РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Информатика и ИКТ» ФГОС 9 класс 2 часа в неделю (68 ч.)


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №1 пгт Серышево имени Сергея Бондарева

«Рассмотрено»:
На заседании МО учителей
Человек - знаковая система
Протокол №_____________
«____»___________2015г
______________________
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
____________ С.В.Ракосеева«____»______________2015г «Утверждаю»
Директор МАОУ СОШ №1 пгт Серышево имени С. Бондарева _______________О.Н.Щербина Приказ №_______________
«____»_______________2015г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Информатика и ИКТ» для основной школы на основе ФГОС
9 класс
2 часа в неделю (68 ч.)
Базовый уровень
Срок реализации программы 2015-2016 учебный год
Учитель: Гончаровская Светлана Анатольевна
Серышево, 2015
Структура программы:
Пояснительная записка
Содержание рабочей программы
Учебно-тематический план
Требования к уровню подготовки обучающихсяЛитература и средства обучения
Календарно-тематический план учителя
Пояснительная записка
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы с учетом особенностей региона, муниципального образования, общеобразовательного учреждения:
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование представления об информационной картине мира, общности и закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы;
осознание необходимости строить свою жизнь и деятельность в соответствии с требованиями информационной цивилизации;
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда».
Нормативно – правовые документы, на основе которых составлена рабочая программа:
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
Закон РФ «Об образовании» № 273-ФЗ в последней редакции от 29.12.2012 ;Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004);
Примерная программа основного общего образования по информатике;
Учебный план МАОУ СОШ №1 пгт.Серышево им. С.БондареваФедеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Обязательный минимум содержания основного общего курса информатики;
Программно методические материалы курса Информатики 5-9 кл. Босова ЛЛ (М. «Бином» 2007)
Сведения о программе:
Настоящая рабочая программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 9 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года, примерной программы (основного) общего образования по информатике и информационным технологиям (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.07.2005г. № 03-1263), «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236) и авторской программы по информатике и ИКТ для 8–9 классов Л.Л. Босовой (http://metodist.lbz.ru).
Обоснование выбора примерной или авторской программы:
Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к информатике. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы достаточно широкое представление о физической картине мира.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса 9 класса с учетом меж предметных связей, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе и лабораторных, выполняемых учащимися.
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа:
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), в том числе контрольных работ - 14 включая итоговую контрольную работу.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных и самостоятельных работ. Итоговая аттестация – согласно Уставу образовательного учреждения.
Формы организации учебного процесса:
Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.
При организации учебного процесса используется следующая система уроков:
Комбинированный урок - предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок решения задач - вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.
Урок – тест - тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, тренировки технике тестирования.
Урок – самостоятельная работа - предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.
Технологии обучения:
традиционная классно-урочная
игровые технологии
элементы проблемного обучения
технологии уровневой дифференциации
здоровьесберегающие технологии
ИКТ
Механизмы формирования ключевых компетенций:
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Универсальные учебные действия (УУД) подразделяются на 4 группы: регулятивные, личностные, коммуникативные и познавательные.
Формировать УУД на уроках информатики при изучении конкретных тем школьного курса в 9 классе отражены в КТП.
Результатом формирования универсальных учебных действий будут являться умения:
произвольно и осознанно владеть общим приемом решения учебных задач;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач; 
уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;
уметь осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;
уметь устанавливать причинно-следственные связи;
уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
владеть общим приемом решения учебных задач;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
учебник Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ : учебник для 9 класса: в 2 ч. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
комплект цифровых образовательных ресурсов.
В авторском тематическом планировании отводится на изучение предмета в 9 классе 70 часов, а в рабочей программе – 68 часов, согласно продолжительности учебного времени в образовательных учреждениях Амурской области в 9, 11 классах.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 9 классах 10-15 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.
В 9 классе особое внимание следует уделить организации самостоятельной работы учащихся на компьютере. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-20 минут.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения - контрольной работы.
Количество учебных часов:
Рабочая программа в 9 классе рассчитана на 2 часа в неделю на протяжении учебного года, то есть 68 часа в год.
Уровень обучения – базовый.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
Учебно-методический комплекс:
Название Класс ФИО автора Издательство Год издания
Информатика и ИКТ: Учебник для 9 класса, в 2-х частях 9 Л.Л. Босова БИНОМ. Лаборатория знаний 2013
Информатика и ИКТ: Рабочая тетрадь для 9 класса 9 Л.Л. Босова БИНОМ. Лаборатория знаний 2012
Набор цифровых образовательных ресурсов для 9 класса 9 Л.Л. Босова http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt9kl.phpВ связи с тем, что в учебном плане на изучение предмета отводится 68 часов, а не 70 часов, то в рабочей программе уменьшено количество часов на 2 час за счет резервного времени.
Программой предусмотрено проведение:
Проверочных работ – 6,
Практических работ – 36,
Промежуточная аттестация – 1,
Итоговый тест - 1.
Содержание рабочей программы
Математические основы информатики (12 ч)
Общие сведения о системах счисления. Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.
Компьютерное представление целых чисел. Представление вещественных чисел.
Высказывания. Логические операции. Логические выражения. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы.
Аналитическая деятельность:
анализировать любую позиционную систему как знаковую систему;
определять диапазон целых чисел в n-разрядном представлении;
анализировать логическую структуру высказываний;
анализировать простейшие электронные схемы.
Практическая деятельность:
переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно;
выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;
строить таблицы истинности для логических выражений;
вычислять истинностное значение логического выражения.
Моделирование и формализация (8 ч)
Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.
Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и экономических явлений, при хранении и поиске данных.
Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении практических задач.
Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.
Аналитическая деятельность:
различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни;
осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования;
оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;
определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;
приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира.
Практическая деятельность:
строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);
преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации;
исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей;
работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей;
создавать однотабличные базы данных;
осуществлять поиск записей в готовой базе данных;
осуществлять сортировку записей в готовой базе данных.
Основы алгоритмизации (12 ч)
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей, Удвоитель и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.
Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.
Аналитическая деятельность:
приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;
выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами;
определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;
анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;
определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;
осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;
сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.
Практическая деятельность:
исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;
строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;
строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;
составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
составлять алгоритмы с ветвлениями по управлению учебным исполнителем;
составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения;
строить алгоритм (различные алгоритмы) решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций и подпрограмм.
Начала программирования на языке Паскаль (16 ч)
Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.
Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – кодирование – отладка – тестирование.
Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.
Аналитическая деятельность:
анализировать готовые программы;
определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;
выделять этапы решения задачи на компьютере.
Практическая деятельность:
программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;
разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;
разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла;
разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;
разрабатывать программы для обработки одномерного массива:
нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве;
подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию;
нахождение суммы всех элементов массива;
нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве;
сортировка элементов массива и пр.
Обработка числовой информации в электронных таблицах (6 ч)
Электронные (динамические) таблицы. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Использование формул. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.
Аналитическая деятельность:
анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.
Практическая деятельность:
создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем формулам;
строить диаграммы и графики в электронных таблицах.
Коммуникационные технологии (10 ч)
Локальные и глобальные компьютерные сети. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала.
Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете.
Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа.
Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет.
Аналитическая деятельность:
выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей;
анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации;
анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации.
Практическая деятельность:
осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума;
определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками;
проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций;
создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде веб-странички, включающей графические объекты;
проявлять избирательность в работе с информацией, исходя из морально-этических соображений, позитивных социальных установок и интересов индивидуального развития.
Критерии оценки знаний
Критерии и нормы оценки, способы и средства проверки и оценки результатов обучения
Для достижения выше перечисленных результатов используются следующие  средства проверки и оценки: устный ответ, практическая работа, проверочная работа, тест.
Критерии и нормы оценки устного ответа
            Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
            Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
            Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
            Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
            Отметка «1»: отсутствие ответа. 
Критерии и нормы оценки практического задания
            Отметка «5»:
а) выполнил работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности ее проведения;
б) самостоятельно и рационально выбрал и загрузил необходимое программное обеспечение, все задания выполнил в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
            Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
            Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
            Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
            Отметка «1»: работа не выполнена.
 
Критерии и нормы оценки письменных контрольных работ
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной не грубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.
Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено не менее 2/3 всей работы.
Оценка 1 ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
Перечень ошибок
Грубые ошибки
1. Незнание определений основных понятий, правил, основных положений теории, приёмов составления алгоритмов.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения блок-схем алгоритмов, неправильно сформулированные вопросы задачи или неверное объяснение хода её решения, незнание приёмов решения задач, аналогичных ранее решённых в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения,  не верное применение операторов в программах, их незнание.
4. Неумение читать программы, алгоритмы, блок-схемы.
5. Неумение подготовить к работе ЭВМ, запустить программу, отладить её, получить результаты и объяснить их.
6. Небрежное отношение к ЭВМ.
7. Нарушение требований правил безопасного труда при работе на ЭВМ.
Негрубые ошибки
1. Неточность формулировок, определений, понятий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия; ошибки синтаксического характера.
2.  Пропуск или неточное написание тестов в операторах ввода-вывода.
3. Нерациональный выбор решения задачи.
Недочёты
1. Нерациональные записи в алгоритмах, преобразований и решений задач.
2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
5. Орфографические  и пунктуационные ошибки
 
Учебно-тематический план
(9 класс, 68 часов/2 часа в неделю)
№ п/п Разделы и тема Количество часов
Всего Теория Практика
1 Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Входной контроль. 1 1 2 Математические основы информатики 12 7 5
3 Моделирование и формализация 8 5 3
4 Основы алгоритмизации 12 4 8
5 Начала программирования 16 4 12
6 Обработка числовой информации в электронных таблицах 6 1 5
7 Коммуникационные технологии 10 7 3
8 Итоговое повторение 3 3 Всего 68 32 36
Требования к уровню подготовки обучающихсяПланируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
В результате освоения курса информатики в 8-9 классах учащиеся получат представление:
об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире; о принципах кодирования информации;
о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и  их использовании для исследования объектов окружающего мира;
об алгоритмах обработки информации, их свойствах, основных алгоритмических конструкциях; о способах разработки и программной реализации алгоритмов;
о программном принципе работы компьютера – универсального устройства обработки информации; о направлениях развития компьютерной техники;
о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; об основных средствах и методах обработки числовой, текстовой, графической и мультимедийной информации; о  технологиях обработки информационных массивов с использованием электронной таблицы или базы данных;
о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм;
о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.
 Учащиеся будут уметь:
приводить примеры информационных процессов, источников и приемников информации;
кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;
переводить единицы измерения количества информации; оценивать количественные  параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
записывать и преобразовывать логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения;
проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей;
формально исполнять алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд, обрабатывающие цепочки символов или списки, записанные на естественном и алгоритмическом языках;
формально исполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций  ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов для формальных исполнителей;
составлять линейные алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (в том числе с логическими связками при задании условий) и повторения, вспомогательные алгоритмы и простые величины;
создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной  среде программирования;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
создавать тексты посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте списки, таблицы, изображения, диаграммы, формулы;
читать диаграммы, планы, карты и другие информационные модели; создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений, диаграмм, графов, блок-схем, таблиц (электронных таблиц), программ;  переходить от одного представления данных к другому;
создавать записи в базе данных;
создавать презентации на основе шаблонов;
использовать формулы для вычислений в электронных таблицах;
проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
передавать информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком).
Литература и средства обучения
В состав учебно-методического комплекта по базовому курсу «Информатика и ИКТ» входят:
учебник по базовому курсу Л.Л. Босова. «Информатика и ИКТ» Базовый курс. 9 класс», в 2-х частях – Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2013 г.;
рабочая тетрадь для 9 класса. Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ» - Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2012 г;
Набор цифровых образовательных ресурсов для 9 класса: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt9kl.phpЛитература
Крылов С.С., Лещинер В.Р., Супрун П.Г., Якушкин П.А. Единый Государственный Экзамен 2007 г. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. Информатика.: Учебное пособие Допущено Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки – М.: «Интеллект-Центр», 2005-2007.
Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ. / Н.В. Макарова. – СПБ: «Питер», 2007.
Андреева Е.В., Фалина, И.Н. Системы счисления и компьютерная арифметика.: Учебное пособие. – М.: Бином. Лаборатория знания.), 2004.Евстигнеев В.А. Применение теории графов в программировании. - М.: Наука, 1985-352с.
Андреева Е.В., Щепин Е.В. Основы теории информации. Публикация в 1 сентября. “Информатика” №4/2004 1 п.л. 2004
Андреева Е.В Основы теории информации. Материалы. Публикация в 1 сентября. “Информатика” №4/2004 1 п.л. 2004
Андреева Е.В., Босова Л.Л., Фалина И.Н. Математические основы информатики Учебная Сборник «Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Математика», МО РФ – НФПК». М.: Вита-Пресс – 2004.
Демонстрационный вариант контрольно-измерительных материалов по информатике 2007 г., 2006 г., 2005 г., 2004 г. (http://fipi.ru)
Робертсон А.А. Программирование – это просто: Пошаговый подход / А.А. Робертсон; Пер. с англ. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Златопольский Д.М. Программирование: типовые задачи, алгоритмы, методы / Д.М. Златопольский – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Богомолова О.Б. Логические задачи / О.Б. Богомолова – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
Моханов М.Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс: Практикум / М.Ю. Моханов, С.Л. Солодов, Г.Е. Монахов – 2-е изд., испр. – 2006.
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум / Л.А. Залогова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
Электронные учебные пособия
http://www.metodist.ru Лаборатория информатики МИОО
http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики
http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики
http://fcior.edu.ru http://eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)
http://pedsovet.su Педагогическое сообщество
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер
Проектор
Принтер
Модем
Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.Программные средства
Оборудование и приборы
Операционная система Alt Linux.
Пакет офисных приложений OpenOffice.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Простая система управления базами данных.
Простая геоинформационная система.
Система автоматизированного проектирования.
Виртуальные компьютерные лаборатории.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения.
Простой редактор Wев-страниц.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Информатика и ИКТ» 9 класс
2015-2016 учебный год

п/п Тема урока Количество
часов Тип урока
(форма и вид деятельности обучающихся, форма занятий) Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихсяВид контроля Домашнее задание Дата
Цель темы раздела: ознакомить учащихся со структурой курса, с правилами поведения и инструкциями правил техники безопасности.
1 Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места 1 Урок обобщения и систематизации знаний
Лекция Информатика; ИКТ; информационное общество Сознательное выполнение ТБ и ПП.
Забота о собственном здоровье. Выяснение пробелов знаний Входной контроль Подготовить сообщение «Человек в информационном обществе» Математические основы информатики (12 часов)
Цели темы раздела: Сформировать представления о
целых числах в n-разрядном представлении;
логических структурах высказываний;
простейших электронных схемах.
2 Общие сведения о системах счисления 1 Изучение нового материала
Лекция
Система счисления; цифра; алфавит; позиционная система счисления; основание; развёрнутая форма записи числа; свёрнутая форма записи числа Знать общие представления о позиционных и непозиционных системах счисления; уметь определять основание и алфавит системы счисления, переходить от свернутой формы записи числа к его развернутой записи Фронтальный опрос Математические основы информатики (12 часов) 3 Двоичная система счисления. Двоичная арифметика 1 Изучение нового материала
Лекция, демонстрация Система счисления; цифра; алфавит; позиционная система счисления; основание; развёрнутая форма записи числа; свёрнутая форма записи числа; двоичная система счисления; двоичная арифметика Знать алгоритмы перевода небольших десятичных чисел вдвоичную систему счисления и наоборот, уметь выполнять арифметические операции над небольшими двоичными числами Фронтальный опрос §1.1 (п.1), вопросы № 1–10, 22
РТ: № 2,3, 9, 10, 12, 15,16 4 Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. «Компьютерные» системы счисления 1 Комбинированный урок
Лекция, демонстрация Система счисления; цифра; алфавит; позиционная система счисления; основание; развёрнутая форма записи числа; свёрнутая форма записи числа; двоичная система счисления; восьмеричная система счисления; шестнадцатеричная система счисления
Знать алгоритмы перевода в различных системах счисления Устный опрос §1.1 (п.2, 6), вопросы 11, 19;
РТ: № 20, 22, 23, 24, 29, 30 5 Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q 1 Изучение нового материала
Демонстрация, самостоятельная работа Система счисления; цифра; алфавит; позиционная система счисления; основание; развёрнутая форма записи числа; свёрнутая форма записи числа; двоичная система счисления; восьмеричная система счисления; шестнадцатеричная система счисления Знать алгоритмы перевода небольших десятичных чисел всистему счисления с произвольным основанием Самостоятельная работа §1.1 (п.3, 4), задания 12–13
РТ: № 19, 25, 26, 27, 31 6 Представление целых чисел. Практическая работа №1 «Число и его компьютерный код» 1 Комбинированный урок
Лекция, демонстрация Ячейка памяти; разряд; беззнаковое представление целых чисел; представление целых чисел со знаком Знать о структуре памяти компьютера: память – ячейка – бит (разряд) Практическая работа §1.1,
задания 15–17
РТ: № 28, 33, 35 7 Представление вещественных чисел 1 Комбинированный урок
Лекция, демонстрация Ячейка памяти; разряд; представление вещественных чисел; формат с плавающей запятой; мантисса; порядок Иметь представление о научной (экспоненциальной) форме записи вещественных чисел; представление о формате с плавающей запятой Фронтальный опрос §1.2 (п.1), вопросы 1–4
РТ: № 43–45 8 Высказывание. Логические операции. 1 Изучение нового материала
Лекция, демонстрация Алгебра логики; высказывание; логическая переменная; логическое значение; логическая операция; конъюнкция; дизъюнкция; отрицание Иметь представления о разделе математики алгебре логики, высказывании как еѐ объекте, об операциях над высказываниями Фронтальный опрос §1.2, задания 5–9
РТ: № 46, 48–50 9 Построение таблиц истинности для логических выражений. 1 Комбинированный урок
Лекция, демонстрация Логическая переменная; логическое значение; логическая операция; конъюнкция; дизъюнкция; отрицание; таблица истинности Уметь составлять таблицу истинности для логического выражения Тестирование §1.3 (п. 1, 2)
РТ: № 51, 52, 54, 55 10 Свойства логических операций. Комбинированный урок
Лекция, демонстрация Логическая переменная; логическое значение; логическая операция; конъюнкция; дизъюнкция; отрицание; таблица истинности; законы алгебры логики Знать о свойствах логических операций (законах алгебры логики) Фронтальный опрос §1.3 (п. 3),
задание №10
РТ: № 57 11 Решение логических задач.
1 Урок обобщения и систематизации знаний
Демонстрация, самостоятельная работа Логическое высказывание; логическое выражение; логическое значение; логическая операция; таблица истинности; законы алгебры логики. Уметь составлять и преобразовывать логические выражения в соответствии с логическими законами Самостоятельная работа §1.3 (п. 4),
РТ: №58-61 12 Логические элементы 1 Комбинированный урок
Лекция, демонстрация Логический элемент; конъюнктор; дизъюнктор; инвертор; электронная схема Знать о логических элементах (конъюнкторе, дизъюнкторе, инверторе) и электронных схемах Устный опрос §1.3 (п. 5),
задание № 12
РТ: № 63, 65 13 Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Проверочная работа №1 1 Урок обобщения и систематизации знаний
Лекция, демонстрация Система счисления; двоичная система счисления; восьмеричная система счисления; шестнадцатеричная система счисления; представление целых чисел; представление вещественных чисел; высказывание; логическая операция; логическое выражение; таблица истинности; законы логики; электронная схема Уметь записыватьи преобразования логических выражений с операциями И, ИЛИ, НЕ. Проверочная работа §1.3 (п. 6)
задание № 13
РТ: № 66, 67 Моделирование и формализация (8 часов)
Цели темы раздела: Сформировать представления о
различиях натурных и информационных моделях, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни;осуществлении системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования;
определении вида информационной модели в зависимости от стоящей задачи;
14 Моделирование как метод познания 1 Изучение нового материала
Лекция, демонстрация Модель, моделирование, цель моделирования, натуральная (материальная) модель, информационная модель, формализация, классификация информационных моделейРазличать натурные и информационные модели, знать этапы моделирования
Фронтальный опрос 15 Знаковые модели 1 Комбинированный урок
Лекция, демонстрация Словесные модели, математические модели, компьютерные модели Уметь строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов); Фронтальный опрос §2.1,
задания 1-3, 6-7
РТ: №73, 74 16 Графические модели. Практическая работа №6 «Построение графических моделей»
1 Комбинированный урок
Лекция, демонстрация Схема, карта, чертеж, график, диаграмма, граф, сеть, дерево Уметь преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации Практическая работа §2.2,
вопросы №1-3,7,8 РТ: №68-70 17 Табличные модели. Практическая работа №7 «Построение табличных моделей»
1 Комбинированный урок
Лекция, демонстрация Таблица, таблица «объект – свойство», таблица «объект - объект» Уметь строить табличные модели
Практическая работа §2.3,
вопросы №1-4,7,11
РТ: №75, 76, 78, 80, 82, 83 18 База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных.
1 Изучение нового материала
Лекция, демонстрация Информационная система, база данных, иерархическая база данных, сетевая база данных, реляционная база данных, запись, поле, ключ Знать что такое БД, типы БД, области применения Фронтальный опрос §2.4,
вопросы №1-4
РТ: № 90-95 19 Система управления базами данных 1 Комбинированный урок
Демонстрация, объяснение прак.работыСУБД, таблица, форма, запрос, условия выбора, отчет Уметь создавать однотабличные базы данных;
Устный опрос §2.5,
вопросы № 1-7
РТ: №96-98 20 Создание базы данных. Запросы на выборку данных. Практическая работа №8 «Создание базы данных» 1 Комбинированный урок
Демонстрация, объяснение прак.работыСУБД, таблица, форма, запрос, условия выбора, отчет Уметь осуществлять поиск записей в готовой базе данных; осуществлять сортировку записей в готовой базе данных Практическая работа §2.6 (п. 1, 2, 3), вопросы №1-4 21 Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация». Проверочная работа №2 1 Урок обобщения и систематизации знаний. Модель, моделирование, цель моделирования, натуральная (материальная) модель, информационная модель, формализация, классификация информационных моделей, словесные модели, математические модели, компьютерные модели, схема, карта, чертеж, график, диаграмма, граф, сеть, дерево, таблица, таблица «объект – свойство», таблица «объект - объект», Информационная система, база данных, иерархическая база данных, сетевая база данных, реляционная база данных, запись, поле, ключ, СУБД, таблица, форма, запрос, условия выбора, отчетУметь работать с готовой БД. Проверочная работа §2.6,
РТ: №99,100 Основы алгоритмизации (12 часов)
Цели темы раздела: Сформировать представления о
приводящих примерах формальных и неформальных исполнителей;
задачах по управлению учебными исполнителями;
определении по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;
осуществлении разбиение исходной задачи на подзадачи;
сравнивнении различных алгоритмов решения одной задачи.
22 Алгоритмы и исполнители 1 Изучение нового материала
Лекция, демонстрация Алгоритм, свойства алгоритма: дискретность, понятность, определенность, результативность, массовость; исполнитель, характеристики исполнителя: круг решаемых задач, среда, режим работы, система команд; формальное исполнение алгоритмаЗнать понятие «алгоритм», «исполнитель», свойства алгоритма Фронтальный опрос 23 Способы записи алгоритмов 1 Изучение нового материала
Лекция, демонстрация Словесное описание, построчная запись, блок-схема, школьный алгоритмический язык Знать способы записи алгоритма Фронтальный опрос §3.1,
вопросы №1-19
РТ: №105, 109 24 Объекты алгоритмов 1 Комбинированный урок Величина, константа, переменная, тип, имя, присваивание, выражение, таблица Знать объекты алгоритмов Тестирование §3.2,
вопросы №1-7 25 Алгоритмическая конструкция «следование». Практическая работа №9 «Построение алгоритмической конструкции «следование» 1 Изучение нового материала
Лекция, демонстрация Следование, ветвление, повторение, линейные алгоритмы, разветвляющиеся алгоритмы, циклические алгоритмы Уметь строить конструкцию «следование». Практическая работа §3.3,
вопросы №1-18 26 Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления. Практическая работа №10 «Построение алгоритмической конструкции «ветвление»
1 Изучение нового материала
Лекция, демонстрация, самостоятельная работа Следование, ветвление, повторение, линейные алгоритмы, разветвляющиеся алгоритмы, циклические алгоритмы Уметь строить конструкцию «ветвление». Практическая работа §3.4 (п.1) 27 Сокращённая форма ветвления. Практическая работа №11 «Построение алгоритмической конструкции «ветвление», сокращенной формы»
1 Урок обобщения и систематизации знаний.
Лекция, демонстрация, самостоятельная работа Следование, ветвление, повторение, линейные алгоритмы, разветвляющиеся алгоритмы, циклические алгоритмы Уметь строить сокращенную форму конструкции «ветвление». Практическая работа §3.4 (п.2), вопросы №10-22 28 Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы. Практическая работа №12 «Построение алгоритмической конструкции «повторение» 1 Изучение нового материала
Лекция, демонстрация, самостоятельная работа Следование, ветвление, повторение, линейные алгоритмы, разветвляющиеся алгоритмы, циклические алгоритмы Уметь строить конструкцию «повторение». Практическая работа §3.4 (п.2) 29 Цикл с заданным условием окончания работы. Практическая работа №13 «Построение алгоритмической конструкции «повторение» с заданным условием окончания работы» 1 Урок обобщения и систематизации знаний.
Следование, ветвление, повторение, линейные алгоритмы, разветвляющиеся алгоритмы, циклические алгоритмы Уметь строить цикл с заданным условием окончания работы. Практическая работа §3.4 (п.3)
стр. 133-136,
вопросы №23-29 30 Цикл с заданным числом повторений. Практическая работа №14 «Построение алгоритмической конструкции «повторение» с заданным числом повторений» 1 Урок обобщения и систематизации знаний. Следование, ветвление, повторение, линейные алгоритмы, разветвляющиеся алгоритмы, циклические алгоритмы Уметь строить цикл с заданным числом повторений. Практическая работа §3.4 (п.3) стр.136-139, вопросы №30-31 31 Конструирование алгоритмов. Практическая работа №15 «Конструирование алгоритмов» 1 Урок обобщения и систематизации знаний. Применение знаний на практике Последовательное построение алгоритма, вспомогательный алгоритм, формальные параметры, фактические параметры, рекурсивный алгоритм Уметь строить алгоритм с использованием различных алгоритмических конструкций Тестирование Практическая работа §3.4 (п.3)
стр. 139-143, вопросы №32-34 32 Алгоритмы управления. Практическая работа №16 «Построение алгоритмов управления» 1 Изучение нового материала
Лекция, демонстрация Управление, алгоритм управления, обратная связь Знать алгоритмы управления Практическая работа §3.5,
вопросы №1-10 33 Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». Проверочная работа №3 1 Урок обобщения и систематизации знаний. Алгоритм, свойства алгоритма, исполнитель, характеристики исполнителя, формальное исполнение алгоритма, словесное описание, построчная запись, блок-схема, школьный алгоритмический язык, величина, константа, переменная, тип, имя, присваивание, выражение, таблица, следование, ветвление, повторение, линейные алгоритмы, разветвляющиеся алгоритмы, циклические алгоритмы, последовательное построение алгоритма, вспомогательный алгоритм, формальные параметры, фактические параметры, рекурсивный алгоритм, управление, алгоритм управления, обратная связьУметь решать задачи с использованием различных алгоритмических конструкций Проверочная работа §3.6,
вопросы №1-6
РТ: №165-171 Начала программирования (16 часов)
Цели темы раздела: Сформировать представления о
анализировании готовых программ;
определении по программе, для решения какой задачи она предназначена;
выделении этапы решения задачи на компьютере.
34 Общие сведения о языке программирования Паскаль 1 Изучение нового материала
Лекция, демонстрация Язык программирования, программа, алфавит, служебные слова, типы данных, структура программы, оператор присваивания Знать основные сведения о языке программирования Паскаль, синтаксис языка, уметь ориентироваться в окне приложения Фронтальный опрос Задания нет 35 Организация ввода и вывода данных. Практическая работа №17 «Организация ввода и вывода данных» 1 Изучение нового материала
Лекция, демонстрация, объяснение практ.работыОператор вывода writer, формат вывода, оператор ввода read Знать операторы ввода-вывода, уметь записывать в среде программирования Практическая работа Начала программирования (16 часов) 36 Программирование как этап решения задачи на компьютере. Практическая работа №18 «Написание программ на языке Паскаль» 1 Урок обобщения и систематизации знаний.
Лекция, демонстрация Постановка задачи, формализация, алгоритмизация, программирование, отладка и тестирование Знать основные этапы решения задач на ЭВМ Практическая работа §4.1,
вопросы №1-11 37 Программирование линейных алгоритмов. Практическая работа №19 «Написание программ, реализующих линейный алгоритм на языке Паскаль»
1 Комбинированный урок
Лекция, демонстрация, объяснение практ.работыПостановка задачи, формализация, алгоритмизация, программирование, отладка и тестирование Уметь строить линейный алгоритм на ЯП Паскаль Практическая работа §4.2,
вопросы №1-10 38 Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. Практическая работа №20 «Написание программ, реализующих разветвляющийся алгоритм на языке Паскаль»
1 Комбинированный урок
Лекция, демонстрация, объяснение практ.работыВещественный тип данных, целочисленный тип данных, символьный тип данных, строковый тип данных, логический тип данных Уметь строить разветвляющийся линейный алгоритм на ЯП Паскаль Практическая работа §4.3,
вопросы №1-12 39 Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. Практическая работа №20 «Написание программ, реализующих разветвляющийся алгоритм на языке Паскаль» 1 Комбинированный урок
Лекция, демонстрация, объяснение практ.работыУсловный оператор, сокращенная форма условного оператора, составной оператор, вложенные ветвления Знать способы записи ветвлений Практическая работа §4.4 40 Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. Практическая работа №21 «Написание программ, реализующих циклические алгоритмы на языке Паскаль» 1 Комбинированный урок
Лекция, демонстрация, объяснение практ.работыWhile (цикл –ПОКА), repeat (цикл – ДО), for (цикл с параметром) Уметь строить циклы с заданным условием продолжения работы на ЯП Паскаль Практическая работа §4.5 (п.1) 41 Программирование циклов с заданным условием окончания работы. Практическая работа №21 «Написание программ, реализующих циклические алгоритмы на языке Паскаль»
1 Комбинированный урок
Лекция, демонстрация, объяснение практ.работыWhile (цикл –ПОКА), repeat (цикл – ДО), for (цикл с параметром) Уметь строить циклы с заданным условием окончания работы на ЯП Паскаль Практическая работа §4.5 (п.2,3) 42 Программирование циклов с заданным числом повторений. Практическая работа №22 «Написание программ, реализующих циклические алгоритмы с заданным числом повторений»
1 Комбинированный урок
Лекция, демонстрация, объяснение практ.работыWhile (цикл –ПОКА), repeat (цикл – ДО), for (цикл с параметром) Уметь строить циклы с заданным числом повторений на ЯП Паскаль Практическая работа §4.6 (п.1) 43 Различные варианты программирования циклического алгоритма. Практическая работа №23 «Написание различных вариантов программ, реализующих циклические алгоритмы» 1 Комбинированный урок
Лекция, демонстрация, объяснение практ.работыWhile (цикл –ПОКА), repeat (цикл – ДО), for (цикл с параметром) Знать различные варианты программирования циклического алгоритма. Практическая работа §4.6 (п.2) 44 Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива. Практическая работа №24 «Написание программ, реализующих алгоритмы заполнение и вывод одномерных массивов» 1 Комбинированный урок
Лекция, демонстрация, объяснение практ.работыМассив, описание массива, заполнение массива, вывод массива, обработка массива, последовательный поиск, сортировка Знать понятия «массив», уметь задавать и выводить массив на экран Практическая работа §4.6 (п. 3) 45 Вычисление суммы элементов массива. Практическая работа №25 «Написание программ, реализующих алгоритмы вычисления суммы элементов массива»
1 Комбинированный урок
Демонстрация, практическая работа Массив, описание массива, заполнение массива, вывод массива, обработка массива, последовательный поиск, сортировка Уметь вычислять сумму элементов массива Практическая работа §4.6 (п. 4) 46 Последовательный поиск в массиве. Практическая работа №26 «Написание программ, реализующих алгоритмы поиска в массиве» 1 Комбинированный урок
Демонстрация, практическая работа Массив, описание массива, заполнение массива, вывод массива, обработка массива, последовательный поиск, сортировка Уметь выполнять последовательный поиск в массиве Практическая работа §4.7 (п.1-3) 47 Сортировка массива. Практическая работа №27 «Написание программ, реализующих алгоритмы сортировки в массиве» 1 Комбинированный урок
Демонстрация, практическая работа Массив, описание массива, заполнение массива, вывод массива, обработка массива, последовательный поиск, сортировка Уметь сортировать массив Практическая работа §4.7 (п.4) 48 Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. Практическая работа №28 «Написание вспомогательных алгоритмов»
1 Комбинированный урок
Демонстрация, практическая работа Подпрограмма, процедура, функция, рекурсивная функция Знать вспомогательные алгоритмы ЯП Паскаль Практическая работа §4.7 (п.5) 49 Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования» Проверочная работа №4 1 Урок обобщения и систематизации знаний. Язык программирования, программа, алфавит, служебные слова, типы данных, структура программы, оператор присваивания, оператор вывода writer, формат вывода, оператор ввода read, постановка задачи, формализация, алгоритмизация, программирование, отладка и тестирование, вещественный тип данных, целочисленный тип данных, символьный тип данных, строковый тип данных, логический тип данных, условный оператор, сокращенная форма условного оператора, составной оператор, вложенные ветвления, While (цикл –ПОКА), repeat (цикл – ДО), for (цикл с параметром), массив, описание массива, заполнение массива, вывод массива, обработка массива, последовательный поиск, сортировка, подпрограмма, процедура, функция, рекурсивная функцияУметь самостоятельно набирать программы с различными алгоритмическими конструкциями Проверочная работа §4.7 (п.6) Обработка числовой информации в электронных таблицах (6 часов)
Цели темы раздела: Сформировать представления о
анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.
50 Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы. Практическая работа №29 «Основы работы в электронных таблицах» 1 Изучение нового материала
Лекция, демонстрация, объяснение практической работы
Электронные таблицы, табличный процессор, столбец, строка, ячейка, диапазон ячеек, лист, книгаИметь представление об интерфейсе электронных таблиц, основных режимах работы электронных работ, об относительных, абсолютных и смешанных ссылках, о встроенных ссылках, логических функциях, о сортировке и поиске данных. Уметь строить диаграммы и графики Практическая работа §4.8 51 Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Практическая работа №30 «Вычисления в электронных таблицах»
1 Комбинированный урок
Лекция, демонстрация, практич.работаОтносительная ссылка, абсолютная ссылка, смешанная ссылка, встроенная функция, логическая функция, условная функция Иметь представление об относительных, абсолютных и смешанных ссылках Практическая работа Повторить 52 Встроенные функции. Логические функции. Практическая работа №31 «Использование встроенных функций» 1 Комбинированный урок
Лекция, демонстрация, практич.работаОтносительная ссылка, абсолютная ссылка, смешанная ссылка, встроенная функция, логическая функция, условная функция
Иметь представление о встроенных ссылках, логических функциях Практическая работа Обработка числовой информации в электронных таблицах (6 часов) 53 Сортировка и поиск данных. Практическая работа №32 «Сортировка и поиск данных» 1 Комбинированный урок
Лекция, демонстрация, практич.работаСортировка, поиск (фильтрация), диаграмма, график, круговая диаграмма, гистограмма (столбчатая диаграмма), ярусная диаграмма, ряды данных, категории Иметь представление о сортировке и поиске данных. Практическая работа §5.1 54 Построение диаграмм и графиков. Практическая работа №33 «Построение диаграмм и графиков»
1 Комбинированный урок
Лекция, демонстрация, практич.работаСортировка, поиск (фильтрация), диаграмма, график, круговая диаграмма, гистограмма (столбчатая диаграмма), ярусная диаграмма, ряды данных, категорииУметь строить диаграммы и графики Практическая работа §5.2 (п.1) 55 Обобщение и систематизация основных понятий главы «Обработка числовой информации в электронных таблицах». Проверочная работа №5 1 Урок обобщения и систематизации знаний.
Электронные таблицы, табличный процессор, столбец, строка, ячейка, диапазон ячеек, лист, книга, относительная ссылка, абсолютная ссылка, смешанная ссылка, встроенная функция, логическая функция, условная функция, сортировка, поиск (фильтрация), диаграмма, график, круговая диаграмма, гистограмма (столбчатая диаграмма), ярусная диаграмма, ряды данных, категорииУметь работать с готовой ЭТ, вносить в нее измененияПроверочная работа. §5.2 (п.2,3) Коммуникационные технологии (10 часов)
Цели темы раздела: Сформировать представления о
выявлении общих чертах и отличиях способов взаимодействия на основе компьютерных сетей;
анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
примерный ситуациях, в которых требуется поиск информации;
анализировании и сопоставлении различных источниках информации, оценивать достоверность найденной информации.
56 Локальные и глобальные компьютерные сети 1 Изучение нового материала
Лекция, демонстрация Сообщение, канал связи, компьютерная сеть, скорость передачи информации, локальная сеть, глобальная сеть
Иметь представление о локальных и глобальных компьютерных сетях Устный опрос §5.3 (п.1) 57 Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера 1 Комбинированный урок
Лекция, демонстрация Интернет, протокол, IP-адрес, доменное имя, протокол IP, протокол ТСР Знать, как устроен Интернет, иметь представление об IP-адрес компьютера Выборочный опрос
§5.3 (п.2) 58 Промежуточная аттестация 1 Урок рефлексии Интернет, протокол, IP-адрес, доменное имя, протокол IP, протокол ТСР Иметь представление о доменной системе имён и протоколах передачи данных Тестирование
Задания нет 59 Всемирная паутина. Файловые архивы. 1 Комбинированный урок
Лекция, демонстрация Всемирная паутина, универсальный указатель ресурса (URL), протокол НТТР, файловые архивы, протокол FTP, электронная почта, форум, телеконференция, чат, социальная сеть, логин, пароль Иметь представление о серверах, структуре Всемирной паутины Выборочный опрос
Коммуникационные технологии (10 часов) 60 Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет. 1 Комбинированный урок
Всемирная паутина, универсальный указатель ресурса (URL), протокол НТТР, файловые архивы, протокол FTP, электронная почта, форум, телеконференция, чат, социальная сеть, логин, парольИметь представления об электронной почте, о телеконференциях, форумах, чатах, социальных сетях и сетевом этикете. Уметь работать с электронной почтой Устный опрос §6.1 61 Технологии создания сайта. 1 Изучение нового материала
Лекция, демонстрация, практическая работа Структура сайта, навигация, оформление сайта, шаблон страницы сайта, хостинг
Иметь представление о технологии создания сайта Объяснение практической работы §6.2 (п. 1,2) 62 Содержание и структура сайта. Практическая работа №34 «Разработка содержания и структуры сайта»
1 Комбинированный урок
Демонстрация, практическая работа Структура сайта, навигация, оформление сайта, шаблон страницы сайта, хостинг Знать содержание и структуру сайта Практическая работа §6.2 (п.3,4) 63 Оформление сайта. Практическая работа №35 «Оформление сайта»
1 Комбинированный урок
Демонстрация, практическая работа Структура сайта, навигация, оформление сайта, шаблон страницы сайта, хостинг Уметь оформлять сайт Практическая работа §6.3 (п. 1-2) 64 Размещение сайта в Интернете. Практическая работа №36 «Размещение сайта в Интернете»
1 Комбинированный урок
Демонстрация, практическая работа Структура сайта, навигация, оформление сайта, шаблон страницы сайта, хостинг Уметь размещать сайт в Интернет Практическая работа §6.3 (п. 3-5) 65 Обобщение и систематизация основных понятий главы «Коммуникационные технологии». Проверочная работа №6 1 Урок обобщения и систематизации знаний.
Сообщение, канал связи, компьютерная сеть, скорость передачи информации, локальная сеть, глобальная сеть, Интернет, протокол, IP-адрес, доменное имя, протокол IP, протокол ТСР, Всемирная паутина, универсальный указатель ресурса (URL), протокол НТТР, файловые архивы, протокол FTP, электронная почта, форум, телеконференция, чат, социальная сеть, логин, пароль, структура сайта, навигация, оформление сайта, шаблон страницы сайта, хостингИметь представление о локальных и глобальных компьютерных сетях, о доменной системе имён и протоколах передачи данных, о серверах, структуре Всемирной паутины, представления об электронной почте, о телеконференциях, форумах, чатах, социальных сетях и сетевом этикете, о технологии создания сайта. Знать, как устроен Интернет, иметь представление об IP-адрес компьютера, содержание и структуру сайта. Уметь работать с электронной почтой, оформлять сайт, размещать сайт в Интернет Проверочная работа §6.4 (п.1) 66 Основные понятия курса. 1 Урок обобщения и систематизации знаний. Беседа, демонстрация Хранение информации,
обработка информации и коммуникационные технологии. Знать принципы хранение, обработки информации и коммуникационные технологии компьютера Выборочный опрос
§6.4 (п.2) 67 Итоговое тестирование. 1 Самостоятельная работа Обработка информации и коммуникационные технологии. Знать принципы обработки информации в ПК; классификацию основных сервисов компьютерных сетей.
Уметь использовать основные службы Интернет. Итоговый тест за курс 9 класса §6.4 (п.3) 68 Повторение. Подготовка к экзамену. 1 Урок повторения Повторение и обобщение пройденного в течение учебного года материала. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. §6.4 (п.4)