Подробный конспект урока. 7 класс. Тема «Использование функций универсальной машины и приспособлений малой механизации при изготовлении швейных изделий»


Подробный конспект урока
Организационная информация
Тема урока «Использование функций универсальной машины и приспособлений малой механизации при изготовлении швейных изделий»
Предмет Технология (обслуживающий труд)
Класс 7 кл.
Автор/ы урока (ФИО, должность)
Кашенко И.В., учитель технологии
Образовательное учреждение МОУ СОШ№14
Республика/край РФ Ставропольский край.
Город/поселение Поселок Ага-Батыр
Методическая информация
Тип урока (мероприятия, занятия) Комбинированный урок
Цели урока Ознакомить учащихся с приспособлениями к швейной машине и их назначением, с выбором и применением зигзагообразной строчки для различных тканей; научить пришивать пуговицы и выполнять обметывание петель на швейной машине с применением приспособлений малой механизации.
Задачи урока I.Обучающие:
1. Формировать знания о функциях швейной машины и приспособлений малой механизации.
2. 2. Формирование умений по безопасной работе при выполнении машинных операций с помощью приспособлений малой механизации.
3. Продолжать формировать умения работать с инструкционно – технологическими картами.
II. Развивать внимание и самостоятельность в работе, познавательный интерес в области машиноведения, умение управлять машиной, самостоятельность, потребность использовать технику и приспособления на практике.
III. Воспитывать бережное отношение к материалам, инструментам и оборудованию, чувство самоконтроля, аккуратность.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы Объяснительно иллюстративный метод, фронтальный опрос с использованием слайдов, самостоятельная практическая работа с печатным материалом, индивидуальный письменный опрос, закрепление знаний с помощью электронных учебных модулей ОМС.
Время реализации урока (мероприятия, занятия) 90 мин
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализирют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия) В ходе урока учащиеся закрепляют знания по устройству швейной машины и изучают приспособления малой механизации (специальная лапка для обметывания петель). Полученные знания закрепляют при выполнении практических работ Приобретают навыки выполнения специальных сточек. Вырабатывают умения при выполнении обметывания петель с помощью приспособлений малой механизации.
Необходимое оборудование и материалы Швейные машины, приспособления малой механизации, оборудованное утюжильное место.
Ноутбук, медиапроектор, экран, плакаты по ПБТ.
Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)
Иструкционно-технологические карты «Обработка цельнокроеного подборта», «Обметывание петель с помощью специальной лапки», детали кроя;
Образцы практических работ;
Авторская мультимедийная презентация составлена на все этапы урока и включает в себя:
Фронтальный опрос по устройству и регулировкам швейной машины с использованием слайдов.
Слайды отражающие приспособления малой механизации
Электронные учебные модули ОМС.
Итоговое тестирование по теме урока с использованием ОМС.
6.Карты пооперационного контроля к практической работе в программе Excel.
Список учебной и дополнительной литературы О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Маркутская Технология Обслуживающий труд 7 класс, М., Дрофа, 2009
О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Маркутская Технология Обслуживающий труд 8 класс, М., Дрофа, 2011
Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),
деятельность учителя и учеников.
Мотивация учащихся Подробное описание всех этапов урока
Организационный момент
приветствие
проверка готовности учащихся к уроку
знакомство учащихся с целями и задачами урока, практическими работами
Слайд 1 Тема урока: «Использование функций машины и приспособлений малой механизации при изготовлении швейных изделий»
Цель урока: изучит функции и приспособления швейной машины и их назначение, научиться выбирать и выполнять зигзагообразную строчку с учетом анализа свойств ткани, научиться пришивать пуговицы и выполнять обметывание петель на швейной машине с использование приспособлений малой механизации.
Мотивация Слайд 2 Пр. р. В этом учебном году мы шьем плечевое изделие, в котором предполагается застежка. Эта застежка может быть на тесьму молния, на пуговицы, кнопки.
Слайд 3 Поэтому практическая работа, которую вам предстоит выполнить называется «Обработка цельнокроеного подборта». Выполняя эту работу, вы сможете закрепить знания по устройству машины, выполнению регулировок различных видов швов, обработке обтачного шва, приобрести знания и научиться выполнять обметывание петель с помощью специальной лапки и пришивание пуговиц. И всю эту работу необходимо выполнять с учетом ПБТ.
Слайд 4 Запишите в тетрадь тему урока: «Использование функций машины и приспособлений малой механизации при изготовлении швейных изделий»
Слайд 5 Бытовые машины предназначены для выполнения различных видов работ. Например: Подольская машина 2М – выполняет только прямую строчку и машинную закрепку. Оверлок предназначен для обрезания и обметывания срезов. Машина для вышивания выполняет вышивку по заданному эскизу. Для того, чтобы выполнить все эти операции не обязательно иметь такие машины. С помощью универсальной машины, приспособлений и специализированных лапок вы сможете в несколько раз сократить затраты время на выполнение операции, повысить качество обрабатываемых изделий и его декорирование.
Контроль знаний и умений
Фронтальный опрос с использованием слайдов по устройству швейной машины. Слайд 6 Для выполнения разнообразных строчек и операций необходимо уметь грамотно пользоваться различными регуляторами и приспособлениями малой механизации. Поэтому сейчас мы повторим регуляторы и некоторые детали в швейной машины, с которыми нам предстоит работать при выполнении практических работ.(Устный опрос с использованием слайдов с 6 по 18 )
маховое колесо (7-8)
регулятор длины стежка (9-10)
ручка выбора вида строчки (11-12)
кнопка обратного хода (13-14)
прижимная лапка (15-16)
Рычаг подъема лапки (17-18)
Сегодня вам предстоит познакомиться еще с одной деталью – рычаг смены лапки. (слайд 19)
Формирование знаний и умений
Слайд 20 Универсальные швейные машины и их функции. Виды декоративных строчек.
Работа на современной швейной машине с универсальной лапкой дает возможность выполнять множество различных декоративных строчек.
Слайд 20
Декоративные строчки и их назначение:
Первый ряд:1.Зигзагообразная строчка обметывания срезов, настрачивания аппликаций, пришивания кружев, пуговиц - 3,4,5
2. Строчка 6.трехстежковый зиг-заг для декорирования и соединения деталей встык.
3. Строчки 7, 8,9 декорирование , подшивание низа.
4. Строчка 10 фестонная строчка
Второй ряд – виды усиленных декоративных строчек.
Практическое закрепление. Выполнение образцов различных видов строчек. Слайд 21,22
Закрепим полученные знания на практике.
Практическое задание. У вас есть кусочки ткани для выполнения строчек. Перед вами стоит задача выполнить образцы строчек представленных на экране.
Но, в начале, я хочу напомнить о правилах безопасного труда:
Нельзя близко наклоняться к движущим частям машины
Необходимо следить за правильным положением рук
Перед выполнением машинной строчки в изделии не должны находиться иглы или булавки
Иглы и булавки должны находятся в игольнице.
При изменении положения регуляторов вида строчки и длины стежка игла должна находиться верхнем положении.
Параметры строчек:
Вид строчки 3, длина стежка 2
Вид строчки 5, длина стежка 3
Вид строчки 10, длина стежка +1-10-.
Вид строчки 7 , длина стежка +1-10-.
Практическая работа: «Обработка цельнокроеного подборта».
Вводный инструктаж.
сообщение названия практической работы
раздача заготовок
вопросы по терминологии
предупреждения о затруднениях
задачи практической работы (самостоятельное выполнение, с использование ИТК)
инструктаж по ТБ
самоконтроль Слайд 23 Вы познакомились с различными видами строчек и их назначением. Приступаем к выполнению практической работы
Для выполнения работы вам предлагаются детали: 2 полочки с цельнокроеным бортом, детали борта продублированы клеевой прокладкой, инструкционно - технологическая карта.
Одной из задач нашего урока - закрепить навыки работы с инструкционной картой. Поэтому вам для самостоятельной работы предлагается инструкционная карта. (Прилагается к конспекту урока)
В первом пункте пр.р.перед вами стоит задание «Выберите положение регулятора вида строчки и длины стежка в соответствии со свойствами ткани».
Задание : Дайте характеристику технологических свойства ткани ( плотная, мягкая осыпаемая )
Вопросы для подготовки к практической работе: Какое положение регуляторов вы выберите для обметывания срезов?
Какая величина называется шириной шва?
С помощью, какой детали машины выполняется закрепка?
С какой целью делаются надсечки и высекаются ткань в углах?
Обращаю выше внимание на Самоконтроль в ИТК. По этим критериям будет оцениваться качество выполненной работы.
Перерыв 10 мин. Практическая работа «Пришивание пуговицы». Слайд 24 просмотр видеосюжета
TECHNO_5.3.1.1i2_UniverLapka.oms (сцена пришивание пуговиц) http://fcior.edu.ru/card/26741/prisposobleniya-maloy-mehanizacii-dlya-bytovoy-shveynoy-mashiny-yamata-universalnaya-lapka.html
Прижимная лапка (универсальная ) – двухрожковая лапка с прорезью для прохода иглы в поперечном расположении. С помощью такой лапки можно выполнять различные декоративные строчки, строчки для обметывания срезов, настрачивание аппликации, пришивание пуговиц.
Слайд 25
Задание: Наметьте место расположения петель и пуговиц.
Вопрос: На какой полочке в женской одежде обметываются петли, а на какой пришиваются пуговицы?
На правой полочке отступите от линии борта 2 см. и проведите линию параллельную линии борта.
Отступите от линии горловины на 2 см. проведите горизонтальную прямую - положение первой петли.
Отступите вниз по вертикали 10 см. проведите горизонталь - положение второй петли.
Сложите две детали подбортами вместе, проколите булавками в местах пересечения горизонталей и вертикалей. Отметьте на левой полочке места пришивания пуговиц.
Слайд 26
Измерить расстояние между отверстиями на пуговице. Расстояние 5мм. Установите длину стежка 0, строчку 5
Слайд 26 по ссылке (Просмотр видеоролика «Пришивание пуговиц»)
Пришейте пуговицу
Расположите пуговицу так, чтобы оба отверстия её были на одной линии, а одно из отверстий находилось под острием иглы.
Опустите иглу, затем опустите лапку.
Ширину стежка выберите в соответствии с расстоянием между глазками пуговиц.
Выполните 6-7 стежков и поднимите иглу.
Обрежьте нитки
Посмотрите видеосюжет. С помощью зубочистки можно пришить пуговицу на ножке. такой способ используют при работе с толстыми тканями.
Видеоролик выполнение нитяной ножки.
Продолжение формирования знаний и умений учащихся.
Приспособления малой механизации и их применение.
Слайд 27 Вводный инструктаж с использованием ОМС.
TECHNO_5.3.1.1i1_ShMashMalMeh.oms (сцена приспособления) http://fcior.edu.ru/card/26738/prisposobleniya-maloy-mehanizacii-dlya-bytovoy-shveynoy-mashiny-yamata.html
Лапка для настрачивания обычной молнии ( не потайного типа). В конструкции лапки два отверстия для иглы, что дает возможность настрачивать молнию в одном направлении ( либо сверху вниз, либо снизу вверх) с правой и с левой стороны шва. Это позволяет правильно прижать молнию, а соответственно ровно и без перекосов вшить её.
Лапка для обметывания пуговичной петли в полуавтоматическом режиме. Пользователь сам определяет размер петли, ориентируясь на метки, расположенные на лапке и скользящей детали. Максимальный размер петли 30 мм.
Направляющая линейка служит для выполнения строчек с равномерным расстоянием от края. Направляющая линейка крепится упорным винтом под универсальную прижимную лапку. С помощью такой лапки на тканях средней плотности «зиг-заг» строчкой быстро и незаметно подшивается низ или край изделия.
Слайд 27 Запишите в тетрадь
Приспособления малой механизации:
Лапка для настрачивания молнии
Лапка для обметывания петель
Линейка направляющая
Практическая работа «Обметывание петель с помощью специальной лапки»
Практическая работа «Обметывание петли»
сообщение названия практической работы
задачи практической работы (самостоятельное выполнение, с использование ИТК)
предупреждения о затруднениях
инструктаж по ТБ. Перед выполнением практической работы хочу обратить ваше внимание на дополнительные правила безопасного труда – при замене лапок необходимо убрать ногу с педали.
Снятие лапки.
Поднимите иглу в верхнее положение поворотом махового колеса .Поднимите лапку с помощью рычага подъема.
Освободите лапку рычагом держателя
Установка лапки
Поставьте лапку так, чтобы подошва располагалась точно напротив держателя.
Опустите рычаг подъема лапки.
Зафиксируйте лапку в держателе с помощью рычага с правой стороны.
Установите длину стежка на «петлю», вид строчки 1,
Подложите ткань под лапку. Продвиньте вперед скользящую часть лапки. Отметка на лапке должна быть на одной линии с отметкой на материале опустите лапку.
Выполняйте строчку вперед пока не дойдете до отметки диаметра пуговицы. Игла слева. Поставьте ручку регулятора выбора строчки 4-2.
Сделайте 5-6 стежков – закрепка. Игла справа. Поставьте ручку выбора вида строчки 3. Выполняйте строчку пока не дойдете до начала петли. Игла справа. Поставьте ручку выбора строчки 4-2 . Сделайте 5-6 стежков – закрепка. Игла слева.
Снимите ткань. Прорежьте петлю. Отутюжьте деталь с изнаночной стороны. Застегните пуговицы, проверьте качество выполненной практической работы. Сдайте работу учителю.
Слайд 29 Контроль знаний и умений
Письменное тестирование
Тестирование с использование электронных учебных модулей ОМС
TECHNO_5.3.1.1k1_ShMashMalMeh.oms
TECHNO_5.3.1.1p1_ShMashMalMeh.oms
Подведение итогов урока. Выставление оценок. сегодня я узнала…
было интересно…
было трудно…
я поняла, что…
теперь я могу…
я приобрела…
я научилась…
у меня получилось …
меня удивило…
мне захотелось…
Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии) В начале урока презентация с использованием детской одежды позволили психологически настроить учащихся на успешное изучение новой темы.
В конце урока учащиеся анализируют свою работу, достигли ли они положительный результат, какие трудности испытывали во время урока, какие знания и умения приобрели…
Домашнее задание (если это необходимо на уроке) Домашнее задание не задается, но для повторения темы урока можно предложить воспользоваться материалами электронных учебных модулей ОМС.
Дополнительная необходимая информация Ссылки на использованные интернет-ресурсы Авторские разработки модулей : TECHNO_5.3.1.1i2_UniverLapka.oms http://fcior.edu.ru/card/26741/prisposobleniya-maloy-mehanizacii-dlya-bytovoy-shveynoy-mashiny-yamata-universalnaya-lapka.html
TECHNO_5.3.1.1p1_ShMashMalMeh.oms http://fcior.edu.ru/card/26637/prisposobleniya-maloy-mehanizacii-dlya-bytovoy-shveynoy-mashiny-yamata-prakticheskie-zadaniya.html
TECHNO_5.3.1.1k1_ShMashMalMeh.oms http://fcior.edu.ru/card/26677/prisposobleniya-maloy-mehanizacii-dlya-bytovoy-shveynoy-mashiny-yamata-kontrolnye-zadaniya.html
TECHNO_5.3.1.1i4_Petli.oms http://fcior.edu.ru/card/26629/prisposobleniya-maloy-mehanizacii-dlya-bytovoy-shveynoy-mashiny-yamata-obmetyvanie-petel.html
TECHNO_5.3.1.1i1_ShMashMalMeh.oms http://fcior.edu.ru/card/26738/prisposobleniya-maloy-mehanizacii-dlya-bytovoy-shveynoy-mashiny-yamata.html
В помощь учителю
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить Использование мультимедиа на данном уроке позволяет сделать урок разнообразным, увеличить объем выполненных на уроке практических заданий. На каждом этапе урока свои объективные причины использования мультимедиа.
На этапе контроль знаний и умений позволяет быстро и точно оценить способности и знания ребенка, увидеть объективную картину уровня усвоения материала предыдущего урока.
Во время проведения вводных инструктажей по выполнению практических работ ученикам демонстрируются этапы, приемы и результат работы с помощью видеосюжетов. Это делает процесс обучения более интересным и интенсивным, что позволяет повысить мотивацию учащихся к работе, подать материал в более доступной форме и сократить время на объяснение ( а если необходимо легко повторить ход работы)
При итоговом тестировании с помощью ОМС учащиеся получают быстрый и объективный результат оценки знаний с указанием ошибок.  
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим В данном уроке подобраны практические работы в которых используются знания по материаловедению (технологические свойства волокон), опережающие сведения по конструированию ( виды застежек, определения борт, подборт, линия середины переда).
Другое
Для проверки и подведения итогов по выполнению практической работы « Обработка цельнокроеного подборта, пришивание пуговиц и обметывания петель» разработана таблица с критериями оценки, которая позволяет подсчитать общее количество баллов, выставить оценку и составить диаграмму успеваемости.
Практическая работа: «Обработка цельнокроеного подборта»
Последовательность выполнения работ Графическое изображение
Обметать внешний срез подборта по лицевой стороне на двух деталях полочки зигзагообразной строчкой. Выберите положение регулятора вида строчки и длины стежка в соответствии со свойствами ткани.
Перегнуть деталь по линии борта (по надсечкам) лицевой стороной внутрь.(Рис. 2)
Сметать по линии горловины, обтачать, по контуру клеевой прокладки. Выполнить закрепки в начале и конце строчки 0,5-0,7см. Рис.2, строчка 2.
Сметать подборт по линии низа и обтачать (строчка 3) по контуру клеевой прокладки. Выполнить закрепки в начале и конце строчки 0,5-0,7см. Рис.2, строчка 3
Припуски на шов надсечь, не доходя до строчки обтачивания на 0,1-0,2см. Высечь излишки припусков в углах. Рис 1.
Вывернуть, выправить углы. По линии горловины выметать кант из основной детали 1-2мм.
По линии низа выметать шов, располагая его на сгибе. Рис. 3.
Самоконтроль:
Равномерность выполнения обтачного шва по линии горловины. Ширина шва 1,0 см.
Равномерность выполнения обтачного шва по линии низа. Ширина шва 2,0 см.
Выполнение закрепок (0,5-0,7см.).
Качество выполнения надсечек и удаление излишек припусков в углах.
Качество вывернутых углов.
Выполнение ВТО.
Одинаковая длина полочек по линии борта. Рис.1

Рис.2.

Рис.3