Интегрированная проверочная работа для 4 класса

Интегрированная проверочная работа для 4 класса (конец года): текст
Кит-убийца
3
В течение тысячелетий
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

6
человечество волнует библейская


12
история о том, как за непослушание


17
пророк Иона был проглочен китом.


22
Возможно, конечно, что это всего


26
лишь легенда, однако, интересен


35
вопрос: могло ли все это случиться на самом деле?

40
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Известный немецкий зоолог Альфред Брем

48

решил изучить всех-всех китов, обитающих на Земле,

58

и доказать, что история о ките и пророке Ионе – не

65

сказка. Для начала ученый определил, каким должен

75
быть подобный гигант. По преданию кит должен жить в Средиземном

85
море. Кроме того, добычу он должен был заглатывать целиком, не

94
повреждая ее своими огромными зубами. У гигантского кита должно

103
быть широченное горло и огромный желудок, но без пищеварительных

111
кислот. Иначе обед постепенно начнет растворяться в желудке,

116
наподобие сахара в стакане чая.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

120
Брем внимательно изучил 27


126
видов зубатых китов-дельфинов и 16


132
видов беззубых китов-гигантов и среди


138
них обратил внимание на дельфина-косатку,


146
или орку. И что же оказалось? Орка – не


152
только самый красивый, но и самый


161
прожорливый и кровожадный кит. Его считают по праву морским

170
чудовищем. Потомки этих китов обитают сейчас в северных районах

179
Атлантического и Тихого океанов. Но в книгах древнеримских ученых

188
можно прочитать, что такие чудовища обитали и в Средиземном

198
море. Орки, как и другие дельфины, часто сопровождали корабли и

208
заглатывали все, что с них выбрасывалось. У дельфина-косатки очень

219
много острых зубов (до 240 штук). Однако добычу он глотает целиком,

230
не перемалывая зубами. Длина его более 10 метров, масса доходит до

240
8 тонн, а горло такое широкое, что через него может легко проскочить

248
не только человек, но и обычный дельфин, массой в 300 кг.

254
Как многокомнатная квартира желудок дельфина-косатки

263
состоит из отдельных комнат. Первое отделение желудка – это большой

273
«склад» для пищи. Его стенки покрыты толстым роговым слоем кожи.

282
Здесь нет пищеварительных желез, нет кислот, стенки не движутся.

291
Известен случай, когда один китобой поймал огромного орку. Оказалось,

301
что эта косатка пообедала 12 тюленями и 13 дельфинами. Общий

306
вес обеда составил 50 центнеров!

314
Что же происходит с гостями желудка потом? После

322
наполнения первого его отделения открывается дверка во второе,

329
которое можно назвать «дробилкой». Здесь начинается грубое

338
дробление пищи при помощи движущихся стенок. Затем следует третье

345
отделение желудка, или «лаборатория». Здесь заканчивается химическая

347
обработка пищи.

356
Таким образом, Альфред Брем доказал, что орка вполне может

365
быть тем самым «большим китом», который проглотил пророка Иону.

Задание 1. Начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитал. Дочитай текст до конца.
Задание 2. К какому из перечисленных ниже текстов ты бы отнес прочитанный текст? Обведи правильную, по твоему мнению, букву ответа.
А. Сказка Б. Легенда
В. Научно-популярный текст Г. Инструкция
Д. Повесть Е. Не знаю
Задание 3. 1) В тексте «Кит-убийца» описано исследование, проведенное немецким зоологом Альфредом Бремом. Как и в любом исследовании в нем есть: постановка проблемы, гипотеза, описание хода исследования, описание полученных фактов и их объяснение, вывод. Укажи, в каких абзацах в тексте описан каждый из этих этапов. Ответ дай в виде таблице.
Описание этапа исследования

Номера абзацев

постановка проблемы

1)

гипотеза

2)

описание хода исследования

3)

описание и объяснение полученных фактов

4)

вывод

5)

2) Выпиши предложение, которое поясняет, в чем состояла гипотеза Альфреда Брема. Какие ключевые слова (или одно какое-то слово) помогли тебе догадаться, что нужно записать именно это предложение? Подчеркни эти слова (слово) в выписанном тобою предложении.
Ответ: _______________________________________________
Задание 4. Прочитай таблицу и ответь на вопросы.
Таблица. На них охотится дельфин-косатка
Название
Изображение
Длина
Масса
Скорость
Где встречаются

Млекопитающие, китообразные

Белуха
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
до 6 м
до 2 т
до 50 км/ч
в арктических морях и среди льдов, часто входят в реки Обь, Енисей, Лену, Амур

Кашалот
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
до 20 м
до 70 т
до 30 км/ч
во всех океанах и открытых морях, кроме арктических

Гренланд-ский кит
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
до 20 м
до 120 т
до 20 км/ч
в арктических моря

Млекопитающие, ластоногие

Гренланд-ский тюлень
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
до 2 м
до
150 кг
до 25 км/ч
в арктических морях


Вопрос 1. Выпиши из таблицы названия всех животных, которые тяжелее дельфина-косатки.
Ответ: ___________________________________________
Вопрос 2. Выпиши из таблицы название животного с самыми маленькими размерами.
Ответ: ___________________________________________

Вопрос 3. Выпиши название самого быстрого из всех перечисленных таблице животных.
Ответ: ___________________________________________
Вопрос 4. Как ты думаешь, с какой скоростью может плавать дельфин-косатка? Поясни свой ответ.
Ответ:
1) Думаю, что дельфин-косатка может развивать скорость до ________ км/ч.
2) Я так думаю, потому что ______________________________
_______________________________________________________
Вопрос 5. В таблице указано, что масса кашалота составляет до 70 т. Как ты думаешь, бывают ли кашалоты с массой 30 т? А с массой 300 т? Обведи букву ответа, которые ты считаешь наиболее правильным.
Ответ:
А. Кашалоты с массой 30 т бывают, а с массой 300 т – нет.
Б. Не бывает кашалотов ни с массой 30 т, ни с массой 300 т – у них у всех масса 70 т.
В. Бывают всякие кашалоты.
Г. Не знаю.
Задание 5. Обведи на карте те области, где встречается дельфин-косатка. Обведи сначала карандашом; сверь получившийся у тебя рисунок с тем, что говорится об этом животном, и если нужно – исправь; обведи рисунок ручкой.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Задание 6. Ребята решили сделать диаграмму, чтобы наглядно показать, во сколько раз один гренландский кит массой 60 т больше других животных. Нашли в справочниках примерные массы слона и носорога, сравнили их с массой кита, и получилась такая диаграмма.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]15[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Гренландский кит
Слон
Носорог

60 т



Хотели еще рядом нарисовать такой же столбик с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] быками, масса которых примерно равна 600 кг, стали считать, сколько для них нужно клеточек на диаграмме, и запутались.
нужна 1 клетка
нужно 2 клетки
нужно 2 клетки
Сколько нужно клеток?

Гренландский кит
Слон
Носорог
Бык

60 т
?
?
600 кг


Помоги ребятам доделать диаграмму.
1) Подсчитай и запиши в нужных клеточках диаграммы рядом со знаком вопроса примерные массы слона и носорога.
2) Подскажи ребятам, какой длины им нужно взять лист бумаги, чтобы рядом со столбиками «кит», «слон» и «носорог» поместить на нем еще и столбик «бык».
Ответ: Нужно взять лист бумаги длиной примерно _______ см.
Задание 7. Придумай свою задачу, используя любые приведенные выше данные (в тексте или в таблице «На них охотится дельфин-косатка»). Запиши ее условие, вопрос, решение и ответ.
А) Условие и вопрос задачи
__________________________________________________________
Б) Решение
В) Ответ к задаче __________ .
Задание 8. Во втором абзаце есть четыре формы одного слова. Найди все формы этого слова, выпиши их так, как они стоят в тексте, и укажи падеж для каждого слова.
Ответ.
_______________ – стоит в __________________ падеже;
_______________ – стоит в __________________ падеже;
_______________ – стоит в __________________ падеже;
_______________ – стоит в __________________ падеже;
Задание 9. Найди в первом предложении третьего абзаца два однокоренных прилагательных. Выпиши оба эти слова и разбери по составу слово с приставкой. Допиши еще два однокоренных слова.
Ответ.
А) однокоренные прилагательные:
1) _____________________________,
2) _____________________________.
Б) разбор по составу прилагательного с приставкой:
приставка _________
корень _________
суффикс _________
окончание _________
В) еще два однокоренных слова:
1) _____________________________,
2) _____________________________.
Задание 10. Найди во втором абзаце по одному примеру на каждую из орфограмм, указанных в таблице, и заполни таблицу. Орфограмму подчеркни.
Название орфограммы
Пример слова с данной орфограммой

и, у, а после шипящих



проверяемые безударные гласные в корне слова


парные согласные в корне слова


непроизносимый согласный в корне


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Задание 11. Ежедневная потребность дельфина-косатки в пище составляет примерно 150 кг. Ниже в таблице приведены изображения и названия, некоторых животных, которыми питается дельфин-косатка, а также указаны их возможные массы.
Название
Изображение
Масса

Сельдь
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
1 кг

Осьминог
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
10 кг

Треска
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
40 кг

Пингвин
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
40 кг

Нерпа
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
60 кг

Акула
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
500 кг

Морж
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
1200 кг

Пользуясь данными этой таблицы, составь «недельный рацион» дельфина-косатки так, чтобы в него входили рыбы и млекопитающие. Подтверди вычислениями, что этот рацион покрывает потребность дельфина-косатки в пище.
Ответ. За неделю дельфин-косатка может съесть (названия и количество животных): ____________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Этого ему достаточно, так как:
__________________________________________________________
Задание 12. Как лучше доставить до берега пойманного кашалота массой 10 тонн? Выбери вариант ответа, который тебя устраивает.
А.
На надувном матрасе или шлюпке.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Б.
На лодке.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

В.
Погрузить на корабль.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Г.
Потянуть за кораблем на веревке.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Задание 13. Отметь на карте цифрой 1 место, где, по свидетельству древнеримских ученых, встречались дельфины-косатки в древние времена, а цифрами 2, 3, 4 и т.д. отметь те места, где их можно встретить сегодня.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Задание 14. В центре написаны названия четырех групп понятий. Отнеси каждое из записанных в левом и правом столбиках понятий к одной из групп, соединив его с названием группы стрелками.
грамматическая основа



глагол



Звуки



имя существительное



гласные







имя прилагательное

Состав слова

корень







окончание



предлог



Части речи



основа слова



приставка







повествовательное

Предложение

согласные







распространенное



ударение

Задание 15. В книгах древнеримских ученых говорится, что орки, или дельфины-косатки, часто сопровождали корабли. Как ты думаешь, зачем они это делали? Представляло ли это опасность для мореходов? Ответ запиши в четырех – пяти предложениях.
__________________________________________________________
Задание 16.
1) Перечитай текст «Кит-убийца». Подчеркни незнакомые тебе слова, подсчитай их, запиши ответ цифрой и выпиши все незнакомые слова в столбик в таблицу.
Ответ: Незнакомых слов ________
2) Попробуй выяснить значение одного любого незнакомого слова и запиши его рядом с этим словом.
Незнакомое слово

Значение незнакомого слова

1. ____________

____________________________

2. ____________

____________________________

3. ____________

____________________________

4. ____________

____________________________

5. ____________

____________________________

6. ____________

____________________________

7. ____________

____________________________

8. ____________

____________________________

9. ____________

____________________________

10. ___________

____________________________



Картинка 3 из 18Картинка 11 из 85Картинка 122 из 245Картинка 122 из 245Картинка 122 из 245Картинка 122 из 245Картинка 122 из 245Картинка 122 из 245Картинка 122 из 245Картинка 122 из 245Картинка 122 из 245Картинка 122 из 245Картинка 12 из 342