Сценарий внеклассного мероприятия по правовому воспитанию Права детства


Сценарий внеклассного мероприятия по правовому воспитанию "Права детства"
Автор: Фролова Марина Ивановна, учитель начальных классовОписание работы: сценарий данного внеклассного мероприятия предназначен для учащихся начальных классов. Элементы сценария так же могут использовать воспитатели детских садов, педагоги дополнительного образования, учителя начальных классов. Игра-путешествие рассчитана на 35-40 минут. Цель: способствовать формированию правовой культуры учащихся.Задачи: - Закрепить знания детей о праве на имя и фамилию, о праве на личную неприкосновенность, жизнь и свободу, о праве на медицинское обслуживание, о праве на семью;- Развивать умение рассуждать, делать выводы;- Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям, умение проявлять помощь нуждающимся.
Ход мероприятия:
Орг.момент. Эмоциональный настрой. Упражнение: "Здравствуй, дружок!"Здравствуй, дружок!Скорей становись со мною в кружок. (дети выходят и становятся в круг вместе с педагогом)Давай улыбнемся и скажем: «Привет!»Солнцу привет!Гостям всем привет!Вы готовы поработать? (дети: Да!)Вы готовы отвечать? (дети: Да!)Вы готовы, если надо,Что-то вспомнить и узнать? (дети: Да!)Ну а главное – готовыВы сегодня рассуждать? (дети: Да!) (дети рассаживаются на свои места) Сообщение темы мероприятия. Учитель: -Ребята, сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие. Но прежде, чем попасть туда, нам необходимо отгадать кроссворд. Отгадав его, мы узнаем ключевое слово, это и будет темой нашего занятия. Разгадывание кроссворда:«Кто помог выгнать лису с заячьей избушки?» (петух).«Кто пятился задом в басне Крылова « Лебедь, рак и щука» (рак).«Лечит птиц он и зверей, нет нигде его добрей» (айболит).«Кто ловил рыбу, опустив хвост в прорубь?» (волк).«Имя сестрицы, братец которой превратился в козленочка?» (Аленушка).Учитель: Какое же ключевое слово получилось? Учащиеся: Права.Учитель: Правильно, это слово ПРАВА. И сегодня мы с вами будем говорить о том, что является важным для всех людей – о наших правах.  Основная часть мероприятия.
Учитель Ну, что , ребята, вы готовы отправиться в удивительное путешествие по стране правовых знаний? Учащиеся: Готовы. Учитель: Тогда вперёд! Путешествуя по стране правовых знаний...(вбегает Незнайка)Незнайка: Каких знаний? Правовых? Там, что ходят только на право?!Учитель: Причем здесь направо? В стране правовых знаний можно много узнать интересного и нового о самом важном для всех людей– о правах!Незнайка: О чем, о чем? О каких таких правах? Учитель: Права – это правила, по которым живут все люди. Почемучка: А я живу без всяких там прав и прекрасно себя чувствую.Учитель: Ошибаешься, ты пользуешься многими правами. Поехали с нами в путешествие, и мы с ребятами тебе это докажем. Учитель: А поедем мы вот на этом транспорте:Маленькие домикиПо улице бегут,Мальчиков и девочекДомики везут.Незнайка: Я знаю, знаю... Это машина.Учащиеся: Нет! Неправильно! Это поезд.Учитель: Правильно, ребята, это поезд.(звучит минусовка песни Паровозика из мультфильма «Паровозик из Ромашково»)Учитель: А вот и первая станция: станция "Забытых вещей". Ребята, посмотрите, что это? Учащиеся: Сундучок.Учитель: А давайте посмотрим, что же в нем находится? (педагог приглашает ребенка открыть сундучок и достать Свидетельство о рождении).Учитель: Что это за документ? Учащийся: Свидетельство о рождении.Незнайка: Это о чьём это рождении?Учитель: Свидетельство о рождении - это первый документ каждого человека. Выдается он после рождения каждого ребёнка.Учитель: О каком праве он вам напоминает? Учащиеся: О праве на имя, фамилию, отчество.Незнайка: А вот и неправда! Имя у всех детей одно – Незнайка.Учитель: Нет, Незнайка, имена у всех разные. Ребята, а как вы думаете, зачем нам нужно имя?Учащиеся: Чтобы нас не перепутали, различали.Учитель: Правильно. Смотри, Незнайка, сколько ребят у нас в классе. Практически у всех разные имена. Давай проверим!?Игра «Шляпа знакомств».Учитель:  Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться, назвав свою фамилию, имя. (дети по очереди называют фамилию, имя)Педагог: Вот видишь, Незнайка, у каждого из ребят есть свои фамилия и имя. И они пользуются этим правом с рождения.(звучит минусовка песни Паровозика из мультфильма «Паровозик из Ромашково»)Учитель: Ну, что ребята, поехали дальше?!  (Незнайка читает: "Сказочная")Учитель: Наша следующая станция, как уже успел прочитать Незнайка, "Сказочная"(просмотр фрагмента русской народной сказки «Петушок-золотой гребешок», где лиса хватает петушка и убегает).Учитель: Вспомнили сказку?Учащиеся: ДаУчитель: Как она называется? Учащиеся: Петушок - золотой гребешок.Учитель: Что вы можете сказать про лису? Какая она? Почему она так поступила? Что ею было нарушено? (ответы детей)Учитель: Молодцы, ребята, вы всё правильно сказали. Именно право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу и нарушила лиса-плутовка.Незнайка: Ой - ой, подумаешь. Право на жизнь.... Я вот могу жить и без этого вашего права: права на жизнь и свободу.Учитель: Ну, не скажи, Незнайка. Многие столетия и даже тысячелетия в мире существовало рабовладение. Владельцы рабов считали, что не все люди равны. Например, люди с другим цветом кожи или рожденные в другой стране могли быть обращены в рабов. С ними и обращались не как с людьми, а как с существами второго сорта или как с неодушевленными предметами. Если рабовладелец жестоко относился к своему рабу, для него не было никакого наказания. Например, древнее государство, название которого Спарта, славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. И в этом государстве каждого новорожденного осматривали и решали: если крепкий, здоровый ребенок – пусть живет, а если родился слабым, больным – бросали его со скалы. Как ты думаешь, Незнайка, правильно поступали жители Спарты? (Незнайка отвечает)Незнайка: Ой, как страшно. Если бы я родился в те далекие времена, меня могли сбросить со скалы, ведь я часто болею!Учитель: Ребята, а что надо делать, чтобы не болеть? (ответы детей)Учитель: Правильно, ребята, чтобы не заболеть, необходимо бережно относиться к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься спортом, не курить, не употреблять спиртные напитки, больше есть овощей и фруктов.Незнайка: А я вижу впереди станцию "Медицинскую".Учащийся: Он под деревом сидитПриходи скорей лечитьсяИ корова и волчицаИ жучок, и червячокИ медведица! (К.Чуйковский "Айболит")Учитель: О ком идет речь? Что он делает? О каком праве он вам напоминает? (ответы детей)Учитель: Верно, это доктор Айболит, который лечит всех зверей и птиц, а отрывок из книги К.Чуйковского "Айболит" напоминает нам о праве на медицинский уход. Незнайка: А что же мне нужно сделать, если я вдруг заболел? Учащиеся: Обратиться к врачу.Учитель: Правильно. И все врачи окажут медицинскую помощь.(звучит минусовка песни Паровозика из мультфильма «Паровозик из Ромашково»)Учитель: Ну, а мы подъезжаем к следующей станции, название которой я предлагаю вам отгадать в загадке:Это слово каждый знает,Ни на что не променяет!К цифре «семь» добавлю «я» — Что получится?Учащиеся (хором): Семья.Учитель: О каком праве напоминает вам разгадка этой загадки? Учащиеся: Разгадка этой загадки напоминает нам о том, что каждый имеет право на семью.Учитель: А что вы знаете об этом праве? Учащиеся: У каждого человека должны быть папа и мама, бабушка и дедушка, а ещё может быть братик или сестрёнка. Незнайка: Кто хочет поиграть со мной в игру? Игра «Назови ласково». Незнайка кидает мяч одному ребёнку и произносит: "бабушка". Учащийся должен поймать мяч и кинуть его обратно, одновременно назвать это слово ласково: "бабуля". (слова членов семьи для игры: бабушка, дедушка, сын, мама, дочь, брат, сестра, тётя, дядя, папа)Учитель: Едем дальше.Учащиеся: Да!Незнайка: Ой, да это же станция, от которой мы начали своё путешествие: "Школьная".Учитель: Верно, Незнайка. Это станция "Школьная" и наше путешествие подошло к концу.Незнайка: Спасибо, ребята, что взяли меня с собой в путешествие. Как много нового я сегодня узнал.  Заключительная часть мероприятияУчитель: Ребята, вам понравилось наше путешествие?Учащиеся: Да.Учитель: Так о чём же мы с вами сегодня разговаривали? Учащиеся: О правах. Учитель: Правильно, сегодня на занятии мы с вами разговаривали о некоторых правах, о ваших правах.И я вижу, что вы, очень много знаете. Давайте ещё раз вспомним права, которыми вы обладаете.