Грамота Звук и буква Ш,ш



Урок обучение грамоте
в 1 - м классе на тему:
"Звук и буква Ш,ш."
Учитель начальных классов:
Абдраимова Екатерина Владимировна







21.10.14
Урок обучения грамоте в 1-м классе
Абдраимова Екатерина Владимировна, учитель начальных классов
Тема: Буква Ш,ш, звук [ш].
Цель: в игровой доступной форме познакомить детей с новой буквой и звуком, учить читать слоги, слова, предложения с этой буквой, развивать навык плавного слогового осознанного чтения, расширять представления о других звуках и буквах, работать над четкостью произношения, развитием речи уч-ся, воспитывать у детей нравственные качества, вежливость, прививать любовь к родной школе, к учению.
Оборудование: «лента» букв, букварь, зеркало
Тип урока: усвоение новых знаний
Ход урока
1.Организационный момент.
Учитель :-Ребята ,давайте встанем и вместе скажем:
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

2.Повторение изученного материала.
( у детей на партах лежат карточки с названиями всех изученных букв)
-Назовите все изученные буквы.
Учитель: - дети, послушайте и скажите часто повторяющийся звук (учитель читает стихотворение)
В камышах шуршала мышь:
Ветер нам нарушил тишь
Шепчут тихо камыши:
Тихо, мышка, не шурши!
Учитель: - Какой звук мы выделяли?
- Вы догадались, какая тема урока?
Учитель: Звук ш, буква ша

3. Изучение нового материала.
Знакомство с буквой ш,Ш.

-Посмотри на букву Ш-
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать е и ё.
Чтение слогов, записанных на доске.

Ша-ша-ша- учит мама малыша.
Шу-шу-шу- я письмо пишу
Аш-аш-аш- у Вовы карандаш

Игра «Найдите букву»

Саша, Наташа, Шары, Наша
Запиши печатными буквами и подчеркни букву Ш
Работа с предметными картинками (гусь, змея)
Учитель:- Вы все видели птицу гусь? Как гуси шипят, когда сердятся?
Дети: ш-ш-ш-ш
Учитель: - Как шипит змея, которая сердится? (но к ней нельзя подходить близко, может укусить)
Дети: ш-ш-ш-ш
Игра «Доскажи словечко»
Сегодня всё ликует в руках у детворы.
От радости танцуют воздушные (шары)
Если мы растём на ели, мы на месте, мы при деле.
А на лбу у ребятишек никому не нужно (шишек)
Я рубашку сшила мишке, я сошью ему (штанишки)
-Назовите первый звук в слогах – отгадках
Учитель :- Возьмите зеркала .Произнесите звук ш
-Легко ли проходит воздух?
-Он гласный или согласный?
-Твёрдый или мягкий?
-Определите, звонкий или глухой?
-Дайте характеристику звуку
Вывод: звук (ш) – согл., глухой. Для обозн. на схеме используют синий цвет, он всегда твёрдый
4. Письмо буквы Ш,ш
Выделить элементы написания , сравнить большую и маленькую буквы
Ш.ш.
-Какой парный звонкий звук есть у глухого ш
-Произнесите эту пару ж-ш
-Какие звуки всегда твердые ?
Из каких элементов состоит заглавная прописная буква Ш?
Письмо в воздухе три раза. Письмо в тетрадях.
Из каких элементов состоит маленькая буква ш ?
Письмо в тетради.
5.Работа по «Букварю»
1)чтение слов в столбиках
2)чтение текста

6. Физкульминутка
Ча-ча-ча- горит в комнате свеча
Чу-чу-чу – молоточком я стучу
Оч-оч-оч- наступила ночь.
Дети садятся, голову кладут на парты, ледат 10 секунд.
7.Закрепление изученного материала.
Игра «Хлопай, топай, пищи»
-Если услышите звук ш в начале слова – хлопайте
-В середине – топайте, в конце – шипите.
Школа, Маша, душ, сушка, шум, каша, малыш, Чебурашка, Шура, окошко, камыш.

8. Итог урока. С какой новой буквой мы познакомились? Какой звук она обозначает?
15