Конспект урока по теме: По равнинам и горам


Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.Организационный момент -Здравствуйте ребята. Меня зовут Эльза Мардановна. Сегодня урок окружающего мира буду проводить у вас я. Давайте улыбнёмся друг другу и тихо присядем. Готовятся к уроку. Садятся. Личностные УУД: готовность к восприятию информации
2.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания Прежде чем начать новую тему, давайте вспомним, о чем вы говорили на предыдущем уроке.
-Давайте ответим на вопросы из рубрики «Вспомним»:
- Что можно рассказать по карте о поверхности наше страны?
- Как равнины обозначаются на карте?
Как горы обозначаются на карте?
- Какая поверхность в вашем крае-равнинная или гористая?
- Видели ли вы когда-то гористую поверхность? Карта — наш экскурсовод
-Равнины, горы и горные хребты, низменности, возвышенности, холмы, овраги.
-Равнины-зелёным и жёлтым цветом,
Горы-коричневым
-Равнинная
-Ответы детей Коммуникативные УУД:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, взаимодействие с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме
3.Самоопределние к деятельности
Целеполагание Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны её родней!
-Как вы понимаете слова поэта?
Люди равнины спросили меня,
Зачем хожу в горы, и что там нашла,
Ведь там бесприютность холодных вершин,
Безумство ветров, грозность льдистых пустынь.
- Ребята, как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?
- Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране. Мы пройдем по стране, изучая ее, с востока на запад и с севера на юг.
- Кто будет нашем экскурсоводом?
- Сегодня она расскажет и покажет вам, как выглядит земная поверхность.
- Прочитайте тему урока на с.54.
- Что нам поможет в путешествии?
- А этот природный объект укажет нам дорогу. Отгадайте про него загадку.
- Доброе, хорошее,
На всех людей глядит,
А людям на себя
Глядеть не велит.
-Где встает солнце?
- С востока нашей страны мы и начнем наше путешествие. Но сначала повторим условные обозначения физической карты.
- На что указывает цвет?
- Ребята, посмотрите на стр. 54. Прочитайте и скажите мне что такое
(Равнины, низменности возвышенности, холмы, балки, овраги и горы).
- Ребята, так что мы называем формой земной поверхности?
-Посмотрите на физическую карту России и скажите какие цвета вы на ней видите?
- Что обозначают эти цвета?
(Россия- это наша Родина, страна, в которой мы живём. Это наш дом, который невозможно не любить.)
- По равнинам и горам
- Физическая карта России
- Карта России
- Солнце
-Солнце встает на востоке
-Цвет на карте указывает, где вода, а где суша
- Ответы детей
-Равнины, низменности возвышенности, холмы, балки, овраги и горы
- На карте России несколько цветов: зеленый, желтый и коричневый, а еще синий цвет в виде ниток и пятен)
зелёный - равнины;
жёлтый - возвышенности;
коричневый - горы;
синий или голубой - водные просторы (океаны, моря, озёра, реки, заливы, проливы и т.д.) Личностные УУД:
Сотрудничество со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий
Регулятивные УУД:
Планировать свое высказывание; понимать и принимать учебную задачу
Познавательные УУД: анализировать объекты с выделением отличительных признаков;
4.Работа по теме урока
Работа по карте
-Давайте разберемся в этой цветовой гамме. Посмотрите на схему в нижнем левом углу карты на с. 50 учебника.
-Какие линии вы увидели на этой диаграмме?
- Что написано под сплошной линией?
- Это называется уровнем моря.
- Что находится выше низменностей?
Мы познакомились с условным цветом обозначением форм земной поверхности. Пора отправляться в путь.
- Своё путешествие начнём с востока нашей страны, на полуострове Камчатка.
-Найдите полуостров на ваших картах.
- Что вы можете сказать о поверхности полуострова?
- Обратите внимание на вулкан Ключевская Сопка. Какую он имеет высоту?
Вулканы Камчатки - это всемирное природное наследие России. Вулкан Ключевская Сопка извергается каждые 6-7 лет, извержение продолжается по несколько месяцев.
Всего на полуострове 28 вулканов.
-Продолжим наше путешествие.
- А теперь солнце остановится
над Среднесибирским плоскогорьем
-Что вы видите на карте?
- Как вы объясните слово «плоскогорье»?
Плоскогорье- место с равнинной или холмистой поверхностью, лежащее высоко над уровнем моря
- Ребята, прочитайте внимательно на стр. 55 (3, 4, 5 абзацы)
- Где расположены горы?
- А что можно сказать про Уральские горы?
- Как их называли в старину?
- Какие горы низкие, а какие высокие?
- Какие горы расположены на юге Сибири?
- Чем они славятся?
- Какая гора включена в Список Всемирного природного наследия?
- Что еще включено в этот список? -Главная линия на диаграмме -сплошная, а остальные- пунктирные
- Моря и океаны
- Возвышенности и горы, у них желтая окраска и коричневая
- С севера на юг по всему полуострову проходят горы
-Его высота 4688м.
- На этом участке есть все три цвета: зеленый желтый, коричневый
- Это плоская гора
- Ответы детей Познавательные УУД: понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника
Коммуникативные УУД: формулировать ответы на вопросы; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения
ФизминуткаВидеоролик Продолжение работы по теме урока - Где остановились мы сейчас?
-Что вы можете сказать, изучив условные обозначения Восточно-Европейской равнины на карте?
- Попытаемся открыть тайну желтых пятен.
- Что особенного вы заметили в рельефе этой равнины?
- Что же обозначают желтые пятна?
- Да, это возвышенности и холмы, поэтому эту равнину называют холмистой.
- А что еще встречается? - Мы остановились на Восточно-Европейской равнине.
Это равнина, потому что на карте она обозначена светло-зеленым цветом. На ней есть пятна желтого цвета.
- Здесь поверхность неровная, встречаются возвышенности.
- Это возвышенности
- Балки и овраги Познавательные УУД: понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника
Коммуникативные УУД: формулировать ответы на вопросы; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения
Самостоятельная работа Учащиеся читают статью на стр.
56-57
-Из каких общих частей состоит холм и гора?
- Что у них общего?
-Чем они отличаются?
- Что такое балка и овраг?
- Чем отличается овраг от балки?
- С чего начинается образования оврага?
-Как овраг может превратится в балку? - Вершина, склон, подошва
- Ответы детей Закрепление - С какими формами поверхности мы познакомились?
- Как обозначаются равнины и горы?
- О каких горах мы сегодня с вами говорили?
- Как называется самая большая равнина на территории России?
- Чем овраг отличается от балки? - Равнины, горы, низменности и т.д.
-Равнины-зелёным и жёлтым цветом, Горы-коричневым
- Камчатка, Уральские горы, Кавказские горы, горы Алтая и Саяны.
- Восточно-Европейская
- Ответы детей Рефлексия - Какая была тема нашего урока?
Закончите предложение
- Я узнал…
- Я научился…
- Я буду…
- Мне понравилось больше всего…
- Я затруднялся…
- Мое настроение… - Ответы детей Регулятивные УУД:
Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.
Технологическая карта урока ФИО Сейфуллаева Эльза МардановнаПредмет Окружающий мир
Класс 4 «А»
УМК Перспектива
Учебник Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. 1 часть
Тип урока Изучение нового материала
Тема урока По равнинам и горам
Цель урока Сформировать у учащихся представление о равнинах и горах.
Познакомить с равнинами и горами на территории России.
Развивать познавательную активность детей, умение работать по карте, работать сообща, умение наблюдать, обобщать, делать выводы.
Воспитание любви к Родине.
Планируемые результаты Личностные УУД: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД: находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов; устанавливать причинно – следственные связи
Коммуникативные УУД: включаться в диалог с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы.
Предметные УУД: научиться подбирать и составлять вопросы к тексту, презентовать и рассказать стихотворения своих народов.
Оборудование Учебник, рабочая тетрадь, физическая карта России, презентация, конспект.