Технологическая карта урока литературного чтения «Знакомство с буквой «Р, р» Программа: «Начальная школа 21 века»


Технологическая карта урока литературного чтения «Знакомство с буквой «Р, р»
Программа: «Начальная школа 21 века»
Тип урока: изучение нового материала
Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии уровневой дифференциации.Задачи: Образовательная:
познакомить с буквой Р р;
учить выполнять звукобуквенный анализ слов;
плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами.
Развивающая:
развивать наглядно – образное мышление посредством использования моделей (звук, слог, слово);
оптимизировать процесс обучения за счет активного включения учащихся в учебный процесс;
способствовать развитию УУД (анализ и синтез, моделирование, построение речевых высказываний, поиск способов действий, самоконтроль).
Воспитательная: воспитывать интерес к родному языку, привитие навыков культурного общения.
Здоровьесберегающие:
-сохранять здоровье детей путём чередования различных видов деятельности и активного отдыха, использования ИКТ, создания комфортной и доверительной атмосферы в классе.
Ресурсы: “Букварь”,
рабочая тетрадь “Я учусь писать и читать”,
фишки, тетрадь для печатания, цветные карандаши.
презентация: «Знакомство с буквой «Р, р»
- электронные физкультминутки
Организация пространства: Работа фронтальная, индивидуальная, групповая, парная
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1 2 3 4
I. Организационный момент.
 
 
 
 
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
III. Постановка учебной задачи.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
V. Первичное закрепление.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
VII. Рефлексия деятельности (итог урока) - Какой сейчас урок?
- Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?
- Я желаю вам сохранить хорошее настроение весь урок.
 
1. - Сегодня мы продолжим путешествие по стране букв и звуков.
- Посмотрите на ленту букв.- Каким цветом наша лента?- Почему одна половина ленты красная, а другая – синяя?
- Чем отличаются гласные от согласных?
 
 
 
- Сколько знаете гласных букв?- А гласных звуков? Назовите.
 
- Назовите изученные согласные.- Все ли буквы нам известны?- Хотите познакомиться с новой буквой?
Физкультминутка для глаз.
2. Чистоговорка. (слайд №2)
 
 
- Какой звук чаще всего произносили в чистоговорке?
- С какой буквой познакомимся на уроке?
1. Звуковой анализ слова “рыба”, “речка”.
- Отгадайте загадку.
Блещет в речке чистойСпинкой серебристой.
- Составьте звукобуквенную модель слова “рыба”.- Назовите первый звук в слове.- Какой это звук?- Какой фишкой обозначим?
- Назовите второй звук в слове?- Что знаете об этом звуке?
- Назовите третий звук. - Какой это звук?
- Какой фишкой обозначим?- Назовите последний звук?- Что знаете о нем?
Аналогично проводится анализ слова “речка”.
Загадка.
Течет, течет – не вытечет,Бежит, бежит – не выбежит.
- Буква, которой обозначаются звуки [р] [р,] , называется “эр” (слайд №7)
- Почему здесь две буквы “эр”?- На что похожа буква “эр”?
(слайд №8)
Буква Р – на мачте парус,Вдаль плывет, небес касаясь.
В.Степанов.
- Встаньте те, у кого в именах есть новые звуки [р], [р,]
 
- Определите, твердый или мягкий это звук?
2. Работа в парах.
-Назовите как можно больше слов со звуками [р], [р,]
- Составьте звукобуквенную модель слова с новыми звуками.
Физкультминутка (изображение пальцами буквы)
Мы ладонь согнем дугойИ прижмем её к другой,И у нас у всех теперьПолучилась буква “Р”.
3. Работа в тетрадях для печатания.
4. Работа по учебнику (с.66)
Дифференцированная работа.
1 группа – прочитать предложения, найти и прочитать имена;
2 группа – прочитать слоги по строкам;
3 группа – прочитать слоги с буквой Р, используя пособие –
окошечки”.
5. Коллективная работа.
Чтение слов по строчкам, по столбикам.
- Прочитайте слова, в которых по две буквы, обозначающие гласные звуки.
- Прочитайте слова, в которых только один гласный звук.
- Составьте и прочитайте слова по стрелочкам.
- Прочитайте только имена.
Физкультминутка.
У реки росла рябинаА река текла, рябила.Посредине глубинаТам гуляла рыбина.Эта рыба, рыба – царьНазывается пескарь.
- Назовите слова с новым звуком.
6. Работа с текстом.
На рыбалке.
Митя и Леша удили рыбу.Вот ёрш и карась.А это пескарь.Дети кладут рыбу в ведро.Мурзик будет рад улову.
- Как называется рассказ?- Кто прочитает?
 
Работа по вопросам.
- Кто удил рыбу?- Какую рыбу они поймали?
- Куда дети кладут рыбу?- Кто будет рад улову?- Найдите в тексте слова со звуком
[р], [р,]
 
7. Задания по рабочей тетради “Я учусь писать и читать”.
Закрепление зрительного образа буквы Р.
- Закрасьте те части рисунка, в которые вписана буква Р.
Задание “Сообрази и запиши”.
- Впиши буквы в клеточки, номера которых даны после буквы.
- Прочитайте получившиеся слова.
- Чем похожи эти слова?
- Есть ли среди этих слов слова, в которых количество звуков и букв разное?
- В каких словах буква Р обозначает твердый согласный звук?
- А мягкий согласный звук?
Задание “Напиши”.
- Впиши букву Р.- Прочитай получившиеся слова.
 
- Что общего у всех слов первой строчки?
- С какой буквой сегодня познакомились?
- Какой звук обозначает буква Р?
- Что было интересным на уроке?
- Возникали затруднения?
- Вы смогли их преодолеть?
- Удалось вам сохранить хорошее настроение?
- Оцените свою работу Урок обучения грамоте.
 
- Хорошее.
 
 
 
 
- Красным и синим.
- Буквы, обозначающие гласные и согласные звуки.
- Гласные тянутся, поются; при произнесении не встречают преград.
- А согласные не тянутся, встречают во рту преграды.
- Десять.
- Шесть: [а],[о],[у],[ы],[и],[э].
 
 
 
- М, Н.- Нет.
- Да(учащиеся готовы к продолжению работы).
Читают вместе с учителем, четко проговаривая каждый звук.
- [р] и [р,]
 
- С буквой Рр.
 
 
 
 
- Рыба (слайд №3)
 
- [р]- Твердый, согласный звук.
- Синей. (слайд №4)
- [ы]- Гласный, обозначим красной фишкой.
- [б]- Твердый, согласный звук.
- Синей.- [а]- Гласный, обозначим красной фишкой.
 
- Речка (слайд №5, №6) 
- Печатная большая, печатная маленькая.
- Парус, ромашка.
 
 
 
 
 
 
- Кирилл, Родион, Рината, Дмитрий, Варвара, Александр, Дарья, Григорий, Егор.
(Учащиеся определяют).
 
 
- Рама, тарелка, ручка, дверь и т.д.
 
 
 
 
 
 
Учащиеся печатают букву Рр.
 
 
 
 
 
 
 
 
- Марина, Нина, рана, имена.- Нина, Марина.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
- Реки, рябина, рябила, рыбина, царь, пескарь.
 
 
 
 
 
 
- На рыбалке.
Чтение читающими детьми вслух.
 
- Митя и Лёша.- Ерша, карася, пескаря.- В ведро.- Мурзик.
 
- Рыбалке, рыбу, ёрш, карась, пескарь, ведро, Мурзик, рад.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
- Море, нора, рама.
- Есть звук [р] и [р,]
- Нет.
 
- Нора, рама.
- Море.
 
 
 
Марина, Ира, Роман, Римма, Рая, норма, мрамор, роса, армия.
Имена людей.
 
- Рр- [р], [ р,]
Фронтальные ответы детей.
- Да.
- Да.
- Да. Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные-моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство; коммуникативные-инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные-умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, коммуникативные: управление поведением партнера-контроль, коррекция, оценка действий партнера.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование.