Технологическая карта открытого урока по истории по теме «Внешняя политика России в 1725-1762гг.»

Технологическая карта открытого урока по истории в 7 «А» классе
по теме «Внешняя политика России в 1725-1762гг.»
педагога Емелюковой Надежды Николаевны.
Тип урока по главной дидактической цели: комбинированный урок.
Режим урока: интерактивный.
Цель урока: сформировать у учащихся знания о решении внешнеполитических задач России в 1725-1762гг.
Задачи урока:
Обучающая: познакомить учащихся с основными направлениями внешней политики России в период дворцовых переворотов;
Развивающие:
- формировать у учащихся ключевые компетентности (коммуникативные и информационные), навыки работы с ИКТ;
- развивать у учащихся аналитико-прогностические навыки, творческие и когнитивные способности;
3) Воспитательная: формировать у обучаемых толерантность, умение
работать в команде; воспитание культуры учебного труда. Прививать чувство патриотизма и гордости за Родину
Планируемые результаты:
Предметные:
способность применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий 1725-1762 гг.
умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников по периоду дворцовых переворотов в России
Метапредметные:
Формирование и развитие навыков работы с интерактивной картой
Развитие навыков работы в малых группах и парах
Освоение универсальных учебных действий (УУД)
умение самостоятельно ставить учебные и познавательные задачи (определять цели и задачи урока), исходя из поставленной проблемной ситуации
овладение основами принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной деятельности, владение основами рефлексии
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и выводы
умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы, умение работать в малой группе, находить общее решение, слушать партнера
Личностные:
осознание своей идентичности как гражданина страны – исторической преемницы Российской империи;
осмысление социально-нравственного опыта России 1725-1762гг.;
формирование эмпатии, как способа эффективной коммуникации партнёров и создания ощущения психологического комфорта при общении

Ресурсы:
Информационные (УМК)
Программа: «История России 6-9 класс». Данилов А.А., Косулина Л.Г.
Учебник: «История России» 7 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г.
Технические
Средства ТСО: мультимедийный видеопроектор, ПК (для работы с Интернет-ресурсами в локальной сети).
Наглядность: карта-навигатор в сети Интернет, слайдовая презентация с анимацией.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Технологические
Используются технологии : интеграция ИКТ с технологией проблемного обучения и элементами технологии коллективного сотрудничества (групповая работа)
1) ИКТ-технологии:
- работа с локальной сетью
- работа с картой-навигатором
- работа с электронной почтой (учащиеся отправляют домашнее задание себе на почту, сохраняя его в «черновиках», чтобы дома проработать и отправить на почту учителю)
- работа с текстовым редактором Word
2) технология проблемного обучения:
- работа с проблемным полем в начале урока
- работа с выделениеv проблемы от заданного действия (Зачем князь проводил данную реформу? Какую проблему он решал?)
3) Технология КСО:
- групповая работа
Этапы урока
Содержание (этапа урока)
Планируемые результаты



УУД
Предметные
Личностные

1 этап

Мотивационный (самоопределение) к учебной деятельности.
5 мин.
Тема на мультимедийной доске
(слайд 1) «Внешняя политика России в 1725-1762гг.»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Мотивирование обучаемых с помощью вопросов (введение в тему):
- Что там нужно будет сегодня на уроке делать? (актуализируются требования к учащимся со стороны учебной деятельности («надо»);
- «Что бы вы хотели узнать в рамках данной темы урока?» (для создания условий для возникновения у обучаемых внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
- «Как вы думаете, какова сегодня цель урока?» (учащиеся проговаривают цель урока), т.е. устанавливает тематические рамки («могу»).
- самоопределение (Л);
-смыслообразование(Л);
- внутренняя позиция школьника (Л);
- учебно-познавательная мотивация (Л);
- планирование учебного сотрудничества (К)

Формирование мотивации на исследование темы.

2 этап

Целевой
2 мин.
Для того, чтобы учащиеся осознали цель и задачи учитель использует наводящие вопросы ( слайде 2): (используется технология проблемного обучения «Снежный ком»)
-Что такое внешняя политика? (предполагаемый ответ – отношения с другими странами)
- Какие задачи во внешней политике были решены при Петре Великом? (предполагаемый ответ: Завоевал выход в Балтийское море.)
-Какие задачи остались нерешенными? (Не смог завоевать выход в Черное море,)
- Исходя из таблицы в тетрадях обучаемых по пар. 14 (рассмотренной на предыдущем уроке ) Какие задачи во внешней политике предстояло решить России в 1725-1762гг? Как изменились направления внешней политики
Кто назовет проблемное поле урока?
На этом этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия (размышления) и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, этот этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия.
Учащиеся называют проблемное поле « Какие направления внешней политики стали основными для России в данный период ».

- мотивационная основа учебной деятельности (Л);
- смыслообразование (Л); - эмпатия (Л);
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия (П);
- структурирование знаний (П);
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов (П);
- использование знаково-символических средств (П);
- смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, (П);
- построение логической цепи рассуждений (П);
- достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К);
- развитие этических чувств и регуляторов морального поведения (Л);
- постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р);
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);
- волевая саморегуляция (Р)
Знание построения причинно-следственных связей изучаемых явлений.
Мотивация на активность

3 этап

Содержательный
15 мин.


Часть 1

Учитель:
В рамках цели нашего урока мы сегодня познакомимся с основными направлениями внешней политики России. Почему в эпоху дворцовых переворотов некоторые внешнеполитические задачи страны не были решены? Чем определялись основные направления внешней политики? Какую роль в этот период сыграли Б.Х. Минних; В.В. Фермор ; С.Ф.Апраксин; П.П. Ласси; П.С.Салтыков.?
Учитель: открываем тетради, записываем подзаголовок «Русско-польская война» (слайд 4).
Теперь давайте посмотрим карту- навигатор «Россия и Речь Посполитая» (слайд 5).
Учитель.
Как складывались отношения нашей страны с Речью Посполитой на протяжении последнего столетия?. Кто помнит основные события этих отношений?
Ожидаемый ответ учащихся..
После Смуты наша страна боролась за возвращение отторгнутых земель . в 1667 г. Было подписано Андрусовское перемирие. В 1686 году « Вечный мир» , которые положили начало мирным союзническим отношениям между Россией и Польшей.
Учитель..
Смотрим на слайд 6 «Русско-турецкая война», конспектируем информацию:
- В 1736 г. начался новый крымский поход во главе с генерал-фельдмаршалом Б.К. Миннихом .
Вопрос классу.
Каковы результаты этой войны? Почему именно это направление во внешней политике стало основным?
Как сегодня рассматривается вопрос о присоединении Крыма к России? (дискуссия)
Работа с датами и понятиями:
Учащиеся записывают новые даты (1733-1735 Русско-польская война; 1735-1739 Русско-турецкая война) в словарик- коалиция.
Учитель подводит итог дискуссии: то, что южное направление внешней было и остается важным для обеспечения безопасности границ государства. .
На этом этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения в формировании цепочки знаний по внешнеполитическим задачам
Для этого они должны:
1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию,
· где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
Учитель
Какое следующее направление? Сохранение позиций России на Балтике.
Задание. Кто напишет основные события Русско –шведской войны. (слайд 7).
Учащийся пишет в локальной сети фразы (которые видны на большом экране всем): 1741-1743 русско –шведская война ; Армия П.П.Ласси разбила шведские войска; Абоский мир; «
- учебно-познавательный интерес (Л);
- смыслообразование (Л);
- эмпатия (Л);
- волевая саморегуляция (Р);
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);
- подведение под понятие (П);
- использование знаково-символических средств (П);
- определение основной и второстепенной информации (П);
- постановка и формулирование проблемы (П);
- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)
Основные направления внешней политики в период дворцовых переворотов
Уметь анализировать карту территориальных изменений границ государства .
Формирование принципов самоактуализации, стремления достигать результатов (успеха)

Содержательный

часть 2
Учитель: Россия прочно утвердилась в Прибалтике и в ходе многочисленных войн показала себя одной из сильнейших в военном отношении держав Европы. Ей удалось также расширить свою территорию за счет казахских и некоторых дальновосточных земель.
В то же время Россия так и не добилась выхода в Черное море. Не были решены « украинский» и « белорусский» вопросы.

На этом этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих действий правительства России
- ставят цель,
- выбирают способ,
-- строят план достижения цели;
- определяют средства, ресурсы и сроки.
Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов.

Вывод6
Решение этих задач выпало на период правления Екатерины Великой.
- самоопределение (Л);
·
- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);
- постановка познавательной цели (П); - познавательная инициатива (Р);
- планирование, прогнозирование (Р);
- построение логической цепи рассуждений (П);
- использование знаково-символических средств (П);
- построение речевых высказываний (П);
- выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);
- определение основной и второстепенной информации (П);
- планирование учебного сотрудничества (К);
- разрешение конфликтов (К)
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации К
- понимание относительности мнений и подходов для решения проблем (К);
- адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К)
Итоги внешней политики России на южном и западном направлениях.
Формирование познавательной мотивации обучаемых

4 этап

Практический
1 часть
7 мин.



Работа с ПК














Работа с e-mail
Учитель
Слайд 8. В 1756-1757гг. сложились две коалиции европейских государств, противостоящих друг другу: Пруссия и Англия с одной стороны , а с другой –Франция, Австрия , Россия и Саксония.
Россия участвовала в этом союзе с целью уберечь от Пруссии свои прибалтийские приобретения. С 1757 года в войну с Пруссией вступила Рос
А теперь давайте обратимся к ПК. На рабочем столе ваших ПК документ в текстовом редакторе word, в нем таблица.
Место сражения
Год
Результаты сражения

Гросс-Егерсдорф



Цорндорф



Кунерсдорф



Берлин
Кольберг




Задание. Откройте свою электронную почту, сохраните в черновиках (почты) данный документ. Дома откроете, заполните таблицу и перешлете по почте учителю.
На этом этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.
Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.
В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.



Оценка работы по проблеме урока. Учитель
Какие внешнеполитические задачи были решены Россией в ходе Семилетней войны ?
На этом этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух
- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);
- осознание ответственности за общее дело (Л);
- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л);
- чувство прекрасного и эстетические чувства (Л);
- установка на здоровый образ жизни (Л);
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация(П);
- волевая саморегуляция (Р);
- выдвижен познавательная инициатива (Р);
- использование знаково-символических средств (П);
- поиск необходимой информации (П);
- моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т.д.) (П);
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности(П);
- установление причинно-следственных связей, доказательство (П);
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера (П);
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации К
- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);
- достижение договоренностей и согласование общего решения (К);- разрешение конфликтов на основе учета интересов всех участников К
- управление поведением партнера (К);
- адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (К)
Знать основные события Семилетней войны..
Умения анализировать расстановку политических сил исходя из интересов своего государства.



























Умение проводить самооценку и взаимооценку
Формирование познавательной мотивации обучаемых































Мотивация успеха и развития, перцептивные особенности, мнемнические особенности личности


Практический
2 часть
6 мин.
Учащиеся заполняют таблицу в текстовом редакторе word (учитель видит ее заполнение на большом экране по локальной сети)
Место сражение
Год
Результат.Командующий.

Гросс-Егерсдорф
1757
Прусская армия разбита .П.А.Румянцев

Цорндорф
1758
Отступление прусской армии. В.В. Фермор

Кунерсдорф
1759
Блестящая победа над пруссаками. П.С. Салтыков.

Берлин

Кольберг

1760

1761


Русские войска вошли в Берлин.
Русские овладели крепостью.
Петр 3 прекратил военные действия.

При проведении этого этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать.
В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
- развитие этических чувств и регуляторов морального поведения (Л);
- анализ, сравнение, классификация (П);
- самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале (Р);
- использование знаково-символических средств (П);
- волевая саморегуляция (Р)
- познавательная инициатива (Р);
- использование общих приемов решения задач (П);
- осуществление самоконтроля по результату и по способу действия (Р);
- рефлексия способов и условий действия (П);
- самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив (Р)
- выделение и формулирование проблемы (П);
- постановка познавательной цели (П);
- постановка и формулирование проблемы достижение договоренностей и согласование общего решения (К);
- адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К)
Умение проводить самооценку и взаимооценку
Мотивация успеха и развития, перцептивные особенности, мнемнические особенности личности. Умение проводить самооценку и взаимооценку

5 этап

Контроль и самоконтроль знаний
6 мин.
Учитель проводит 5-тиминутный тест по новой теме. Учащиеся проверяют ответы по клише (взаимопроверка).
На этом этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.
Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);
- анализ, синтез, сравнение, классификация (П);
- поиск и выделение необходимой информации П;
- моделирование, преобразование модели (П);
- умение структурировать знания (П);
- смысловое чтение, извлечение необходимой информации (П);
- использование знаково-символических средств (П);
- свободная ориентация и восприятие текстов, их понимание (П);
- выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);
- использование общих приемов решения задач (П);
- построение речевых высказываний (П);
- подведение под понятие П
- выведение следствий (П);
- доказательство (П);
- планирование учебного сотрудничества (К);
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации К
- постановка вопросов (К);
- адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (К);
- управление поведением партнера (К)
Умение проводить самооценку и взаимооценку
Мотивация успеха и развития, перцептивные особенности, мнемнические особенности личности. Умение проводить самооценку и взаимооценку

6 этап
Подведение итогов урока

1 мин.
Каковы итоги нашего урока?
На этом этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке.

Комментированное выставление оценок
- формулирование и аргументация своего мнения (К);
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации К
Умение осуществлять синтез информации
Мотивация на обобщение результата работы на уроке

7 этап

Рефлексия учебной деятельности на уроке.
2 мин.
На этом этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.
В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Учитель.
Что для вас было интересным на уроке?
О чем бы вам хотелось узнать побольше?
В чем были трудности?
Выставление оценок за урок с комментарием:
- за фронтальную работу в классе, за работу в дискуссии
- за индивидуальную работу (отличившихся в работе с заполнением данных в локальной сети)
- внутренняя позиция школьника (Л);
- самооценка на основе критерия успешности (Л);
- рефлексия способов и условий действия (П);
- эмпатия (Л);
- адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);
- контроль и оценка процесса и результатов деятельностиП
- формулирование и аргументация своего мнения (К);
- планирование учебного сотрудничества (К)
Умение проводить самооценку и взаимооценку
Мотивация успеха и развития, перцептивные особенности, мнемнические особенности личности. Умение проводить самооценку и взаимооценку

8 этап
Информация о Д/З

1 мин.
Комментирование домашнего задания
Базовый уровень - параграф 23
Повышенный уровень - подготовить выступления о полководцах периода дворцовых переворотов.
Высокий уровень - составить презентацию по теме «Основные направления внешней политики России в 1725-1762гг..»





Приложение 1 Основные понятия и даты, изучаемые в рамках темы.
Приложение 2 Тест
Приложение 3 Слайды презентации
Приложение 4 Ссылка и скриншот фильма

Заместитель руководителя МБУ «Школа №84»: _______________________ / Н.В. Прокофьева/





Приложение 1
Основные понятия и даты, изучаемые в рамках темы:
Коалиция;
1733-1735гг.;
1735-1739гг.;
1741-1743гг;
1756-1762гг.;

Приложение 2
Тест
1.Пивести в соответствие:
1.1733-1735гг. а) Русско-шведская война;
2.1735-1739гг. б) Русско-польская война;
3.1741-1743гг. в) Русско- турецкая война;
4.1757-1761гг. г) Участие России в Семилетней войне.

1. Б.Х.Минних а) разгром шведских войск;
2. П.П. Ласси б) возглавил новый крымский поход;
3. П.С. Салтыков в) сражение под Гросс-Егерсдорфом;
4. П.А. Румянцев г) победа под Кунерсдорфом;

2. Привести в хронологическую последовательность событий:
А). Ништадский мир;
Б). «Вечный мир» России с Польшей;
В). Абоский мир со Швецией;
Г). Заключение союза с Фридрихом !!;
Ключ: 1. б в а г;
2. б а г в;
3 Б А В Г
15