Конспект открытого урока по русскому языку Система гласных и согласных звуков русского языка. Фонетический разбор. (11 класс)


Урок: Система гласных и согласных звуков русского языка. Фонетический разбор.
Тип урока: повторительно – обобщающий урок.
Цели: активизировать, углубить и обобщить знания учащихся о звуковом составе русского языка; обобщить знания о соотношении звука и буквы в слове, повторить случаи количественного несоответствия звука и буквы в слове; развивать умения выполнять фонетический разбор.
Ход урока
I.Работа по теме урока
1.Фронтальный опрос. Повторение и обобщение уже известного о фонетике.
Примечание. Вопросы, которые могут вызвать затруднение у учащихся, разбираются совместно с учителем. К ним относятся: определение фонетики как раздела науки о языке; понятие фонемы; соотношение звука и буквы.
Организация совместной учебной деятельности на уроке начинается с поисков ответа на них.
В тетрадях делается запись: « Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки, ударение, слог».
Звуков так много, что их не перечислить. Звуки речи передаются на письме буквами. Это их форма. В современном русском алфавите 33 буквы, каждый из которых имеет свое название: а [а], б [бэ], в [вэ] и. т. д. Различают строчную и прописную разновидности букв. Например: а – А, б – Б, в – В и. т. д.
- Все ли звуки нужно одеть в форму? (Нет, например, человек картавит, но специальных букв для обозначения неправильно произносимых звуков нет и не нужно.)
- Какие же звуки мы одеваем в буквы?
Задание 1. На доске пишется слово сом. Меняем первый звук: ком, лом, ром, дом, том; сок – сор, сон, сом. Меняя звуки мы получаем новые слова, наблюдаем, как с помощью звука мы слова различаем по смыслу. Эти смыслоразличительные звуки и есть фонемы.
Записываем в тетрадях определение фонемы:
Фонема – кратчайшая, неделимая единица в звуковом потоке , служащая для различения смысла слов.
Повторение сведений о транскрипции.
Примечание. В зависимости от уровня подготовки учащихся им предлагается или традиционная школьная фонетическая транскрипция, которая не свободна от недостатков: она не отражает в полной мере систему звуков речи русского языка, или предложенная авторами учебника, Н. Г. Гольцевой и И. В. Шамшиным, более сложную, полно отражающую систему гласных русского языка . (с. 37)
Классу предлагаются вопросы.
- На какие две большие группы делятся звуки речи? (На главные и согласные)
- В чем состоит принципиальное различие между гласными и согласными звуками? (При образовании гласных звуков воздух свободно проходит через полость рта, а при образовании согласного звука воздух всегда встречает преграду.)
- На какие группы делятся согласные по участию голоса и шума? (На сонорные и шумные. В сонорных согласных голос преобладает над шумом, а в шумных – шум. Шумные согласные делятся на звонкие и глухие. ) - По какому еще признаку, кроме участия голоса и шума можно охарактеризовать согласный звук? (По твердости и мягкости.)
- Какие согласные не имеют пар по глухости/звонкости? (Непарные глухие: х, ц, ч, непарный звонкий: й (j) - Какие согласные не имеют пар по твердости/мягкости? (ж, ш – непарные твердые, й (j), ч, щ - непарные мягкие)
2.Лабораторная работа (выполняется устно). Учащиеся произносят вслух звук , одновременно фиксируя что при этом происходит. Если при произнесении звука приложить ладонь к горлу, то можно почувствовать ладонью работу голосовых связок: звонкий звук заставляет голосовые связки вибрировать, если же звук глухой, то голосовые связки останутся в спокойном состоянии. Второй способ определения глухого или звонкого согласного звука состоит в том, что закрываем уши и пол голоса произносим согласные звуки. При этом звонкие согласные звуки будут давать резонанс барабанных перепонках.
3. Фронтальный опрос. Соотношение звука и буквы.
- Одинаково ли количество звуков и букв в языке? (Нет.)
- Сколько звуков и сколько букв в русском языке? ( В русском языке 6 гласных, 37 согласных звуков).
- Почему звуков больше чем букв? (Парные по твердости и мягкости согласные звуки обозначаются одной буквой)

- Какие две буквы в русском языке сами по себе не обозначают звук? (В современном русском алфавите есть буквы, которые не обозначают звуков речи (ъ, ь)).
- Как соотносятся в русском речи звуки и буквы? () •Две буквы могут передавать один звук (например: счетчик [ш оч ик].•Одна буква может обозначать два звука (например: я [jа]). Для звука j в русском алфавите отсутствует отдельная буква, и он передается йотированной буквой.
•В современном русском алфавите четыре йотированные буквы: е, е, ю, я. Что они обозначают? Они передают разные звуки. Употребляясь после мягкого согласного. Они передают звуки [э], [о], [у], [а]: люк [лук], ряд [р ат]. В начале слова , после гласного звука, после разделительных твердого и мягкого знаков они передают два звука: [jэ], [jо], [jу], [jа]: ель [jэл], еж [joш]. В русском алфавите нет отдельных букв для обозначения мягких согласных звуков. Поэтому для обозначения мягкости согласных звуков используются буквы е, е, и, ю, я, ь.
Буквы русского языка характеризуются многозначностью, то есть одна буква может обозначать разные звуки. Например: сядь, сбор, косьба, сшить, сжать.
Задание 2. Сколько звуков в словах обозначают буквы е, е, ю, я: лень, мять, ехать, поездка, вьюга, Ялта. Гласные звуки образуют слог, сколько в слове гласных звуков, столько слогов.
4.Упражнение на закрепление изученного. Предлагаются тесты в формате ЕГЭ.
- В каком слове все согласные звуки мягкие?
1) видение 3) пресечь
2) шепелявить 4) извержение
- В каком слове все согласные звуки твердые?
1)конец 3) проглотил
2) пробуждал 4) дельта
- В каком слове звуков больше чем букв?
1) туман 3) зимняя2)ложь 4) осень
- В каком слове количество звуков и букв совпадает?
1) яд 3) вдоль
2)степь 4) желтый - В каком слове букв больше чем звуков?
1) кует 3) края
2) насквозь 4) труд
- В каком слове произносится согласный звук [д]?
1) предположил 3) редкость
2) проезд 4) отбил
5. Фонетический разбор слов
Проводя фонетический разбор, вы должны показать звуковой состав. Это значит, что при разборе вы отобразить как слышится слово, то есть описать звуки из которых состоит слово, учитывая орфоэпические нормы русского языка. Порядок фонетического разбора дан на с. 36. Особое внимание учитель обращает на то, что характеристикой гласного звука будет ударная / безударное положение. Характеристикой согласного звука будет его сонорность /глухость/звонкость. (+ парность /непарность по этому признаку), а так же твердость / мягкость, парность /непарность по этому признаку.
6. Фонетический разбор слова вьюга. Организация совместной учебной деятельности.
II.Итог урока
Учитель резюмирует изученное на уроке.
Домашнее задание.
1.Доделать упражнение 49.
2.Изучить §13 на с. 34 – 37.
«Фонетический анализ слова»
1.В каком слове все согласные звуки мягкие?
1)Пишешь 2) шествие 3) чистить 4) житие
2.В каком слове все согласные звуки твердые?
1)Конец 2) дельта 3) притеснял 4) пробуждал
3.В каком слове букв больше чем звуков?
1)Ночуют 2)поет 3) съешь 4) поздняя
4.В каком слове звуков больше чем букв?
1)Счет 2) значение 3) пять 4) адъютант
5.В каком слове количество букв и звуков совпадает?
1)Яд 2)степь 3) вдоль 4) желтый
6.В каком слове количество букв и звуков не совпадает?
1)Семья 2) песчаная 3) грамматика 4)честная
7.В каком слове произносится согласный звук [д]?
1)Праздный 2) ирландский 3) движение 4) кредитор
8.В каком слове произносится согласный звук [З]?
1)Скользко 2) лазерный 3) разведать 4) въезжать
9.Сделать фонетический разбор слова поездка.
10. Слова Столб и стол различаются последними буквами. Имеются ли различия в звуковом составе этих слов? Аргументируйте ответ.
«Правописание приставок и буквы ы после приставок»
1.Выделить приставки в следующих словах
одеревенеть, оловянный, озабоченный, отчизна, офицер, проводить, производить, непроизводительный, непроизносимый, переподготовка, водопровод. 2.Вычеркните приставки, которых нет в русском языке:
Об, от, ф, в, па, ад, до, да, над, да, пад, з, оп, од.3.Подчеркнуть с словах приставки и корни:
Рассвет, раскат, бессмертник, исследовать, бессонный, врассыпную, мировоззрение, беспристрастный.
4.Вставить пропущенные буквы
Пр…бывать в город – пр…бывать в неведении, пр…зирать врага – пр…зреть сироту, пр…емникрадиволн – пр…емник отца, пр…ступить закон – пр…ступить к работе, пр…клонить колени – пр…клонить к стене, пр…творить задуманное в жизнь – пр…творить форточку.
5.В каком ряду на месте пропуска во всех словах пишется одна и та же буква?
Пр…мировать, пр…большой, пр… емущество.
Без…интересный, меж…нститутский, пре…фарктный.
Ни…вергать, ни…послать, во…ходить.
6.Вставить пропущенные буквы.
Пр…жимистый, без…дейный, пр…дать друга, р…спись, р…списка, (с)здание.