Урок литературного чтения «Рифмы Матушки Гусыни. Король Пипин. Дом, который построил Джек. Петух и собака» (1 класс)


Технологическая карта
по литературному чтению в 1 –А классе
Дата проведения: 15.03.16
Подготовила: Мусаева Э.Ю.
Тема: «Рифмы Матушки Гусыни. Король Пипин. Дом, который построил Джек. Петух и собака»
Цели деятельности педагога создать условия для формирования умения находить сходство и различие между произведениями разных жанров литературы; воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Тип урока комбинированный.
Планируемые результаты образования
Предметные: Знания: научатся различать произведения малых фольклорных жанров. Умения: подбирать нужную интонацию и ритм для чтения небылиц и потешек, упражняться в темповом чтении отрывков из произведений, соотносить темп чтения с содержанием прочитанного, соотносить иллюстрацию с содержанием текста
Личностные: Осознание своей этнической принадлежности, уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД) Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого характера.
Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Формы и методы обучения Фронтальная, парная; объяснительно-иллюстративныйОбразовательные ресурсы • Печатные пособия: рисунки с матрешками; выставка книг с произведениями устного народного творчества других стран; иллюстрации к различным потешкам и небылицам.
• Технические средства обучения: классная и настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок; магнитофон; мультимедийный проектор; ноутбук.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
I. Организационный момент II. Актуализация знаний.
Конкурс на лучшую загадку.
Учащиеся читают придуманные загадки. III. Постановка цели урока.
– Прочтите слово, зашифрованное в рисунке:
(Слайд 1)

2 7 5 1 4 6 3
(лайд 2)Ответ: потешки.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с потешками. Узнаем, для чего их создают, научимся выразительно их читать.
IV. Изучение нового материала.
V. Физкультминутка
1. Речевая минутка. (Слайд 3)
– Прочтите чистоговорку:
Ва-фа-ва – в лесу живет сова.
Фы-фы-вы – в саду росли сливы.
Ва-ва-фа – платье новое из шкафа.
Фе-ве-фе – подушка на софе.
2. Отработка навыка чтения.
– Прочтите целыми словами, соблюдая знаки препинания. (Слайд 4)
Разговор лягушек (из зарубежного фольклора)
– Кума,
Ты к нам?
– К вам, к вам,
К вам, к вам!
К воде скачу,
Ловить хочу.
– А кого, кого, кума?
– Карпа, рака и сома.
– Как поймаешь, дашь ли нам?
– Как не дать?
Конечно, дам!
– Прочтите скороговорку медленно, быстрее, очень быстро:
Дятел дуб долбил,
Да не додолбил.
3. Знакомство с песенками и потешками из книги «Рифмы Матушки Гусыни».
– Весёлые потешки и стишки сочиняют народы разных стран. Сегодня мы познакомимся с английскими песенками из знаменитой книги, которую перевел на русский язык С. Маршак.
– Прочтите название этой книги справа налево: «инысуг икшутам ымфир».
– Прочтите самостоятельно потешку «Не может быть».
– Когда автор встретил двух свинок?
– Могла бы такая встреча произойти в реальной жизни?
– Прочтите потешку «Король Пинин» вслух по цепочке.
– Какое настроение передает это стихотворение: весёлое или грустное?
– Прочтите слова, которые рифмуются:
мал – сказал печь – стеречь
дворец – леденец готов – котов
– Прочтите самостоятельно потешку «Я видел озеро в огне».
– О каких чудесах вы прочитали?
– Могли бы произойти эти чудеса в реальной жизни?
Заранее подготовленные учащиеся читают потешку «Мама, можно искупаться?».
– Можно ли сказать, что это стихотворение грустное?
– О каких чудесах вы прочитали?
Мы топаем ногами,
Мы топаем ногами:
Мы хлопаем руками,
Топ-топ-топ.
Киваем головой.
Мы руки опускаем:
Мы руки поднимаем,
Хлоп-хлоп-хлоп.
Мы руки опускаем,
Мы руки разведем –
Мы кружимся потом.
И побежим кругом. Читают скороговорку
Читают
Работают над скороговоркой
Самостоятельное чтение Регулятивные УУД: уметь выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.
Познавательные УУД: уметь понимать и интерпретировать знаки, символы в процессе определения названия и содержания литературного произведения.
Коммуникативные УУД: уметь высказывать своё отношение к героям произведения и оценивать высказывание партнёра, при пересказе содержания произведения адекватно использовать речевые средства.
VI. Продолжение изучения нового материала.
1.Знакомство с отрывком из стихотворения «Дом, который построил Джек».
– Прочтите название стихотворения.
Далее учитель читает отрывок из стихотворения.
– Удалось ли вам открыть секрет этого стихотворения?
– Если нет, то сравните первые две строки со всеми последующими.
– Как построено стихотворение?
– Как вы думаете, почему первые строки вынесены в заглавие?
Заглавие – это главная мысль, как фундамент в доме.
– Сравните выражения:
построить дом;
построить стихотворение.
2. Знакомство со сказкой «Петух и собака».
– Прочтите название сказки.
– Знакома ли вам эта сказка? – Объясните значение слов и выражений:
Занялась заря – рассвело.
Масленый праздник – праздник Масленицы.
Припасла – заготовила про запас.
Счастье привалило – появилось неожиданно.
Дупло – пустота в стволе дерева.
– Прочтите сказку вслух по цепочке.
3. Анализ сказки «Петух и собака».
– Почему петух покинул стариков?
– Кто помог ему уйти со двора в лес?
– Как петух навлёк на себя опасность?
– Чем лиса хотела заманить к себе петушка?
– Найдите в тексте и зачитайте, почему петух испугался и к кому он обратился за помощью.
– Найдите в тексте и зачитайте, как лиса расхваливает петуха.
– Чему обрадовалась лиса?
– Прочтите пословицы:
• Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
• Не рой другому яму – сам в нее упадёшь.
• Семеро одного не ждут.
– Какие пословицы относятся к сказке «Петух и собака»?
– Объясните их смысл.
4. Викторина сказок.
– Рассмотрите иллюстрации на с. 57 учебника (часть 1).
– Как называется эта сказка? («Гуси-лебеди».)
– Перескажите сказку по опорным иллюстрациям.
– Назовите русские народные сказки.
– Назовите сказки, написанные в стихотворной форме.
– Назовите авторские сказки. Отвечают на вопросы Познавательные УУД: уметь прогнозировать содержание стихотворения по его названию и ключевым фразам; анализировать структуру произведения.
Коммуникативные УУД: уметь формулировать ответы на вопросы по содержанию прочитанного произведения, участвовать в диалоге, оценивать позицию партнёра.
V. Итог урока. Рефлексия.
(Слайд 5)
- Зачем сочиняли скороговорки?
- Чему учат сказки?
- Назовите свою любимую сказку.
Подводят итоги