Доклад — Характеристика личностных результатов образовательного процесса на разных этапах обучения в начальной школе и типовые задания для их формирования


Анагуричи Ирина Александровна, учитель начальных классов
МБОУ «Сеяхинская ШИ» 
Название работы: " Характеристика личностных результатов образовательного процесса на разных этапах обучения в начальной школе и типовые задания для их формирования "
В соответствии с требованиями ФГОС структура и содержание системы учебников «Школа России» направлены на достижение следующих личностных результатов освоения основной образовательной программы:
1) Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценности многонационального российского общества, гуманистические и демократические ценностные ориентации.
2) Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3) Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Для достижения указанных личностных результатов в систему учебников «Школа России» с 1 по 4 класс введены соответствующие разделы и темы, разнообразные по форме и содержанию тексты, упражнения, задания, задачи.
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» (обучение грамоте) в 1 классе являются следующие умения:
Самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц ему уже известны, а какие нет (задания типа «Поставь вопросы, на которые ты знаешь ответы»);
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» в 1 классе являются следующие умения:
самоопределение: система заданий, нацеленная на децентрацию младшего школьника, ориентирующая его на учет чужой точки зрения, на оказание интеллектуальной помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач;
смыслообразование и нравственно-этическая ориентация: организация участия детей в действиях интриги, содержащей гуманистический пафос восстановление нарушенного порядка, любви ко всему живому, ориентирующей младшего школьника помогать героям-животным, попавшим в плен, и решать с этой целью разные интеллектуальные задачи.
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» в 1 классе являются следующие умения:
самоопределение: система заданий, ориентирующая младшего школьника оказывать помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач. Задания типа «Помоги объяснить (подтвердить, доказать, определить, ответить на этот вопрос;
смыслообразование и нравственно-этическая ориентация: стихотворные тексты, в которых в шуточной форме обсуждаются серьезные проблемы родительской любви и взаимоотношений мамы и детей.
Личностными результатами изучения предмета «Математика» в 1 классе являются следующие умения:
Ученик научится (или получит возможность научиться) проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи героям учебника или своему соседу по парте. Задания типа: «Ты можешь помочь, если внимательно посмотришь на рисунок и...» .
В курсе «Математика» освоение указанных способов основывается на представленной в учебниках 1—4 классов серии заданий творческого и поискового характера, например, предлагающих:
продолжить (дополнить) ряд чисел, числовых выражений, равенств, значений величин, геометрических фигур и др., записанных по определённому правилу;
провести классификацию объектов, чисел, равенств, значений величин, геометрических фигур и др. по заданному признаку;
провести логические рассуждения, использовать знания в новых условиях при выполнении заданий поискового характера.
В учебниках предлагаются «Странички для любознательных» с заданиями творческого характера.
Основные содержательные линии предмета«Окружающий мир»,определенные ФГОС, представлены в учебниках двумя содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество» (содержание блока «Правила безопасной жизни» раскрывается в учебниках по мере изучения двух первых).
Задания, основная цель которых:
различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы;
описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое;
- оценивать характер взаимоотношения людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество);
соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни;
воспитывать интерес к культовым сооружениям и уважение к чувствам верующих людей;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы).
использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания;
использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план - карта, карта) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов;
определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека (соблюдать правила экологического поведения в быту):
С первого класса младшие школьники учатся не только наблюдать, сравнивать, выполнять классификацию объектов, рассуждать, проводить обобщения и др., но и фиксировать результаты своих наблюдений и действий разными способами (словесными, практическими, знаковыми, графическими). Всё это формирует умения решать задачи творческого и поискового характера.