
Проводится морфемный разбор слова.
Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов дидактического материала.
Индивидуальная - Давайте покажем, что мы - настоящие знатоки русского языка. Выполним задание на листочках.
- Разберите по составу очень большое и сложное слово, оно состоит из 21 буквы и целых 23 звуков.

Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке. Выполняют задания, проводят морфемный разбор слов.
Задают вопросы для уточнения информации.
Физкультминутка Снять эмоциональную усталость, предупредить утомление. Алгоритм выполнения физических упражнений в стихотворной форме.
Повторение упражнений по заданному образцу. Фронтальная

Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – успокоиться и сесть. Выполняют элементарные физические упражнения.
Включение в систему знаний и повторение Повторение и закрепление ранее изученного, выявление границы применимости нового знания, включение нового способа действий в систему знаний. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы.
Работа с учебником литературы. Фронтальная Каков же порядок выделения морфем?
- Выпишите из любого литературного произведения (учебник литературы) существительное, прилагательное, глагол и проведите их морфемный разбор. Пишут самостоятельную работу. Отвечают на вопросы
Рефлексия учебной деятельности Оценить результативность работы на уроке.
Работа с листами обратной связи и сигнальными картами.
Заключительная беседа по вопросам.
Оценивание эмоционального состояния и учебных достижений. Индивидуальная, групповая.
- Что нового узнали на уроке?
- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?
- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился -карточку с улыбающимся лицом, нет - карточку с грустным лицом. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют листы обратной связи.
Дополнительная информация
Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС Урок «открытия» нового знания расширяет представления учащихся о морфемном разборе слова, имеет в своей основе системно-деятельностный подход.
В ходе урока будут развиваться УУД:
Личностные: понимать необходимость изучения данной темы и её практическое применение; критически оценивать свои результаты;
Регулятивные: контролировать и корректировать свою деятельность; формировать вопросы по учебному материалу; давать самооценку и взаимооценку учебной деятельности;
Коммуникативные: умение приходить к общему решению в совместной деятельности.Рефлексия учебной деятельности позволяет оценить результативность урока и выявить затруднения, возникшие у школьников.
Ресурсы, оборудование и материалы Интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация.
Список учебной и дополнительной литературы Богданова, Г. А. Уроки русского языка в 5 классе [Текст] : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2015.
Ладыженская, Т. А. Русский язык. 5 класс : методические рекомендации [Текст] : пособие для учителя / Т. А. Ладыженская [и др.]. - М.: Просвещение, 2014.
Литература. 5 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. Ч.1 [Автор –составитель МеркинГ.С. ] – 9-е изд.- М. «Русское слово», 2014 – 326с.
Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. Ч. 2 / [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростнецова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. – 5 –е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 191 с.
Потапова Г.Н. Диктанты по русскому языку: к учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс» - М.Просвещение, 2015. -127с.
Ссылки на использованные интернет-ресурсы http://www.uroki.net
http://www.zavuch.info
http://festival.1september.ru/subjects
http://www.intergu.ruДидактическое обеспечение урока ССЫЛКИ -
Используемые педагогические технологии, методы и приемы Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная
Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений нет
Дополнительная необходимая информация нет