Конспект урока. Относительная влажность воздуха и её измерение. Психрометр.

КГКС(К)ОУ «Алтайская краевая специальная
(коррекционная) общеобразовательная
школа I-II вида»






«Относительная влажность воздуха и её измерение. Психрометр»
(конспект урока)
















Провела:
учитель физики
Русина Н.А.



г. Барнаул, 2014 год

Тема: Относительная влажность воздуха и её измерение. Психрометр.
Цель урока: вызвать объективную необходимость изучения нового материала, способствовать овладению знаниями по теме « Влажность воздуха»,
ввести понятие абсолютной и относительной влажности воздуха, точки росы и познакомить с приборами для измерения влажности воздуха.
Задачи:
образовательная:
-выяснить теоретические знания обучающихся по теме "Испарение. Кипение";
-сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха, точке росы;
-продемонстрировать способы измерения влажности воздуха при рассмотрении приборов для ее измерения психрометра;
-на материале урока указать важность понятия влажности воздуха в жизнедеятельности человека.
коррекционно - развивающая:
-развивать логическое мышление обучающихся;
-развивать монологическую и диалогическую речи;
-развивать у обучающихся мыслительные операции: анализ, сравнение, обучение;
-развивать связную речь обучающихся;
-формировать умение строить логические высказывания;
-активизировать словарный запас обучающихся;
-корректировать и развивать навык самоконтроля за звукопроизношением.
воспитательная:
-побуждать интерес к изучаемому материалу;
-воспитывать нравственные качества;
-способствовать воспитанию умений и навыков рационального использования своего времени, планирования своей деятельности.
Тип урока: комбинированный.
Методы:
учебная игра "взаимоопрос";
рассказ-беседа;
фронтальный эксперимент;
работа с учебником;
практические упражнения.
Формируемые умения: наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать.
Оборудование:
психрометрическая таблица;
таблица зависимости давления и плотности насыщенного пара при различной температуре;
изображения гигрометров и прибор психрометр;
два термометра;
кусочек марли;
сосуд с водой комнатной температуры;
глобус земли;
разноуровневые задания.
Словарь: Относительная влажность воздуха и её измерение. Психрометр - прибор для измерения влажности воздуха. Влажность воздуха измеряется в процентах.
План урока:
Организационный момент (3 мин.).
Опрос обучающихся: взаимоопрос (7 мин.).
Изучение нового материала (15 мин.).
Закрепление, отработка умений (8 мин.).
Подведение итогов урока повторение контроль (5 мин.).
Задание на дом (2 мин.).
Ход урока:
I. Организационный момент
(приветствие, подготовка детей к работе на уроке, эмоциональный настрой).
1. Фонетическая разминка:
Целевая установка: будем хорошо произносить все звуки, соблюдать знаки орфоэпии.
Произнести на одном выдохе: а о у и я
[щ]
ща- щу- ще
аще- уще- ыще
аще – превращение
ище – насыщенный
уще – сгущение
Насыщенный пар, превращение энергии, сгущение тумана.
Количество теплоты, поступающее из окружающей среды.
2. Речевая разминка:
Целевая установка: будем отвечать на вопросы.
Работа за экраном.
- Кто сегодня дежурный в классе?
- Назови отсутствующих.
3. Работа за экраном.
Повторите: испарение жидкости, насыщенный пар, скорость испарения жидкости зависит от площади её поверхности.
II. Актуализация знаний.
Учитель: По вашим лицам вижу, что сегодня настроение у вас хорошее. Давайте поработаем сегодня на уроке так, чтобы ваше настроение осталось таким же, а может быть, стало еще лучше. Сначала мы вместе восхитимся вашими глубокими знаниями, а для этого проведем маленький устный опрос по теме "Парообразование и конденсация".
Опрос обучающихся. (1 слайд)
Учитель:
Процесс перехода вещества из жидкости в газ, происходящий с поверхности жидкости называется (испарение).
Процесс перехода вещества из жидкости в газ называется (парообразование).
Процесс перехода вещества из жидкости в газ, происходящий по всему объёму жидкости называется (кипение).
Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью называется (насыщенный пар).
Пар, не находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью называется (ненасыщенный пар).
Работа по карточкам.
Карточка №1.
Вопрос.
От чего зависит скорость испарения жидкости?
Ответ: Испарение зависит от: а) рода жидкости, б) температуры, в) площади поверхности жидкости, г) наличия ветра.
Испарением называют явление...
А. перехода молекул в пар с поверхности и изнутри жидкости
Б. перехода молекул из жидкости в пар
В. перехода молекул из пара в жидкость
Карточка №2.
Вопрос.
Из пяти капель на стекле (вода, подсолнечное масло, нашатырный спирт, эфир, бензин) последней испарится капля:
Ответ:
а) воды, б) подсолнечного масла, в) нашатырного спирта, г) эфира, д) бензина.
2. Внутренняя энергия при испарении жидкости...
А. не изменяется
Б. увеличивается
В. уменьшается
Карточка №3.
Вопрос.
Почему горячий чай остывает быстрее, если на него дуть?
Ответ: если дуть на чай, то испарение происходит быстрее и жидкость охлаждается.
При наличии ветра испарение происходит...
А. быстрее
Б. медленнее
В. с такой же скоростью, как и при его отсутствии
Карточка №4.
Вопрос.
В какую погоду скорее просыхают лужи от дождя: в тихую или ветреную; в теплую или холодную?
Ответ: ветреную, теплую.
Испарение происходит
А. при любой температуре
Б. при температуре кипения
В. при определенной температуре для каждой жидкости
Карточка №5.
Вопрос.
Зависит ли скорость испарения жидкости от температуры?
Ответ: а) зависит, чем выше температура жидкости, тем быстрее происходит испарение, б) не зависит, в) увеличивается, г) у одних жидкостей скорость уменьшается, у других увеличивается.
При увеличении площади свободной поверхности жидкости скорость испарения
А. не изменяется
Б. увеличивается
В. уменьшается
Учитель: Итак, по тому, как вы ответили, складывается вполне ясная картина того, как каждый из вас сегодня готов к уроку, на какие моменты стоит обратить внимание и доучить.
III. Изучение нового материала. (2 слайд)
Учитель: Ц.У. Снимите аппараты, наденьте наушники.
Медики утверждают, что хорошее самочувствие человека складывается из многих факторов: атмосферного давления, температуры окружающей среды, магнитного поля Земли и влажности воздуха. Оказывается оптимальная для человека влажность лежит в пределах 4060%. Наша задача, выяснить, что же понимают под влажностью воздуха и как ее можно определить.
Читаем тему и план урока. (3 слайд)
Понятие и значение влажности воздуха.
Виды влажности воздуха, формула для расчёта влажности воздуха.
Определение точки росы.
Виды приборов для определения влажности воздуха.
Принцип действия гигрометра и психрометра.
Необходимость определения влажности воздуха.
Ц.У. Откройте тетради, запишите: число, классная работа, тема урока.
Понятие и значение влажности воздуха. (4 слайд)
Учитель: Итак, начнем наш разговор с того, что из курса географии вам известно, что поверхность Земли покрыта на две трети водой (демонстрирую географический глобус Земли).
С поверхности морей, рек, водоемов самопроизвольно, непрерывно и при любой температуре происходит испарение, вследствие чего в окружающем нас воздухе постоянно находится водяной пар. Количество пара, содержащегося в атмосфере, играет очень важную роль для жизни на Земле, в том числе и на самочувствие человека.
Также, для предсказания погоды, атмосферных явлений необходимо следить за влажностью воздуха. Влажность воздуха говорит о наличии водяного пара в атмосфере.
Виды влажности воздуха. Определение абсолютной и относительной влажности воздуха, формула для расчёта. (5 слайд)
Как же определить влажность воздуха?
Для этого, во-первых, необходимо знать количество водяного пара в единице объема воздуха. Для этого вводится понятие абсолютная влажность воздуха, которая показывает, сколько граммов водяного пара содержится в воздухе объемом 1 м3 при данных условиях (т.е. при данной температуре и атмосферном давлении).
Обозначается [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] абсолютная влажность воздуха плотность водяного пара [единица измерения кг/м3].
При тех же условиях водяной пар может быть насыщенным. Существуют специальная таблица, в которой для каждого значения температуры и давления приводится значение плотности насыщенного водяного пара, которая обозначается [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]0. Такая таблица находится в ваших сборниках задач по физике, страница 257.
Зная значения плотности насыщенного пара и пара, содержащегося в атмосфере, можно определить, насколько отличается при данных условиях водяной пар от насыщенного пара. Для этого вводится понятие относительной влажности воздуха, которая равна отношению абсолютной влажности воздуха к плотности насыщенного водяного пара при той же температуре, выраженному в процентах.
Обозначается [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] относительная влажность воздуха. Посмотрите на определение и как мы с вами обычно делаем из определения попытайтесь записать формулу, для расчета относительной влажности воздуха.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]=([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]/[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]0)*100%
Определение точки росы. (6 слайд)
Учитель: Не меняя массу содержащегося в атмосфере водяного пара его можно сделать насыщенным, если изменять температуру, а именно понижать. Температура, при которой пар, содержащийся в атмосфере становится, насыщенным, называется точкой росы. Откуда такое интересное название? Каждый из вас неоднократно наблюдал такие природные явления, как появление тумана или выпадение росы. Почему и как это происходит?
По утрам, когда температура воздуха понижается, пар охлаждается и при некоторой температуре становится насыщенным. Дальнейшее понижение температуры окружающей среды приводит уже к конденсации этого пара в виде появления тумана и росы. Роса свидетельствует о том, что влажность была 100%.
Виды приборов для определения влажности воздуха. (7 слайд)
Учитель: Относительную влажность можно измерять с помощью ряда приборов, специально созданных для этого. Это гигрометры и психрометры.
1. Гигрометры (волосной и конденсационный) рисунок 1, рисунок 2.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рисунок 1.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рисунок 2.

2. Психрометр  рисунок 3, рисунок 4.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рисунок 3.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рисунок 4.


Принцип действия гигрометра и психрометра.
Читают обучающиеся из учебника стр. 58, 1 раздел – гигрометр конденсационный, 3 раздел – гигрометр волосяной, 4 раздел – психрометр.
Демонстрация психрометра. Памятка. Как работать с прибором. (8 слайд)
Закрепление изученного материала. (9 слайд)
Необходимость определения влажности воздуха.
Учитель: Для чего нужно знать влажность воздуха?
Ответы обучающихся. Опора стр. 59, 2 абзац.
Учитель:
Задача 1. Определите относительную влажность воздуха в классе.
Вызывается один ученик к доске, решается задача.
Задача 2. Разность показаний сухого и влажного термометров равна 40С. Относительная влажность воздуха 61%. Чему равны показания сухого и влажного термометра.
(Ответ tc=150C? tвл=110С).
Задача 3. Влажность воздуха равна 78%, а показание сухого термометра равно 120С. Какую температуру показывает влажный термометр?
(Ответ: tвл=100С).
№ 893(масса/ объем)
№ 897
Подведение итогов урока. (10 слайд)
Рефлексия
Учитель:
-Что изучали на уроке?
-Что нового узнали?
-Что запомнили?
2. Работа за экраном.
Повтори: влажность воздуха измеряется в процентах, относительная и абсолютная влажность воздуха, психрометр - прибор для измерения влажности воздуха в помещении.
Домашнее задание.
Карточка№1.
Разность показаний сухого и влажного термометров равна 50С. Относительная влажность воздуха 66%. Чему равны показания сухого и влажного термометра?
Карточка№2.
Влажность воздуха равна 72%, а показание сухого термометра равно 280С. Какую температуру показывает влажный термометр?
Карточка№3.
Сухой термометр показывает 21 0C, а смоченный 16 0C. Найти относительную влажность воздуха.
Карточка№4.
Разность показаний сухого и влажного термометров равна 30С. Относительная влажность воздуха 72%. Чему равны показания сухого и влажного термометра?
Карточка№5.
Влажность воздуха равна 91%, а показание сухого термометра равно 200С. Какую температуру показывает влажный термометр?
Оценивание работы обучающихся на уроке.