Мероприятие по литературе Литературный максимум


Литературная викторина «Литературный максимум»
Преподаватель гуманитарных дисциплин
ГБПОУ ВО «ВГПГК»
Подлипаева Татьяна Васильевна
Цели: способствовать повышению интереса учащихся к литературе и литературному творчеству.
Задачи:
определить уровень литературных знаний и умений учащихся;
способствовать формированию навыков творческого чтения;
развивать память, воображение и творческие способности учащихся.
Участники: студенты 1-х курсов.
Подготовка: студенты 1-х курсов по группам должны подготовить кроссворд на литературную тему, состоящий из 10 слов, эссе на тему: «Литература в моей жизни», презентацию на тему: «Литература в современном мире».
Программа
1 конкурс: «Домашнее задание».
2 конкурс: «Кроссворд».
3 конкурс: «Разминка».
4 конкурс: “Узнай произведение и его автора”
5 конкурс: “Модернизированные пословицы и поговорки”
6 конкурс: “Литературные шарады”
Ход мероприятия:
Здравствуйте, уважаемые преподаватели, студенты и члены жюри. Сегодня мы подготовили викторину «Литературный максимум», т.е. максимум улыбок, максимум праздничного настроения, а заодно вспомним любимые произведения литературы и знаменитых писателей.
У нас четыре команды. Команды выбирают капитана, который методом жеребьёвки устанавливает порядок выступления своей команды. Оценивать нас будут признанные эксперты – наше многоуважаемое жюри в составе Ф.М.Алилуева, А.В.Гончаровой, А.А.Бейдиной, Е.В.Касьяновой, Е.В.Ждановой.
1 конкурс «Домашнее задание».
Сначала студенты демонстрируют презентацию на тему: «Литература в современном мире», а затем – эссе на тему: «Литература в моей жизни».
2 конкурс «Кроссворд».
2 участника от каждой команды решают кроссворды, составленные другой командой. (10 слов)
3 конкурс «Разминка».
Пока 2 участника от каждой команды решают кроссворд, остальные участники по очереди отвечают на юмористические вопросы преподавателя. Если команда не смогла ответить, то шанс получить дополнительный балл есть у других команд.
Вопросы:
Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок)
Кто из сказочных героев очень любил поговорку ''Одна голова хорошо, а две лучше''? (Змей Горыныч)
Назовите героиню французской сказки, которая занималась неквалифицированным трудом, чистила печки, убиралась в доме. (Золушка)
Назовите сказку итальянского писателя, где все герои – фрукты и овощи. (Дж.Родари «Приключение Чиполлино».
Назовите героиню русской народной сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом. (Репка)
В какой русской народной сказке решаются проблемы жилья или, говоря умным языком, проблемы жилищно-коммунального хозяйства? «Теремок»)Назовите героиню французской сказки, которая получила свое прозвище благодаря головному убору. (Красная шапочка)
Как звали трех толстяков из повести- сказки Ю. Олеши “Три толстяка”? (Имён не имели)
В какой русской народной сказке брат не послушался сестру, один раз нарушил санитарно-гигиенические правила и жестоко за это поплатился? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
Какой герой русской народной сказки ловил рыбу очень оригинальным способом? (Волк)
Какой вид энергии использовала баба яга, летая в ступе? (Нечистая сила)
Назовите спутников девочки Элли, которые вместе с ней шли в Изумрудный город. (Железный Дровосек, Страшила, Трусливый Лев, собачка Тотошка)
Какой сказочный герой посеял деньги, думая, что вырастет денежное дерево и останется только снимать урожай? (Буратино)
К семейству каких домашних птиц принадлежит героиня русской народной сказки, которая несла для хозяев изделия из драгоценных металлов? Как ее звали? (Курочка Ряба)
В какой сказке К.И.Чуковского звери самые трусливые? («Тараканище»)
Как звали трех медведей из сказки Льва Толстого “Три медведя”? (Михайло Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка).
У какого сказочного медвежонка был друг, который носил имя пятикопеечной монеты? (Винни – Пух)
Какая героиня сказки А.С.Пушкина могла мечтать о стиральной машине, если бы жила в наше время? (Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке»)
Назовите слова, которыми А.С. Пушкин заканчивает “Сказку о Золотом петушке”? (Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок).
Какой герой французской сказки очень любил обувь и как его за это прозвали? (Кот в сапогах).
4 конкурс “Узнай произведение и его автора”
Конкурс соответствий: 2 участника от каждой команды должны соотнести писателя и его произведение. За каждое правильное соответствие – 1 балл.
А.С.Пушкин «Волк  на  псарне»
В.А.Жуковский «Реквием»
И.С.Тургенев «Очарованный странник»
Н.С.Лесков «Мастер и Маргарита»
М.Горький «Преступление и наказание»
М.А.Булгаков «Дворянское гнездо»
А.И.Солженицын «Мцыри»
А.П.Платонов «Ионыч»
А.А.Блок «Поэт и гражданин»
Н.М.Карамзин «Пиковая дама»
М.Ю.Лермонтов  «Матренин двор»
Х.К.Андерсен «Война  и  мир»
Л.Н.Толстой «Мёртвые души»
И.А.Крылов «Челкаш»
А.А.Ахматова «Незнакомка»
А.П.Чехов «Обыкновенная История»
Н.А.Некрасов «Сельское кладбище»
Н.В.Гоголь «Снежная  королева»
А.Н.Островский «Юшка»
Ф.М.Достоевский «Бедная  Лиза»
Правильный вариант:
А.С.Пушкин «Пиковая дама»
В.А.Жуковский «Сельское кладбище»
И.С.Тургенев «Дворянское гнездо»
Н.С.Лесков «Очарованный странник»
М.Горький «Челкаш»
М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»
А.И.Солженицын «Матренин двор»
А.П.Платонов «Юшка»
А.А.Блок «Незнакомка»
Н.М.Карамзин «Бедная  Лиза»
М.Ю.Лермонтов  «Мцыри»
Х.К.Андерсен «Снежная  королева»
Л.Н.Толстой «Война  и  мир»
И.А.Крылов «Волк  на  псарне»
А.А.Ахматова «Реквием»
А.П.Чехов «Ионыч»
Н.А.Некрасов «Поэт и гражданин»
Н.В.Гоголь «Мёртвые души»
А.Н.Островский «Обыкновенная История»
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
5 конкурс «Модернизированные пословицы и поговорки»
Пока 2 студента находят авторов и их произведений, остальные участники команд должны, изменив одно или два слова, вернуть осовремененным пословицам и поговоркам их прежнее звучание. За каждый правильный ответ 1 балл.
1 команда:
Назвался грузом – полезай в кузов. ( Назвался груздем – полезай в кузов).
Одна голова хорошо, а две некрасиво. (Одна голова хорошо, а две – лучше).
Чтение – лучшее мучение. (Чтение – лучшее учение).
Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра. (Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня).
Испокон века телевизор растит человека. (Испокон века книга растит человека).
Пришёл, увидел, купил. ( Пришёл, увидел, победил).
2 команда:
Дети счёт любят. (Деньги счёт любят).
Ни кола, ни двойки. ( Ни кола, ни двора).
По лесу надо с корзиной ходить. (По лесу надо с умом ходить).
Мало хотеть, надо клянчить. (Мало хотеть, надо уметь).
Землю красит солнце, а человека – парикмахер. (Землю красит солнце, а человека – труд).
Работа не волк, а произведение силы на расстояние. (Работа не волк – в лес не убежит).
3 команда:
Одна нога здесь, другая в гипсе. (Одна нога здесь, другая там).
Будешь лениться – узнаешь директора. (Будешь лениться – узнаешь голод).
Не стыдно не знать, стыдно не подсказывать. (Стыдно не знать, стыдно не учиться).
На шпаргалке далеко не уедешь. (На обмане далеко не уедешь).
Бесплатный сыр бывает только у мышки ловкой. (Бесплатный сыр бывает только в мышеловке).
Трус и своей лени боится. (Трус и своей тени боится).
4 команда:
Трудно в учении – легко на каникулах. (Трудно в учении – легко в бою).
У каждого своя голова на шее. ( У каждого своя голова на плечах).
Скучен день до вечера, коли делать уроки. ( Скучен день до вечера, коли делать нечего).
Будет дождик – будут и лужи. (Будет дождик – будут и грибки).
Списывай, да не спеши. (Пиши, да не спеши).
Друзья познаются на контрольной. (Друзья познаются в беде).
6 конкурс «Литературные шарады»
Учитель – ведущий задаёт вопрос – загадку. Команда, которая первая, подняв руку, отвечает правильно – та и получает дополнительный балл.
Мой первый слог растёт в дубраве,
Второй - глубокая канава,
Добавьте букву иль предлог.
Затем найдите третий слог:
Его отлично знает,
Кто в бильярд играет.
А в целом - повесть это
Великого поэта. (Дуб + Ров + С + Кий = «Дубровский».)
Восклицанье, утвержденье,
Всё - поэта сочиненье. (О + Да = Ода.)
Кто части мотоцикла знает,
Тот слово это отгадает.
А если букву «Д» прибавить,
На сцене можно будет ставить. (Рама - драма.)
Ты меня, наверно, знаешь,
Я сказки Пушкина герой.
Но если «Л» на «Н» заменишь,
Сибирской стану я рекой. (Елисей - Енисей.)
С буквой «Я» - это шторм, изверженье,
Наводненье, паденье кометы,
А без «Я» - то плоды вдохновенья,
Что нам дарят любовно поэты. (Стихия - стихи.)
Означает слово это
То, что ищут все поэты.
Букв порядок изменяем –
Предприятье получаем. (Рифма - фирма.)
Первое - это же имя мальчишки,
Ну а второе - читаете в книжке. (Роман.)
На церкви первая блестит,
И крест резной на ней стоит.
У государства есть вторая,
Народ её весь выбирает.
А третью в книжке вы найдёте
И за полчасика прочтёте. (Глава.)
Подведение итогов:
Жюри подводит итоги, вручает грамоты.

Дополнительные задания:
Пока жюри подводит итоги, учитель загадывает литературные омонимы:
Не только запутанное и затруднительное положение, но и крышка из картона, кожи и других материалов, в которую заключается книга. (Переплёт.)
Не только результат умножения, но и плод труда писателя или поэта. (Произведение.)
Не только геометрическая кривая, но и сильное преувеличение для создания художественного образа. (Гипербола.)
Не только документ школьника об успеваемости, но и форма литературного произведения. (Дневник.)
Не только терпение, стойкость и самообладание, но и цитата. (Выдержка.)
Не только тяжёлое событие, переживание, причиняющее нравственные страдания, но и род литературных произведений. (Драма.)
Не только купол церкви, но и раздел книги. (Глава.)
Не только специалист по раскрытию уголовных преступлений, но и литературное произведение, изображающее раскрытие запутанных преступлений. (Детектив.)
Не только единовременная субсидия, присуждаемая научному учреждению, творческому коллективу или отдельному исполнителю какого-либо труда, но и капитан произведения Жюля Верна. (Грант.)
Не только книжная единица собрания сочинений какого-либо автора, но и имя юного героя Марка Твена. (Том.)
Не только марка отечественного автомобиля, но и богиня красоты, любви, супружества в русской мифологии. (Лада.)
Не только город «Золотого кольца» России, но и персонаж романа Л.Н. Толстого «Война и мир». (Ростов.)