Тесты по окружающему миру 4 класс по программе А.А. Плешакова

Тест « Поверхности и водоемы нашего края»

1 . Углубление в земнои поверхности, имеющее крутые осыпающиеся склоны,называются А) балка Б) холм В) овраг

2. Возвышенность,имеющая вершину высотои 300 м,называют
А) холм Б) гора В) плоскогорье

3. Горы,созданные людьми,называют А) холмы Б) плоскогорье В) терриконы.

4. Хранилища воды называют А)низменности Б)водоемы В) плато

5. К естественным водоемам относятся
А) пруд,озеро,канал; Б) ручей,море,река; В) водохранилеще,океан,пруд.

6. Какие океаны омывают Россию?
А) Индиискии,Тихии,Атлантическии;
Б) Северно-Ледовитыи,Тихии,Атлантическии;
В) Северно-Ледовитыи,Индиискии,Тихии,Атлантическии.
7. Водоемы-это
А) хранилища воды,место обитания животных и растении,место отдыха людеи,транспортные магистрали,источник питьевои и хозяиственнои воды;
Б) место обитания животных и растении; В) украшение Земли.

8. С водоемами связана жизнь следующих животных:
А) утки,лебеди,цапли; Б) трясогуски,совы,кукушки; В) орлы,аисты,кедровки.

1

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· море


3. 4 6

1-_____________________4- ________
2-_____________________5-________
3-_____________________6-________
Водоемы

Естественные
Искуственные





















Заполните таблицу:


Первобытная история

1 вариант.

Какая эпоха в истории человечества была самой долгой?
А) история Новейшего времени; Б) история древнего мира;
В) первобытная история.

В глубине пещер первобытный человек изображал:
А) животных; Б) людей; В) растительность.

2 вариант.

Какая эпоха в истории человечества является самой короткой?
А) история Средних веков; Б) история Новейшего времени;
В) история Древнего мира.

Первые орудия труда первобытного человека были из:
А) камня; Б) металла; В) дерева.


Средние века: время рыцарей и замков

Найди лишнее:
христианство, ислам, буддизм, сфинкс;
Москва, Рим, Амстердам, Копенгаген;
башня, ров, бойницы, крепостные стены.

1445 год.?
___________________________________________________________

Новое время

Мореплаватель Д. Дефо Джоконда
Художник Магеллан Америка
Путешественник Рафаэль Санти Робинзон Крузо
Писатель Беллинсгаузен 20000 лье под водой
Художник Колумб Антарктида
Писатель Леонардо да Винчи Форма шара
Мореплаватель Жюль Верн Сикстинская мадо-
нна


Жизнь древних славян


1 вариант


Русские, украинцы и белорусы произошли от:
А) восточных славян; Б) западных славян; В) южных славян.

Древние славяне жили:
А) семьями; Б) в одиночку; В) племенами.

Посуду делали Древние славяне из:
А) глины; Б) металла; В) дерева.

Богом грома и молнии у Древних славян был:
А) Зевс; Б) Перун; В) Марс.





2 вариант


Поселение древних славян раскинулось:
А) в западной части Европы; Б) в восточной части Европы;
В) в центральной Европе.

Свои дома славяне строили:
А) из камня; Б) из кирпича; В) из столбов деревьев.

Праздник Ивана Купалы:
А) в честь воды; Б) в честь солнца; В) в честь Земли.

Жили славяне племенами, чтобы сообща заниматься:
А) земледелием; Б) бортничеством; В) рыболовством.









Кроссворды: « Во времена Древней Руси»




















































































1. Какое важное событие произошло в 998 году? 2. Какой русский князь прославился своими военными подвигами? 3. Как назывались дороги, связывающие между собой жителей Древней Руси? 4. Как стали называть добрых молодцев, Древней Руси , служивших на заставах? 5. Кто были советники и помощники князя? 6. К воротам какого города прибил свой щит князь Олег? 7. Какие здания для молитв стали сооружаться на Руси после крещения? 8. Как звали князя Красное Солнышко?









































1. Кто совершал набеги на Древнюю Русь? 2. Назовите имя русского богатыря. 3. На какой реке происходило крещение Руси? 4. Как люди прозвали князя Олега?



ИГРА «ДОМИНО» СОКРОВИЩНИЦЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ

ПАПИРУС
ЗАПИСИ О ВААЖНЫХ СОБЫТИЯХ
ЛЕТОПИСЬ
ПИСЧИЙ МАТЕРИАЛ ИЗ КОЖИ

ПЕРГАМЕНТ
СОЗДАТЕЛИ СЛАВЯНСКОЙ АЗБУКИ
КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ
СЛАВЯНСКАЯ АЗБУКА

КИРИЛЛИЦА
СОЗДАТЕЛЬ ЛЕТОПИСИ «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»
НЕСТОР
РУКОПИСНЫЕ КНИГИ ДРЕВНЕЙ РУСИ

ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА
СТОЛЬНЫЙ ГРАД ВЕЛИКИХ КНЯЗЕЙ
КИЕВ
ЦЕНТР ДРЕВНЕГО РУССКОГО ГОРОДА

КРЕМЛЬ
БЕРЁЗОВАЯ КОРА
БЕРЕСТА
РАСТЕНИЕ, НА КОТОРОМ ПИСАЛИ ПЕРВЫЕ КНИГИ



ИГРА «ДОМИНО» ПЁТР ВЕЛИКИЙ


1721 ГОД
ГОРОД НА НЕВЕ
САНКТ- ПЕТЕРБУРГ
ГЛАВНАЯ УЛИЦА ПЕТЕРБУРГА

НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ
САМОЕ ВЫСОКОЕ ЗДАНИЕ В РОССИИ В XVII ВЕКЕ
ПЕТРОПАВЛОС-КИЙ СОБОР
ПОСТРОЕНА В ЧЕСТЬ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

АЛЕКСАНДРО- НЕВСКАЯ ЛАВРА
СТРОИТЕЛЬСТВО ПЕТЕРБУРГА НАЧИНАЛОСЬ
ПЕТРОПАВЛОВ-СКАЯ КРЕПОСТЬ
ПРАЗДНОВА-НИЕ НОВОГО ГОДА

1 ЯНВАРЯ
ПЕРВЫЙ МУЗЕЙ
КУНСТКАМЕРА
ПЕРВАЯ РУССКАЯ ГАЗЕТА

ВЕДОМОСТИ
ДЕДУШКА РУССКОГО ФЛОТА
БОТИК
РОССИЯ СТАЛА ИМПЕРИЕЙ









Тест: ТРУДНЫЕ ВРЕМЕНА НА РУССКОЙ ЗЕМЛЕ


I вариант

Поход монголо- татар возглавил хан
А) Чингисхан; Б) Батый; В) Темучин.

Какой город первым оказался на их пути?
А) Рязань; Б) Владимир; В) Новгород.

Какой город долго сопротивлялся монголо- татарам?
А) Новгород; Б) Рязань; В) Козельск.

Что выплачивала Русь Золотой Орде?
А) выкуп; Б) налог; В) дань.




II вариант

Первый удар в 1240 г. на северо - западном рубеже Руси нанесли
А) монголы; Б) шведы; В) рыцари – крестоносцы.

Разбил шведов на реке Неве князь
А) Александр; Б) Ярослав; В) Владимир.

Какое прозвище получил новгородский князь за победу над шведами?
А) Мудрый; Б) Невский; В) Вещий.

Когда состоялось Ледовое побоище?
А) 5 апреля 1242 года; Б) 20 мая 1242 года; В) 5 апреля 1421 года.







Страницы истории
1 вариант

Какая эпоха в истории человечества была самой долгой ?
А) история Новейшего времени; Б) история древнего мира; В) первобытная история.

В глубине пещер первобытный человек изображал:
А) животных; Б) людей; В) растительность.

На берегах какой реки возникло Египетское государство?
А) Нил; Б) Дон; В) Нева.

Кто, согласно легенде, основал город Рим?
А) Рем; Б) Ромул; В) Марс.

В средневековье буддизм возник
А) в Европе; Б) в Индии; В) на Ближнем Востоке.

В Средневековье, война на коне, закованного в латы, в шлёме, с мечом и щитом называли:
А) рыцарь; Б) ковбой; В) оруженосец.

7. Какой материк называют Новым Светом?
А) Африка; Б) Америка; В) Антарктида.

8. Кто написал картину «Сикстинская мадонна»?
А) Рафаэль Санти; Б) Леонардо да Винчи; В) Даниэль Дефо.

9. С какого года мы ведём отчёт истории Новейшего времени?
А) 1917; Б) 1920; В) 1900.

10. Это техническое изобретение xx века:
А) паровоз; Б) автомобиль; В) компьютер.

2 вариант

Какая эпоха в истории человечества является самой короткой?
А) история Средних веков; Б) история Новейшего времени;
В) история Древнего мира.

Первые орудия труда первобытного человека были из:
А) камня; Б) металла; В) дерева.

Египетский фараон, которому была построена самая большая пирамида-
А) Эхнатон; Б) Хеопс; В) Тутанхамон.

Холм в Афинах, где находились главные храмы города:
А) Акрополь; Б) Агора; В) Академия.

Здания для молитв у мусульман называются:
А) церкви, соборы; Б) буддистские храмы4 В) мусульманские мечети.

Металлические буквы в разборном шрифте, предложенном Гуттенбергом, назывались:
А) литеры; Б) литавры; В) лавры.

Кто открыл Америку?
А) Фернан Магеллан; Б) Христофор Колумб; В) Михаил Лазарев.

Кто автор книги «Робинзон Крузо»?
А) Даниэль Дефо; Б) Жуль Верн; В) Рафаэль Санти.

Кто первым побывал на Южном полюсе?
А) Роберт Пири; Б) Фернан Магеллан; В) Руаль Амундсен.

3 вариант

Следы существования первобытных людей археологи находят:
А) в Восточной Африке; Б) в Северной Америке;
В) в Центральной Европе.

Чем занимались мужчины в первобытном обществе?
А) выкапывали съедобные корешки; Б) ходили на охоту, рыбалку; В) поддерживали огонь.

Существо с телом льва и головой человека, «охранявший» гробницы египетских фараонов:
А) Сфинкс; Б) Апис; В) Хеопс.

Какие мероприятия проводились в римском амфитеатре?
А) гладиаторские бои; Б) театральные представления; В) конные бега.

Задание для молитв у христиан называется:
А) мусульманские мечети; Б) церкви, соборы; В) буддистские храмы.

Книгопечатание появилось:
А) в Средневековье; Б) В Новое время; В) в Древнем Египте.

Великий путешественник, который доказал, что Земля имеет форму шара?
А) Фаддей Беллинсгаузен; Б) Михаил Лазарев; В) Рафаэль Санти.;

Кто автор книги «Дети капитана Гранта»?
А) Жюль Верн; Б) Даниэль Дефо; В) Рафаэль Санти.

Кто был первым космонавтом?
А) Алексей Леонов; Б) Юрий Гагарин; В) Валентина Терешкова.

В xx веке было изобретено самое разрушительное оружие в истории:
А) атомное; Б) химическое; В) бактериологическое.












Тест « Жизнь пресного водоёма».

1.К искусственным водоёмам относятся
а) реки, моря, океаны;
б) водохранилища, пруды, каналы;
в) ручьи, реки, озёра, моря, океаны.

2.Растения водоёма это
а) тимофеевка, пастушья сумка, нивяник;
б) брусника, черника, мох;
в) кувшинка, ряска, тростник.

3. Санитарами пресных водоёмов считают
а) рака, беззубку;
б) прудовика, катушку;
в) клопа-водомерку, жука-плавунца.

4. Живым фильтром называют
а) головастиков; б) раков; в) двустворчатых малюсков.

5. Строителями хаток и плотин на пресных водоёмах являются
а) люди, б) цапли; в) ондатры; г) бобры.

6. С водоёмами связана жизнь
а) зябликов, трясогузок, соек;
б) цапель, уток;
в) лебедей, тетеревов, сов.

7. Водоём называют природным сообществом, потому что
а) в нём богатое разнообразие растений, которые служат пищей животным;
б) в нём совместно обитают разнообразные животные существа, которые тесно связаны между собой;
в) в нём от поверхности до дна обитают разнообразные живые организмы.

8. Болота – это
а) ненужная и вредная часть природы;
б) природное хранилище чистейшей воды;
в) место жизни многих растений и животных.

9. Хищниками пресных водоёмов являются
а) жуки-плавунцы, щуки, клопы-водомерки;
б) караси, мотыли, раки;
в) циклопы, прудовики, головастики.

10. Вода в пресных водоёмах иногда имеет зелёный цвет, потому что
а) это плавает ряска; б) много микроскопических водорослей;
в) на дне много ила.

Тест «Лес и луг – природные сообщества»

Лес называют природным сообществом, потому что
А) в лесу рядом друг с другом растут разнообразные растения;
Б) все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой;
В) весь лес – от верхушек деревьев до земли – заселён животными.

В лесу растения образуют ярусы:
А) верхний – мхи и лишайники, средний – деревья, нижний – кустарники;
Б) верхний – деревья, средний – травянистые растения, нижний – кустарники;
В) верхний – деревья, средний – кустарники, нижний – травы, мхи и лишайники.

На деревьях обитают
А) белки, дятлы, кедровки;
Б) мыши, зайцы, медведи;
В) кроты, лоси, черви.

В лесной подстилке живут
А) Ежи, кроты, землеройки;
Б) бактерии, насекомые и их личинки;
В) божьи коровки, жуки-короеды, лесные мыши.

К съедобным грибам относятся
А) мухоморы, говорушки восковые, желчные грибы;
Б) дождевики, пороховки, шампиньоны-рыжеющие;
В) лисички, рыжики, маслята.

На лугу растут
А) только травянистые растения;
Б) мхи и лишайники;
В) кустарники и травянистые растения.

На лугу живут
А) лебеди, рябчики, шелкопряды;
Б) шмели, совы, глухари;
В) трясогузки, жуки-навозники, кобылки.

Растениями луга являются
А) тимофеевка, клевер, нивяник;
Б) ландыш, осока, ягель;
В) черника, пион, типчак.
Санитарами луга и леса называют
А) жуков навозника и могильщика, дятла;
Б) пчёл, кабанов, соек;
В) жужелиц, кузнечиков, жуков-короедов.

Какая цепь питания соответствует луговому сообществу?
А) жёлуди мыши совы;
Б) мятлик мыши совы;
В) остатки растений дождевой червь трясогузка.


В данной схеме найди животное поддерживающее экологическое равновесие луга. Что произойдёт, если их не станет?

Растения гусеница жужелица


Коростель


Какие природные сообщества представлены следующими растениями и животными?
А) колокольчик, тимофеевка, клевер, пчела, перепел, коростель;_________
_______________________________________________________________
Б) ель, сосна, берёза, малина, земляника, кукушка, дятел, соболь, лось;
_______________________________________________________________
В) пшеница, кукуруза, рожь, картофель. _____________________________
________________________________________________________________


Заполни таблицу «Животный мир луга»:

насекомые
птицы
звери






















































Растениеводство

1. Напишите, что получает человек из данных растений:
лён ______________________________________________________
пшеница __________________________________________________
рожь _____________________________________________________
хлопок ___________________________________________________

2. Напишите, какими способами сажают картофель.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________

3. Что такое растениеводство? Как растениеводство связано с промышленностью?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

4. Заполните схему и допишите по 2-3 растения для каждой отрасли растениеводства:




5. Укажите лишнее слово в каждой строке.
А) просо, овёс, горох, ячмень; Б) огурец, кабачок, чеснок, вишня;
В) груша, абрикос, гречиха, смородина; Г) капуста, лилия, ирис, флоксы.


Растениеводство

1. Напишите, что получает человек из данных растений:
лён ______________________________________________________
пшеница __________________________________________________
рожь _____________________________________________________
хлопок ___________________________________________________

2. Напишите, какими способами сажают картофель.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

3. Что такое растениеводство? Как растениеводство связано с промышленностью?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

4. Заполните схему и допишите по 2-3 растения для каждой отрасли растениеводства:




5. Укажите лишнее слово в каждой строке.
А) просо, овёс, горох, ячмень; Б) огурец, кабачок, чеснок, вишня;
В) груша, абрикос, гречиха, смородина; Г) капуста, лилия, ирис, флоксы.



Тест « Растениеводство и незаметные защитники урожая»

Основными отраслями растениеводства являются
А) полеводство, коневодство, пчеловодство, плодоводство;
Б) полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство;
В) полеводство, овощеводство, птицеводство, рыболовство.

Село даёт городу
А) продукты питания;
Б) продукцию для заводов и фабрик;
В) продукцию для ткацких фабрик.

Главными зерновыми культурами являются
А) картофель, томаты, лён; б) овёс, ячмень, рожь, пшеница;
В) лук, репа, подсолнечник.

К овощным культурам относятся
А) морковь, петрушка, томат; б) капуста, абрикос, персик;
В) вишня, баклажан, патиссон.

К сельскохозяйственным профессиям относятся
А)ткач, металлург, геолог; б) агроном, комбайнер, овощевод;
В) цветовод, археолог, инженер.

Масло получают из семян
А) гречихи и ячменя; Б) проса и овса; В) подсолнечника и льна

Жука с десятью чёрными полосками называют
А) майским; Б) скоробеем; В) колорадским; Г) жужелицей.

Врагами тлей являются
А) канюки; Б) златоглазки; В) синицы; Г) божьи коровки.

Гусениц яблоневой плодожорки уничтожают
А) златоглазки; Б) пустельги; В) жужелицы; Г) скворцы.

От мышей и полёвок урожай защищают
А) совы; Б) дрозды; В) канюки; Г) пустельги.





Заполни таблицу:

Враги растениеводства
Незаметные защитники
































Составьте цепи питания:

Листья растений полевые мыши златоглазка
Пустельга
Листья картофеля яблонная плодожорка жужелица
Сова
Зерновые культуры тли божья коровка
Скворец
Яблоки колорадский жук канюк
Синица


В каждой строке выбрать лишнее слово.
А) сад, поле, луг, огород, цветник;
Б) златоглазка, жужелица, полёвка, пустельга;
В) малина, смородина, ежевика, облепиха;
Г) картофель, мука, крахмал;
Д) колорадский жук, божья коровка, яблонная плодожорка, тли.










Мир древности

Кроссворд:

По горизонтали: 1. Рыночная площадь, ставшая со временем центром и политической жизни. 6. Особые знаки египтян для письма. 9. Гроб, куда клали умерших фараонов в Древнем Египте.
10. На берегах этой реки возникло Египетское царство. 11. Столица Греции. 14. Как называлось в Древнем Египте высушенное тело, обмотанное бинтами. 15. Один из древнейших городов мира, получивший название «вечный город».
По вертикали: 2. Холм в Афинах, где находились главные храмы города. 3. Гробница фараона в Древнем Египте. 4.Египетский фараон, которому была построена самая большая пирамида. 5. Существо с телом льва и головой человека, «охранявший» гробницы египетских фараонов. 7. Бог мудрости в Древнем Египте, научивший людей читать и писать. 8. Царь в Древнем Египте. 12. При извержении этого вулкана Помпей был погребён под толстым слоем пепла.


2






1












4






3





5



6


















8


















7





11





9











12











10











14



















Соедини слова из каждого столбика:

Мореплаватель Д. Дефо Джоконда
Художник Магеллан Америка
Путешественник Рафаэль Санти Робинзон Крузо
Писатель Колумб Антарктида
Писатель Леонардо да Винчи Форма шара
Мореплаватель Ж.. Верн Сиктинская мадонна



Найди лишнее:

христианство, ислам, буддизм, сфинкс;
Москва, Рим, Амстердам, Копенгаген;
башня, ров, бойницы, крепостные стены.



Природные сообщества

Составь пищевые цепи:

Дуб Шелкопряд Трясогузка
Ель Полёвка Лось
Микроорганизмы Короед Дрозд
Клевер Мухомор Пустельга
Зёрна растений Цветочная муха Дятел
Мотыль Карась Утка
Водоросли Лягушка Щука
Комар Головастик Цапля



Отрасли сельского хозяйства

1. Растениеводство делится на отрасли:
А) пчеловодство, цветоводство, плодоводство, птицеводство;
Б) полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство;
В) полеводство, коневодство, свиноводство, плодоводство.

2. Растения, из зёрен которых получают муку и пекут хлебобулочные изделия, это
А) овёс; Б) рожь; В) просо; Г) пшеница.

3. К овощным культурам относятся
А) огурец, морковь, чеснок;
Б) картофель, подсолнечник, лён;
В) овёс, слива, астра.

4. Выберите верную цепь, питания:
А) зёрна полёвка скворец;
Б) листья картофеля колорадский жук жужелица;
В) яблоки тли златоглазки.

5. В животноводстве есть такие профессии
А) овощевод; Б) ветеринар; В) зоотехник; Г) пчеловод.

6. Крупный рогатый скот – это
А) коровы; Б) козы; В) быки; Г) свиньи.



Экологическая

Придумай и нарисуй условные знаки:
А) нельзя распахивать склоны вдоль.





Б) умеренно использовать удобрения и ядохимикаты.





В) нельзя ловить бабочек и стрекоз.





Г) нельзя мыть в водоёмах транспортные средства.





Д) нельзя ловить раков, прудовиков, двустворчатых моллюсков.






Мой край

Дополни предложения:
А) мой край расположен на
Б) наши соседи..
В) на территории края текут реки...

Г) у нас есть города..
Д) мой край даёт стране...





Отечественная война 1812 года.

Проверочное тестирование

1 вариант

Во Франции в XVIII веке к власти пришёл полководец
А) Багратион; Б) Наполеон; В) де Толли.

Французская армия вторглась в Россию в
А) 1821 году; Б) 1818 году; В) 1812 году.

В честь победы над Наполеоном был построен
А) Петропавловский собор; Б) Храм Христа Спасителя;
В) Спасо-Преображенский собор.

После окончания Отечественной войны 1812 года в Москве на Красной площади соорудили памятник
А) Минину и Пожарскому; Б) Медный всадник; В) Екатерине II.


2 вариант


Главнокомандующим русскими войсками был назначен
А) М.И. Кутузов; Б) А.В. Суворов; В) Ф.Ф. Ушаков.

Бородинская битва произошла
А) 26 января 1812 года; Б) 26 августа 1821 года; В) 26 августа 1812 года.

Какое решение принял Кутузов после Бородинского сражения?
А) оставить Москву; Б) дать под стенами Москвы ещё одно сражение;
В) признать Наполеона победителем.

Война 1812 года называется Отечественной потому, что
А) главное сражение произошло под Москвой;
Б) на войну поднялся весь народ;
В) вторжение Наполеона принесло России огромные бедствия.



Кроссворд « Новое время»

Вопросы к кроссворду: 1. Назовите фамилию французского писателя, автора произведения «20000 лье под водой». 2. Кто открыл Америку? 3. Русский путешественник, который открыл Антарктиду? 4. Какой материк называли Новым светом? 5. Имя русского путешественника Беллинсгаузена? 6. Фернан Магелан совершил кругосветное 7. Имя итальянского художника, написавшего картину «Джоконда» 8. Фамилия английского писателя, автора произведения «Робинзон Крузо» ?

1





2







3









4








5







6












7









8









Подчеркни фамилии полководцев:

М. Ломоносов, А. Невский, Д. Донской, Ю. Гагарин, П. Корчагин, И. Грозный, В. Чапаев,
А. Суворов, М. Глинка, М. Кутузов, Г. Жуков.



А-1, Б-2, В-3, Г-4, Д-5, Е-6, Ж-7, З-8, И-9, Й-10, К-11, Л-12, М-13, Н-14, О-15, П-16,
Р-17, С-18, Т-19, У-20, Ф-21, Х-22, Ц-23, Ч-24, Ш-25, Щ-26, Ъ-27, Ь-28, Э-29, Ю-30, Я-31.


15, 22, 17, 1, 14, 1, 13, 15, 18, 19, 1, -8, 1 ,17, 6, 11, 15, 10 - 5, 3, 1, 19, 1, 14, 11, 1
18, 16, 17, 1, 3, 1, 5, 3, 6, 16, 20, 25, 11, 9, 18, 12, 6, 3, 1


15, 22, 17, 1, 14, 1, 13, 15, 18, 19, 1 – 5, 3, 1, 19, 1, 14, 11, 1, 8, 1, 17, 6, 11, 15, 10,
18, 12, 6, 3, 1, 3, 15, 3, 17, 1, 4, 6, 15, 5, 9, 14, 19, 1, 14, 11.








Тест «Наши подземные богатства»




Место рождения полезных ископаемых отыскивают
А) археологи; Б) геологи; В) строители.

К полезным ископаемым относятся
А) кирпич, бетон, бензин; Б) станки, вазы, ножи; В) нефть, газ, глина.

В строительстве используются
А) торф, железная руда, самоцветы; Б) песок, глина, гранит;
В) мрамор, каменный уголь, малахит.

Металлы получают из
А) каменного угля, янтаря, мела; Б) жемчуга, известняка, торфа;
В) железной руды, медной руды.

При помощи буровых установок добывают
А) нефть, природный газ; Б) калийную соль, алмазы;
В) мрамор, гранит.

В шахтах добывают
А) известняк, ракушечник, гранит;
Б) каменный уголь, антрацит, железную руду;
В) поваренную соль, жемчуг, графит.

В карьерах добывают
А) известняк, песок, глину; Б) золото, малахит, мрамор;
В) нефть, торф, бурый уголь.

Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести, это
А) алмаз, известняк, графит;
Б) железная руда, поваренная соль, мел;
В) каменный уголь, антрацит, торф.



Заполни таблицу:

Полезные ископаемые

Рудные
Нерудные


Строительные
Горючие






























Тест « Земля – кормилица» (почвы)

Характерными почвами нашего края являются
А) чернозёмы; Б) подзолистые почвы;
В) тундровые почвы; Г) серые лесные почвы.

Чернозёмные почвы преобладают
А) в тундре; Б) в лесной зоне; В) в степях; Г) в пустынях.

Плодородие почвы зависит от количества
А) песка; Б) перегноя; В) глины; Г) солей.

Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуется
А) вода; Б) воздух; В) камни; Г) соли.
Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется
А) песок; Б) глина; В) перегной; Г) ил.

В состав почвы входят
А) углекислый газ, известняк, воздух, вода;
Б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли;
В) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух.

Для защиты почвы на полях необходимо
А) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;
Б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты;
В) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.

Один сантиметр почвы в природе образуется за
А) 100 – 150 лет; Б) 5 – 10 лет; В) 250 – 300 лет; Г) 1 – 2 года.

Какое из высказываний верно?
А) если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет своё плодородие;
Б) внесение в почву большого количества удобрений приводит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность;
В) почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром.

Заполни схему:













Тест «Лес и луг – природные сообщества»

Лес называют природным сообществом, потому что
А) в лесу рядом друг с другом растут разнообразные растения;
Б) все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой;
В) весь лес – от верхушек деревьев до земли – заселён животными.

В лесу растения образуют ярусы:
А) верхний – мхи и лишайники, средний – деревья, нижний – кустарники;
Б) верхний – деревья, средний – травянистые растения, нижний – кустарники;
В) верхний – деревья, средний – кустарники, нижний – травы, мхи и лишайники.

На деревьях обитают
А) белки, дятлы, кедровки;
Б) мыши, зайцы, медведи;
В) кроты, лоси, черви.

В лесной подстилке живут
А) Ежи, кроты, землеройки;
Б) бактерии, насекомые и их личинки;
В) божьи коровки, жуки-короеды, лесные мыши.

К съедобным грибам относятся
А) мухоморы, говорушки восковые, желчные грибы;
Б) дождевики, пороховки, шампиньоны-рыжеющие;
В) лисички, рыжики, маслята.

На лугу растут
А) только травянистые растения;
Б) мхи и лишайники;
В) кустарники и травянистые растения.

На лугу живут
А) лебеди, рябчики, шелкопряды;
Б) шмели, совы, глухари;
В) трясогузки, жуки-навозники, кобылки.

Растениями луга являются
А) тимофеевка, клевер, нивяник;
Б) ландыш, осока, ягель;
В) черника, пион, типчак.
Санитарами луга и леса называют
А) жуков навозника и могильщика, дятла;
Б) пчёл, кабанов, соек;
В) жужелиц, кузнечиков, жуков-короедов.

Какая цепь питания соответствует луговому сообществу?
А) жёлуди мыши совы;
Б) мятлик мыши совы;
В) остатки растений дождевой червь трясогузка.


В данной схеме найди животное поддерживающее экологическое равновесие луга. Что произойдёт, если их не станет?

Растения гусеница жужелица


Коростель


Какие природные сообщества представлены следующими растениями и животными?
А) колокольчик, тимофеевка, клевер, пчела, перепел, коростель;_________
_______________________________________________________________
Б) ель, сосна, берёза, малина, земляника, кукушка, дятел, соболь, лось;
_______________________________________________________________
В) пшеница, кукуруза, рожь, картофель. _____________________________
________________________________________________________________


Заполни таблицу «Животный мир луга»:

насекомые
птицы
звери
























































Тест: «Времена Ивана III»

1 вариант
Какой монгольский хан привёл свои войска к реке Угра?
А) Мамай; Б) Батый; В) Ахмат.

Около какой реки происходила Куликовская битва?
А) Угра; Б) Дон; В) Волга.

Сражение на Куликовом поле состоялось
А) 8 сентября 1380 года; Б) летом 1380 года; В) осенью 1480 года.

Главный храм на Руси:
А) Троицкий монастырь; Б) Грановитая палата; В) Успенский собор.

2 вариант
Зависимость Руси от Орды закончилась
А) в 1480 году; Б) в 1380 году; В) в 1242 году.

При каком князе Русь полностью освободилась от Орды?
А) Иван Калита; Б) Дмитрий Донской; В) Иван III;

Были возведены новые кирпичные стены и башни Кремля при
А) Иване Калите; Б) Дмитрии Донском; В) Иване III.

Объединение разрозненных княжеств на Руси – эта задача стояла при владении
А) Дмитрия Донского; Б) Ивана Калиты; Ивана III.



1








2






3








4






5








6





7






8







9





10






11








12





13













ПОЧВА

Растениеводство


Растениеводство




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 615