Разработка урока по биологии на тему: Возникновение и развитие жизни на Земле (11 класс)


Дата: 19.10.15
Класс: 11 б
Предмет: биология Тема урока: Возникновение и развитие жизни на ЗемлеЦели урока: 1. Образовательные: Обобщить и закрепить знания, о теории возникновения и развития жизни на Земле, полученных на прошлых уроках. Сформировать базовые и ключевые компетенции: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, личностного совершенствования, социокультурные, природоведческие и здоровьесберегающие, поликультурные. 2.Развивающие: Развивать умения заполнять таблицы, выделять главное, делать выводы, сравнивать. Развивать умения и навыки работы с книгой, правильно выражать свои мысли. Развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся; развитие способности анализа представляемого материала, творческого самовыражения; образного, критического мышления. 3.Воспитательные: Воспитывать диалектико-материалистическое мировоззрение. Воспитывать личность гражданственную, творчески мыслящую, инициативную, подготовленную свободно ориентироваться в окружающей действительности; Тип урока: Обобщения и систематизации знаний. Вид урока: Урок-путешествие Методы работы: Словесный, частично-поисковый, стимулирования и мотивации. Оборудование: Интерактивная доска, компьютерная презентация, инструктивные карточки, ватман, цветные фломастеры.Структура урока 1. Организационный этап. 
В наших руках возможность создать в классе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя "как дома”. Начинать уроки лучше всего, настраивая обучающихся на положительные эмоции. Учитель говорит слова, дети повторяют за ним: 
Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце) Хорошо! (хлопают в ладоши) Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер) Хорошо! (хлопают в ладоши) Хорошо идти с друзьями? (шагают) Хорошо! (хлопают в ладоши) Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя) Хорошо! (хлопают в ладоши) Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны) Хорошо! (хлопают в ладоши) Хорошо там, где наш дом? (изображают дом) Хорошо! (хлопают в ладоши) Хорошо кружиться в танце? (кружатся) Хорошо! (хлопают в ладоши) Хорошо быть казахстанцем? (выставляют большие пальцы) Хорошо! 2. Активизация знаний. Эпиграф Возможность случайного происхождения жизни можно уподобить происхождению энциклопедии от взрыва в типографии.Ребята я хочу, чтобы вы прокомментировали это стихотворение. Сегодня на уроке мы с вами закрепим знания о теории происхождения жизни на Земле в игровой форме, путешествуя по станциям. Нас ждут на 5 станциях: «Верю - Неверю», «Картежники - эволюционисты», «Закончите определение», «Найди половинку», «Горячий стул». 1-е задание: Игра “Верю – Не верю” Участники по очереди задают друг другу вопросы (инструктивные карточки). Помощник фиксирует результаты. 
Вопрос Верю Не верю
Ученый, написавший научный труд «История животных» - это Аристотель + Шведский ученый Ж.Б. Ломарк, предложил систематику органического мира? + (К.Линней)
Ученик Аристотеля, Гиппократ, изучал биологию растений и животных + (Теофраст)
Самая крупная систематическая группа в системе К. Линнея – это Класс + К.Линней классифицировал млекопитающих на 20 отрядов + (17 отрядов)
Ж.Б. Ламарк беспозвоночных разделил на 10 классов + 2-е задание: «Развитие эволюционных идей» 1 команда: Ламарк
2 команда: Линней 3-е задание. Закончите определение, заполните пробелы 
Вопросы 1 команды: Вопросы 2 команды: 
А. Индивидуальное развитие отдельных особей организма – онтогенез  А. Историческое развитие организмов - филогенез 
Б. Взгляд о занесении жизни из других планет- «Витализм»  Б. Теория, связывающая возникновение жизни - Теория панспермии с действием «жизненных сил»
В. Элементарной единицей эволюции является популяция В. Свойство организмов приобретать новые признаки – это изменчивость. Она может быть наследственной и ненаследственной. 
Г. Газ, необходимый для жизни, отсутствовавший в составе первичной атмосферы – кислород Г. Высокомолекулярные комплексы, окруженные тонкой водной оболочкой - коацерваты 

4-е задание. «Найди половинку»5-е задание. Игра “Горячий стул” Участники команд по очереди выходят к доске, садятся на стул спиной к доске. На доске появляются понятия темы. Ученики дают определения данным понятиям. Сидящий угадывает, о каком понятие идёт речь. Вопросы: Эволюция, вид, Ч. Дарвин
Борьба за существование, Ж.Б. Ломарк, биогенез
Абиогенез, К. Линней, коацерваты
Теория панспермии, Л.Пастер, прогресс
Популяция, регресс,креационизмЗдоровьесберегающая физминутка: точечный массаж кистей рук
3. Закрепление знаний: Работа в парах. Прием «Фишбоун»
4. Рефлексия «Все в твоих руках»
На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.
- Большой – для меня было важным и интересным…- Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.
- Средний – мне было трудно (мне не понравилось).
- Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.
- Мизинец – для меня было недостаточно…
В конце урока вопрос учащимся: - За что бы вы себя могли похвалить?
5. Домашнее задание Заполнить таблицу «Эволюционная теория Ч. Дарвина»
Творческая работа составить тест по теме “Эволюционная теория” 6. Итог урока. Выставление оценок
КГУ «Маяковская средняя школа отдела образования акимата Алтынсаринского района»


Тема: «Возникновение и развитие жизни на Земле»
Класс: 11 «Б»
Подготовила: Кенжебекова Т.А.
2015 – 2016 учебный год