Виды разноуровневых заданий на уроках русского языка

. 2
1. Виды разноуровневых заданий 5
2. Фрагменты уроков 20
3. Конспекты уроков . 23
4. Реализация дифференцированного подхода в обучении младших школьников в программе „ Начальная школа ХХI века “
4.1 Блок «Правописание» . 28
4.2 Блок «Как устроен наш язык» . 40
4.3 Блок «Развитие речи» 49
5. Литература . 53


























Начальная школа ставит перед ребёнком очень сложную задачу – овладение письменной речью, возникающей на базе устной речи и представляющей собой более высокий этап речевого развития. Письменная речь в отличие от устной формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. механизмы письменной речи начинают складываться в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе дальнейшего обучения. В дальнейшем ребёнок будет учиться посредством чтения и письма, в первый же год своей школьной жизни он учиться собственно письму и чтению, их наиболее общим и элементарным основам. Письмо и чтение служат базовыми навыками, т.е. навыками, на которых практически строится всё дальнейшее обучение, а значит, ребёнок, не освоивший эти навыки вовремя и качественно, непременно будет отставать в учёбе, и не только по предмету „ Русский язык “. От того, насколько ученик овладеет чтением и письмом, зависит успешность его дальнейшего обучения в школе, так как именно нарушения чтения и письма обычно становятся главными причинами неуспеваемости младших школьников.
Успешное овладение чтением и письмом невозможно без сравнительно высокого уровня устной речи, развития слухоречевой памяти, сформированности предпосылок к овладению звуковым анализом, развития ряда неречевых функций (зрительного и пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, общей и мелкой моторики), наглядно-образного мышления, начал логического мышления, а также определённого уровня общего (деятельностного, личностного) развития ребёнка.
Можно выделить три основные группы показателей готовности к успешному овладению языковой грамотой:
– соответствующий возрастной норме уровень общего развития;
– достаточная степень развития ряда неречевых функций – соответствующий возрасту уровень развития устной речи.
Общее и одинаковое для всех детей образование, обеспечивая выявление задатков и способностей учащихся, еще не гарантирует достаточно интенсивного их развития. Это объясняется, большой неоднородностью учащихся, различием их задатков и способностей. Необходима система определенных мер, обеспечивающих развитие способностей учащихся в оптимальном режиме, с учетом выявленных у учащихся задатков и способностей.
Ещё К. Д. Ушинский утверждал, что “ деление класса на группы, из которых одна сильней другой, не только не вредно, но и даже полезно, если наставник умеет, занимаясь с одной группой, сам давать двум другим полезные самостоятельные упражнения „.
Н.М. Шахмаев считает, что такая дифференциация образования на базе высокого общего уровня, отвечает социальным целям нашего общества, которое стремится обеспечить всестороннее развитие каждого человека и открыть перед ним дорогу для получения специальных знаний.
И. М. Чередовым была сформирована критериальная база уровней обученности учащихся. Так, к группе с высоким уровнем обучаемости относятся учащиеся, которые свободно усваивают изучаемый материал, выделяют существенное, закономерное, в частном видят общее, способы самостоятельно развивать раскрытые на уроке положения, легко переносят знания в новые ситуации, достигают высокого уровня знаний за самое короткое время.
Ученики среднего уровня обучаемости усваивают учебный материал после тренировочной работы, выделяют существенное, закономерное не сразу, а после выполнения определённых тренировочных упражнений умеют увидеть в частном общее; овладев знаниями, осуществляют параллельный перенос в новые условия; для усвоения знаний требуется более длительное время по сравнению с учащимися высокого уровня обучаемости.
Учащиеся низкого уровня обучаемости усваивают материал после многократных упражнений и не всегда в полном объёме, затрудняются в выделении существенного, закономерного после общей тренировочной работы со всем классом, выполняют задания репродуктивного характера; овладевают знаниями за более длительное время, чем предыдущая группа учащихся.
Наличие индивидуальных различий в развитии учащихся вызывает необходимость внедрения дифференцированного обучения.





































2. Виды разноуровневых заданий
Тема: «Звуки и буквы».

1.

- изменяя по одной букве, составь цепочку слов. Назови звуки, которыми различаются слова. Подчеркни буквы, которым обозначены эти звуки.

2.



- запиши слова, произнеси первый звук каждого слова. Подчеркни буквы, которыми обозначаются эти звуки.

3.





- запиши в тетрадь слова, подчеркни букву, которая есть во всех этих словах.

Тема: «Гласные и согласные звуки и буквы».

1.



- дополни схему. Запиши все гласные звуки с помощь значка [ ]. Какими буквами они могут быть обозначены? Подумай, почему один и тот же гласный звук обозначается то одной буквой, то другой?

2.
- выпиши буквы, обозначающие согласные звуки;
- выпиши буквы, обозначающие гласные звуки.
3.





- запиши слова парами. Определи, какими звуками они различаются. Подчеркни буквы, обозначающие эти звуки (гласные - ; согласные );
Тема: «Обозначение звуков на письме».

1.





- запиши в тетрадь слова. Найди «лишнее» слово (запиши слова и их транскрипцию).

2.




- запиши слова. Найди «лишнее» слово.

3.






- запиши слова. Буквы, обозначающие мягкие согласные звуки подчеркни = , а буквы, обозначающие твёрдые согласные звуки - .

Тема: «Сочетания жи – ши».

1.

Ж
И






Ш
И






Ж
И






Ш
И

- подбери слова и запиши их.

2.



- спиши, вставляя нужные слова.
3.



- спиши, вставляя пропущенные звуки.

Тема: «Сочетания ча – ща».

1.



-спиши слова. Запиши транскрипцию общей части этих слов.

2.


- на какие две группы можно разделить эти слова? Запиши их в два столбика.
3.

.
- спиши, вставляя пропущенные буквы
Тема: «Сочетание чу – щу».

1.

Щ
У






Ч
У






Щ
У






Ч
У


- подбери слова к заданным схемам, запиши.

2.


- спиши, вставляя пропущенные буквы.

3.



- спиши, вставляя пропущенные буквы.
Тема: «Мягкий знак – показатель мягкости согласного».

1.



- образуй пару к слову, чтобы появился мягкий знак.

2.


- запиши слова в два столбика.
3.



- спиши пары слов. Подчеркни букву, которая пишется для обозначения мягких согласных.
Тема: «Разделительный мягкий знак (ь).

1.



- составь предложения, используя данные слова.

2.



- измени слова по числам, запиши получившиеся пары слов.

3.



- разделите слова для переноса.

Тема: «Слог».

1.


- запиши слова в два столбика.

2.


- найди «лишнее» слово.

3.


- спиши, раздели на слоги.
Тема: «Перенос слова».
1.


- выпиши слова, которые нельзя перенести.

2.


- выпиши слова, которые можно перенести по-разному.

3.
- спиши, разделяя слова для переноса.

Тема: «Ударение».

1.



- спиши, расставь знаки ударения, подчеркни слова, смысл которых зависит от перемещения ударения.
2.



- спиши, расставь знаки ударения.

3.


- спиши, вставляя пропущенные буквы. Расставь знаки ударения.

Тема: «Слова, которые называют предмет».

1.



- превратите неодушевленные слова в одушевленные.

2.
- выпиши слова, которые называют предмет.

3.


- запиши слова в два столбика (кто ? что ?).

Тема: «Слова, которые называют признаки предмета».
1.




- преврати имена прилагательные в имена существительные.
2.


- запиши слова, противоположные по смыслу. Подчеркни «лишнюю» пару.

3.


- запиши слова с противоположным значением.

Тема: «Слова, которые называют действия предметов»

1.


- образуйте от данных слов существительные, найди «лишнее»слово.

2.


- запиши слова с противоположным значением.
3.



- запиши в два столбика.
Тема: «Состав слова. Корень»

1.


- запиши слова в три столбика.

2.



- запиши в два столбика. Выдели корень.

3.



- спиши слова, выдели корень. Подчеркни «лишнее слово».

Тема: «Состав слова. Окончание».
1.



- спиши слова. Подчеркни «лишнее слово», выдели окончания.

2.



- спиши слова. Подчеркни «лишнее слово», выдели окончания.

3.


- спиши слова, выдели окончания.

Тема: «Состав слова. Суффикс».

1.



- на какие две группы можно разделить эти слова? (укажи все варианты).

2.



- запиши в два столбика.

3.



- спиши, выделяя суффикс.

Тема: «Состав слова. Приставка».

1.



-- спиши слова, подчеркни «лишнее» слово. Выдели корень и приставку.

2.



- запиши слова в два столбика.

3.



- спиши. Найди слово, образованное приставочным способом.
Тема: «Безударная гласная в корне слова».
1.

- спишите, образуйте слово с безударной гласной в корне.

2.




- спишите, вставляя пропущенную букву. Подбери проверочное слово.

3.


- спиши, вставляя пропущенную букву.

Тема: «Парная согласная»

1.



- образуйте однокоренное слово, чтобы появилась парная согласная.

2.




- запиши в два столбика.

3.
- спиши, вставляя пропущенные буквы.

Тема: «Разделительный твёрдый знак (Ъ).

1.



- запиши слова буквами, найди «лишнее» слово.
2.




- вставь в каждое из слов разделительный Ъ или Ь.

3.



- спиши однокоренные слова. Объясни правописание твёрдого знака.

Тема: «Образование слов»

1. + (о) пад =
+ (о) пад =
+ (о) ход =

- образуй слова по моделям.

2.




- запиши слова в два столбика.

3.


- образуй слова по моделям.

Тема: «Предлоги и приставки».

(С)ели (с)прыгнула белка.
Гости (с)ели вкусный торт.

- спиши, раскрывая скобки.

2.


- составь и запиши предложение.

3.



- спиши, раскрывая скобки.

Тема: «Непроизносимая согласная».

знаменитый -
печальный -
хмурый -
торжество -

- спишите, заменяя близкими по значению словами с непроизносимой согласной.

2.




-спиши, написав проверочные слова

3.



- спиши слова парами, заменяя звуковую запись второго слова буквенной.
Далее предлагается серия фрагментов уроков с учетом уровня обучаемости учащихся.
1 группа заданий - для учащихся с высоким уровнем обучаемости;
2 группа заданий - для учащихся со средним уровнем;
3 группа – с низким уровнем;

2. Фрагменты уроков
МИНУТКИ ЧИСТОПИСАНИЯ; СЛОВАРНАЯ РАБОТА
а) д в н
3 - найди словарное слово, в котором есть такие согласные, выдели орфограмму;
2 – вспомни словарное слово, в котором есть такие согласные, выдели орфограммы;
1 - вспомни словарное слово, в котором есть такие согласные, образуй и запиши родственные слова по схеме:
венька
______ вушка
венский

б) д р г
3 – найди во 2 столбике словаря слово, в котором есть такие согласные, запиши, выдели орфограмму;
2 - найди во 2 столбике словаря слово, в котором есть такие согласные, составь с этим словом предложение;
1 - найди во 2 столбике словаря слово, в котором есть такие согласные, образуй родственные слова, запиши их.
ПО
ДО
ГА

РО
РОЖ
ЖЕНЬ

КА
НИК
НЫЙ



в) а, о, и, е
3 – пропиши, подумай, что общего между этими буквами;
2 - пропиши, подумай, что общего между этими буквами, допиши недостающую букву;
1 - пропиши, подумай, что общего между этими буквами, допиши недостающую букву, подбери слова с данной орфограммой, используя все эти буквы;
г) Найди в последнем столбике словаря слово, в котором 2 согласных звука мягких и 2 согласных звука твердых / товарищ /
3 – спиши, вставляя буквы
Мы с тварищем вдвоём
Сгодня (на) кток идём.
2 – допиши пропущенные слоги:
___варищ, __варищеский, __варищество;
1- собери пословицу:
а, выручй, сам, тварищ, пгибай;

д) воскресенье, ветер, декабрь
3 –спиши, выдели орфограмму;
2 – запиши слова в порядке увеличения количества орфограмм;
1 - запиши слова в порядке увеличения количества орфограмм, найди «лишнее» слово.

е) ворона, апрель, карандаш
3 – запиши слова, выдели орфограмму; составь предложение, используя 1 слово;
2 – запиши в порядке увеличения количества орфограмм, составь предложение, используя 2 слова;
1 - запиши в порядке увеличения количества орфограмм, составь предложение, используя 3 слова;
ИТОГ УРОКА
3 группа:
Впишите в горизонтальные клетки кроссворда сказуемые из каждого предложения. Если вы справились с работой правильно, то в красных клетках у вас получилось слово.
В берлоге заснул медведь.
Заяц сменил серую шубку на белую.
В лесу вьюга намела глубокие сугробы.
Надели снежные шапки вековые ели.




























2 группа:
Впишите в горизонтальные клетки кроссворда подлежащее из каждого предложения. Если вы справились с работой правильно, то в красных клетках у вас получилось слово.
За окном льёт дождь.
Стаи птиц летят на юг.
Деревья роняют листву.
Дни стали короче.
5. Осень шагает по лесным тропинкам.





























1 группа:
Впишите в горизонтальные клетки кроссворда из каждого предложения второстепенные члены предложения. Если вы справились с работой правильно, то в красных клетках у вас получилось слово.
На лугу растёт трава.
Поют лесные птицы.
На листьях блестят росинки.
Жарко греет солнышко.



























3. Конспект урока.
Тема урока: Слова, которые называют признаки и действия предметов.
Цели:
- формировать у учащихся представление о роли в русском языке слов, обозначающих признаки и действия предметов;
- развивать у учащихся умение распознавать и осознанно употреблять в речи имена прилагательные и глаголы.
Минутка чистописания.
- Вспомни , какие словарные слова начинаются с этого сочетания.
Словарная работа.
3- Найди в словаре эти слова, выдели орфограммы.
2 – Вставь подходящие по смыслу словарные слова
а) У меня зазвонил ___________ .
- Кто говорит?
- Слон.
б) Ученик положил в портфель __________ в линейку.
1 – Допиши пропущенные слоги, объясни значение получившихся слов.
________фонист ________ка
_______фончик _______ очка
______фонный _______нный
Актуализация знаний.
тетрадь, телефон
а) – Что общего между этими словами? (имена существительные) Доказать.
б) – Восстанови предложение:
Имя существительное – это __________, которая обозначает ______ и отвечает на вопросы ____________.
в) Дидактическая игра «Вопрос – ответ»
1 вариант – ставит вопрос к предмету
2 вариант – называет предмет
Например:
1в – что? 1в – кто?
2 в – телефон 2 в – ученик
Усложняем игру. Учитель задает вопрос что делает?
1в – что? 1в – кто?
2в – телефон 2в – ученик
У. что делает? (звонит ) (учится)
Объявление темы урока.
1. Данные слова выносятся на доску
- Что объединяет эти слова? (обозначают действие предмета, отвечают на вопрос что делает?)
Знакомство с правилом на с.52
Физминутка. (изобразить действие)
Солдаты что делают? (шагают)
Заяц .
Кузнечики
Зрители .
- Как называются слова, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопросы что делать? (глаголы)
2. Внимательно послушайте задания, выполняйте его только в том случае, если оно задано четко и точно, не попадитесь в ловушки.
На доске рисунок – дерево с яблоками.
У. – Назовите предмет.
Д. – Что? Дерево?
У. – Назовите действие этого предмета.
Д. – Что делает? Растет, стоит.
У. – Назовите этот предмет. (показываю яблоко)
Д. – Что? Яблоко.
У. – Назовите этот предмет (показываю на другое яблоко)
Д. – Что? Яблоко.
У. – Выйдите к доске и возьмите яблоко.
Д. – Ловушка. Мы не можем выполнить это задание, оно задано не точно.
У. – Уточните задание.
Д. – Надо спросить: какое яблоко?
На доску выносится слово КАКОЕ?
У. – Хорошо, уточняю – «красное».
Повторите хором это слово.
- Что оно обозначает? Предмет, действие предмета?
- Что же называет слово, которое отвечает на вопрос какое?
Вспомните, на уроках математики мы сравнивали предметы по цвету, форме, по другим ПРИЗНАКАМ.
На доске - ПРИЗНАК
Знакомство с правилом в учебнике на с.51.
Физминутка
Дом какой? (руки вверх) высокий.
А этот какой (руки вниз) низкий.
Улица какая? (руки в стороны) широкая.
Переулок какой? (руки свести) узкий.
- Что общего между этими словами? (имена прилагательные) Доказать.
Закрепление.
1 – с.53, упр.7
2 – с.52, упр.5
3 – с.51, упр.2
Проверка.
Итог урока.
а) Восстановить схему.
ЧАСТИ РЕЧИ
им. существительные им. __________ глагол
обозначают
__________ признак предмета ______предмета

отвечают на вопросы:
____ _____ какой? какая? ___ какие? _______________
б) – Вы кто? (ученики)
- Ученики какие? (умные, хорошие )
- Ученики что делают? (учатся, решают )
- Учатся как? (хорошо, прилежно)
- А какая это часть речи? (еще не знаем) Мы с вами познакомились еще не со всеми частями речи. Русский язык богат и разнообразен. И если вы будете учится хорошо и прилежно, то перед вами откроются тайны русского языка.




4. Реализация дифференцированного подхода в обучении млад- ших школьников в программе „ Начальная школа ХХI века “.
4.1 БЛОК « ПРАВОПИСАНИЕ»
ФРАГМЕНТЫ УРОКОВ
Тема: Учимся писать гласные в корне слова.
а) 3 группа: Орфографическая тетрадь «Пишем грамотно» М.И. Кузнецова, с.11, упр. №1
Вставь пропущенные буквы. Рядом запиши проверочные слова.

Ч.СЫ
Ч.сы устали очень.
Ч.сы поспали ночью.
Проснулись и ск.зали:
- Ой, как же мы устали!
Теперь три дня подряд
Они сп.шат, сп.шат.
И время обг.няют.
За что же их ругают?!
2 группа: Учебник «Русский язык» 1 часть, с.79, упр. №2.
Запиши сначала слова с ударными гласными звуками в корне, потом слова с безударными гласными в корне. Подчеркни буквы, которыми они обозначены. Устно подбери проверочные слова.
Горы, река, Крым, боец, мечи, ноги, реки, мяч, сова, верба, бой, трава, пища, гора, бежит, меч.
1 группа: Учебник «Русский язык», 1 часть, с. 78, упр. №1.
Проверь, правильно ли подобраны проверочные слова. Запиши пару слов.
Исправляй ошибки в подборе проверочных слов.
В?сло – весело т?нуть – тина
к?сить – кости цв?ла – цвёл
в?рю – варил р?ды – реденький
д?ржу – держит ст?кло - стекольщик

б) Орфографическая тетрадь «Пишем грамотно» М.И Кузнецова (с. 64, упр 6.)
3 группа: спиши, вставляя пропущенную букву
Был (вёсны) всенний день. Сильно (греет) пригрвало солнце. (дерево) Древья весело (качка) кчали (ветки) втвями. На (верх) врхушку старой липы (полет) прилтели два (скворушка) скврца и начали (свист) свстеть.
2 группа: объясни, почему учитель сделал исправления, сделай работу над ошибками
Был висенний день. Сильно пригривало солнце. Диревья весело кочали витвями. На вирхушку старой липы прилители два скварца и начили свестеть
1 группа: найди и исправь ошибки в тексте и в выборе проверочных слов. Сделай работу над ошибками. ( тетрадь с. 64, упр. 6)
Был (повис) висенний день. Сильно (грива) пригривало сонце. (задира) Диревья (висит) весило (кочка) кочали (вить) витвями. На (вирус) вирхушку старой липы (лители) прилители два (квакать) скварца и (начинка) начили (весть) свестеть.

Тема: Повторяем правописание частей слова.
Урок – путешествие ( по станциям)
1 станция
Заполните пропуски и узнаете, как называется эта станция.
___________ слова – главная значимая часть.
Родственные связи дарят __________ власть.
Выясни умело линию родства –
Одно. подбери слова.
3 группа: Орфографическая тетрадь «Учусь писать без ошибок», с.22, упр. 42.
Правильно ли подобраны проверочные слова? Зачеркни слова, не являющиеся проверочными. Запиши правильные проверочные слова.
Г.ра – гористый
тр.ва – тропка
б.льшой – больше
сн.га – снегурочка
б.ец – бой
н.чной – начал
кр.чал – крепкий
х.трец - хитрый
2 группа: Учебник «Русский язык», 1 часть, с.151, упр. 1
Подумай, написание каких букв в корнях выделенных слов необходимо объяснить. Спиши. Записывая в скобках проверочные слова.
Поздним () вечером мы добрались до () вершины () горы. Какая кругом () тишина! В небе () появились первые звёзды. Какие () они в () горах () большие!
1 группа: Учебник «Русский язык», 1 часть, с. 88, упр.3
К данным словам подбери однокоренные слова. Запиши их. Обозначь корень, докажи, что это однокоренные слова.
Дом, дуб, зима, лед, снег, дым.
- подчеркни слова, в которых написание гласной требует проверки;
- у каких слов есть однокоренные слова глаголы.
2 станция
Заполните пропуски и узнаете, как называется эта станция.
За корнем ______
Обогрел местечко,
Не словом угодил,
А лишь словечком.
Река большая превратится в речку,
Лес – в лесника,
А печь – всего лишь в печку.
3 группа: Орфографическая тетрадь «Пишем грамотно», М.И. Кузнецова, с. 46, упр. 1.
- Вставь гласную букву в суффиксы – ик -, - ек-. Не забывай правила на с.112.
Домк рыжк кружочк
Пенёчк платочк кораблк
Лучк цветочк звоночк
2 группа: Орфографическая тетрадь «Пишем грамотно», М.И. Кузнецова, с. 46, упр. 1.
- Вставь гласную букву в суффиксы – ик -, - ек-. Не забывай правила!
- Найди родственные слова.
1 группа: Орфографическая тетрадь «Пишем грамотно», М.И. Кузнецова, с.35, упр.5.
Поставь в транскрипции ударение. Подчеркни «опасные» места для гласных звуков. Выдели части слов, в которых есть орфограмма. Вспомни способы проверки и сделай буквенную запись слов.
[ брат ик ], [л ин ивый] , [б ир озавый] , [внуч ик] .

3 станция
Заполните пропуски и узнаете, как называется эта станция.
У корня в недругах представь-ка,
Есть дама гордая - ___________,
А злит она его одним: стоит лишь только перед ним.
3 группа: Орфографическая тетрадь «Пишем грамотно» М.И. Кузнецова с. 36, упр.3
Допишите приставки за или на
писать письмо писать адрес
варить чай помнить брату о книге
варить много каши помнить наизусть
2 группа: Орфографическая тетрадь «Учусь писать без ошибок», с.47 упр. 73.
- догадайся, какие приставки надо вставить в слова.
Подсказка:
Ты помнишь, что приставки з- в русском языке нет?
бейся, масло, скорей!
Ждут ребята у дверей.
Каждому нужен
Сдобный хлеб на ужин.
бейся, бейся, скорей,
бейся, масло, скорей!
1 группа: Учебник «Русский язык», 1 часть, с. 152, упр.2.
- спиши, вставляя пропущенные приставки.
Дядя Вася Денисюк
Как – то раз ключил утюг:
Просто он решил гладить
Пару полосатых брюк.
Дядя Вася Денисюк
забыл про свой утюг:
Просто он решил гладить
Своего котёнка вдруг
- как ты думаешь, в слове полосатых есть приставка?
- одинаково ли значение слова погладить в первом и во втором случае?
4 станция «Конечная»
вставьте подходящие по смыслу слова
Школьник, при разборе слова
___________ первым делом находи!
После корня будет _______,
А __________ впереди.
Слова для справок: суффикс, окончание, приставка, корень, основа.
3 группа: Орфографическая тетрадь «Учусь писать без ошибок» М.И. Кузнецова, с. 70, упр. 95.(1 часть)
Рано – рано прснулось Солнышко. Прснулось и скзало:
- А ну-ка, лучк, прыгай на землю!
прыгнул лучк с неба на землю. А на змле – трва. А на трве – рса. Отразился лучк в капельки рсы, и зсияла малнькая радуга. Какими цвтами? А вот какими: КРАСНЫМ, ОРАНЖЕВЫМ, ЖЁЛТЫМ, ЗЛЁНЫМ, ГОЛУБЫМ, СИНИМ, ФИОЛЕТОВЫМ.
2 группа: Орфографическая тетрадь «Учусь писать без ошибок» М.И. Кузнецова, с.72, упр.99.
- выдели часть слова, в которой находится пропущенная буква. Вспомни способ проверки, вставь буквы.
Оснью небо чсто пкрывалось тжёлыми сеними блками, ронявшими мелкий доь. Болота уже нчинали змрзать.
1 группа: Орфографическая тетрадь «Учусь писать без ошибок», с.63, упр. 91.
Вставь пропущенные буквы, выдели части слов, в которых пропущена орфограмма.
У мухмора хитрый ви,
Ехидная усмешка –
Збрался в поез и сдит,
Как будто сыроека.
Но вот зходит контролер,
Выводит мухмора.
И безбилетник мухмор
Крснеет от позора.
А старичк боровичк,
Интеллигентный тлстячк,
Припднимает свой бере
И предявляет свой биле...

КОНСПЕКТ УРОКА
Урок 51
Тема: Учимся писать суффиксы –ёнок-, -онок-.
Цели:
- формирование навыка правописания суффиксов –ёнок-, -онок-;
Ход урока.
Перед началом урока детям раздаются карточки с изображением геометрических фигур.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
I Минутка чистописания.
ж ч ш
- пропишите буквы;
- подумайте, что объединяет эти буквы (обозначают согласные звуки);
- какая буква «лишняя» («ч»: обозначает мягкий согласный звук, а звуки [ж], [ш]-всегда твёрдые);
Учебник «Русский язык», 1 часть, с. 110.
- прочитайте слова:
лосёнок лисёнок ежонок бельчонок
тигрёнок львёнок мышонок скворчонок
гусёнок телёнок волчонок галчонок
- Что общего у этих слов? (обозначают предметы, отвечают на вопрос «Кто?»)
- Подумайте, от каких слов образовались данные слова?
- При помощи какой части слова они образовались?
- На какие две группы можно разделить эти слова? (с суффиксом –онок-, с суффиксом –ёнок-)
Давайте вместе определим, когда пишется суффикс –ёнок-, а когда –онок-.
(дети третьей группы читают подсказку на с.109: «Обрати внимание на звуки перед суффиксами»)
Ребята высказывают свои предположения.
А теперь давайте посмотрим, как сформулировано это правило в учебнике(с. 110)
III Закрепление (работа по алгоритму использования правила)
а) 1, 2 группы работают по алгоритму в учебнике;
У детей 3 группы карточки:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
б) 1 группа: учебник «Русский язык», 1 часть, с.111 упр.3;
Запиши названия детёнышей
слона белки льва страуса
волка тигра оленя орла
лося моржа барсука
лисы коровы мыши
(с выделенными словами идёт пошаговая работа с использованием алгоритма со всеми группами)
2 группа: учебник «Русский язык», 1 часть, с.111 упр.2
Запиши буквами.
Стри[жонок] ли[сонок] сквор[чонок]
Бель[чонок] индю[шонок] ре[бонок]
Цып[лонок] ры[сонок] у[тонок]
Сло[нонок] мы[шонок] лягу[шонок]
Гра[чонок] коз[лонок]
3 группа: Орфографическая тетрадь «Пишем грамотно» М.И. Кузнецова с.28
упр.3
Дополни считалочку нужным словом.
Раз - самый белый,
Два - самый смелый,
Три - самый умный,
А четвёртый – самый шумный.
IV Итог урока
3 группа:
Дополни схему:
Перед кроме [ч] пишется суффикс



Перед и [ч] пишется суффикс

2 группа:
Заполни таблицу:
- онок-
- ёнок-




Стриж, медвеж, слон, лис;

1 группа:
Приведите свои примеры:
- онок-
- ёнок-





V Домашнее задание
1 группа: Орфографическая тетрадь «Пишем грамотно» М.И. Кузнецова с.27 упр.2
Дополни предложения.
У козы – козлёнок.
У волчицы - .
У коровы - .
У лошади - .
У кошки - .
2 группа: : Орфографическая тетрадь «Пишем грамотно» М.И. Кузнецова с.27 упр.1.
Допиши суффикс –онок- или –ёнок-.
Медвеж галч тигр черт
Барсуч зайч порос жереб
3 группа: Орфографическая тетрадь «Учусь писать без ошибок» М.И.Кузнецова, с.38 упр.62.
Догадайся, где нужно вставить слово мышонок, а где ежонок. Впиши слова.
По комнате к блюдечку с молоком топал маленький ёж. А за ним, с напёрсток величиной, - . Он, видимо, сидел два дня в буфете, ждал маму-мышь, но её всё не было. Тогда вылез и растерялся. Тут он и увидел . Глупый принял его за маму. Новая мама была почти такая же, только у неё не было хвоста и она так кололась, что нельзя было согреться возле её бока. Однако, был упрям и не отставал ни на шаг от .

4.2 БЛОК «КАК УСТРОЕН НАШ ЯЗЫК»
ФРАГМЕНТ УРОКА
Тема: Заимствованные слова
Цели: познакомить учащихся с заимствованными словами; показать их использование в речи.
I Наблюдение за языковым материалом.
Письмо
метро
окно
озеро
1 группа:
Спишите слова, найдите «лишнее».(Приведите свои примеры)
2 группа:
Спишите слова, выделите окончание, сделайте вывод: какое слово «лишнее».
3 группа:
письмо метро
окно кино
озеро пальто
Спишите. Чем отличаются слова первого столбика от слов второго столбика?

(Проверяем, делаем вывод. Дети из первой группы зачитывают свои примеры)

- Мы убедились, что в русском языке есть имена существительные, которые не изменяются и не имеют окончания. Как вы думаете, откуда в русском языке такие «непослушные» слова? (пришли из других языков)

II Объявление темы урока
Сегодня на уроке мы поближе познакомимся с такими словами. Мы даже и
не подразумеваем, сколько много в русском языке таких слов. Они так прочно вошли в наш обиход, что «обросли» русскими суффиксами, приставками
Ещё совсем недавно в русском языке не было слов пенал, фломастер, компьютер, кроссовки, потому что не было таких предметов.
Как вы думаете, почему появились в русском языке эти слова? Откуда они?
(Все они пришли к нам из других языков). Можно сказать, мы взяли их взаймы.
Давайте подумаем, как можно назвать эти слова?
А вот как их называют учёные (учебник «Русский язык», часть 1 с.65-66)
(вводится понятие «ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА») III Закрепление
Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие. Давайте мысленно представим себя в цирке (лат.)
1 группа:
Прочитай слова. Уточни их значение по словарю («Словарь иностранных слов»). Из какого языка пришли эти слова в русский язык? Используя данные слова составь предложения.
Конферансье, купол,цирк, артисты,трюк, арена , клоуны велосипед,дрессировщик, аплодисменты;
2 группа:
Прочитай рассказ. Обрати внимание на выделенные слова. Понятно ли тебе значение этих слов? Уточни их значение по словарю («Словарь иностранных слов»).
Конферансье объявляет номера, под куполом цирка артисты выполняют опасные трюки. На арену выходят весёлые клоуны.А на велосипеде едут дрессированные медведи. В конце представления раздаются дружные аплодисменты.
3 группа:
Учебник «Русский язык», часть 1 с.65 упр. 1.
Прочитай отрывок из стихотворения. Обрати внимание на выделенные слова. Понятно ли тебе значение этих слов? Уточни их значение по словарю («Толковый словарик»).
Девочка и лев.
В цирке, над кассой, висит объявление:
Спешите!
Всего лишь одно представление!
Своими трюками,
Немыслимыми штуками
Арены мира покорил
Африканский лев Кирилл!
КОНСПЕКТ УРОКА
Урок 2
Тема: Гласные и согласные звуки и буквы.
Цели:
- совершенствовать знания учащихся о звуках и буквах;
- уточнение представлений о существенных признаках гласных и согласных звуков;
- обратить внимание учащихся на значимость гласных звуков;
- развитие умения наблюдать за произношением слов;
- познакомить с понятием транскрипция;
- развивать умение соотносить звуковую и буквенную запись слова;
- формирование умения записывать звучащее слово, читать транскрипцию;
Ход урока.
I Наблюдение за языковым материалом.
Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие к острову, на котором расположены два государства: « Фонетика» и « Графика». Но вот беда, на нашей карте есть только герб государства, а название не указано. Давайте подумаем, какому государству может принадлежать герб с изображением уха и рта? (фонетика) Почему?
- Какому государству принадлежит герб с изображением глаза и ручки? (графика) Почему?
Молодцы. С первым заданием вы справились. И мы отправляемся в государство «Фонетика». А вот что там за жители, мы сейчас разгадаем.
II Минутка чистописания
на доске рисунки с изображением:
зонт игла ворона кот улитка
- Назовите первый звук в названии каждого предмета ([з], [в], [и], [к], [у])
- На какие 2 группы можно разделить эти звуки?
- Запишите буквы, которыми они обозначаются.
- Попробуйте из этих букв собрать слово.
ЗВУКИ
-Правильно, молодцы! Жители этого государства - звуки.
III Актуализация знаний
Тысячи разных звуков окружают человека: шорох камышей, лай собаки, завывание ветра и т.д. Но нас окружают и особые звуки, которые ни с чем не сравнить, - звуки речи. Только они, объединяясь, создают слова, за которыми закреплено всем известное и понятное значение.
а) – Вспомните, как мы обозначали звуки в 1 классе с помощью фишек. Дополните схему
1-2 группы: в тетради (Орфографическая тетрадь «Учусь писать без ошибок» М.И.Кузнецова, с. 4, упр.5.);
3 группа:

- Чем отличаются гласные и согласные звуки?
б) Исправь ошибку в утверждении: согласными называются звуки, при произнесении, которых воздух проходит свободно, не встречая преград.
в) Ребята, давайте понаблюдаем, зачем нам нужны разные звуки (учебник «Русский язык», часть 1, с.8, упр.1)
- Произнесите пары слов. Определите, какими звуками они различаются.
1 вариант: Назовите пары слов, которые различаются гласными звуками;
2 вариант: Назовите пары слов, которые различаются согласными звуками.
тучка – точка, полки – волки, полено – колено
- Изменился ли смысл слова?
Действительно, меняем один звук, а получаем совсем другое слово. Ученые дали звукам речи красивое имя – ФОНЕМА.
Если спутать хоть одну фонему, дети,
Перепутается все на свете.
IV Закрепление
1 группа: найдите неточность в пословице, исправьте ее и запишите
Сашу маслом не испортишь.
Ус хорошо, а два лучше.
2 группа: исправь названия сказок
«Кусалочка», «Кепка», «Кособок», «Шурочка Ряба», «Полк и семеро козлят».
3 группа: «Учусь писать без ошибок» М.И.Кузнецова, с.3, упр.3.
- Подчеркни буквы, которыми различаются слова.
марка-мерка
парта – парк
белка – булка
V Наблюдение за языковым материалом
А сейчас я предлагаю познакомиться с жителями государства «Графика».
- Как на письме обозначаются звуки? (буквами)
Одно и то же слово можно записать буквами, а можно с помощью транскрипции, т.е. так как слово произносится. Значок транскрипции – [ ];
Тридцать три сестрички
Ростом невелички,
Если знаешь их секрет,
То на все найдешь ответ.
- Конечно же, это буквы. Давайте попробуем разобраться в секретах звуков и букв, а поможет нам в этом упр.2 на с.9. (учебник «Русский язык», часть 1.)
3-2 группы - прочитайте слова: круг – крюк.
- Запишите их в тетрадь.
- Произнесите гласный звук в слове. Запишите с помощью [ ] звук над буквой, которая его обозначает. Одинаковые ли это звуки?
1 группа - может ли гласный звук [ о ] обозначаться буквами о, ё. Примеры запиши в тетрадь.
- Какой вывод можно сделать? (Гласных звуков 6: [а ], [о ], [ у], [ ы], [ и], [э ]; гласных букв – 10 : а, я, о, ё, у, ю, и, ы, э, е.)
VI Закрепление
3 группа - учебник «Русский язык», часть 1, с.10, упр.3
- Прочитай, запиши данные слова парами
мал – мял
углы – угли
нос – нёс
сэр - сер
- Над гласными звуками с помощью транскрипции ( значка [ ]) напиши, как они произносятся.
- Выбери правильный ответ
«Гласные звуки в словах – парах одинаковые»
«Гласные звуки в словах – парах разные»
- Объясни свой ответ.
2 группа - учебник «Русский язык», часть 1, с. 10, упр.4.
- Запиши все гласные звуки с помощью значка [ ].
- Какими буквами они могут быть обозначены?
- Почему один и тот же гласный звук обозначается , то одной буквой, то другой?
1 группа - «Учусь писать без ошибок» М.И.Кузнецова, с.3, упр. 2.
- Подчеркни в словах гласные буквы.
- Сколько букв о и сколько [о ] в словах этого упражнения? (звуков – 10, букв – 15)
- Почему такое несоответствие? ( сильная – слабая позиция;
в словах - бер[ о]за, Ал[ о]нка, самол[ о]ты)
VII Итог урока
Закончи высказывание:
3 группа - « Гласными называются звуки, при произнесении которых воздух»
2 группа – « В русском языке гласных звуков »
- « В русском языке букв обозначающих гласные звуки »
1 группа – «Для обозначения твердых согласных пишутся буквы »
– «Для обозначения мягких согласных пишутся буквы »
3 группа - учебник «Русский язык», часть 1, с. 10, упр 5.
- Прочитай и запиши данные слова парами, произнеси гласные звуки в слове.
- Запиши с помощью [ ] звук над буквой, которая его обозначает. Подчеркни буквы, которые пишутся для обозначения мягких согласных.
2 группа – Прочитай, запиши с помощью транскрипции выделенные слова.
- Чем различаются первые звуки в этих словах?
Дедушка вёз воз дров.
1 группа - учебник «Русский язык», часть 1, с. 11, упр5.
- Спиши предложение. Вместо точек вставь слова, данные выше. Пиши и диктуй себе каждое слово орфографически.
В сарай привезли сухого клевера. Малыш под горку санки. Петя новый портфель. Ваня отморозил . (воз – вёз, ров – рёв, вол – вёл, нос – нёс)

4.3 БЛОК «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
ФРАГМЕНТ УРОКА
Урок 110
Тема: Предложения в тексте
Цели:
- закрепление понятия «Текст» и его признаков;
- формирование умения правильно, без ошибок создавать текст;
- продолжить знакомство со структурой текста.
I Актуализация знаний
а) е т к т с
- Какое слово можно составить из этих букв? (текст)
* Что такое «текст»?
2, 3 группы:
Дополни определение, выбрав правильное утверждение:
Текст- это письменное или устное высказывание. Текст состоит из нескольких предложений ......... .





1 группа:
Дополни схему:
Структура текста
Заголовок




Средняя (основная) часть.


б) Прочитайте. Можно ли прочитанное назвать текстом? Почему? Объясните.
Вот норка у норки кошка там мышка.

- Сколько в тексте предложений? Как на письме можно показать границы предложений?
в) Учебник «Русский язык», часть 2, с. 61, упр2
Прочитай текст. Нет ли в нём лишнего предложения? Можно ли его убрать? Почему? Запиши исправленный текст.
Самый лучший гриб - белый, который вырос в бору. Белый гриб самый хороший, он вырос в лесу. Стоят под тёмными елями боровички – толстенькие, плотные крепыши. Шляпки у них сверху коричневые, а снизу – зелёные или желтоватые. И пахнет от них как – то особенно приятно. Ну что за гриб – просто загляденье.
II Закрепление
3 группа:
Учебник «Русский язык», часть 2, с. 60, упр1
в начале апреля неожиданно пошёл дождь ещё кое – где лежал снег, и дождь помогал снегу растаять удары грома окончательно прогнали зиму.
Почему учитель исправил работу Серёжи? Объясни. Запиши правильный вариант.

Учебник «Русский язык», часть 2, с. 61, упр3
Прочитайте текст. Что вы можете сказать?
С этим текстом случилась беда: его забыли озаглавить, перепутали предложения и не дописали окончание. Помогите тексту принять должный вид.
2 группа:
Записать исправленный текст и озаглавить его.
1 группа:
Записать исправленный текст, озаглавить его. Дописать окончание текста.
Подсказка: в окончании текста должен быть совет, что делать, если сомневаешься, какой это гриб.
А вот самый смертельный гриб – бледную поганку – легко спутать со съедобным шампиньоном или сыроежкой. Все знают шляпку ядовитого мухомора – красную с белыми пятнышками. Отсюда главное правило грибника: в корзину клади только те грибы, которые хорошо известны тебе и твоим друзьям.
























ЛИТЕРАТУРА
Беседы с учителем. Методика обучения: Первый класс четырехлетней начальной школы / Под ред. Л.Е.Журовой. – М., 2002.
Беседы с учителем. Методика обучения: Второй класс четырехлетней начальной школы / Под ред. Л.Е.Журовой. – М., 2002.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. Собр. соч. – М., 1984.
Гладких В.И.Об индивидуальном подходе к учащимся в школе и семье. – Пенза, 1958.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.
Замирова Л.А. Словарные слова. – Минск. 1998.
Занков Л.В. Дидактика и жизнь. – М., 1968.
Истомина Н.Б. Развивающее обучение.// Начальная школа.- 1996. - №12.
Кузнецова М.И. Пишем грамотно: Орфографическая тетрадь для 2 класса четырехлетней начальной школы.- М., 2002.
Кузнецова М.И. Учусь писать без ошибок: Пособие для индивидуальной работы в школе и дома: 2 класс четырехлетней начальной школы. – М., 1999.
Наймушина Л.И. Кроссворды на уроках русского языка. // Начальная школа.- 1997. - №5.
Нечаева Н.В.Обучение грамоте. М., 1992.
Полякова А.В.Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. – М., 1998.
Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. – М., 1975.
Рик Т. Здравствуйте «Имя Существительное!» - М., 1994.
Трубачуйк Л.В. Нестандартные формы и приемы обучения на уроках русского языка и чтения в начальной школе. – Челябинск, 1993.
Русский язык: Учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы. В 2 ч./ С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др. – М., 2002.
Узорова О.В., Нефедова Е.А. Справочное пособие по русскому языку. – М., 2003.
Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М., 1990.











13PAGE 15


13PAGE 14415



рак

. . . оса
. . . оза

р, к, л

фауна:
филин
жираф
фазан

а о . . . э
. . . ё ю . . .

Москва, столица
Челябинск, Миасское

Лук – лак
Осы – усы
Сын - сыр

Брат
Колос
Друг
Стул
Клин.

як
моряк
маяк

был - бил
мал – мял
сэр – сер
ров – рёв
лук - люк

Проворные . . . ,
цветные . . , густые . . . .

Этаж . . . , морж . . . ,
малыш . . . , маш . . . на,
шурш . . . т, рыж . . . й.

час
часики
часовой

Могучая, часы, трещат, задача, пищат, площадь

В тр__ве тр__щ__ли кузнечики.

Луна осв__щ__ла л___сную ч__щ__ .

Свеж__й, беж__т, могуч__я, щебеч__т, встреч__, ч__мазый

Пенёк
стебелёк
денёк
зверёк
мотылёк

День, брат, угол, брать, салют, уголь

Банка – банька
Полка – полька
Галка - галька

крылья
осенью
соловьи
деревья
листья

друг
брат
ручей
стул

крылья
осенью
соловьи
деревья
листья

Вяз, ясень, сосна, тополь, клён, ива, липа.

Ворона, соловьи, галка, сорока.

Ворона, соловьи, галка, сорока.

Май, азбука, букварь, крот, галка, тетрадь

Огонь, этажи, рыжий, караси, пушистый.

У Васютки ушки чутки.

пара
пары
парами
парный

пар
пары
п__рник
п__ровоз

По чистому снегу б__ж__т мы__ка.

груз
цирк
аптека
журнал

Мальчик, снежок, рыжий, молоко, падает.

Сахар, молоко, ворона, валенки, человек, соловей.

волшебный
новый
привычный
белый
мудрый

юг - . . .
сладкий - . . .
мелкий - . . .

черный - . . .
глубокий - . . .
низкий - . . .

холодный - . . .
хвалить - . . .
редкий - . . .

бежит - . . .
кричит - . . .
ругает - . . .

Светит, пушистый, гуляет, рыжий, трещат, душистый.

Бег, свет, бегать, светить, беговая, светлый.

жара
жало
жарил
ужалил

Стол
столб
столовая
столик

письмо
пальто
окно
озеро

луна
луны
луной
лунный

жил
жила
жили

лимон
лимонный
малина
малиновый

лом
ломом
ломал
ломали

Дом – домик
Гриб – грибок
Слон - слоник

город
огород
горный
изгороди

лов
улов
ловил
наловил

игра
играла
заиграла

год
скрип
грозы
сёла
белый

д . . . жди
хл . . . ба
п . . ла
гр . . . бы
с . . . сна

р___са
р__синка
р__систый

берега
ягода
соседи
сапоги

ветер
лёд
туман
мороз
месяц
хлеб

грибы – гри___
дубы – ду___
снопы – сно___
столбы – стол___

[сй’эл]
[абй’ом]
[б’йом]
[в’йэхал]

сел - . . .
полёт - . . .
подели - . . .
Коля - . . .

Ехал, заехал, въехал, отъехал.

шум
шумок
шумит
шумный

Шнур луг

Шнур . . . луж . . .

(В,ф)летел, чиж, (в,ф) клетку.
(На)писал, я, (на) конверте адрес.

(за) горой,
(за) бежать,
(за) лететь,
(за сосной)

окрес__ность
звёз__ный
со__нце
мес__ность

звезда – [зв’озный’]
уста – [усный’]
радость – [радасный’]

- третья группа (низкий уровень)

- вторая группа (средний уровень)

- первая группа (высокий уровень)

Кроме [ч] -ёнок-





и [ч] -онок-

Предложения в тексте объединены не только смыслом, но и последова-
тельностью предложений в тексте.


Предложения в тексте связаны по смыслу.



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 515