Исследовательская работа по краеведению на местном материале

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Введение

Социальная значимость работы
Цель работы

Задачи исследований

Характеристика района исследований

Методы исследований

Результаты исследований и их обсуждение
Выводы

Литература











1. ВВЕДЕНИЕ

В последнее время большое значение уделяется восстановлению исторических данных о прошлом своей страны, своего края. И это не случайно. Современный человек стремится к тому, чтобы осталось как можно меньше «белых пятен» в прошлом. Человек и время, место человека в историческом процессе, влияние определённых исторических событий на настоящее и многое другое становится объектом наблюдения и исследования. Члены группы «Поиск», работающие на базе нашего школьного музея, тоже не остались в стороне и попытались настоящей работой восстановить информацию о смешении мордовской и русской культуры.
Перед нами стояла проблема: попытаться объяснить значение для жителей села Алешкиного родника, двойных названий, бытующих на территории села.
Данная работа – это попытка объяснить, расшифровать загадки Алешкиного родника.
1.1. СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ
Социальная значимость данной работы заключается в том, что в процессе исследований происходило прямое общение людей разных поколений, во время которого передаются уникальные сведения, которые могут быть утеряны. Так мы узнаем о мироощущении своих предков, способах его выражения, учимся уважать и хранить их традиции.
1.2. ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Показать, как на примере истории Алешкиного родника произошло смешение объединение двух культур – русской и мордовской.
1.3. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Изучение и сохранение традиционной культуры, бытующей на территории села Славкино.
Привлечение внимание школьников и жителей села к интересным историческим процессам, происходившим в жизни села.
Осуществление преемственности в сохранении традиций.
Применение результатов исследования в экскурсиях на базе школьного музея, на уроках литературы, русского языка и истории.







2. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ИССЛЕДОВАНИЯ
Село Славкино расположено в южной части Ульяновской области. Координаты 52о 50/ северной широты, 47о15/ восточной долготы. Село находится в зоне лесостепи, благоприятной для жизни людей. Село расположено на Приволжской возвышенности. Здесь берут начало реки Каслей-Кадада (приток реки Куры), Ардавать.
Большие изменения в селе произошли в годы Великой Отечественной войны, когда в село приехало много переселенцев. Если коренное население были мордва, то в настоящее время превалирует русское население.
СЛАВКИНО, село Николаевского района Ульяновской области, центр сельской администрации (бывшего Хвалынского уезда, Саратовской Губернии). Расположено в 19 км к югу от районного центра – Николаевка, на шоссе Николаевка – Павловка по обе стороны речки Каслей – Кадада. Основано крестьянами из чернозёмных районов России в XVIII веке переселенцами из Пензенской губернии и бежавшими сюда после отмены крепостного права крестьянами. В настоящее время на территории села проживают 1644 человека, из них 583 – мордва.
3. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
Сбор информации об Алешкином роднике у старожилов села Славкино.
Этно – экологический анализ собранного материала.
Работа со словарями и литературой, музейными материалами.
Опрос старожилов села с целью выяснения информации об Алешкином роднике.
Маршрутный метод по изучению природных объектов.
4. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ










4.1.История образования и заселения с. Славкино.
В старые времена люди, основывая селения, разбивали населенные пункты около воды, строили так, чтобы было удобно жить. Село Славкино было основано в конце 18 века. Точной даты основания села нет, но из первой сохранившейся духовной росписи за 1789 г. видно, что при Барановской церкви было три священника: дьякон, три дьячка и три пономаря. В приходе состояли: село Барановка и деревни Собакино, Баевка, Славкино. В последней было 56 дворов, 250 душ мужского пола и 154 души женского пола. А в 1831 году в исповедальных росписях значилось 40 дворов, число душ неизвестно. В 1860-1865 годах произошел приход населения в количестве 14 семей, приращения объясняется переселением нескольких семейств русских, вышедших в ту пору из крепостной зависимости. Во второй половине 19 века несколько семей деревни ушли на новые поля (в Томскую губернию), и потому число жителей сразу уменьшается. Так в 1860 году в деревне Славкино насчитывается только 37 дворов. Это был последний случай большого переселения», о чем есть информация в газете «Саратовские губернские ведомости» № 94 от 3 декабря 1889г.
ПРИЛОЖЕНИЕ__1__
4.2. Смешение мордовской и русской культуры на территории Славкино
Первыми жителями села Славкино (первоначально деревни) были переселенцы –мордва из Пензенской губернии. Затем к ним присоединились беглые крестьяне из Саратовской губернии Хвалынского уезда и Сызранского уезда. Так и получилось, что в селе уживались мордва и русские. Наверное, поэтому и произошло смешение двух культур, которое выразилось и в географических названиях объектов, и в совместных праздника и в почитании предков. Так, например, многие названия в селе имеют мордовские корни (улицы, возвышенности, речки). Часто эти же названия имеют русский аналог (Ашепанда - Белая гора). Так и овраг, в котором выбивает родник, бывший когда-то святым местом сначала для мордвы, которые проводили здесь моляны, а потом для русских, которые в свою очередь проводили здесь христианские праздники и народные гуляния после заселения. Отсюда и двойное название оврага Ини Чинь Латка (в переводе «Праздничный овраг», или «Пасхальный овраг») и второе русское название Алешкин овраг. Следует отметить, что в современном русско-эрзянском словаре «ине» - прилагательное «великий», «инечи» - религиозное «Пасха», «инечинь»- пасхальный, «латко» - овраг, яма. Подобное название оврага никак не могло произойти случайно. Память народная цепко схватила эти определения, хотя не все старожилы могут объяснить, почему такие названия появились. А вот то, что это было местом совместных праздников, запомнили многие старожилы. Из анкет, предложенных старожилам села, выяснено, что многие знают об овраге и роднике, но никто точно не может объяснить, когда и почему появились такие названия.
ПРИЛОЖЕНИЕ ___2__
Имеются свидетельства исследователя Леонтьева, что православные священники (19 век) очень терпимо относились к молянам мордвы: «Рассказывают что Иван Поликарпов Тихонравов (священник Барановской церкви) сам с причтом ездил на моляны мордвы, служил там молебны и таким образом, вероятно, старался смягчить языческий характер моляна, придав ему христианский вид молебна. К концу его служения моляны стали прекращаться и совсем прекратились в 60-х годах благодаря усилиям священника Сергия Смирнова, который принимал все зависящие от него меры к искоренению последних языческих праздников и многих обрядов и обычаев». Но многие обычаи мордвы села сохранились и по сей день. Например, на кладбище мордва до сих пор, кроме свечей, еды, берет напитки. Один из обычаев - угощать усопших принесенной едой и питьем. «Кормление» в Славкино происходит следующим образом: на могилу (где находится голова умершего) насыпается пшено или какая –нибудь другая крупа, выливается водка или какой-нибудь другой напиток. На крестах или около подножия креста оставляют пироги, конфеты, фрукты и т.п.
Следовательно, одним из факторов смешения культур как раз является двойное название многих географических объектов и смешение обычаев русских и мордвы.

4.3. Из истории Алешкиого оврага.
Алешкин овраг, про который ведется исследование, интересен, с точки зрения культуры, потому, что именно около родника проходили и мордовские моляны и позднее православные праздники, что как раз свидетельствует о смешении культур.
«Здесь на берегу Алешкиного оврага, около родника, жители села встречали весну, зазывали жаворонков, отмечали Пасху и Красную горку», - вспоминают старожилы. «На Троицу завязывали косы берёзкам, здесь же отмечали свадьбы. Молодожены на второй день свадьбы должны были из родника принести воду, которая освящала бы их будущую жизнь, сопровождали молодых гости и родственники. Воду принести было не так уж и трудно, потому что село первоначально располагалось в районе Зеленого дома, и улиц было всего три: Большая (самая первая улица села), Найманская (ныне Октябрьская) и уже после революции - Колхозная. То есть расстояние от родника до дома не становилось преградой, так как все это располагалось поблизости», - из воспоминаний Кочкаревой Р. Ф., 1932 г.р.
В овраге, по воспоминаниям старожилов, было и священное, заветное дерево, подле которого и совершались моляны. Место это называлось «Ини Чинь Тума», по -русски «святого дня дуб». Каждая семья приносила с собой какой –нибудь напиток (брагу, пуря (медовый квас)) и в большом количестве съестные припасы: вареную баранину, курятину, гуся, сдобные пироги. Информация о таком дереве сохранила Комарова Т. Г. (1944 г.р.) По её воспоминаниям, она в детстве жила на Кирпичном (раньше это был небольшой кирпичный заводик) у бабушки с дедушкой, которые работали на заводе около Алешкина родника, и весной в возрасте примерно пяти- шести лет она сильно заболела. Лечили её доктора, а её дядя (фамилия Ерофеев) носил её в овраг к какому-то дереву. Она не запомнила, какой породы было это дерево, в памяти осталось только воспоминание, что дерево было очень большим. Запомнила, что около этого дерева дядя поймал какую-то птичку и отдал ее племяннице, которая очень радовалась. После этого она поправилась. Возможно, речь идет именно об этом священном дереве, где поклонялись жители села. В настоящее время дерево не сохранилось, при осмотре местности найдена только огромная ива (шесть человек обхватывает ствол), но была ли эта ива местом поклонения, выяснить не удалось.
ПРИЛОЖЕНИЕ___3__
Но вот поклонение злому духу «КЕРЕМЯТИ» (распространено было в Хвалынском уезде, в частности, в селе Телятниково) в селе Славкино не было. Видимо, поэтому о священном дереве сохранилось так мало воспоминаний. Но вот информация о молянах около родника славкинцев в записях Леонтьева сохранилась: «В Славкино, наоборот, молились одни женщины из числа 12, молитвы читались по ночам и обращались к «Паксиань – Кирди», к Полюдержителю». Воспоминания старожилов также подтверждают этот факт. Об этом же свидетельствует информация о почитании языческих духов: домового, лешего и «Паксава» (поле. По полю). Возможно другое прочтение «Паксяава»- мать поля. Во всяком случае, в старых документах покровительница поля изображается женщиной со снопом в руках.
ПРИЛОЖЕНИЕ ___4__
Интересная информация содержится далее: «В иных местностях кололи овец, в других резали определенной шерсти краденного быка, причем хозяина последнего удовлетворяли мирским сбором. Кониною тоже не брезговали, и в Славкино до сих пор сохранился котел, в котором конину эту варили». Запись относится к 19 веку.
ПРИЛОЖЕНИЕ__5___
После того как в селе появились русские, а мордву окрестили (примерно в начале - середине 19 века), в селе на пригорке построили молебную избу. Это подтверждено материалами районного краеведа П. А. Шиндина («Отчий край»). И когда изба использовалась для проведения церковных служб, воду брали из родника, расположенного в овраге Ини Чинь Латка. После революции изба была преобразована в школу, политика страны изменилась, воспоминания о святом месте стерлись из памяти сельчан. Остались только обрывочные воспоминания об овраге, в котором выбивает несколько родников, образующих ручей, получивший название Каменка и который впадал в самую большую речку села Каслей-Кададу.
На картах Саратовского архива Хвалынского уезда (1840 год, нагорная сторона) овраг, в котором выбивает родник, назывался Безымянным.
ПРИЛОЖЕНИЕ___6___
В селе овраг назывался Ини Чинь Латка. А вот на карте деревни (дачи) Славкиной Хвалынского уезда Барановской волости 1854 года (Государственный архив Санкт-Петербурга) овраг обозначен как Алешкин, рядом с ним располагался овраг Сосновый. Т.е., овраг был примерно в 50-54 переименован в Алешкин, а так как коренные жители села - мордва, овраг так и остался с двойным названием.
ПРИЛОЖЕНИЕ___7___
Знаменательно, что именно в это время зафиксировано «приращение к деревне Славкиной». В частности, по деревням, приписанным к Барановской церкви, прирост населения с 1860 по 1888 годы представляется в следующей таблице:
Поселения
Года


1860
1865
1870
1875
1880
1885
1888

С.Барановка
127
141
157
161
174
178
189

Д.Собакина
49
56
58
69
63
72
75

Д.Давыдовка
87
92
95
101
98
118
130

Д.Балтасьево
57
66
79
85
86
93
104

Д.Славкино
37
52
55
61
71
76
85

Итого
362
403
450
482
499
537
594

Значительное приращение с.Славкино в 1860-65 годах объясняется переселением сюда из разных мест нескольких семейств русских, вышедших в то время из крепостной зависимости. Они-то и были, по всей вероятности, русскими по происхождению, отсюда и русское название. Так почему же родник получил такое название?
Существует две версии названия родника. По первой версии родник вырыл переселенец по имени Алешка. Подтверждение тому найдено в описании села Барановки Хвалынского уезда в историческом очерке по данным церковного архива и устным преданиям, записанным А. Леонтьевым (Саратовские губернские ведомости №95 от 7 декабря 1889г. неофициальная часть). Дословно там содержится следующая информация:
«Наряду с мордвою селились в здешних местах и русские, но в незначительном количестве и часто вместе с ними. На самого раннего поселенца из русских указывают на какого-то Алешку, беглого крепостного из Сызранского уезда, который жил в лесу, в так называемом урочище «Алешкин». Место поселения Алешки и теперь указывают, но не знают, куда девался он сам и его семейство».
ПРИЛОЖЕНИЕ__8___
В статистическом описании «деревни Славкиной» за 1954 год содержится следующая информация: «Из замечательных речек и оврагов суть следующая – речка Кадада с впадающей в неё речкой Кевилейкой, из оврагов Алешкин и Сосновый».
ПРИЛОЖЕНИЕ___9__
«РГИа ф.380 оп.26 д.872. Карты и планы земель деревни Славкиной Барановской волости Хвалынского уезда Саратовской губернии.
По второй версии родник был для жителей своеобразным оберегом, местом поклонения, о чем свидетельствует и тот факт, что здесь проводились моляны мордвы. Интересно, что в переводе с древнегреческого «Алексей» обозначает защитник, хранитель. Именно переименование оврага из Ини Чинь Латки в Алешкин свидетельствует о переселении сюда русского населения и о смешении двух культур: русской и мордовской. Родник воспринимался жителями именно как место, оберегающее село. По воспоминаниям старожилов, сам родник выбивал из горы, был обложен камнем - ракушечником. Его позднее забрали жители села для своих нужд, колодец засыпало землей. (Информация получена из анкет).
Позднее в горе было сделано углубление, где набиралась вода, там же был «сруб»- колодец. Интересно, что вода стала выбивать из горы во многих местах, ключи расположены на разной высоте. Создаётся впечатление, что вся гора «плачет», так как вода течет сверху вниз. Во время восстановления родника были сделаны фотографии, где выбивающие ключи видны очень хорошо.
ПРИЛОЖЕНИЕ _10___
Подобный родник «Плачущая гора» , или «Аварди-панда», имеется в селе Баевка и также является почитаемым местом.
Недалеко от Алешкина родника (примерно метрах в 300) раньше находилось сельское стойло, где доили в обед деревенских коров. По дороге на стойло воду брали из речки, текущей из родника. Чуть выше из земли выбивают ключи, которые также питают речку Каменку, впадающую в Каслей-Кададу. Каменка названа так, потому что дно реки покрыто камнями. Интересно, что в селе Славкино есть подобная речка, называется она Кевилейка (дословно «речка, бегущая по камням», название мордовское). Эта речка Кевилейка также обозначена на карте 1853 года.
ПРИЛОЖЕНИЕ__11___
Ключей, выбивающих около Алешкиного родника, много, они, объединившись, образовали заболоченное место, из которого вода течет по дну речки. По свидетельству старожилов, святой родник , как правило, не выбивает один. Это наблюдается и в селе Барановка на Поповом роднике. Поэтому воду там набирают из разных ключей. Считается, что в этом случае она становится более освященной. Так и в Славкино. Ключей несколько, а вот брали воду из Алешкиного родника. По воспоминаниям Синдяевой А. В., 1925 г.р., родник был обнесен деревянным срубом, склон был обложен камнями. Надысева А. П. (1939 г.р.) вспоминает, что жительница села, родственница Крюковых (прозвище «Агра»), жила в районе Зеленого дома, молилась около родника в Зеленом доме, жители села считали его святым, т.е. получается, что несколько водоемов считались наиболее почитаемыми в селе, одним из них и был Алешкин.
Чуть ниже от родника в период Великой Отечественной войны начал работать небольшой заводик по производству кирпича. Работал он и после войны. Этот заводик назывался Кирпичным. Глину брали здесь же, песок тоже был рядом. Произведенный кирпич реализовывался населению и использовался на заводе. Для работников завода (2 человека) был построен домик (ближе к речке Каслей-Кадада). По воспоминаниям старожилов, воду для питья брали из родника и ещё ходили в Зеленый дом. В настоящее время никаких построек от заводика и дома не сохранилось, на местности видно сейчас только углубление, где брали глину.
Более молодые жители села вспоминают (Киреева Т. И., 1960 г.р., Канатьева Л. П. (1963 г.р.), что детьми бегали на Кирпичный (хотя завода уже не было), не знали, почему он так называется, но на этом месте им нравилось то, что там они находили красивые камни, яркого кирпичного цвета с красивыми вкраплениями. Из этих камней они выбивали огонь.
Молостова Р.А, 1940 г.р., коренная жительница С. Славкино, вспоминает, что на этот родник с родителями ходили на Троицу и на Крещение. Запомнила, как мать называла этот родник «Ознамо Лисьма» (моленный родник). Вместе с ними на этот родник ходили соседи Алмаевы.
5.Заключение
Когда была проведена исследовательская работа по восстановлению данных об Алешкином роднике, было принято решение восстановить этот родник, так как он на самом деле был святым местом для жителей села. Поэтому в июле 2013 года в рамках регионального проекта «Начни с себя» ученики Славкинской СОШ начали работу по восстановлению родника, определили фронт работы, составили план и потом обратились за помощью к директору ГКУ «Николаевское лесничество» Битяеву М. И. Также руководитель проекта выступила на сельском сходе, рассказав о запланированных работах. В течение нескольких дней активисты школьного лесничества «Березка» и ученики школы (9-11 классы) рыли родник, убирали мусор, уносили грунт от родника.
ПРИЛОЖЕНИЕ __12__
Так как грунт был очень тяжелым, Битяев М. И. выделил экскаватор. Был вырыт котлован под родник.
ПРИЛОЖЕНИЕ ___13___
В сентябре бригада рабочих провела строительные работы на роднике. Кроме восстановления родника, были поставлены лавочки, сделан мостик через речку. Вода теперь выливается через трубу. Родник обложен камнем, крыша металлическая. На общешкольном родительском собрании 21.10.2013 было рассказано о восстановленной святыне, чтобы жители села могли прийти на родник.
ПРИЛОЖЕНИЕ ___14___
Родник, который в 19 веке объединил русскую и мордовскую культуру, восстановлен. Наверное, жители села станут лучше, духовнее, потому что в селе восстановлен памятник, о котором многие жители и не знали.

6. ЛИТЕРАТУРА
Литературное краеведение. Учебная хрестоматия по литературному краеведению. Учебное пособие для V-IX классов общеобразовательных учреждений. Ульяновск. Корпорация технологий продвижения. 2000 г.
Ульяновская – Симбирская энциклопедия, под ред. В.Н.Егорова. Ульяновск, «Симбирская книга», 2004г.
Особо охраняемые природные территории Ульяновской области/ под ред. В.В.Благовещенского. Ульяновск: «Дом печати»,1997г.
Материалы архивов Хвалынского уезда «Краткое статистическое описание Саратовской губернии Хвалынского уезда Барановской волости и общества дачи деревни Славкиной, единственного владения государственных крестьян». Составлено в 1854 году.
Карта деревни Славкиной , 1840 года. Материал Хвалынского архива.
Исторический очерк по данным церковного архива и устным преданиям. (село Барановка Хвалынского уезда)
Сообщение кантониста Тимофея Леонтьева епископу Саратовскому. (от 17 февраля 1840 года)
Карты - сборный лист Хвалынского уезда (нагорная сторона). 1942 г.
Карта дачи Славкиной, 1953 год. – материал государственного архива Санкт- Петербурга.



15