Урок Грамота. 1 класс. Тема : Твердый согласный звук и буква Ц


ЗКО, Теректинский район, п.Покатиловка
Покатиловская сошУчитель начальных классов.
Стаж-7лет.
Категория-2.
Юрьева Маржан Мигатовна.
Урок Грамота. 1 класс.
Тема : "Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц"
Цели и задачи:
Сформировать у учащихся представление о твердом согласном звуке [ц], познакомить с обозначением его буквами Ц, ц.
Содействовать развитию фонематического слуха, произвольного внимания, связной речи, воображения.
Прививать интерес к чтению.
Ход урока
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,Начинается урок.Будьте все внимательны,Умны и старательны.Глубоко сейчас вздохнемИ работать все начнем.
2. Актуализация опорных знаний.
- Отгадайте загадку:
Нарядные сестричкиГоловками качают,Всех медом угощают.
- Что это? (Цветы.)
- Верно! А посмотрите, какой необычный букет прислали нам сегодня.
- Что особенного заметили? (Красные цветочки обозначают гласные звуки, зеленые и синие - согласные.)
- Молодцы! А что мы знаем о звуках речи? (Работа по «ленте букв».)
- Какие еще вы знаете «цветочные» слова? (Цветочек, цветик, цветной, цветочный, цветет ...)
3. Постановка цели урока.
- С какого звука начинаются все эти слова? (Со звука [ц].)
- Сегодня мы будем говорить об этом звуке и букве, которой он обозначается.
4. Работа над новым материалом.
- Ребята, а в букете записка! Давайте ее прочтем.
- Куда нас приглашают?
- А кто – угадайте.
Я веселый коротышка,Хоть и ростиком малышка.Я люблю озорничать,И картины рисовать.Могу музыку писать,На трубе большой играть.Ну-ка, кто я, угадай-ка!А зовут меня … (Незнайка.)
- Знаком вам этот герой?
- А кто автор произведений о Незнайке? (Носов.)
- Верно, Носов написал замечательные книги о приключениях Незнайки и его друзей. Отправимся к нему в гости?
1. Называние опорного слова
- А полетим мы на воздушном шаре. Но чтобы шар поднялся в воздух, нам нужно составить схему слова цветы.
2. Выделение нового звука, его анализ.
- Произнесите слово по слогам. Сколько слогов? (Два слога.)
- Назовите первый слог (цве-), второй (-ты).
- На какой слог падает ударение? (На второй.)
- Выделите слоги-слияния. (Ве, ты.)
- Какое слияние содержит мягкий согласный звук? (Ве.)
- Назовите звук вне слияния. ([ц])
- Давайте проанализируем новый звук. Какой он? (Согласный, глухой непарный, твердый.)
- Молодцы! А еще этот звук особый. Он не имеет пары по твердости-мягкости. Звук [ц] – всегда твердый.
- Ну, вот наш шар поднялся в воздух, и путешествие началось. Пока мы летим, давайте потренируемся произносить новый звук.
3. Артикуляция и фонетическая зарядка.
- Как зовут цыплят? (Цып-цып-цып.)
- А кто сможет быстро произнести скороговорку?
- Потренируйтесь произносить ее в парах, расскажите друг другу.
Разучивание скороговорки: «В цветнике цветут цветы».
Чтение стихотворения. Развитие памяти.
Спал цветок и вдруг проснулся,Больше спать не захотел,Потянулся, улыбнулся,Взвился вверх и полетел.
4. Упражнение в слышании нового звука.
- Вы сегодня очень активно работаете. А теперь выясним, научились ли вы выделять новый звук в словах. Я буду произносить слова, а вы хлопаете в ладоши, если в слове есть звук [ц].
Отец, щука, молодцы, крыльцо, щетка, цыпленок, курица, число, цепь.
5. Обозначение звука буквой.
- За работой мы и не заметили, как прилетели. Наш шар опустился у города.
На доске надпись: веточный город.
- Прочитайте его название. Чего не хватает? (Буквы Ц.)
- Давайте с ней познакомимся.
- На что похожа буква Ц?
- Теперь мы можем поставить букву Ц на ее место в названии города. А нас уже встречает Незнайка. Он что-то хочет сказать
6. Чтение слогов-слияний.
- Поможем Незнайке?
- Что заметили? (Нет слияний с буквами я, ё, ю.)
- А почему? ([ц] – всегда твердый.)
7. Чтение слов с дополнительными пометами.
Умницы! А помните, Незнайка любил изучать разные профессии? Он похвастался, что теперь хочет стать кузнецом. А вы знаете, кто такие кузнецы и чем они занимаются? (Из раскалённого куска железа они куют разные предметы: подковы, гвозди, ключи и другие вещи. Это тяжелая профессия.) - Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Что общего на фотографии и на рисунке?
- Давайте прочитаем слова в учебнике на странице 175 (ученики читают слова с дополнительными пометами).
- Очень хорошо! Устали? Пора отдохнуть!
Физ.минутка.
Очень трудно так стоять,Ножку на пол не спускатьИ не падать, не качаться, За соседа не держаться
Повторяем два раза: на одной и на другой ноге.
- А теперь – сюрприз! Незнайка приглашает нас отдохнуть… а где – угадайте!
- Куда мы попали? (В цирк.)
- А вы были в цирке? Вам понравилось? Почему?
- Кого можно там увидеть? Рассмотрите внимательно иллюстрацию на странице 174, она поможет вам ответить на вопрос. Найдите слова, в которых есть новый звук. (Мотоцикл, кольца,..)- Где происходит действие в цирке? (На арене.)
- Кто знает, что такое арена? (Арена – это большая круглая площадка, расположенная в центре цирка, на которой даются представления.)
8. Чтение текста.
- Давайте узнаем, что поразило в цирке известного писателя С.Я.Маршака.
- Внимательно прочитайте стихотворение на странице 176, подготовьтесь к выразительному чтению (самостоятельное знакомство с произведением методом «жужжащего чтения»).
- Что удивило писателя?
- А теперь покажем Незнайке, как хорошо мы научились читать (конкурс чтецов, 2-3 человека).
5. Закрепление.
- Мы сегодня очень хорошо поработали. А хотите поиграть? Незнайка принес нам целый букет игр.
1. Игра «Что кому?»
Нужно соотнести профессии и необходимые в работе предметы
Огурец.
Ножницы.
Цветы.
Цифры.
Полотенце. Продавец.
Портниха.
Повар.
Математик.
2. «Отгадай загадку».
Был белый дом,Чудесный дом,И что-то застучало в нём.И он разбился, и оттудаЖивое выбежало чудо. (Цыпленок.)
Проживают в трудной книжкеХитроумные братишки.Десять их, но братья этиСосчитают все на свете. (Цифры.)
На одной ноге стоит.В воду пристально глядит.Тычет клювом наугад – Ищет в речке лягушат. (Цапля.)
3. «Составьте слово».
Из первых букв названий предметов нужно составить новое слово.
6. Обобщение. Итог урока, рефлексия
- Какие вы сегодня молодцы! Давайте еще раз повторим, что мы узнали сегодня о новом звуке и букве и выясним, куда же мы поселим букву Ц на «ленте букв».
- Незнайка благодарен вам за помощь и говорит: Спасибо!
- Наше путешествие подошло к концу. Что вам понравилось и запомнилось? Что не понравилось?
- Возьмите цветок, который соответствует вашему настроению, и поставьте его в вазу. (Из цветной бумаги вырезаны цветы малинового и синего цвета, дети приклеивают их на лист с изображением вазы.)
- Посмотрите, какой замечательный букет у нас получился, как частичка Цветочного города. Наш урок окончен. Спасибо за работу!