Программа работы отряда «Дружба» в лагере с дневным пребыванием детей


Программа работы отряда «Дружба»
в лагере с дневным пребыванием детей
на базе ГБОУ СОШ № 10 «ОЦ ЛИК» г.о. Отрадный Самарской области
Разработчик программы:
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 10 «ОЦ ЛИК»
г.о. Отрадный Самарской области,
воспитатель отряда- Пиксина С.С.
Пояснительная записка
Цель программы:
Создание благоприятных условий для творческого развития детей, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья ребят, воспитание лучших черт Гражданина своей страны.
Задачи:
Создание условий для организованного отдыха детей. Пропаганда
здорового образа жизни.
Формирование интереса к различным видам деятельности.
Развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка.
Развитие предметно-образного мышления.
Знакомство с творчеством народных умельцев, композиторов, художников
Формировать ценностное отношение к культурному наследию.
Сроки реализации программы: лето 2014 года: лагерная смена, 21 день.

Актуальность:
Лагерь – это новый образ жизни детей. Это период свободного общения ребят. Это жизнь в новом коллективе, это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, восстановления сил, укрепления здоровья и отдыха.
Сделать отдых детей более занимательным, полезным для физического и духовного здоровья и предусматривает программа отряда «Дружба».
В нем отдыхают учащиеся младших и средних классов. Обязательным является вовлечение в отряд трудных детей, детей-сирот, ребят из многодетных и малообеспеченных семей.
Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.
Программа объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания ребят в условиях лагеря.
Основная идея программы отряда «Дружба» - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности.
Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой одну смену.

Ожидаемые результаты работы лагеря:
Укрепить здоровье детей.
Развитие у школьников интерес к занятиям физкультурой и спортом.
Знать народные традиции края (народных умельцев, художников, композиторов)
Уметь создавать образы (костюмы, иллюстрации к сказки народов Поволжья, подбирать музыкальные композиции к игровым моментам и ситуациям)
Уважать людей труда
Учиться создавать «прекрасное» своими руками.
Паспорт программы
Название отряда: «Дружба».
Девиз отряда: « Я, ты, он, она-
Вместе - дружная семья»
Законы отряда:
Закон доброго слова.
Закон уважения к старшим.
Закон уважительного отношения друг к другу;
Закон бережного отношения к природе;
Закон дружбы. «Один за всех и все за одного».
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ:
НЕ ВЫХОДИТЬ ЗА ТЕРРИТОРИЮ ЛАГЕРЯ БЕЗ ВЗРОСЛЫХ.
НЕ ТРОГАТЬ РУКАМИ НЕЗНАКОМЫЕ РАСТЕНИЯ.
3. БЫТЬ БДИТЕЛЬНЫМ С НЕЗНАКОМЫМИ ЛЮДЬМИ И ПОДОЗРИТЕЛЬНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ.
ГОТОВЯСЬ К ПРОГУЛКЕ В парк, НАДЕВАЙ ГОЛОВНОЙ УБОР
Тип: отряд дневного пребывания.Модель отряда: разновозрастное объединение школьников
Продолжительность: 21 день.Количество смен: 1
Количество участников: 25 детей
Возраст участников: 7 до 15 лет.Сроки проведения: июнь.
Условия участия в программе: добровольность, взаимопонимание.
Местонахождение отряда: отряд функционирует на базе школы ГБОУ СОШ № 10 «ОЦ ЛИК» г.о. Отрадный.
Принципы организации педагогического процесса в рамках программы:
- принцип «Не навреди»
- принцип «Неси Добро детям»
- принцип «Создай условия для каждого ребёнка»
- принцип коллективной деятельности;
- принцип самостоятельности.
Условия участия в программе:
-добровольность,
- взаимопонимание,
-должностная субординация.
Нормативно-правовая база
Основания для разработки программы
– Закон РФ “Об образовании”
– Конвенция о правах ребенка
– Постановление главы городского округа Отрадный Вишняковой Н.М. «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей в 2014 году»
–  Приказ Отрадненского управления министерства образования и науки Самарской области «О работе лагерей с дневным пребыванием детей на базе общеобразовательных учреждений в период летних школьных каникул 2014 года»
– Городская целевая программа «Организация летнего отдыха и оздоровления детей»
– Типовое положение о ДОЛ
Методическое сопровождение программы
-Основными методами организации деятельности являются:
Метод игры
Методы театрализации
Методы состязательности
Метод коллективной творческой деятельности (КТД).

Формы и методы работы
Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, утренники, праздники, экскурсии); метод интерактивного обучения (социально-психологические тренинги, ролевые игры, дискуссии); в которых дети непросто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации.Содержательные направления программы
Программа, в соответствии с целями и основными теоретическими положениями, включает в себя следующие содержательные направления:
спортивно-оздоровительное
познавательное;
экологическое;
творческое;
духовно-нравственное.
Условия реализации программы
– Материально-технические условия предусматривают:
а) финансирование за счет Фонда социального страхования, средств местного бюджета, добровольные пожертвования,  не запрещенные законом.
б) игровая с набором настольных игр, спортивного инвентаря, столовая, помещение, приспособленное для актового зала, спортивный зал, стадион, библиотека, игровая площадка, комната отдыха. План работы отряда «Дружба»
Дата проведения Мероприятие Ответственный
2июня-День Защиты Детей (Учрежден в 1949 г. на Московской сессии совета Международной демократической федерации женщин). -Беседа «Мои права и обязанности»
- Концертно-игровая программа «Алло, мы ищем таланты»
- Конкурс рисунков на асфальте.
( Часть детей лагеря выезжает на представление в г. Самара в филармонию на детское представление) Воспитатели,
Досуговый центр
Начальник лагеря
3июня - День рекордов и достижений.
- «Мне о России надо говорить» (Литературная гостиная, «час поэзии»)
-« Веселые старты»
- Посещение бассейна «Дельфин»
- Выставка и мастер-класс «Мое творчество» Воспитатели, физрук.
4июня-Международный день невинных детей — жертв агрессии. По решению ООН отмечается с 1983 г. в годовщину налёта израильской авиации на Бейрут и ряд других населённых пунктов Ливана, 4 июня 1982 года, ещё до начала вторжения, в результате которого погибло 60 человек, в том числе и дети. -«Поговорим о правах ребенка» (Тематическая беседа)
-Библиотечный час « Мир вокруг нас» (Экскурсия в городскую детскую библиотеку)
Инсценирование сказки «Цветик-семицветик »
- БиблиотекирьВоспитатели.
5 июня- Всемирный день охраны окружающей среды. Провозглашен на 27-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН отмечается ежегодно во всём мире 5 июня. В своей резолюции Генеральная Ассамблея призывает государства и организации системы ООН ежегодно в этот день проводить мероприятия, подтверждающие их стремление к сохранению и улучшению окружающей среды. -«Улицы нашего города» (Исследовательская работа)
- Операции «фантик»,
- Экологический десант «Чистота нашего двора».
-Создание альбома «Береги Природу»
- «У истоков нефтяной реки» (посещение музея г. Отрадного)
Учитель физ-рыВоспитатели.
6июня-215 лет со дня рождения великого русского поэта, прозаика, драматурга Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837). Произведения: «Евгений Онегин», «Руслан и Людмила», «Барышня-крестьянка», «Дубровский» и др. -КВН по сказкам Пушкина
- инсценирование отрывков из сказок Пушкина (по группам)
-Конкурс рисунков «Мой Пушкин»
-«Русь изначальная» «Литературный турнир» Учитель физ-рыБиблиотекарь
9 июня- День Друзей -Знакомство с творчеством народов Поволжья (презантация).
-Экскурсия в городской музей «Мой край».
Создание творческих групп по национальностям или желанию детей с целью рассказать о народе.-
- Работа мастерской «Сувениры» Воспитатели
10 июня-День Друзей -Мордва-народ Поволжья.(Концерт: танцы, песни, демонстрация костюмов)
-Мастер-класс по изготовлению народной куклы из мочала.
- Посещение бассейна «Дельфин»
Воспитатели,
Плавруки.
11июня -День Друзей -Татары-народ Поволжья.( Концерт: танцы, песни, демонстрация костюмов, народной мудрости.
-Чаепитие с народным татарским блюдом-«Чак-Чак» в кругу бабушек. Воспитатели,
Работники музея города.
13 июня - День России -Символы российской государственности ( герб, гимн, флаг).
-Участие в акции «День России». Игровая программа.
Досуговый центр,
Воспитатели.
16 июня -День мастеров
- « Игры народов Поволжья» (Игры бабушек и дедушек) Спортивный час.
- Фольклорный бумеранг «Возьмёмся за руки, друзья» (творческие мастерские )- Посещение бассейна «Дельфин»
Библиотекарь
Учитель физ-ры17 июня -День мастеров
- Песни Поволжья (музыкальный час)
-Дизайн народного костюма(выставка-конкурс творческих работ)
-Фестиваль народов (Чуваши, украинцы, узбеки, армяне, немцы)
Воспитатели,музыкальный руководитель
18 июня -День смеха. (День Бантиков)
- Комический футбол.
- Викторина «Устами младенца»
- «Мульти-Пульти –карнавал»
-Музыкальный ринг «Голос.Дети»
Учитель физ-рыВоспитатели,
Музыкальный работник.
19 июня- День творчества.
-Знакомство с творчеством умельцев края. ( Экскурсия в музей города « Художники родного края»)Воспитатели,
Работник музея города.
20 июня-Малые Олимпийские игры
- Легкоатлетическое многоборье
- Фото-сессия «Как нам вместе хорошо».
- Посещение бассейна «Дельфин»
Учитель физ-раВоспитатели
23июня-Международный Олимпийский день. Международный олимпийский комитет принял решение в январе 1948 года ежегодно праздновать Международный Олимпийский день 23 июня. Барон Пьер де Кубертен в Париже огласил свой исторический доклад перед международным атлетическим конгрессом. Кубертен возглавил созданный тогда же МОК. Знакомство с историей игр.(Слайдовая презентация)
- Игра-путешествие по олимпийским видам спорта «Все Мы - Дружная Семья»
- «Потешные забавы» (игры на свежем воздухе.- Создание альбома рекордных и личных достижений. Воспитатели,
начальник лагеря.
24 июня- день Искусства - Концертная программа «Танцы Мира»
- Конкурс-выставка « Семейные реликвии»
- Экскурсия в музей города ( встреча с артистами из театральной студии)
Воспитатели
Работник музея города. Начальник лагеря.
25 июня - Дружбы и единения славян - «Устное народное творчество народа». Народные театральные студии
( инсценирование сказок, встреча с выдающимся человеком города или области)
-Малая Спартакиада «Мы- Вместе» Воспитатели
Работник музея города.
26июня-Международный день борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 26 июня Международным днем борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков. Это решение вступило в силу 7 декабря 1987 года. -Встреча со спортсменами города «Мы выбираем-ЗОЖ»
-«Наша дружная семья. Профилактика вредных привычек.» (Конкурс рисунков) Воспитатели
Работник музея города, медработник, гости лагеря.
27 июня-День Именинника - Экскурсия в парк на игровые аттракционы.
-Досуговый центр. Игровая программа «Моя Звезда»
-Игра-шоу «Точь в точь» Воспитатели,
Медработник. Начальник лагеря.
30 июня- Закрытие лагерной смены. -Выставка «Мы вместе»
-Конкурс рисунков «Лето моей мечты». Воспитатели
медработник,
начальник лагеря.
Режим работы отряда
8.30 –  9.00 – сбор
9.00  – 9.15 – зарядка
9.15 – 9.30 – утренняя линейка
9.30 – 10.00 – завтрак
10.00 – 13.00 – мероприятия
13.00 – 13.30 – обед
13.30 – 14.00 – свободное время
14.00 – 14.30 – прогулки на свежем воздухе, подвижные игры.
14.30 – уход домой.
Мониторинг программы.
Выявление и оценка коммуникативных и организаторских склонностей (КОС) для детей, пришедших в отряд
Инструкция испытуемым . Если ваш ответ положителен, то в соответствующей клетке «Листа ответов» поставьте знак «+», если отрицательный «–». Не нужно тратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро.
Лист вопросов
Много ли у вас друзей?
Умеете ли вы ориентироваться в «сложной» ситуации?
Есть ли у вас желание к установлению новых знакомств с различными людьми?
Любите ли вы придумывать и организовывать со своими товарищами игры и развлечения?
Легко ли вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
Трудно ли вам осваиваться в новом коллективе?
Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться с новым человеком?
Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?
Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
Принимаете ли вы участие в общественной жизни класса?
Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
Методика по выявлению самореализации личности в отряде.
Цель: определить, как и насколько индивидуальные способности, увлечения, умения детей реализуются в жизни своего коллектива.
Во время смены дети оформляют «Объемный стенд», где складываются разноцветные ладошки детей в едином пестром круге.
Красный цвет – классный день!
Зелёный – хороший день!
Коричневый – день, как день.
Воспитатель учитывает итоги в работе.
Учебно-методическое оснащение программы
Афанасьев С.П. Коморин С.В. - Что делать с детьми в загородном лагере, - М.: 2009 г.
Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008 г.
Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2007 г.
Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2007 г.
Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009 г.
Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников./ Н.Г.Аверина//Нач. школа.-2005-№11-С.68-71
Бабинский Ю.К. Педагогика: Курс лекций.-М.:Просвещение,1988-354с.
Зазнобина Л.С.: как же выжить в мире СМИ.// Л.С. Зазнобина. Медиа образование в школе-1999- №3-с.23-26
Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека/ В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании-2002-№6-с.3-6
Матвеева Л.И. Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения./ Л.И.Матвеева - Ленинград,1989-265с.
Немов Р.С. Психология. В трёх книгах. Кн.1.: Общие основы психологии./ Р.С.Немов – М.: Владос,2000; 436с.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка,- Просвещение,1995.-478с