Творческий проект по литературе «Сатирический журнал» (обобщающий урок по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина в 7 классе)


Творческий проект «Сатирический журнал»
1. Методический паспорт проекта
Тема: «Сатирический журнал» (обобщающий урок в форме творческого проекта по теме «Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина» )Цели:
Образовательные – обучение основам анализа художественного произведения в единстве формы и содержания и теоретико-литературных понятий; углубление и обобщение знаний о сатирических приемах; развитие навыков связной устной и письменной речи.
Воспитательные – воспитание толерантности, ответственности, самостоятельности.
Развивающие – развитие навыков коммуникативности в ролевом взаимодействии; развитие критического мышления и творческих способностей. Учебно-педагогическая задача: опираясь на знания об идейно-художественных особенностях сатирических сказок, создать собственные сатирические сказки на злобу дня (на тему школьной жизни), проиллюстрировать сказки, объединить произведения в единый журнал, оформить и дать ему название.
Возраст учащихся: 7 класс.
Время работы над проектом: две недели.
Доминирующий вид деятельности: творческий.
Количество участников: 5 групп по 5 человек.
Обобщающие понятия, знания, на получение которых нацелен результат проекта: сатирическая сказка, сатирические приемы – гротеск, сарказм, гипербола, ирония; публицистический стиль и его особенности.Межпредметные связи: с русским языком – создание устных и письменных высказываний в публицистическом стиле, с изобразительным искусством – знакомство с иллюстрациями к сказкам Салтыкова-Щедрина, создание собственных иллюстраций.
2. Работа над проектом.
1 этап: предварительная работа
На уроках, предшествующих обобщающему уроку в форме проекта, учащиеся знакомятся с биографией писателя, особенностями его сказок, изучают значение и роль сатирических приемов: сарказм, ирония, гротеск, гипербола.
На уроке, посвященном анализу сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», необходимо помочь ученикам понять иносказательный смысл сказки, его идею, показать роль сатирических приемов. Для работы предлагается следующая система вопросов и заданий:
- Как ведут себя генералы на острове? Какие качества характера проявляют? Почему генералы себя так ведут?
- С помощью каких сатирических приемов создаются эти образы?
- Как ведет себя мужик на острове? Какие качества характера проявляет? Почему мужик себя так ведет?
- В чем иносказательный смысл сказки?
- С помощью каких сатирических приемов создается этот образ?
- Какие черты мужика и генералов высмеивают художники-иллюстраторы?
- Какие общественные пороки высмеивает писатель?

На уроке, посвященном анализу сказки «Дикий помещик», необходимо показать социальную направленность сатиры Салтыкова-Щедрина, актуальность его сказки. Ученики работают над вопросами:
- Почему мужики исчезли из владений дикого помещика?
- Кто и почему называет помещика глупым?
- Какие сатирические приемы использует автор, рисуя помещика?
- Какова развязка истории? В чем абсурдность ситуации?
- Докажите, что сказка сатирическая. Ответ запишем в виде кластера.
- Что сближает сказку «Дикий помещик» с «Повестью о том…» ?- В чем вы видите актуальность сказки Салтыкова-Щедрина?
2 этап: планирование
Объявление темы, целей и задач творческого проекта:
- На основе анализа сатирических сказок Салтыкова-Щедрина создайте собственные сатирические сказки на актуальные проблемы современной (школьной) жизни. Получившиеся сказки объедините в сатирический журнал.
Определив задачи, учащиеся делятся на группы, обсуждается сфера их деятельности. Для создания наиболее оптимальных условий для работы над проектом используется ролевая игра, которая позволяет учитывать не только возрастные особенности, но и индивидуальные способности каждого ученика.
Группа писателей (создают сатирические сказки, используя сатирические приемы)
Группа критиков (создают критические отзывы на сказки)
Группа публицистов (пишут публицистические статьи на темы: «Нужна ли сатира в наши дни?», «В чем общественная роль писателя- сатирика?» , «В чем актуальность сказок Салтыкова-Щедрина сегодня?»)
Группа оформителей (создают обложку журнала, иллюстрируют сказки)
Группа аналитиков (готовят вопросы каждой группе, оценивают работу одноклассников, предварительно подготовив критерии оценки для каждой группы)
3 этап: осуществление деятельности
Ребята выполняют свои задания самостоятельно, получая по необходимости консультации учителя.
Используя знания, полученные на уроках, посвященных анализу сказок Салтыкова-Щедрина, «писатели» создают собственные сатирические сказки. Работа «критиков» и «оформителей» начнется, когда «писатели» напишут сказки и передадут их в «редакцию» журнала. Внутри микрогрупп сказки распределяются, каждый участник готовит одну критическую статью или одну иллюстрацию. «Оформители» продумывают также название журнала и создают обложку.
«Аналитики» готовят критерии оценки – для каждой группы свои. Например, для «писателей» могут быть предложены такие критерии: соответствие созданного произведения жанровым признакам сказки, употребление сатирических приемов, злободневность сказки и др. На оценку работы «публицистов» повлияют такие факторы, как полнота раскрытия темы, композиционная стройность статьи, использование признаков публицистического стиля и др. «Аналитики» продумывают также предварительные вопросы для каждой группы. Например, для «оформителей»: «Как вы обоснуете выбор названия журнала?»
4 этап: презентация
Результаты представляются на обсуждение в виде творческой работы – рукописного (или виртуального) сатирического журнала, включающего в себя публицистические статьи, сатирические сказки с иллюстрациями.
Презентация проходит в форме обсуждения. Т.к. проект выполняется в конце изучения темы и связан с ней, необходимо сделать требуемое обобщение, связать изученное с уже известным и с тем, что предстоит узнать в будущем, поэтому открывают презентацию «публицисты». Они знакомят ребят со статьями «В чем актуальность сказок Салтыкова-Щедрин сегодня?», «Нужна ли сатира в наши дни?» и др., отвечают на вопросы. Затем прослушиваются сказки и соответствующие отзывы, демонстрируются иллюстрации. Участники проекта делятся мнениями, задают вопросы.
Итоги подводит аналитическая группа: она оценивает активность ребят на уроке и во время подготовки проекта, качество работы каждой группы, потенциал продолжения работы.
Во время презентации важно поддерживать положительную тональность в оценке результатов, инициировать конструктивную и доброжелательную дискуссию.

3. Анализ работы над проектом
Итак, творческий проект – это интегративное дидактическое средство обучения, развития и воспитания, которое позволяет эффективно реализовывать поставленные перед обобщающими уроками цели на всех этапах работы над проектом.
Так, осуществление данного проекта позволяет обобщить знания не только по литературоведческой теме «Сатирические сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина», но и по теории литературы «Юмор и сатира». Более того, эти знания находят практическое применение в ходе работы над проектом, что способствует их глубокому усвоению. Каждый ученик вовлекается в творческую деятельность в соответствии со своими способностями и интересами, и эта деятельность требует обобщения полученных ранее знаний и умений и практического использования их в новой ситуации. Другими словами, актуализируются знания по теории литературы, закрепляются навыки анализа художественного текста, развивается речь.
Большой учебно-воспитательный эффект заложен в презентации: дети учатся аргументированно излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность. Демонстрируя иллюстрации, сказки, статьи, учащиеся показывают результат практической реализации полученных знаний и умений. Для подростка очень важно получить признание результативности его самостоятельной творческой работы. В процессе презентации происходит самоутверждение и повышение самооценки личности, развиваются навыки публичного выступления, рефлексии.