Организация проектно-исследовательской деятельности в профильных отрядах в оздоровительном лагере с дневным пребыванием

Организация проектно-исследовательской деятельности в профильных отрядах в оздоровительном лагере с дневным пребыванием

Если хочешь научить меня чему-то, Позволь мне идти медленно Дай мне приглядеться Потрогать и подержать в руках Послушать Понюхать И может быть попробовать на вкус О, сколько всего я смогу Найти самостоятельно!

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся проектно – исследовательской деятельности.
В весенние каникулы с 25 по 27 марта 2013 года на базе школ города была организована работа профильных отрядов для творчески одаренных детей. Она включала в себя различные направления: краеведение, спорт, интеллект, исследовательская деятельность.
На базе лицея прошли профильные сборы «Я создаю проект», участниками которых стали учащиеся 6-8 классов.
Начало сборов – 25 апреля – совпало с Всемирным днем борьбы с туберкулезом. Поэтому команда педагогов и учащихся приняла решение организовать работу над социально-значимым проектом «Вместе победим туберкулез!»
Ежедневные занятия включали в себя как теоретическую подготовку по проектной деятельности, так и практические занятия по реализации проекта.
В разнообразных формах учащиеся прослушали следующие темы: «Введение в проектно-исследовательскую деятельность. Этапы работы в процессе исследования» (Федорова Г. А.), «Виды информации. Методики поиска информации» (Володина В. В.), «Методы и методика исследования» (Кузнецова Е. А.), «Правила оформления проектно-исследовательской работы. Оформление результатов научной работы» (Якимова Т. В.).
Полученные знания школьники во второй половине дня смогли тут же реализовать на практике при подготовке проекта.
Каждая группа работала по своей теме в рамках единого проекта: «Влияние экологических факторов на здоровье человека», «Профилактика заболевания туберкулезом», «Организация правильного питания», «Здоровый образ жизни».
Кроме этого все учащиеся получили возможность поработать в Центре Универсального Образования: занимались робототехникой (Павлов И. Н.), изучали английский язык (Захарова И. А.), проводили эксперименты и исследования (Кадочникова Н. И.).
Итогом двух дней работы стал флеш-моб «Белая ромашка против туберкулеза». Школьники вместе с педагогами, сотрудниками тубдиспансера прошли с транспарантами по улицам города, раздавали прохожим листовки с информацией о профилактике туберкулеза, призывали вести здоровый образ жизни.
Данная акция завершилась защитой проектов в стенах лицея. Каждая группа представила результаты своей работы за 3 дня. Все участники профильных сборов получили соответствующие сертификаты.

Закончился учебный год, но работа с одаренными детьми продолжается на летней площадке. Сейчас у нас действуют летние профильные отряды, которые позволяют талантливому ребенку отвлечься от по
·вседневной суеты и при этом посещать увлекательные занятия информатиков, художников, исследователей, краеведов, конструкторов.
Мой отряд – «Юные исследователи», в нем - учащиеся 3 классов. Именно с ними в течение 4 недель мы будем заниматься исследовательской деятельностью.
Определиться с темой исследования нам помог Международный фестиваль Крапивы, в рамках которого был объявлен конкурсный проект «Крапивная истории». В конце мая мы приняли участие в этом проекте и отправили на конкурс сборник стихов и рассказов о крапиве, а также эскизы памятников Крапиве.
Сейчас лето, самое благоприятное время, чтобы исследовать удивительный мир растений и завершить начатый нами проект.
Работа включает как теоретическую, так и практическую подготовку.
Основная проблема, с которой я столкнулась, как в интересной и увлекательной форме дать ученикам теоретические знания о проекте. Ведь младшим школьникам не будешь читать лекции.
Выход помог найти образовательный комплекс «Школа 2100», который содержит анимированные алгоритмы по разным темам (диск).
За две недели работы лагеря ученики узнали:
- как осуществить свой проект
- как работать в группе
- как кратко записывать главное
- как самим открывать знания
- как читать и понимать тексты.
Так же в образовательной системе «Школа 2100» есть пособие по проектной деятельности в начальной школе для 2-4 классов «Все узнаю, все смогу», автор – Горячев Александр Владимирович. Особое внимание уделяется работе с источниками информации. Популярно изложенные и проиллюстрированные истории из жизни учеников одного класса позволяют объединить представления учеников, их учителей и родителей о проектах и организовать в классе работу над ними.
Центр универсального образования, находящийся в лицее, помог провести исследования, благодаря которым крапива открыла свои секреты. Ребята получили возможность поработать с микроскопом, узнать его строение, увидеть удивительный микромир, который недоступен невооруженному глазу. Дети с удивлением рассматривали мелкие волоски крапивы, которые приобретали поистине величественные размеры в объективе микроскопа и пришли к выводу, что их можно сравнить с иголкой от шприца, через которую на нашу кожу попадает такая жгучая муравьиная кислота.
Наличие в школе сети Интернет помогло ученикам найти разнообразную информацию о крапиве, узнать о ее полезных свойствах.
А еще, из крапивы можно приготовить массу разнообразных блюд. Каких? Это нам еще предстоит выяснить. Может кто-нибудь дома с родителями попробует их приготовить.
В январе в лицее проходит ежегодный фестиваль «Мир вокруг нас». Цель данного мероприятия – развитие интеллектуального творчества учащихся, привлечение их к исследовательской деятельности. Участие в фестивале принимают практически все учащиеся лицея: начиная с первоклассников и заканчивая выпускниками (и в качестве конкурсантов, и в качестве наблюдателей, и, конечно же, в качестве болельщиков).
Подготовка к фестивалю начинается с первых учебных дней. Ученики выбирают тему, занимаются поиском информации, проводят наблюдения и опыты. Конечно, все это невозможно без поддержки учителя и родителей, особенно в начальной школе, т.к. дети еще маленькие.
За лето мои ребята проведут большую работу, результаты которой смогут представить родителям, одноклассникам на этом фестивале.




15