Таблица Сравнение результатов обучения при формировании УУД и компетентностей в разных эпизодах


Сравнение результатов обучения при формировании УУД и компетентностей в разных эпизодах
Элемент учебного процесса, эпизод, учебная ситуация Метапредметные результаты: познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД ИКТ-компетентность Стратегии смыслового чтения и работа с текстом – читательская компетентность
Работа с информацией Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий. Поиск и организация хранения информации; анализ информации, математическая обработка данных в исследовании: Выпускник научится: • использовать различные приемы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска; • использовать приемы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве; • вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки, в том числе статистической и визуализации; • строить математические модели; • проводить эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях по естественным наукам, математике и информатике. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации. Выпускник научится: • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому; • интерпретировать текст: — сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера; — обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; — делать выводы из сформулированных посылок; — выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Взаимодействие с другими людьми (учащимися, учителями, в сообществах по интересам) Коммуникативные универсальные учебные действия. Выпускник научится: • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Коммуникация и социальное взаимодействие. Выпускник научится: • выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией; • участвовать в обсуждении (аудиовидео- форум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета; • осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио); • соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей. совершенствование своей работы, формирование портфолио); • соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного. Выпускник научится: • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста; • сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; • формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции; • понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.Оценка учащимся действий или других событий, фактов Регулятивные универсальные учебные действия. Выпускник научится: • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации; • основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. Моделирование, проектирование и управление. Выпускник научится: • проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать свое время с использованием ИКТ. Работа с текстом, оценка информации. Выпускник научится: • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию.
Необходимо особо подчеркнуть, что нигде в документах не сказано, что учитель-предметник должен на каждом уроке формировать все подряд УУД и компетентности. Наоборот, отдельной сноской в Примерной программе ООО ОУ отмечено, что основные планируемые результаты прописаны в виде сводной пояснительной записки, которая должна быть детализирована при создании рабочих программ. То есть овладение универсальными способами действия должно происходить в контексте различных предметных дисциплин средствами этих дисциплин, с учетом этапов реализации предметного содержания дисциплин.
Планирование образовательного процесса становится одной из самых ответственных и важных составляющих профессиональной деятельности педагога.