Основные события всемирной истории в XVII-XVIII веках


Учитель истории ГУ отдела образования Затобольская средняя школа № 1
Костанайская область, Костанайский район
Селезнёва С.В.

Урок: всемирная история. 8 классТема: «Основные события всемирной истории в XVII-XVIII веках». Повторение.
Цель: повторить, закрепить и обобщить изученный материал;
Задачи:
- развивать навыки самостоятельной и коллективной работы;
- содействовать воспитанию поликультурной личности;
Тип: повторение и обобщение знаний
Оборудование: интерактивная доска, кроссворды, тесты, иллюстрации, схемы, таблицы
Ход урока
I Организационный момент
II Разминка Кроссворд «Капитализм»
-57785166370Экономическая система производства и распределения, основанная на частной собственности
 1             366395-1270 
 2                
-574675-127635  3          4                5                      6          7               271145-212090
 8            
 9                          10                 1.Торговое поселение, образованное иностранными (чаще всего европейскими) купцами на территории другого государства или колонии 2. Колонисты, самовольно занявшие земли в Северной Америке 3.Османское правительство 4. Традиционная религия Японии 5.Форма межгосударственных отношений, при которой одна страна признает над собой верховный суверенитет другой 6. Один из высших органов государственной власти, часто верхняя палата законодательного собрания (парламента) 7. Сторонники монархической формы государственной власти, монархисты 8. Движение сельской бедноты в годы Английской революции, выступавшее против частной собственности, в первую очередь, против частной собственности на землю 9. Процесс снижения роли религии в жизни общества, а также переход церковной собственности в собственность государства10.Первая русская газета (Ответы: 1.Фактория 2.Скваттеры 3.Порта 4.Ситнтоизм 5.Протекторат 6.Сенат 7.Роялисты 8.Диггеры 9.Секуляризация 10. «Ведомости»)
III Повторение пройденного материала
Хронология исторических событий (Соотнести дату и историческое событие)
1 1700-1721 1 Северная война
2 1741-1761 2 Годы правления Елизаветы Петровны
3 1869 3 Начало функционирования Суэцкого канала
4 1644-1912 4 Годы маньчжурского господства в Китае
5 1773-1775 5 Годы Крестьянской войны Е.Пугачёва
6 1775-1783 6 Война за Независимость в США
7 1762-1796 7 Годы правления Екатерины II
8 1603 8 Установление господства сёгуната Токугавы
9 1640 9 Английская буржуазная революция
10 1672-1725 10 Годы жизни Петра I
11 1600 11 Основание Ост-Индской компании
12 1709 12 Полтавская битва
13 4 июля 1776 13 Принятие Декларации Независимости США
14 1635 14 Образование Джунгарского ханства
15 14 июля 1789 15 Начало Великой французской революции (взятие Бастилии)
1-9, 2-6, 3-13, 4-15, 5-1, 6-2, 7-11, 8-4, 9-14, 10-8, 11-3, 12-5, 13-7, 14-12, 15-10
Восстановите последовательность событий. (Последовательность правления русских монархов)Екатерина II, Анна Иоановна, Пётр I, Екатерина I, Павел I, Елизавета, Пётр II
1.ПётрI
2.Екатерина II
3.Пётр II
4.Анна Иоановна
5.Елизавета
6.Екатерина II
7.Павел I
Логическое задание «Четвертый лишний» (Определить лишний термин, понятие, имя, объяснить, почему они таковыми являются)
сипаи сипахи мамлюки сервенты
модернизация урбанизация девальвация индустриализация
Екатерина I Екатерина II Анна Иоановна Елизавета Петровна
ферязь охабень камзол епанча
Ахмад Бабур Акбар Ауренгзеб
брахманы шудры вайшьи маратхи
Патрон Халил Ли Цзычен Абахай Шиваджи
богдыхан микадо паша контайши
Шанхай Мадрас Гуанчжоу Нанкин
Бомбей Токио Дели Пекин
вакф мульк арбаби хассэ
Тунис Сирия Алжир Марокко
феллахи вайшьи бедуины райяты
раджа шах султан хедив
Робеспьер Неккер Марат Дантон
Руководители национально-освободительных восстаний. (Определите, в каких странах возглавили восстание данные лидеры)
1 Сэмюэл Адамс 1 США
2 Емельян Пугачёв 2 Россия
3 Ли Цзычен 3 Китай
4 Сингх Говинд 4 Индия
5 Патрон Халил 5 Османская империя
6 Абд-аль-Кадыр 6 Алжир
7 Максимилиан Робеспьер 7 Франция
8 Джеральд Уинстэнли 8 Англия
1-4, 2-6, 3-7, 4-2, 5-3, 6-8, 7-1, 8-5
Личность в истории (Определить по описанию, кем являлся этот исторический деятель)
Один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века, поэт, прозаик, сатирик, историк, публицист, правозащитник; (Вольтер(Франсуа-Мари Аруэ)
Шотландский экономист, философ-этик; один из основоположников современной экономической теории (Адам Смит)
Вождь Английской революции, выдающийся военачальник и государственный деятель, генерал-лейтенант парламентской армии, лорд-протектор Англии, Шотландии и Ирландии (Оливер Кромвель)
Видный деятель Войны за независимость США, один из авторов Декларации независимости , 3-й президент США, один из отцов-основателей этого государства, выдающийся политический деятель, дипломат и философ эпохи Просвещения (Томас Джефферсон)
Политический деятель эпохи Великой Французской Революции, врач, радикальный журналист, один из лидеров якобинцев. Известен под прозвищем «Друг народа», в честь газеты, которую он издавал с сентября 1789. Один из наиболее ярых сторонников якобинского террора, заложивший основы революционной диктатуры (Жан Поль Марат)
Король Швеции в 1697—1718 годах, полководец, потративший большую часть своего правления на продолжительные войны в Европе (Карл XII)
Она провела 44 года в России, и вышла
Там замуж за Петра III.
Четырнадцати лет от роду
Она составила тройной проект — нравиться
Супругу, Елизавете I и народу.
Она пользовалась всем для достижения в этом успеха.
Восемнадцать лет скуки и уединения заставили её прочесть много книг.
Вступив на русский престол, она стремилась к добру,
Желала доставить своим подданным счастье, свободу и собственность.
Она легко прощала и не питала ни к кому ненависти. (Екатерина II)
Принц Минамото, дипломат и военачальник, основатель династии сёгунов. Ближайший сподвижник и последователь Оды Нобунага и Тоётоми Хидэёси, завершивший создание централизованного феодального государства в Японии. (Токугава)
Немецкий композитор, представитель эпохи барокко, виртуоз игры на органе, музыкальный педагог, непревзойдённый импровизатор(Иоганн Себастьян Бах)
Французский историк-ориенталист и лингвист, основатель египтологии. Был членом Французского Географического общества. Благодаря проведённой им расшифровке текста Розеттского камня 14 сентября 1822 года стало возможным чтение египетских иероглифов и дальнейшее развитие египтологии как науки (Франсуа Шампальон)
IVКонтроль знаний (Тестирование)
1.Джентри-это… А) ремесленникиВ) владельцы мануфактур С) крестьянство
D) крупные торговцы Е) мелкое и среднее дворянство
2.В чём заключается историческое значение английской буржуазной революции?
А) стал развиваться капиталистический уклад В) уничтожен абсолютизм
С) складывание гражданского общества Д) заложены основы индустриального общества
Е) все ответы верны
3.Когда была принята « Декларация независимости»?
А) 19 апреля 1775 В) 14 июля 1779 С) 4 июля 1776 Д) 8февраля 1775 Е) 3 марта 1787
4.Началом революции принято считать:
А) взятие ТюильриВ) казнь короляС) образование Учредительного собрания
Д) взятие Бастилии Е) принятие Конституции
5.Лидером якобинской диктатуры был:
А) Дантон В) Марат С) Шометт D) Робеспьер Е) Варле
6.Какие функции были возложены на институт фискалов?
А) сбор налогов В) перепись населения С) международные отношения
Д) развитие культуры Е) контроль и надзор
7.Кто возглавлял русскую армию в Северной войне?
А) Н. Трубецкой В) А. Волконский С) В. Голицын Д) Б. Шереметев Е) И. Глинский
8.Главная цель России в Северной войне:
А) разгромить своего давнего врага – Швецию В) расширить территорию
С) доказать Европе свою силу Д) добиться выхода в Балтийское море Е) испытать свои военные силы
9.Против чего боролись сикхи?
А) против мусульманского господства В) против верховенства индийских раджей
С) против кастовой системы Д) против социального неравенства Е) все ответы верны
10. Предводитель восстания 1730 года:
А) Мустафа Кемаль В) Махмуд Газневи С) Патрон Халил Д) Ибрагим Ясман Е) Говинд
11. Порта – это название:
А) турецкой армии В) турецкого флота С) турецкого правительства
Д) турецкой культуры Е) нет правильного ответа
12.Шэньши – это: А) ремесленники В) торговцы С) земледельцы Д) учёные Е) бедняки
13.В какой части Монголии находилось Джунгарское ханство?
А) в южной В) в северной С) в восточной Д) в западной Е) в центральной
14.Надир шах больше всего прославился как:
А) дипломат В) завоеватель С) меценат Д) учёный Е) реформатор
15.Миссионеры занимались распространением:
А) образования В) науки С) культуры Д) торговли Е) религии
16. Какое государство находится в центре Арабского мира?
А) Алжир
В) Тунис
С) Ливан
Д) Сирия
Е) Египет
17. Франсуа Шампольон внёс большой вклад:А) в развитие образования Египта
В) развитие местной промышленностиС) изучение египетской письменности
Д) в освобождение Египта от колонизаторовЕ) все ответы верны
18.Когда была основана Ост-Индская компания?
А) 1595 г. В) 1615 г. С) 1600 г. Д) 1610 г. Е) 1660 г.
19.Утверждал, что сознание ребёнка – это чистый лист, на котором жизненный опыт чертит свои письмена: А) Д.Аламбер В) Д.Локк С) Г. Лейбниц Д) Вольтер Е) А.Смит
20.Кто ввёл в физику термин «инерция»?
А) Декарт В) Ньютон С) Кеплер Д) Галилей Е) Лейбниц
Ключ:1Е, 2Е, 3С, 4Д, 5Д, 6Е, 7Д, 8Д, 9Е, 10С, 11С, 12Д, 13Д, 14В, 15Е, 16Е, 17С, 18С, 19В, 20С
V Работа над ошибками, допущенными при тестировании
VI Рефлексия
VII Итоги урока
VIIIДомашнее задание:
Читать п.15;
Заполнить экспертный лист по теме «Англия в XIX –начале XX веков