«Система работы учителя с детьми, испытывающими стойкие затруднения в процессе изучения предмета «Математика»

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации
и профессиональной переподготовки работников образования




ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
Тема: «Система работы учителя с детьми, испытывающими стойкие затруднения в процессе изучения предмета «Математика»


Выполнили:
Вахитова М.З., учитель математики
МБОУ «Новотинчалинская СОШ Буинского
муниципального района РТ»;
Малышева А.Г., учитель математики
МБОУ «Бюргановская СОШ Буинского
муниципального района РТ»;
Тухфатуллина М.Р., учитель математики
МБОУ «Старо-Тинчалинская ООШ Буинского
муниципального района РТ».

Руководитель проектной работы:
Ахметшина Гульсия Хабриевна –
старший преподаватель
отдела общего образования ПМЦ ПК и ППРО КФУ


Казань – 2015
Содержание
1. Введение .. 3
1.1. Цель проекта.5
1.2. Задачи проекта..5
1.3. Ожидаемые результаты реализации проекта.. .5
1.4. Методы исследования.6
1.5. Срок реализации проекта.6
1.6.Место реализации проекта6
1.7. Участники проекта6
1.8. Этапы реализации проекта...7
2.Психолого-педагогическая характеристика учащихся, испытывающие стойкие затруднения в обучении математике

2.1. Понятие школьной неуспеваемости.7
2.2. Классификация на основе форм и видов неуспеваемости.7
2.3. Причины трудностей в процессе обучения 8 2.4. Сущность индивидуального подхода в обучении.9 2.5. Технология работы со слабоуспевающими учащимися..11
3.Реализация продукта
3.1.План мероприятий по реализации проекта..... .15
3.2.Ресурсы..........................19
3.3.Литература и ресурсы......... .....20
3.4.Заключение21
4.Проектные продукты
Приложение 1.Рекомендации для учителей......22
Приложение 2.Рекомендации для родителей....23
Приложение 3. Брошюра заданий для работы с детьми, испытывающие затруднения в процессе изучения предмета «математика» с учетом требований ФГОС в 5 классе24
1.Введение
Как показывает педагогический опыт, в каждой школе, в каждом классе всегда имеются дети, испытывающие трудности в обучении. Задача педагогов помочь таким ученикам не только освоить учебный материал, но и, используя современные педагогические технологии, способствовать развитию личности каждого ученика, научить его мыслить, действовать, заставить поверить в себя и свои силы.
Последние несколько лет учителя математики очень часто сталкиваются с проблемой недостаточной сформированности или даже полного отсутствия у учащихся вычислительной культуры, что немыслимо при изучении данного предмета. Усвоение геометрического материала у большинства учащихся проходит формально, для оценки, мотивация к изучению предмета перекрывается апатией из-за постоянного непонимания, решение любой геометрической задачи кажется невозможным еще до прочтения ее условия. В целом количество слабоуспевающих учащихся по математике, алгебре и геометрии увеличивается, что связано с различными факторами.
Для учебного предмета «математика» по проблеме учащегося, слабоуспевающего по предмету, можно выделить три основных причины этого явления:
1) учащийся испытывает затруднения в изучении предмета в силу своих индивидуальных особенностей и возможностей (проблемы памяти, особенности восприятия и мышления и т. п.);
2) учащийся испытывает негативные эмоции при изучении данного предмета, что может быть связано с отсутствием мотивации к учению вообще, нежеланием преодолевать трудности, отсутствием интереса именного к этому предмету через непонимание целей и смысла его изучения;
3) учащийся чувствует себя некомфортно на уроке математики, так как имеет значительные пробелы в знаниях, не позволяющие ему изучать предмет полноценно.
При переходе на новые стандарты образования возникает много вопросов, ответы на которые можно найти, изучив внимательно эти самые стандарты. Так, Федеральный государственный образовательный стандарт образования предлагает: изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный); изменение оценки результатов обучения (оценки не только предметных ЗУН, но личностных и метапредметных результатов);изменение системы аттестации учителей(оценка качества управления учебной деятельностью учащихся); изменение системы аттестации школ. Коренным образом меняется структура организации и проведения урока.
Заложены ли инструменты в новых УМК для работы со слабоуспевающими учениками в рамках реализации ФГОС? 1.1.Цель проекта: разработать брошюру заданий для работы с детьми, испытывающими затруднения в процессе изучения предмета «математика» с учетом требований ФГОС в 5 классе и рекомендации для учителей и родителей
1.2.Задачи проекта:
Изучить Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
Выяснить причины затруднений обучающихся при изучении курса математики;
Изучить систему работу учителя математики с детьми, имеющие стойкие затруднения в процессе изучения математики и проанализировать ее в рамках ФГОС
Подготовить проект – разработать систему заданий для 5 класса по «западающим темам» с учетом требований ФГОС;
Проверить эффективность разработанного проектного продукта в реальном учебном процессе.
1.3.Ожидаемые результаты реализации проекта
1.Создание общих представлений о проблемах преподавания математики
в школе в рамках внедрения ФГОС.
2. Изучение, анализ и систематизация методических проблем в результате изучения математики детьми, испытывающими стойкие затруднения в процессе изучения предмета «Математика».
3. Разработка системы индивидуальной работы с учащимися при изучении предмета математики.
4. Проверка эффективности разработанной методики в реальном учебном процессе.



1.4.Методы исследования
1. Анализ научно-методической литературы по изучению возникновения проблем при обучении учащихся на уроках математики.
2. Изучение проблемы индивидуального подхода на уроках математики к учащимся, испытывающим затруднения в обучении, основанный на анализе и систематизации психолого-педагогической и методической литературы, педагогических первоисточников и периодики, учебных программ, пособий и учебников, диссертаций и авторефератов по исследуемой проблеме.
3. Сравнительный анализ передового педагогического опыта, обобщение сформулированных ранее подходов к проблеме индивидуализации и дифференциации обучения.
4. Анализ результатов участия обучающихся в учебной деятельности при выполнении ОГЭ.

1.5.Срок реализации проекта
2015-2016 учебный год.
1.6.Место реализации проекта
МБОУ «Новотинчалинская СОШ Буинского муниципального района РТ», МБОУ «Бюргановская СОШ Буинского муниципального района РТ»,
МБОУ «Старо-Тинчалинская ООШ Буинского муниципального района РТ».

1.7.Участники проекта
Действия по реализации проектного продукта будут осуществлять учителя математики, для учащихся 5 классов – МБОУ «Новотинчалинская СОШ Буинского муниципального района РТ», МБОУ «Бюргановская СОШ Буинского муниципального района РТ», МБОУ «Старо-Тинчалинская ООШ Буинского муниципального района РТ».
1.8.Этапы реализации проекта:
1. Выпустить брошюру заданий для слабоуспевающих учеников 5 класса и разработать рекомендации для родителей и учителей.
2. Апробация заданий
3. Применение брошюры при работе со слабоуспевающими учениками.
2.Психолого-педагогическая характеристика учащихся, испытывающие стойкие затруднения в обучении математике

2.1. Понятие школьной неуспеваемости.
Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время обучающийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).


2.2. Классификация на основе форм и видов неуспеваемости

Учёные выделяют пять групп обучающихся, «которые не справляются с программой общей школы даже в том случае, когда учитель использует самые совершенные методы обучения:
К первой группе относятся педагогически запущенные дети, которые могут успешно продолжать учебу в массовой школе, если своевременно ликвидировать пробелы в их знаниях и умениях (например, индивидуальной работой) и вселить в них уверенность в свои силы, что очень важно для дальнейшей успешной работы.
Ко второй группе относятся умственно отсталые дети, которые не в состоянии усвоить программу общей школы; их необходимо перевести во вспомогательную школу.
Третью группу составляют дети, которые кажутся умственно отсталыми, но в действительности не являются ими. Это дети с расстройством, например, слуха, которые нуждаются в специальном обучении.
Четвертая группа дети с ослабленной мозговой деятельностью или с церебральной астенией; их нужно направлять в специальные или санаторные школы.
Пятая группа дети с эмоциональными дефектами (негативное отношение абсолютно ко всему, полная апатия).

2.3. Причины трудностей в процессе обучения обусловлены влиянием таких групп факторов:
а) неблагоприятная наследственность, родовые травмы, перенесенные болезни;
б) противоречия между физиологическим ростом и психическим созреванием;
в) отрицательный пример родителей (нет дружбы, общения),
чрезмерная любовь к детям (ребёнок кумир),
авторитарность воспитания в семье (принуждения, обиды),
отсутствие доверительных отношений учителей с учениками,
перегрузка школьных программ,
пассивные методы обучения,
система принуждения в школе, отсутствие свободы выбора.
Обращаем внимание на тот факт, что в тех случаях неуспеваемости данной категории детей, когда основной причиной явились недостатки преподавания (первая причина), принятые меры, то есть устранение недостатков преподавания и допущенных учителями недоработок, привело к положительному результату в 75 % таких случаев. Это подтверждает, что в деле предупреждения и преодоления недостатков в обучении решающее значение имеет совершенствование процесса преподавания, улучшение качества уроков.
2.4. Сущность индивидуального подхода в обучении
Первостепенную роль нужно отводить умению педагогов распознавать, поддерживать и направлять способности к обучению.
В «Педагогической энциклопедии» индивидуализация определяется как «...организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению» отдельными учащимися.
Под дифференциацией подразумевают учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения; обычно обучение в этом случае происходит по несколько различным учебным планам и программам. Попытаемся еще уточнить понятия «индивидуальный подход» и «индивидуализация». В первом случае мы имеем дело с принципом обучения,
во втором же с осуществлением этого принципа, которое имеет свои формы
и методы. В этом же значении представляет себе соотношение принципа индивидуального подхода и индивидуализации обучения. Еще Я. А. Коменский отмечал, что воспитание и образование возможно для всего юношества, необходимо лишь различие в оказании помощи. И для этого необходимо поставить в центр обучения ребенка с его интересами и способностями, жизненным опытом и потребностями, активностью и наблюдательностью. Ведь учитель учит не абстрактного «среднего» школьника, а вполне конкретного, со своим характером, условиями жизни, наконец, со специфическими природными качествами.
Нам известно, как неодинаково бывает уровень знаний учеников, которых учит один и тот же педагог. Разные учащиеся воспринимают и усваивают одни и те же объяснения учителя, один и тот же материал по-разному, что и приводит к неодинаковым успехам. Помимо этого, сам процесс обучения приводит к неодинаковым успехам и переживается, оценивается детьми по-разному. Причины неуспеваемости чрезвычайно разнообразны, но эффект ее один: трудности в учении деморализуют ученика и пагубно отражаются на его личности. Не добиваясь нужного эффекта, ученик приобретает опыт беспомощности; испытав неудачу в решении одной задачи, он может и остальные воспринимать как непосильные, поэтому, падает интерес к учению, возникает нежелание учиться. Следовательно, неуспеваемость является вечной проблемой, главной болезнью школы. Решение этой проблемы и является целью индивидуального подхода.
Следующие черты обучающихся непосредственно влияют на процесс и успешность обучения и привлекают к себе внимание учителей:
- это уровень умственного развития ребенка, который нередко отождествляется со способностями к обучению.
Учитель может разделить класс на группы, руководствуясь умственным развитием детей, и давать каждой группе задания соответствующей трудности. Однако такое качество как уровень умственного развития, а также связанные с ним черты характера не отличаются стабильностью. Итак, уровень развития умственных способностей – весьма ненадежный, чересчур изменчивый критерий и за ним скрывается множество различных факторов, влияющих на успешность учебной деятельности. Учет как психофизиологических, так и психологических черт школьников важен для достижения двух основных целей – повышения эффективности обучения и облегчения труда учителя. Во-первых, если учитель имеет представление об индивидуальных особенностях того или иного ученика, он будет знать как они влияют на его учебную деятельность: как управляет своим вниманием; быстро ли и прочно запоминает; долго ли обдумывает вопрос; быстро ли воспринимает учебный материал; уверен в себе; как переживает порицание и неудачу. Знать эти качества ученика – значит сделать первый шаг в организации его продуктивной работы. Пользуясь этими данными и осуществляя индивидуальный подход в обучении, учитель будет более эффективно трудиться сам, что освободит его от дополнительных занятий с неуспевающими, от повторения неусвоенных разделов программы.
2.5. Технология работы со слабоуспевающими учащимися
Долг учителя – средствами своего предмета предоставлять разнообразные возможности для развития личности учащихся и отмечать все их успехи, создавая тем самым стимулы к продолжению обучения. Успешная организация учебной работы и активизация учения школьников немыслимы без чуткого отношения к детям и умелого индивидуального подхода. Слабоуспевающими принято считать учащихся с невысокими умственными способностями, плохо развитыми учебными умениями и навыками, низким уровнем памяти или тех, у кого отсутствуют действенные мотивы учения. Чтобы эти учащиеся не перешли в разряд неуспевающих, необходима систематическая работа педагогов, чтобы обеспечить успех своим воспитанникам. Неуспеваемость - сложное и многогранное явление школьной действительности. В силу особенностей учебной деятельности слабых школьников нужны учебные ситуации с элементами новизны, занимательности, опора на жизненный опыт детей, а также щадящая учебная нагрузка. Рассмотрим педагогические технологии, формы проведения уроков, приёмы и методы, применение которых помогает учителю в работе со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися:
Создать на уроке «ситуацию успеха». Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами. Путём правильной тактики опросов и поощрений нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.
Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов и может быть осуществлен на любом из этапов урока. Для наиболее рациональной организации дифференцируемой работы учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий можно предложить следующие рекомендации по применению дифференциального подхода.
Трёхвариантные задания по степени трудности (выбор варианта предоставляется учащемуся).
Общее для всей группы задание с дополнительными заданиями все возрастающей степени трудности.
Индивидуальные дифференцированные задания.
Групповые задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).
Равноценные двухвариантные задания и системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.
Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.
Эффективно использовать дифференцированный подход при изучении нового материала. Объяснив тему, и показав 2-3 примера по теме, пригласить 3-4 человека к доске, дать им индивидуально-дифференцированное задание, класс работает параллельно с 1 учащимся, затем разбирается решение, идет обработка новых понятий.
Обучение в сотрудничестве. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять вместе. Метод обучения в команде – как вариант обучения в сотрудничестве. По этому методу класс разбивается на 3–4 команды разного уровня. Выбирается капитан, который ведет подсчет баллов, заработанных каждым учеником и всей команды в целом. «Индивидуальная» ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого его члена. Это стимулирует всю команду следить за успехами друг друга и приходить на помощь своему товарищу. Равные возможности для достижения успеха обеспечиваются тем, что каждая команда получает задания разного уровня. Это позволяет отстающим ученикам чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание учиться. Даже индивидуальная самостоятельная работа для слабых учеников становится как бы частицей самостоятельной коллективной работы. Часто перед многими учениками стоит проблема общения ученик–учитель. Им трудно бывает задать вопрос, попросить объяснить снова из-за индивидуальных особенностей личности. Если на уроке вызывать учащихся к доске по очереди, независимо от их оценок, то они раскрываются у доски, не бояться отвечать, так как на помощь всегда придет учитель или ученик - консультант. У одноклассников проще спросить непонятное, получить консультацию и попросить объяснить. Значит, надо организовать работу так, чтобы в нужный момент на помощь мог прийти одноклассник. Этому способствует групповая форма работы. Дети в группы организованы с разным уровнем развития. В группе назначается «старший», который помогает учителю в организации работы, проставляет оценки. Задания выполняют все в группе, при этом идет обсуждение, опрос друг друга, решение задачи различными способами с последующим обсуждением и т.д. Каждый участвует в работе, вносит свой посильный вклад; сильный объясняет слабому, каждый поднимается на ступеньку выше. Таким образом, абсолютно все ученики все полезное время потратили на достижение главной цели урока. Учитель направляет работу, частично помогает, корректирует. Создаются благоприятные условия для: понимания ученика и уважения к ученику; · помощи со стороны учащихся и учителя при необходимости; для того, чтобы ученик в конце урока получил удовлетворительную оценку за свой труд. При этом при групповой работе труд ученика оценивается двумя видами оценки: самооценка, оценка группы.
Для разнообразия учебных будней используют разнообразные формы и жанры урока. Например: урок – игра, урок – путешествие, урок – детектив, урок – сказка, урок – силовое многоборье В большинстве случаев такие уроки реально повышают эффективность обучения, но превратить каждый урок в фейерверк чудес и развлечений чревато потерей ответственного отношения к обучению вообще.
Наиболее результативной формой контроля знаний слабоуспевающих учащихся являются зачеты в форме деловой игры. Зачеты такого вида проводятся и по теории и по практической части, но обязательно должны быть творческие задания и задания разного уровня. Особенно удачно это получается на уроках геометрии при обобщении темы «Треугольники», «Четырёхугольники», «Окружность» и т. д. Работа посвящена только одной геометрической фигуре и выполняется по следующему плану: · Определение. · Свойства. · История возникновения, названия. · Картинки из жизни. · Задачи, ребусы, головоломки. · Сказка, стихи, анекдоты. Презентации, подготовленных детьми, в последующем можно использовать на уроках.
Проектное обучение. Метод проектов рассматривается как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся. Что так необходимо в работе с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися. При работе над проектом у учащихся не только систематизируются и обобщаются полученные знания на уроках, но и развивается внимание. Проектно-исследовательская деятельность позволяет школьникам на практике применить знания, полученные на уроках и ответить на вопрос, который мы так часто слышим: «Зачем мы это изучаем?» Ответом на него может послужить работа над проектом.
Работа со слабоуспевающими детьми представляет большие трудности, требует времени, сил, настойчивости и терпения. Но результат обычно целиком оправдывает затраченное время и силы. И если учитель сумеет правильно поставить воспитательную работу со школьниками с первых дней их пребывания в школе, то не будет ни слабоуспевающих детей, ни неудач, ни провалов в благородном деле обучения и воспитания.
3.Реализация проекта
3.1.План мероприятий по реализации проекта


Наименование мероприятия
Место проведения
Срок проведения
Ответственный

1
Проведение школьного педсовета на тему «Причины возникновения и способы преодоления неуспеваемости учащихся»
МБОУ «НТСОШ» Буинского района РТ, МБОУ «БСОШ» Буинского района РТ, МБОУ «СТООШ Буинского района РТ
Август
Зам директора по УВР

2
Проведение входного контроля знаний учащихся 5 класса, по основным разделам учебного материала начальных классов.
 Цель:
а)определение фактического уровня знаний обучающихся.
б)выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.
МБОУ «НТСОШ» Буинского района РТ, МБОУ «БСОШ» Буинского района РТ, МБОУ «СТООШ Буинского района РТ
Сентябрь
Зам директора по УВР
Учителя предметники


3
Формирование банка данных отстающих обучающихся(для составления индиви-дуальной работы)
МБОУ «НТСОШ» Буинского района РТ, МБОУ «БСОШ» Буинского района РТ, МБОУ «СТООШ Буинского района РТ
Сентябрь
Зам директора по УВР
Учителя
Кл.руководители

4
Установление причин отставания  слабоуспевающих обучающихся через беседы с классным руководителем, встречи с отдельными родителями, в ходе беседы с самим ребенком.
МБОУ «НТСОШ» Буинского района РТ, МБОУ «БСОШ» Буинского района РТ, МБОУ «СТООШ Буинского района РТ

Сентябрь
Учителя
Кл.руководители

5
Проведение родительского собрания на тему «Особенности воспитания учащихся с трудностями в обучении»

МБОУ «НТСОШ» Буинского района РТ, МБОУ «БСОШ» Буинского района РТ, МБОУ «СТООШ Буинского района РТ
Октябрь
Зам директора по УВР
Учителя
Кл.рук.

6
Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего обучающегося за текущий четверть.
МБОУ «НТСОШ» Буинского района РТ, МБОУ «БСОШ» Буинского района РТ, МБОУ «СТООШ Буинского района РТ
В течение учебного года
Учителя


7
Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные инд. задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока.
МБОУ «НТСОШ» Буинского района РТ, МБОУ «БСОШ» Буинского района РТ, МБОУ «СТООШ Буинского района РТ
В течение учебного года
Учителя


8
Вести тематический учет знаний слабоуспевающих обучающихся.
МБОУ «НТСОШ» Буинского района РТ, МБОУ «БСОШ» Буинского района РТ, МБОУ «СТООШ Буинского района РТ
В течение учебного года
Учителя


9
Вести индивидуальный контроль выполнения домашних заданий обучающимися, и выполнение ими внеаудиторных самостоятельных работ.
МБОУ «НТСОШ» Буинского района РТ, МБОУ «БСОШ» Буинского района РТ, МБОУ «СТООШ Буинского района РТ
В течение учебного года
Учителя- предметники


10
Диагностирование знаний учащихся по месяцам с фиксацией результатов в индивидуальной карте ошибок


МБОУ «НТСОШ» Буинского района РТ, МБОУ «БСОШ» Буинского района РТ, МБОУ «СТООШ Буинского района РТ
В течениеучебного года
Зам директора по УВР
Учителя


11
Работа с родителями (родительские собрания, индивидуальные беседы)



МБОУ «НТСОШ» Буинского района РТ, МБОУ «БСОШ» Буинского района РТ, МБОУ «СТООШ Буинского района РТ
В течение учебного
года
Зам директора по УВР
Кл.рук.


3.2.Ресурсы
Условия
Необходимо
Имеется
Источники
Сроки

Нормативно-правовые:
-Закон «Об образовании в РФ»
-Стандарт второго поколения
-Устав школы
-Учебный план школы
-Рабочая программа
-План ВШК

+
+
+
+
+
+

+
+
+
+
+
+

2015-2016 учебный год

Материально-технические:
-Интерактивная доска
-Компьютер с выходом в Интернет
-Сканер
-Принтер
-Ксерокс

+
+
+
+
+

+
+
+
+
+

2015-2016 учебный год

Кадровые:
-Учитель-предметник
-Заместитель директора по УР
-Руководитель РМО
-Директор

+
+
+
+

+
+
+
+

2015-2016 учебный год

Научно-методические:
-Дидактические материалы
-Методическая литература
-Справочная литература
-Наглядные пособия

+
+
+
+

+
+
+
+

2015-2016 учебный год

Информационные:
-Интернет – ресурсы
-ЦОР

+
+

+
+

2015-2016 учебный год

Мотивационные:
-Стиль обучения
-Поощрение
-Коллективная работа

+
+
+

+
+
+

2015-2016 учебный год

Организационные:
-Уроки
-Индивидуальные занятия
-Кружки

+
+
+

+
+
+

2015-2016 учебный год

Финансовые:
-Бюджетное финансирование

+

+

2015-2016 учебный год


3.3.Литература и ресурсы

Бабанский Ю.К. Вопросы предупреждения неуспеваемости. – Ростов-на-Дону, 1972.
Гильбух Ю.З. "Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучия". Киев, 1993.
Костромина С.Н., Ануфриев А.Д. Методические рекомендации
Коростель И., Работа со слабоуспевающими учащими / 2000, № 3. – 101.
Луньков А.И. Как помочь ребенку в школе и дома. – М., 1987.
Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников. – Минск, 1977.
Педагогическая энциклопедия./ под ред. И.А. Каирова: в 4 тт.- М., 1961.
Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психологическая коррекция, психологическая профилактика: учебное пособие для студентов психолого-педагогических специальностей – СПб, 2009
Фридман Л.М. Как предотвратить неуспеваемость учащихся //Завуч, 1999, №7
Интернет ресурсы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
11. makarius.ucoz.ru Работы со слабоуспевающими детьми на уроках математики
3.4.Заключение

Таким образом, работа учителя с неуспевающими детьми сводятся к следующему:
К началу учебного года в личном журнале отразить сведения об учебных возможностях учеников. Что бы с первого же урока, держать вызывающих опасение учеников под контролем.
Изучить возможные причины неуспеваемости.
Учить детей навыкам самостоятельной работы.
Создавать ситуации успеха отстающим школьникам.
Обучать учащихся системе работы с текстом учебника, выполнения домашних заданий, использовать дифференцированный подход.
Организовать постоянный контроль за учебной работой отстающих учеников, прикрепив к ним сильных учащихся.
Активно привлекать детей в систему внеурочной работы по своему предмету.
Организовывать дополнительные занятия для слабоуспевающих учеников.
Индивидуализировать домашние задания с учетом возможностей ученика и его способностей.



4.Программные продукты
Приложение №1
Рекомендации для родителей слабоуспевающих

Для успешной учебной деятельности детей необходимо учить жить в коллективе.
Приучайте детей к преодолению трудностей.
Организуйте чёткий распорядок  жизни ребёнка. Невыспавшийся ребёнок – грустное зрелище на уроке.
В воспитании предъявляйте единые требования к ребёнку, не унижайте, не вымогайте обещаний.
В отношениях с ребёнком не допускайте подавления личности, угрозы, физические наказания, чрезмерной опеки!
Не оправдывайте своё неучастие в школьных делах сына или дочери отсутствием времени. Пусть ребёнок видит ваш интерес.
Родители должны контролировать процесс обучения своего ребёнка и учитывать индивидуальные особенности.
Родителям необходимо иметь постоянный контакт со школой и интересоваться требованиями, предъявляемыми к учащимся.
Несмотря ни на что – приучайте ребёнка готовить домашнее задание.
-Ребёнок должен иметь постоянное место для приготовления уроков. Никто и ничто его не должно отвлекать.
-Учите ребёнка управлять собственным поведением.
-Опирайтесь на сильные стороны ребёнка.
-Проявляйте веру в ребёнка, сочувствие к нему, уверенность в его силах.
-Создайте дома обстановку уважения и дружелюбия.
-Помните!  Успех - вскармливает успех. Лучший источник мотивации неуспевающего ученика - сознание того, что у него что-то получается.






Приложение №2
Рекомендации для учителей по работе со слабоуспевающими учащимися
Для решения проблемы, связанной с неуспеваемостью, предлагаю десять правил работы с неуспевающими школьниками:
Верьте в способность любого ученика, старайтесь передать и ему эту веру.
Помните, что для ученика необходим период “вживания” в материал.
Не торопите его, научитесь ждать.
Каждый урок – продолжение предыдущего, каждый вносит нечто новое в изучаемую тему.
Вселяйте слабым веру в то, что они всё запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания. Одно решили с учителем, другое – сообща с учителем, третье – каждый индивидуально.
Не воспринимайте работу с неуспевающими примитивно. Надо постоянно добиваться развития памяти, логики, мышления, эмоций, интереса к учению.
Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изученного выбрать главное, изложить его, повторить, закрепить.
Обобщение – главная составляющая любой методики.
Научитесь управлять классом, сочетать фронтальную работу на уроке с индивидуальной.
Помните, что через некоторое время группа слабоуспевающих, в свою очередь, расколется на способных, средних и слабоуспевающих.




Сборник заданий по математике для работы со слабоуспевающими учащимися
5 класс

Выполнили:
учитель математики МБОУ «Новотинчалинская
СОШ Буинского муниципального
района РТ» Вахитова М.З.;
учитель математики МБОУ «Старо-Тинчалинская ООШ
Буинского муниципального района РТ» Тухфатуллина М.Р.;
учитель математики МБОУ «Бюргановская СОШ
Буинского муниципального района РТ» Малышева А.Г.




Содержание

1.Сложение и вычитание натуральных чисел
2. Умножение и деление натуральных чисел
3.Решение уравнений
4. Сложение и вычитание десятичных дробей
5. Обыкновенные дроби








Сложение и вычитание натуральных чисел
Планируемые результаты
Предметные: научиться распознавать результаты сложения и вычитания, представить чисел в виде суммы разрядных слагаемых, правильно записывать многозначные числа .
Метапредметные: способствовать формированию научного мировоззрения учащихся, обнаружить и сформулировать учебную проблему, составить план выполнения работы, воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
Личностные: формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового.

Вариант 1
А1. Как называется результат сложения:
слагаемое
уменьшаемое
сумма
произведение
А2. Выберите число, которое больше числа 9063 на 9
9072
107
1007
9054
А3. Укажите верную запись выражения «число 765 уменьшили на 9»
765+9
765:9
765-9
765*9
А4. Представьте число 56270 в виде суммы разрядных слагаемых:
5600+200+70
50000+6000+270
50000+6000+200+70
56000+270
В1. К какому числу надо прибавить единицу, чтобы получилось 190000?
Ответ: _________________________________
В2. Запишите самое большое шестизначное число , используя три двойки и три пятерки.
Ответ: _________________________________
Вариант 2
А1. Как называется результат вычитания:
слагаемое
уменьшаемое
сумма
разность
А2. Выберите число , которое меньше на 9 чем 9063
9072
107
1007
9054
А3. Укажите верную запись выражения «число 543 увеличили на 5»
543*5
543:5
543+5
543-5
А4. Выберите неверное равенство:
68-0=0
54+0=54
0+23=23
72-0=72
В1. Вычислите сумму наиболее удобным способом
189+1257+211
Ответ: _________________________________
В2. Запишите самое большее шестизначное число , используя три тройки и три девятки
Ответ: ________________________________
2.Умножение и деление натуральных чисел.
Планируемые результаты
Предметные: научиться распознавать компоненты умножения и деления, применять свойства умножения и деления, научиться упрощать буквенные выражения.
Метапредметные: уметь точно и грамотно выражать свои мысли при обсуждении изучаемого материала, формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций(алгоритм действий), .уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов.
Личностные: формирование навыка осознанного выбора наиболее эффективного способа решения.
Вариант 1
А1. Как называются компоненты умножения?
множители
частное
разности
слагаемые
А2. Выберите произведение, на которое можно заменить сумму 4+4+4+4+4
4*4
4*5
4+5
4+4
А3. Выберите неверное равенство:
0*45=45
23*0=0
65*1=65
67+0=67
А4. Найдите произведение чисел 2345 на 1
1
0
2345
2344
В1.Вычислите значение произведения чисел 205 на 107.
Ответ:____________________________

В2. Чему равно значение произведения чисел 543 на 25?
Вариант 2
А1. Как называется результат деления?
делитель
делимое
значение разности
значение частного
А2. Выберите то число, которое не делится на 7 без остатка
56
48
35
21
А3. В одном доме 240 квартир,а во втором в 2 раза меньше. Сколько квартир во втором доме?
480
138
120
242
А4. Найдите частное от деления чисел 9193 и 317
309
8876
39
29
В1. Запишите число в 2 раза большее числа 36
Ответ: ___________________________________
В2. Найдите наибольшее трехзначное число , при делении которого на 11 в остатке получается 8?
Ответ: __________________________________
3.Решение уравнений
Планируемые результаты
Предметные: научиться решать уравнения, в которых применяется упрощение и приведение подобных слагаемых, способствовать формированию умений и навыков в решении задач на составление уравнений.
Метапредметные: уметь находить в тексте информацию, нужную для решения учебной задачи и найти оптимальный вариант решения, выявлять особенности разных объектов в процессе их рассмотрения.
Личностные: формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования.
Вариант 1
А1. Среди приведенных ниже записей найдите уравнение:
1) 7-х<0
2) x+24
3) 56+4=60
4) x-17=34
А2. Выберите правильное значение решения уравнения у-23=50
1)73
2)27
3)53
4)63
А3. Среди приведенных ниже найдите выражение равное х+3х+4х+23+7
1)7х+30
2)37х
3)8х+30
4)38х
А4. При у=5,найдите значение выражения 3у-5
1)0
2)15
3)10
4)30
В1. Найдите второе слагаемое, если первое слагаемое 56,а сумма равна100?
В2.Найдите такое натуральное число а, чтобы корень уравнения а*х=144 был равен24.

Вариант 2
А1. Среди приведенных ниже записей найдите уравнение:
1)у+34=50
2) 45-х
3) 14-6=8
4) х<0
А2. Выберите правильное значение решения уравнения 23-c=10
1)33
2)13
3)43
4)3
А3. Среди приведенных ниже найдите выражение равное 3х+4х-c+34
1)6х+34
2)40х
3)7x+34
4)7x-c+34
А4. При у=15,найдите значение выражения 2 у-10
1)205
2)20
3)5
4)30
В1. Найдите первое слагаемое, если второе слагаемое 45,а сумма равна150?
В2.Найдите такое натуральное число а, чтобы корень уравнения а*х=144 был равен12.
4.Сложение и вычитание десятичных дробей
Планируемые результаты
Предметные: научиться правильно сложить и вычитать десятичные дроби, освоить алгоритм сложения целого числа с десятичным дробями.
Метапредметные: уметь находить информацию, необходимую для решения задачи, формировать умения аргументировать свою позицию, выстраивать последовательность необходимых операций(алгоритм действий), строить логические цепочки рассуждений
Личностные: формирование индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности.
Вариант 1
А1.Вычислите сумму чисел 12,44 и 4,6
12,9
16,5
17,04
17,4
А2. Вычислите разность чисел 7,1 и 3,15
3,95
4,05
4,95
3,05
А3. Стороны треугольника равны 10,5 см,6,23 см,11,6 см. Найдите периметр треугольника.
28,33 см
84,4 см
28,3 см
16,73 см
А4. Вычислите разность, если уменьшаемое равно 17,467, а вычитаемое -10,46.
7,421
7,007
6,021
16,421
В1. Скорость моторной лодки по течению реки 18,3 км/ч. Скорость течения реки 2,6 км/ч. Вычислите скорость моторной лодки против течения реки.
Ответ: ___________________________________
В2. В первый день 14,3ц моркови,а во второй день 0,9 ц меньше. Сколько моркови было продано за 2 дня?
Ответ: ___________________________________
Вариант 2
А1.Вычислите разность чисел 8,2 и 4,26
1)4,06
2)4,04
3)3,94
4)4,94
А2. Вычислите сумму чисел 467,23 и 0
1)4670,23
2)467,023
3)467,203
4)467,23
А3. Стороны треугольника равны 10,7 см, 7,33 см, 11,5 см. Найдите периметр треугольника.
29,53 см
28,95 см
29,95 см
28,53 см

А4. Чему равна сумма , если первое слагаемое равна 215, а второе -12,007?
12,222
227,007
33,507
335,007
В1. Скорость моторной лодки против течения реки 12,3 км/ч. Скорость течения реки 2,8 км/ч. Вычислите скорость моторной лодки по течению реки.
Ответ: ___________________________________
В2. В первый день магазин продал 13,6ц капусту, а во второй день 0,9 ц больше. Сколько капусты было продано за 2 дня?
Ответ: ___________________________________
5. Обыкновенные дроби.
Планируемые результаты
Предметные: научиться выделять целую и дробные части дроби, складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями
Метапредметные: развивать умение обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений.
Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.
Вариант 1
А1. Чему равна целая часть в числе 4 13 QUOTE 1415
1)4
2)2
3) 4 13 QUOTE 1415
4)7
А2. Найдите дробную часть в числе 9 13 QUOTE 1415
1)13 QUOTE 1415
2) 13 QUOTE 1415
3) 9
4)13 QUOTE 1415
А3.В классе 18 парт и 17 парт уже покрасили. Какую часть парт покрасили?
1)13 QUOTE 1415
2) 13 QUOTE 1415
3) 13 QUOTE 1415
4)13 QUOTE 1415
А4. Сколько натуральных чисел заключено между числами3 13 QUOTE 1415 и 8 13 QUOTE 1415?
1)13 QUOTE 1415
2) 5
3)5 13 QUOTE 1415
4)13 QUOTE 1415
В1. Представьте число 4 в виде дроби со знаменателем 10.
Ответ:______________________________-

В2.В первый день Полина прочитала 13 QUOTE 1415часть книги, а во второй день 13 QUOTE 1415остатка. Какую часть книги осталось прочитать Полине?
Ответ:____________________________
Вариант 2
А1.Чему равна целая часть в числе 8 13 QUOTE 1415
1)13 QUOTE 1415
2)2
3) 8 13 QUOTE 1415
4)8
А2. Найдите дробную часть в числе 8 13 QUOTE 1415
1)13 QUOTE 1415
2) 8
3) 13 QUOTE 1415
4)5
А3.В классе 25 человек, 17 уехали на соревнования. Какая часть учащихся уехала на соревнования?
1)13 QUOTE 1415
2) 13 QUOTE 1415
3) 13 QUOTE 1415
4)13 QUOTE 1415
А4. Сколько натуральных чисел заключено между числами 4 13 QUOTE 1415 и 10 13 QUOTE 1415?
1)13 QUOTE 141511 13 QUOTE 1415
2) 7
3)6 13 QUOTE 1415
4)13 QUOTE 1415
В1. Представьте число 6 в виде дроби со знаменателем 20.
Ответ:______________________________-

В2.Маляры в первый день покрасили 13 QUOTE 1415часть дома, а во второй день 13 QUOTE 1415остатка. Какую часть дома осталось покрасить?
Ответ:____________________________








13PAGE 15


13PAGE 14215




Заголовок 1 Заголовок 215