Внеклассное мероприятие «Прикоснись ко мне добротой»

Внеклассное мероприятие
«Прикоснись ко мне добротой»


Цель: формирование нравственности через раскрытие понятия доброта и совершение добрых поступков; развитие индивидуальности каждого школьника.

Оборудование и оформление: ПК, проектор, пословицы о доброте; цветок Доброты; бабочка; цветы; запись песни из мультфильма «Прогулка кота Леопольда» «Если добрый ты» (сл. М. Пляцковского, муз. Б. Савельева), «Дорога добра» (сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова).

Подготовка к мероприятию: нахождение пословиц о доброте, разучивание стихов, разыгрывание сценки, разучивание песни.

Ход мероприятия:
Ведущий:
Прикоснись ко мне добротой -
И болезни смоет волной,
И печаль обойдёт стороной,
Озарится душа красотой.
Где красота - там доброта. Их разлучить ничто не может. Любая светлая мечта На двух подруг всегда похожа. И нам без них не обойтись Ни светлым днем, ни днем дождливым. И если хочешь быть красивым, То добротою поделись!
Символом нашего классного час будет солнце. Каждый лучик олицетворяет качество, которое должно быть у человека.
А какие качества вы знаете? (Доброта, любовь, счастье, вежливость, уважение, доверие, забота).
Каждый из вас обладает частичкой этого солнышка, следовательно, вы должны обладать этими качествами. Самое первое качество, которое вы назвали - доброта.
Доброта, милосердие, вежливость. Ведь они не разделимы.
Я хочу прочитать вам сказку о маленьком цыплёнке, а вы послушайте её и подумайте: ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ДОБРОТА?
Жил – был беспокойный цыплёнок. Однажды он спросил у своей мамы: «Что такое доброта?». «Ты ещё маленький. Подрастёшь – узнаешь», - сказала мама. Но цыплёнок был нетерпеливый. Он хотел поскорее узнать ответ и отправился в путь, чтобы найти его. По дороге он встретил плачущую козу, которая попросила его найти потерявшегося козлёнка. «Мне некогда, - сказал цыплёнок, - я хочу узнать, что такое доброта». И он хотел побежать дальше, но вдруг ему стало жалко козу, и он остановился. Цыплёнок помог найти козлёнка, а когда он побежал дальше, коза крикнула ему вслед: «Спасибо»
На поляне цыплёнок увидел девочку, которая пыталась достать шарик, повисший на дереве. «Цыплёнок, цыплёнок, помоги мне, пожалуйста, достать шарик» - попросила девочка. «Мне некогда, - сказал цыплёнок, - я хочу узнать, что такое доброта». «А я знаю, что такое доброта. Мне мама часто рассказывает про добрых людей». «Расскажи мне тоже», - попросил цыплёнок. «Сначала достань мне шарик». Цыплёнок взлетел и достал шарик. «Вот ты и сделал доброе дело. Это и есть доброта.» «Так просто? Значит и козе я тоже » - удивился цыплёнок, и ему так стало радостно от того, что он сделал добрые дела.

Так что же такое доброта?

«Доброта – вещь удивительная. Она сближает людей, как ничто другое, она тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошенных обид. Мы больше приобретём, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что человек становится человеком только благодаря другому человеку».
В. Розов
А как вы думаете, что такое доброта?
В словаре С.И. Ожегова читаем: «Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим», «добро» - всё положительное, хорошее, полезное».

Ребята, какого человека мы можем назвать добрым? Кому нужна доброта? Где живёт доброта? (выслушиваются мнения ребят)

1 чтец:
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда спросишь ты,
В доме столько доброты?

2 чтец:
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
-Доброе утро!
-Доброе утро! -
Солнцу и птицам!
-Доброе утро! -
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым
Пусть доброе утро
Длится до вечера. (Н Красильников)

Ведущая: Не зря говорится в пословице «Доброе слово и кошке приятно».

Давайте вспомним слова и выражения с корнем «добро» Цветок добра

доброта добросердечный
добросовестный добродетельный
добродушный доброго здоровья
добропорядочный доброжелательный
добронравный добрый день

Ведущая: Основа всех этих слов «добро».

Игра: «Скажи добрые слова друг другу»
Вызываются по желанию 2 человека, встают друг напротив друга, делают шаг и говорят что-то доброе другому.
2 вариант: У меня есть волшебный предмет, вы передаёте его друг другу и говорите что-то доброе соседу.

Ведущий: Человек доброжелательный, желающим другим блага и ведёт себя соответственно. Он не сможет быть злым, грубым, жестоким. Его отношения с людьми окрашены приветливостью, улыбкой, проявлениями внимания и заботы. Почему не у каждого получается быть добрым? Путь к доброте нелёгкий. Это долгий путь, на котором человека ожидают взлёты и падения, спуски и подъёмы. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих поступках, чтобы не получилось так, что вместо добра он сделает зло.

Появляется Злобуля: (поёт под музыку)
Какая это радость,
Когда кому-нибудь
Устроить можно гадость,
А также обмануть!
С презрением смотрю я
На радостные лица,
Ведь мне Гадость
Любимая сестрица.
Ну, вот теперь можно и отдохнуть. Кругом серость и темнота. Добруля спрятана в надёжном месте (засыпает).
Появляются и крадутся вредные привычки, пугают Злобулю. Она просыпается:
Это кто здесь мне мешает спать? Стройтесь в ряд, говорите подряд!:
1. Я люблю покушать сытно,
Много, вкусно, аппетитно.
Ем я всё и без разбора,
Потому, что я (обжора)

2.Не люблю я братцы мыться.
С мылом, щёткой не дружу.
Вот поэтому ребята
Вечно грязный я хожу.
И сейчас не потому ли
Назовут меня (грязнулей)

3.Лишь услышу шум и гам,
Я бегу к учителям.
Говорю, что Дима с Петей
Подрались опять в буфете.
Тот контрольную списал,
Тот к уроку опоздал.
Ваня взял пенал у Светы,
На уроке ел конфеты,
Не дежурил утром в классе,
Подарил он жвачку Васе.
Вроде я для всех стараюсь,
Но и тут опять беда:
Почему-то называют
Меня ребята(ябеда)

4. Я вчера был на Луне!
Что не верите вы мне?
Лунный камень я привёз
Доставал рукой до звёзд.
Погулял я по Луне -
Как понравилось там мне!
Видел лунных человечков,
Перемолвились словечком
Три руки у них, три глаза-
Не видал таких ни разу.
Погостил у них немножко
И обратно в путь-дорожку.
Вы ему не верьте слишком
Потому, что он.(врунишка)

5. Ах, какие здесь детишки!
И девчонки и мальчишки!
Умные, красивые, тихие, учтивые.
Бант у вас, но просто чудо!
Я такую не забуду.
Очень жёсткий стул у вас-
Мягкий принесу сейчас!
Вы сегодня просто класс!
Как дела идут у вас?
Может, чем - нибудь помочь?
Я всегда помочь не прочь.
Припеваючи живу
Не во сне, а наяву.
Я всегда спишу задачу.
Сочинение, ответ.
Я не верю в неудачи:
Для меня их просто нет!
Я не сделаю сюрприза,
Знают все, что я (подлиза)

Ведущая: Что же делать? Опять вредные привычки не дают нам покоя! Есть только одно средство их изгнать: мы плохие слова заменим на хорошие
грубый ласковый
жадный щедрый
грустный весёлый
вражда дружба
горе радость
ненависть любовь
обман правда
жестокость нежность

Осталась только Злобуля – и её заменим – Добруля. Но так просто не получается. Чтобы и её изгнать из нашей жизни давайте вспомним советы мудрейших, чьи слова стали пословицами и поговорками о добре (ребята говорят пословицы, приготовленные дома).

Послушайте одну историю. (Ученик рассказывает притчу о мудреце и бабочке)
“Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить.
Пошёл он на луг, поймал бабочку, сжал её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мёртвая? Если он скажет, что мёртвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее”.
Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил её между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: “Какая у меня бабочка – живая или мёртвая?”
Но мудрец ответил: “Всё в твоих руках”

Ведущая: Как вы понимаете последнюю фразу «Всё в твоих руках?» Что зависело от решения мудреца?
Часто и от наших поступков зависит чья-то судьба.

С. Я. Маршак писал: «Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет». Римский философ считал: «Человек, который думает только о себе и ищет во всём выгоды, не может быть счастлив»

Разыгрывается сценка между мамой и сыном.
Сын: Я как-то в дом принёс щенка
Бездомного бродягу,
Чтоб подкормить его слегка,
Голодного беднягу.
Мама: «Ну, что ж – сказала мама, - пусть
Он поживёт немножко.
В глазах его такая грусть!
Найдётся супа ложка».
Сын: Я во дворе нашёл потом
Котёнка чуть живого
Его принёс я тоже в дом,
Сказала мама снова
Мама: «Ну, что ж – она сказала, - пусть
Он поживёт немножко.
В глазах его такая грусть!
Найдётся каши ложка».
Сын: Я под гнездом нашёл птенца,
Над ним вороны вились.
Я спрятал в шапку сорванца,
Мы с ним домой явились.
Мама: «Ну, что ж – сказала мама, - пусть
Он поживёт немножко.
В глазах его такая грусть!
Найдётся хлеба крошка».
Сын: Однажды я нашёл ежа,
Ужа и черепаху,
И заяц в нашу дверь вбежал,
Наверное, со страху.
Мама: Сказала мама: «Пусть живут!
В квартире так чудесно,
А если потесниться тут
И нам найдётся место».

Что можно сказать о мальчике? Какой он? О других он думает?
Испоняется песня из мультфильма «Прогулка кота Леопольда» «Если добрый ты» (сл. М. Пляцковского, муз. Б. Савельева)
Дождик босиком по земле прошёл,  Клёны по плечам хлопал,  Если ясный день - это хорошо,  А когда наоборот - плохо.  Если ясный день - это хорошо,  А когда наоборот - плохо.  Слышно как звенят в небе высоко  Солнечных лучей струны,  Если добрый ты, то всегда легко,  А когда наоборот - трудно.  Если добрый ты, то всегда легко,  А когда наоборот - трудно.  С каждым поделись радостью своей,  Рассыпая смех звучно,  Если песни петь, с ними веселей,  А когда наоборот - скучно.  Если песни петь, с ними веселей,  А когда наоборот - скучно.

Ведущая: Философы считают, что осознание сделанного добра – это уже награда для человечества. Просто делая добро, никогда не надо ожидать благодарности. Милосердие, доброжелательность, случаи внимания друг к другу – обо всём этом теперь пишут в газетах, говорят по радио. Всё это достойно уважения! Но как вы думаете, а можно ли в повседневной жизни проявлять человеколюбие?

Притча о двух волках. (Ученик рассказывает притчу о мудреце и бабочке)

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло зависть, ревность, сожаление, ложь... Другой волк представляет добро мир, любовь, надежду, истину, доброту,
верность...
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Ведущая: Какой же волк побеждает в конце? Что значит последняя фраза «Победит тот волк, которого ты кормишь»?
От кого зависит, какая сторона победит?
В вашей жизни были такие поступки, за которые было стыдно? Какие вы сделали для себя выводы?
Никому не нравятся люди, совершающие плохие поступки. Хорошие поступки говорят о том, что человек хороший. Надо стремиться всегда и во всем быть полезным людям.
В народе существует много пословиц и поговорок о доброте и добре.
У нас на столах лежат полоски бумажек, на которых записаны пословицы. Но они перепутаны. Каждой группе задание – составить как можно быстрее пословицу и наклеить полоски на ватман. Не забывайте правила работы в группе: быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела, уметь слушать друг друга.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.
Доброе слово и кошке приятно.
Жизнь дана на добрые дела.
Объясните, как вы понимаете смысл последней пословицы.

Ребята, как вы думаете, легко ли быть по-настоящему добрым?
Действительно, научиться по- настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, нелегкий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования зла и добра. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.
Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать человек, про которого можно сказать, что он добрый? На уроке ИЗО мы с вами изготовили цветочки, на сердцевине напишите эти качества.
Дети выходят к доске с цветками, которые они приготовили заранее. В центре цветков написаны слова, обозначающие качества доброго человека. Звучит песенка Фунтика «Доброта». Дети прикрепляют свои цветы рядом с цветком Доброты.
Какая чудесная получилась цветочная поляна! На ней расцвели необходимые человеческие качества. Это милосердие, сострадание, трудолюбие, бескорыстие, сочувствие, благодарность, уважение, нежность, скромность.
Ведущая:
Добрые сердца – это сады.
Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.
Так заботьтесь о своём саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.

(Слайд 15) Ребята читают стихотворение В. Борисова «Доброта»
Коготки у кошки
А с клешнями раки.
У козлёнка рожки
От врагов для драки.

Вот растут вороны
И у них с рожденья
Клюв для обороны
И для назначенья.

Только жить - ругаться
Так неинтересно
И зачем толкаться
Если нам не тесно?

Я открою тайну
Чтобы стало ясно:
Никого не стану
Обижать напрасно.

Замурлычет кошка,
Даст себя погладить.
Пёс лизнёт ладошку
И со мной поладит.

Не вражда, а дружба
Ценится дороже
Мне протянет руку
Мой сосед Серёжа.

Спешите, друзья мои, делать добро, идите дорогою добра!
В заключении классного часа предлагаю исполнить песню – гимн нашего класса «Дорога добра». Дети исполняют песню «Дорога добра» (сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова): Спроси у жизни строгой: Какой идти дорогой, Куда по свету белому Отправиться с утра? Иди за солнцем следом, Хоть этот путь неведом, Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра! Забудь свои заботы, Падения и взлёты, Не хнычь, когда судьба ведёт Себя не как сестра. Но если с другом худо, Не уповай на чудо – Спеши к нему, всегда иди Дорогою добра! Ах, сколько будет разных Сомнений и соблазнов! Не забывай, что эта жизнь – Не детская игра. Ты прочь гони соблазны, Усвой закон негласный: Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра!
Не зря говорят, что про доброе дело говори смело. - Как выработать у себя доброе отношение к людям? Начните с малого.
Идя по улице с мамой, помоги нести ей тяжелую сумку.
Уступи место в трамвае, автобусе пожилым людям.
Защищайте девочек, маленьких детей.
Не допускайте грубости.
Старайтесь во всем помочь ближнем.
Будьте добрым людьми. Не забывайте, что каждый из вас несёт в себе частичку солнышка и его тепла!
Давайте вместе зачитаем законы дружбы:
Не обзывай и не унижай своего друга.
Помогай другу в беде
Умей с другом разделить радость
Не смейся над недостатками друга
Выбирай друзей по душевным качествам, а не по одежде
Умей признать свои ошибки и помирись с другом
Не предавай своего друга
(Дети получают на память буклеты, где написаны законы дружбы)
Поступать по законам доброты - это красиво, почетно, потому что добрые дела и поступки живут в веках.



Литература:

Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М. - 1996
Халилуллина В.А. Прикоснись ко мне добротой. – Досуг в школе - 2007 - №2
Щербань С.Н. Идёт доброта по Земле. – Досуг в школе - 2007 - № 2
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

15