Конспект урока Южная Америка. Географическое положение, история исследования


Тема: Географическое положение Южной Америки. Океаны у берегов материка. История открытия.
Цель: Определить географическое положение материка, познакомить со сведениями об открытии материка.
Задачи: 1) Образовательные – изучить географическое положение и береговую линию материка.
- объяснить особенности природы.
2) Развивающие – продолжить развитие умения определять географическое положение материка.
- продолжить формировать умения работать с контурными картами , атласом, картой.
- развить творческие способности учащихся.
3) Воспитательные – расширить географический кругозор, самостоятельность, сотрудничество.
Метод: Объяснительно-иллюстративный, словесный, частично- поисковый.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная.
Тип урока: изучение нового материала.
Учебно-наглядный комплекс: Физическая карта мира, Физическая карта Южной Америки, атласы, контурные карты, портреты путешественников, кабинет оснащен современной техникой, Интерактивная доска, видео-слайды, видео-фильм «Водопад Игуасу».
Ход урока.

·. Организационный момент.
Подготовка учащихся к работе на уроке. Сообщение темы и цели, этапы урока.
Предлагается вспомнить план изучения материков.
II. Опрос домашнего задания.
Краткий устный опрос:
Географическое положение материков южного полушария.
Рельеф. Сходства и различия материков.
III. Изучение нового материала.
Итак, переходим к изучению новой темы.
Слайд 1.
Южную Америку сегодня посетим,
Дебри Амазонии, конечно, навестим,
По проливам разным поплывем,
Материк неспешно обогнем,
Анды покорим без лишних слов,
Повидаем цепи островов,
И контраст природы ощутим,
Если очень сильно захотим.

Запишите тему и число в тетрадь.
По очертаниям Южная Америка похожа на огромный материк, суживающийся к югу, или как утверждают, многие географы похож на гроздь винограда, который висит на Панамском перешейке.
Географическое положение:
По величине занимает четвертое место среди всех континентов Земли после Евразии, Африки Северной Америки.
Южная Америка является самым влажным материком.
Слайд 2.
S без о-ов =18,13 млн. кмІ
S с о-вами = 18,28 млн. кмІ

Материк полностью расположен в западном полушарии, а также частями в северном и южном полушариях.
Основная часть Южной Америки расположена между экватором и южным тропиком. Что и определяет влажность материка. Экватор пересекает материк в северной части. Южный тропик пересекает материк почти по середине. Материк граничит через Панамский перешеек с Северной Америкой, и проливом Дрейка от Антарктиды, от остальных материков удален сравнительно далеко.
Слайд 3.
Крайние точки: Северная – мыс Гальинас 12°с.ш. 72°з.д.
Южная – мыс Фроуард 54°ю.ш. 72°з.д.
Восточная – мыс Кабу-Бранку 6°ю.ш. 35°з.д.
Западная – мыс Париньяс 4°ю.ш. 82°з.д.
Учащиеся выполняют практическую работу на контурной карте 3-5 мин.
Омывается Тихим и Атлантическим океаном, подписать на контурной карте.
Береговая линия слабо изрезана, только на юге много островов. Берега в основном ровные, прямые. Только на юго-з
·ападе побережья материка изрезано фьордами (узкими, длинными заливами) и здесь много мелких островов, проливов на восточном побережье – заливы в устьях рек самый большой Ла-Плата, Огненная земля, Фолклендские острова, Малые Антильские острова и другие, малые по площади острова.
Южная Америка материк многих рекордов.
Слайд 4.
Анды – самые длинная горная цепь южной Америки и всего мира, в переводе означающие «Медь».
Гора Аконкагуа 6960 м. самая высокая вершина материка и южного полушария.
Пустыня Атакама – расположена на побережье Тихого океана.
Озеро Титикака – самое высокогорное озеро материка.
Водопад Анхель – самый высокий водопад мира 1054 м, на реке Чурун низвергается с плосковершинного уступа известной под названием «Дьявольская гора», открыл водопад американец Джеймс Эйнджела в 1937 году.
Комплекс водопадов Игуасу на реке Игуасу, на границе Аргентины и Бразилии.
Вода ниспадает с высоты 80 метров на протяжении 2,7 км. насчитывается 275 водопадов. Водопад Игуасу входит в национальный парк и является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. (Демонстрация фильма «водопад Игуасу»)
Река Амазонка – самая полноводная река мира.6437 км. Длина образована при слиянии двух рек Мараньон и Укаяли, площадь бассейна реки почти равна площади всей Австралии, здесь и расположена самая большая низменность Амазонская.
Эти самые, самые вопросы встречаются в вопросах по ЕНТ.
История открытия и исследования.
Заслушиваются небольшие сообщения об истории открытия и исследования материка.
Слайды 5.
Христофор Колумб – 1492-1498 гг. открытие континента.
Америго Веспуччи - Исследование берегов Южной Америки.
Фернан Магеллан – В первом кругосветном путешествии проплыл у южных берегов материка и доказал связь между Тихим и Атлантическим океанами , пролив назван в честь него.
Александр Гумбольдт – Конец XVIIIв.- начало XIXв. – исследовал природу материка, горы Анды и реку Ориноко.
Александр Иванович Воейков – Изучил особенности климата материка.
Николай Иванович Вавилов – Собрал коллекцию семян культурных растений и доказал южноамериканское происхождение некоторых культурных растений (картофель, кукуруза, томаты).
VI. Закрепление.
Повторим главное, что мы сегодня изучили:
1. Южная Америка имеет площадь?
2. Южная Америка по площади занимает, какое место?
3. Как по отношению к экватору располагается?
4. Какими океанами омывается?
5. Какие самые длинные горы располагаются на земле?
6. Как называется самая полноводная река материка?
7. В исследовании материка большой вклад внесли исследователи?
8. Сделайте выводы о сходстве и различии материков Северной и Южной Америк.
V. Домашнее задание.
Параграф 37, читать и пересказывать, атласы и к\к.
VI. Итог урока, выставление оценок.
VII. Рефлексия.
Итак, друзья, пришла пора проститься
И я хочу вам пожелать:
Всегда с охотою учится
И ни когда не унывать.















15