Разработка урока физики по теме Относительная влажность воздуха. Психрометр


Автор разработки урока: Захарова Ирина Алексеевна
Место работы, должность: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Ольшанка Чернянского района Белгородской области», учитель физики и математики
Предмет: физика
Класс: 8
Автор УМК: Пёрышкин А.В.
Тема урока: Относительная влажность воздуха и её измерение. Психрометр.
Тип урока: освоение нового материала
Цель урока: организовать деятельность учащихся по приобретению новых знаний; вызвать интерес учащихся к занятию через проведение урока в «зелёном» классе, придать ему поисково-творческий характер; развивать у учащихся потребность в самовыражении через различные виды работы
Задачи урока: сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха, точке росы, продемонстрировать способ измерения влажности воздуха при рассмотрении приборов для ее измерения; развивать умение анализировать информацию, применять приобретённые знания при решении задач; показать важность понятия влажности воздуха в жизнедеятельности человека.
Оборудование:  психрометр, термометры, психрометрическая таблица, задания для работы в группах, карточки с текстами задач
Организационная структура урока
Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащегося(осуществляемые
действия)
1. Организация начала урока
Сегодня у нас необычный урок. Мы проведём его в классе на свежем воздухе.
По вашим лицам вижу, что сегодня настроение у вас хорошее. Давайте поработаем сегодня на уроке так, чтобы ваше настроение осталось таким же, а может быть стало ещё лучше. Приготовьте, пожалуйста, ваши тетради, они нам понадобятся. Запишите сегодняшнее число…
Попробуем закрыть рот и нос руками. Сколько минут мы можем продержаться? Вот так просто доказали, что без воздуха едва ли проживешь и пять минут. Воздух - самое жизненно необходимое вещество на нашей планете. Недаром в фантастическом романе Александра Беляева «Продавец воздуха» злоумышленник пытается подчинить себе весь мир, завладев не золотом, не оружием, а воздухом Земли. Все, что нам кажется пустым, на самом деле заполнено нашим замечательным воздухом-невидимкой. Свежий воздух и солнечный свет поднимают настроение, повышают работоспособность, укрепляют иммунитет. Обилие отрицательных ионов в воздухе на улице благотворно сказывается на работе всего организма. Каждому человеку необходимо минимум тридцать минут находиться в светлое время суток находиться на свежем воздухе. Именно поэтому, мы сегодня здесь – в «зелёном» классе Показывают готовность к уроку. Приветствуют учителя
Записывают число в тетради
Выполняют предлагаемое действие
2.Определение темы и постановка цели урока
Тему сегодняшнего урока предлагаю определить вам самим, выполнив задания.
Итак, первое задание: подумайте, что объединяет сюжеты.
– Оставьте место для темы урока, а ниже запишите в тетради эти природные явления. 
- Послушайте несколько отрывком, определите о каком явлении идёт речь в каждом отрывке, запишите эти слова в тетрадь.
а) «Под голубыми небесами, великолепными коврами, блестя на солнце…» 
б) «Приди на рассвете на склон косогора, Над зябкой рекою дымится прохлада» 
в) «Когда в солнечное утро пойдешь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Все алмазы эти блестят на солнце разными цветами – и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это …» 
г) «Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром» 
Что объединяет эти явления? 
Тема сегодняшнего урока – относительная влажность воздуха и её измерения. Психрометр.
А что именно вы хотите узнать про влажность воздуха?
Сформулируйте цели урока Рассматривают картинки, называют явление,
Облака, дождь
Записывают в тетрадь
Слушают, называют явление, записывают в тетрадь
…снег лежит
Туман
Роса
Иней
Отвечают на вопрос
Вода, содержащаяся в атмосфере, влажность воздуха
Познакомиться с понятием относительной влажности воздуха, узнать с помощью каких приборов её можно определить, научиться измерять влажность
3. Изучение нового материала
1) Знакомство с понятием «относительная влажность воздуха»
2) Работа с учебником
3) Демонстрация приборов для измерения относительной влажности воздуха Какова причина появления водяного пара в воздухе?
Вспомните, как происходит испарение, от чего зависит скорость испарения?
Как проявляется влажность воздуха?
Какое значение имеет влажность воздуха, на что она влияет?
Мы выяснили, что влажность воздуха – важное для нас явление, поэтому необходимо научиться ее определять.
Сейчас работаем в группах с учебником. Отвечаем на вопросы, которые записаны на карточках.
Вопросы первой группе:
1.От чего зависит влажность воздуха?
2.Что показывает абсолютная влажность воздуха?
3.Для чего вводят понятие относительной влажности воздуха
4.Определение относительной влажности воздуха.
5.Точка росы – это…
Вопросы второй группе:
1.Для определения влажности используют приборы…
2.Деиствие волосного гигрометра основано…
3.Устройство психрометра…
4.Почему термометры психрометра показывают разную температуру?
5.Зачем необходимо определять влажность воздуха?
Посмотрите, какие приборы для определения влажности воздуха есть у нас в кабинете.
Определите относительную влажность воздуха в кабинете. Отвечают на вопросы
Парообразование, испарение
С поверхности водоёмов, почвы растений. Скорость зависит от начальной температуры тела, рода вещества, площади поверхности, ветра
В образовании облаков, дождя, инея, радуги, росы
Предлагают гипотезы о том, что влажность воздуха является одним из важнейших факторов, который определяет погоду, а также то, на сколько комфортно чувствует себя человек в данный момент времени
Работает две группы. Читают, готовят отчет о прочитанном материале по вопросам.
1 группа - стр. 56-57
2 группа – стр. 58-59.
Оценивают работу групп.
На сколько доступно, понятно было сообщение.
Рассматривают приборы, определяют влажность воздуха в кабинете, сравнивают значения
4. Физкультминутка А теперь я предлагаю вам выйти из «зелёного» класса на игровую площадку перед классом и провести физкультминутку. Выполняют упражнения под руководством учителя
5. Первичное закрепление изученного материала
1) Практическая работа
2) Решение задач Как выдумаете, можно ли определить влажность воздуха в домашних условиях, имея только термометр?
Что ещё для этого потребуется?
Напоминаю вам, что термометр – стеклянный, с ним нужно обращаться осторожно и бережно. После выполнения задания обязательно положите термометр в футляр. Для более точного определения температуры расположите термометр так, чтобы столбик термометра оказался на уровне глаз.
Задача 1. Температура сухого термометра равна 16°С, температура влажного термометра 7 °С. Определите относительную влажность воздуха.(Ответ: 22 %)
Задача 2. Влажность воздуха равна 84 %, а показание сухого термометра равно 23 °С. Какую температуру показывает влажный термометр? (Ответ: 21 °С.)
Представьте, что вы работаете на метеорологической станции. Каков будет ваш прогноз для каждого значения влажности? Выдвигают гипотезы, предлагают решения.
Работа в парах. Выполняют задание: измеряют влажность воздуха с помощью термометра.
Решают задачи устно.
Высказывают предположения
22 % – осадков не будет;
84 % – осадки вероятны
6. Домашнее
задание Дома прочитайте § 19, ответьте на вопросы к нему и выполните творческое задание: подберите народные приметы, связанные с влажностью воздуха, при этом, по желанию, вы можете просто записать их в тетрадь, записать и оформить их на альбомных листах Записывают домашнее задание
7. Итог урока. Рефлексия Какие цели мы ставили на урок?
Достигли ли мы целей?
Что мы изучили сегодня на уроке?Какие виды влажности мы рассмотрели?Как определяется влажность воздуха?
Каково значение определения влажности воздуха?
Понравился ли вам урок в « зелёном» классе?
Отвечают на вопросы, подводят итоги работы на уроке