Конспект урока по русскому языку в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века». Тема: «Однородные члены предложения.»

Бородина Наталья Анатольевна

учитель начальных классов МКОУ «Каргапольская начальная общеобразовательная школа №3» Каргапольского района, Курганская область

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века».
Тема: «Однородные члены предложения»

Цели: УУД:
Предметные:
- понимать, что такое однородные подлежащие, однородные сказуемые, однородные второстепенные члены предложения.
-уметь находить их в предложении и обозначать их на схемах.
-знать, какие знаки препинания ставятся между однородными членами предложения
Регулятивные:
-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать алгоритм  действий на уроке; работать по коллективно составленному плану в парах и группах;  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
-учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.
Познавательные:
-уметь отличать предложения с однородными членами от других предложений; учиться ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами; уметь проверять правильность написания слов и предложений, воспитывать потребность составлять алгоритм, как условие решения любой проблемы, возникающей в практической  жизни ребенка.
Личностные: -уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.
Тип урока: урок закрепления новых знаний.
Оборудование урока:
презентация
схемы предложений с однородными членами без союзов;
карточки для дифференцированного индивидуального задания;
учебник «Русский язык» 3 класс I часть /С.В. Иванов/, рабочая тетрадь
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Минутка чистописания.
А)Открыли тетрадь, записали число, классная работа.
Б)(слайд 1) Внимательно посмотрите на запись на слайде:
Доктор - врач
Рёв - ?
Зов - ?
Ураган - ?
У. Правильно сформулировав и выполнив задание,
вы определите тему минутки чистописания.
( на доске)
-К словам левого столбика надо подобрать синонимы,
оканчивающиеся на букву Ч:
доктор – врач, рёв – плач, зов – клич, ураган – смерч.
Во всех словах правого столбика есть буква согласного звука [ч]. Значит, сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву Ч.
в) Запишите слова : (на доске) учит.ль чел.век к.нечно дев.чка
-Откуда эти слова ? (словарные слова)
Какое слово лишнее в этой группе слов. Почему ?
( 3 слова обозначают одушевлённое существо- человека)
Запишите , вставляя пропущенные буквы . Подчеркните пропущенные буквы, поставьте ударение. III. Систематизация знаний.
3) Систематизация знаний
а). Прочитайте написанные пословицы (слайд 2 )
Красна птица опереньем, а человек – уменьем.
Русский человек добро помнит.
Человека ценят не по словам, а по делам.
У. Какие пословицы можно объединить между собой по какому- то признаку?
Д. Можно объединить первую и третью пословицы по смыслу. (Человека ценят за его умения, дела и поступки).
У. Назовите в последней пословице слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения.
Д. «По словам», «по делам» отвечают на один и тот же вопрос и относятся к сказуемому «ценят».
У. Как вы думаете, чему будет посвящена новая тема урока?
Д. -Новая тема урока будет посвящена словам, отвечающим на один и тот же вопрос и относящимся к одному и тому же члену предложения.
У:- Сегодня мы продолжаем исследовать тему: «Однородные члены предложения». ( слайд 3)
-Я предлагаю определиться с задачами урока :
- Что нужно знать по теме урока? ( слайд 4 )
Что надо знать: 1) Признаки однородных членов предложения.
Что надо уметь:
2) Уметь находить в тексте однородные члены предложения. 3) Уметь правильно расставлять знаки препинания при однородных членах предложения. 4) Уметь употреблять в речи однородные члены предложения.
– Приступаем к решению задач урока.
4. Основная часть урока.

- Какие члены предложения вы знаете?
- Давайте вспомним еще раз, как называются главные члены предложения?
- Какие вы знаете второстепенные члены предложения?
Задача 1. Назвать признаки однородных членов предложения( слайд 5)
– Расскажите , что вы знаете о признаках однородных членов предложения
.(5 пунктов:
Отвечают на один и тот же вопрос,
Являются одним членом предложения
Относятся к одному и тому же члену предложения
Обычно выражены одной и той же частью речи
Произносятся с интонацией перечисления.
Задача 2. Прочитайте предложения.

Ветер срывал листья и кружил их.
Ветер срывал листья, кружил их.

Чем похожи эти предложения?
(Порядком слов. В них есть однородные члены предложения.)

Чем отличаются?
(В первом предложение есть союз И)
Каким главным членом являются однородные члены ?( сказуемым)Какой частью речи?
К какому слову они относятся ?( подлежащим) Какой частью речи?
Задача 3. Уметь находить в тексте однородные члены предложения.
Учебник с .126 ,№1 -1 ряд -1 предл. Составить схему предложения.

ПРАВИЛО! (Слаид 5 )Послушайте стихотворение Михаила Исаковского.
Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше,
Поиграл немного
Ветками черёмух,
Пожурил за что-то
Воробьёв знакомых
И расправил бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперегонки с пылью
Михаил Исаковский
Составим из строчек стиха предложение с однородными членами .
(Ветер вышел, постучал, пробежал, поиграл, пожурил и расправил, полетел.)

На доске схема предложения______ =====,========,=======,======,======= и======,======.
Запишем его.
_ Назовите однородные члены.
- Каким членом предложения они являются?
-К какому слову они относятся?
Каким членом предложения оно является ?
5)Физкультурная минутка (релаксация зрения).
– Повернуться к окошку, посмотреть на дальний объект – 1, 2, 3. – Перевести взгляд на цветок на окне – 1, 2, 3. – Закрыть глаза – 1, 2, 3, 4, 5;  открыть.

Уточняем умение расставлять знаки препинания при однородных членах предложения.
Задание 4. (слайд 6)

А) Устно составь предложения с однородными членами, изменяя слова, записанные в скобках. Запиши в тетрадь только схему предложения.
Медвежата находят вкусные (корешок, шишка, ягода).
Медвежата находят вкусные корешки, шишки, ягоды.
Страус (сильный и выносливый) птица.
Страус сильная и выносливая птица.

Б ). Составление предложений с однородными членами .
Схемы предложений!!! На доске ученики 1 и 2 вариант.

Дифференцированный подход)

1вариант Журавли кричат тревожно. Журавли кричат тоскливо.


2 вариант Осень раздевает лес. Осень студит воду.
( СЛАЙД 7)
6) Самостоятельная работа.
- Положите перед собой карточку. Начинайте работу.
Вставь, где необходимо, запятые
НАШ ЛЕС.
В нашем лесу растут сосна ель береза осина дуб ольха. В лесу мы собираем землянику и ежевику. В лесу растут рыжики маслята подберезовики опята. В лесу живут и волки и лисицы и зайцы и белки. Наши кустари делают из дерева ложки корыта колеса телеги сани. Взаимопроверка в парах.
7,)Физкультминутка
У. Я буду называть предложения с однородными членами и без них .
Если назову предложение с однородными членами, вы хлопаете.
Если услышите предложение без однородных членов, делаете наклон вперёд. Постарайтесь сосчитать, сколько предложений с однородными членами я назову.
На клумбе растут цветы. На клумбе растут астры и розы.
Над полем кружатся насекомые. Над полем кружатся бабочки и стрекозы. Летом солнце светит и греет.
8) Самостоятельная работа

А)1. Допиши предложения, добавив однородные члены.

1 вариант : Я люблю собак,
2 вариант: Этот цветок можно увидеть в поле,

2. Составь предложение по схеме.

======= ------------, -------------- , ------------ .
(сказуемое подлежащее, подлежащее и подлежащее).

~~~~~~~ -------------- ======= -- -- -- -- -- .
(определение подлежащее сказуемое дополнение).
9) Итог урока
Какие задачи были поставлены на к уроке ?
Знать: - признаки однородных членов предложения.
Уметь:-находить в тексте однородные члены предложения. - расставлять знаки препинания при однородных членах предложения. - употреблять в речи однородные члены предложения.

- Покажите, какое у вас настроение после завершения урока?
- А вот, мое настроение.
- Как вы оцениваете свою работу?
Рефлексия « легко, трудно,»

Словесная оценка работы детей на уроке.
10) Домашнее задание: Составить и записать 3 предложения с однородными членами о своей семье.
ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ
Не являются однородными членами предложения:
1) повторяющиеся слова, употребляющиеся с целью подчеркнуть множество предметов, длительность действия, его повторяемость и т.д.
Мы точно плавали в воздухе и кружились, кружились, кружились; Белые пахучие ромашки бегут под его ногами назад, назад (Куприн).
Такие сочетания слов рассматривают как единый член предложения;
2) повторяющиеся одинаковые формы, соединенные частицей не, так: верь не верь, старайся не старайся, писать так писать, работать так работать;
3) сочетания двух глаголов, из которых первый лексически неполный: возьму и скажу, взял да и пожаловался, пойду посмотрю и т.п.;
4) устойчивые сочетания с двойными союзами, между которыми запятая не ставится (!):
ни взад ни вперёд, ни за что ни про что, ни рыба ни мясо, ни сном ни духом, и смех и грех, и так и сяк и др.

Знаки препинания при однородных членах
А) Бессоюзная связь – запятая между однородными членами ставится.
О, О, О

Например: Потекла со страшной быстротой густая, пёстрая, странная жизнь (М. Горький).
Б) Одиночные соединительные союзы (и, да=и) или разделительные союзы (или, либо) – запятая между однородными членами не ставится.
О и О; О или О

Например: Он плакал и топал ногами (М. Горький); Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая берёзка (Л. Толстой).Примечание. Союзы и, да, да и могут иметь присоединительное значение (значение «и притом»). Эти союзы вводят не однородные, а присоединительные члены предложения. В этом случае запятая перед союзом ставится. Ср.: Люди посмеивались над ним, и справедливо (Панова). – Люди посмеивались над ним, и притом справедливо; Что тут прикажешь делать скульптору, да ещё плохому (Тургенев). – Что тут прикажешь делать скульптору, и притом плохому.
В) Повторяющиеся соединительные союзы (и... и; ни... ни) и повторяющиеся разделительные союзы (или... или; либо... либо; то... то; не то... не то) – запятая между однородными членами ставится.
и О, и О; ни О, ни О; то О, то О

Например: Уже не стало видно ни земли, ни деревьев, ни неба; Но Василий Львович или не расслышал её слов, или не придал им настоящего значения (Куприн).
2.Постановка учебной проблемы. Закрепление изученного.
-Перед вами карточка. Рассмотрите схемы и подберите к каждой предложение.
В феврале яркое солнце светит, но не греет.
Пришла весна, распустила листочки на деревьях и украсила лес.
Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
К нам вернулись ласточки, стрижи, грачи.

- Выполняя это задание, вы объясните друг другу знаки препинания.
Сделайте вывод «Когда же ставятся знаки препинания при однородных членах?»
IХ. Дом.задание.
-Вспомним, как надо действовать, чтобы правильно расставить запятые в предложении с однородными членами.
Найти грамматическую основу предложения.
Убедиться в том, что предложение осложнено однородными членами.
Посмотреть, как соединены: с помощью союзов или интонацией перечисления.
Если интонацией перечисления, то ставим запятую.
Если союзами, то смотрим какими: И и ДА в значении И – не ставим запятую, А, НО и ДА в значении НО – ставим запятую.
















Рисунок 2Описание: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/articles/597243/img1.gif Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315