Профилактика беспризорности, безнадзорности, правонарушений и суицидального поведения.


РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Профилактика беспризорности, безнадзорности, правонарушений и суицидального поведения»
В существующих социально-экономических условиях семья переживает кризис, выражающийся в резком снижении её основных функций, в том числе воспитательной. Следствием этого стало снижение уровня нравственного поведения, изменение мотивов деятельности подрастающего поколения.
 Семья была и в обозримом будущем будет основой воспитания подрастающего поколения. Полноценная семья на основе родственных взаимосвязей аккумулирует и развивает в себе опыт прошлого и настоящего, а также служит своеобразным мостиком в будущее. Правда полноценных семей становится всё меньше, но полноценность семьи определяется не только составом, но и нравственно-психологическим климатом, для которого характерны забота и стремление прийти на помощь друг другу, честно и до конца при любых обстоятельствах выполнить свою миссию Матери, Отца, Сына, Дочери, Бабушки, и Дедушки.
Вследствие неумения многих семей приспособиться к новым условиям разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада, усиливается конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми.
Усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка.
Именно родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Ещё Ж.-Жак Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребёнка меньшее влияние, чем предыдущий. Родители являются теми предыдущими по отношению ко всем остальным: воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям – предметникам, которым самой природой отдано преимущество.
Великий чешский педагог Ян Амос Коменский(1592-1670) в те далёкие времена «предпринял попытку способствовать духовному возрождению молодого поколения». В его педагогической концепции восхищает удивительное чувство меры и педагогической целесообразности: меры любви и требовательности, свободы и разумной дисциплины, самостоятельности и послушания» (В.А.Караковский - народный учитель).
Главный смысл и пафос книги Яна Коменского «Материнская школа»: дети - величайшее счастье. Сожительство двух взрослых людей - ещё не семья. Её делает ребёнок, ибо он выражает основное природное назначение семьи - развитие рода человеческого.
По Я.Коменскому, дети являются ни с чем не сравнимым сокровищем и к ним нужно относиться с величайшей заботливостью. Автор даёт совет: надо воспитывать и обучать детей ещё в дошкольном детстве; опаздывать с этим нельзя, ибо именно в этот период закладывается основа личности, основа будущих успехов ребёнка. Учителя начинают не с нуля, а продолжают родительский труд, вложенный в ученика до школы.
Семейное воспитание - это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Семейное воспитание - сложная система, на него влияет наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, социальное положение, уклад семьи, количество членов семьи, материальная обеспеченность, отношение к ребёнку.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
По психическому здоровью семьи делятся на благополучные и неблагополучные.
Дети, растущие в неблагополучных семьях, характеризуются широким спектром девиаций.
Эмоциональное неблагополучие ребёнка осложняет его жизнедеятельность, взаимодействие с окружающим миром, приводит к стрессам, неврозам и агрессивности. Неблагополучная обстановка в семье, применение недопустимых приёмов воспитания, унижение человеческого достоинства детей и подростков, имеющих место как со стороны родителей, так и со стороны отдельных педагогов, привели за последние годы к росту случаев детских самоубийств и попыток суицидов.
Ухудшается состояние здоровья детей и молодёжи, которых всё активнее поражают болезни, связанные с социальным неблагополучием (туберкулез, сифилис, ВИЧ-инфекция). Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка и методами семейного воспитания, порой осуществляют его вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребёнка из-под влияния семьи.
Из семьи, семейного воспитания исходят у ребёнка представление о правде и справедливости, о чести и достоинстве, о правилах поведения и первых трудовых навыках. В российских семьях сложились определённые традиции, которые в деле семейного воспитания имеют непреходящие ценности.
В современной семье изменились условия выполнения ею своих важнейших функций: репродуктивной, воспитательной, хозяйственно-экономической, социально-статусной, досуговой, эмоциональной. Особую озабоченность педагогических коллективов вызывает резкое снижение воспитательного воздействия семьи, её роли в социализации детей.
Назрела необходимость переоценить существовавшие десятилетиями представления о функциях образования и воспитания, взаимодействия школы и семьи. Семья – это общественный институт, где происходит социализация ребенка, где усваиваются общечеловеческие нормы, ценности в процессе взаимоотношений с другими людьми, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире. С семьей человек неразделим всю жизнь, меняется только его роль. Многие ученые утверждают, что во все времена и у всех народов социализация детей была и есть единственная специфическая функция семьи, а другие функции являются второстепенными. Семья не только закладывает основы формирования личности, но и обеспечивает важнейшие условия ее развития.
Среди основных причин беспризорности и правонарушений обучающихся можно выделить следующие факторы:
неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм родителей, лишение их родительских прав, отказ родителей заниматься воспитанием своих детей, эмоциональное отвержение, бесконтрольность);
недоразвитие эмоционально-волевой сферы обучающихся, которое влечет за собой неадаптивные формы поведения (агрессия, капризность, гнев, раздражение и др.);
неблагоприятные взаимоотношения со сверстниками и учителями.
Эти факторы предопределяют неадекватные формы поведения обучающихся..
Этим и объясняется большой процент нарушенного поведения у школьников. Девиантное поведение, то есть противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам, проявляется в конфликтности, агрессивности, склонности к бродяжничеству, воровству, попрошайничеству, гиперсексуальности, ранней алкоголизации, токсикомании. Обучающиеся из неблагополучных семей, имея незрелую социальную позицию, часто становятся на путь совершения правонарушений или сами становятся жертвами преступлений.
Как правило, дети с таким поведением попадают в поле зрения правоохранительных органов и требуют особого внимания со стороны образовательных учреждений. Поэтому свои усилия наша школа направляет на профилактику асоциального поведения и негативных явлений среди учащихся, на то, чтобы ребенку не пришлось остаться один на один с улицей.
СУИЦИД
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни).
Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей неволей оказывается человек.
Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами.
Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.
Суицидальное поведение встречается как в норме (без психопатологии), так и при психопатиях и при акцентуациях характера – в последнем случае оно является одной из форм девиантного поведения при острых аффективных или патохарактерологических реакциях.
Суицидент – человек, совершивший попытку суицида, либо демонстрирующий суицидальные наклонности.
Различают следующие типы суицидального поведения:
Демонстративное поведение
В основе этого типа суицидального поведения лежит стремление подростка обратить внимание на себя и свои проблемы, показать как ему трудно справляться в жизненными ситуациями. Это своего рода просьба о помощи. Как правило, демонстративные суицидальные действия совершаются не с целью причинить себе реальный вред или лишить себя жизни, а с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, «осознать» свое несправедливое отношение к нему. При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения
Аффективное суицидальное поведение
Суицидальные действия, совершенные под влиянием ярких эмоций относятся к аффективному типу. В таких случаях подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции - обида, гнев, - затмевают собой реальное восприятие действительности и подросток, руководствуясь ими, совершает суицидальные действия. При аффективном суицидальном поведении чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.
Истинное суицидальное поведение
Истинное суицидальное поведение характеризуется продуманным планом действий. Подросток готовится к совершению суицидального действия. При таком типе суицидального поведения подростки чаще оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действий. Поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью. При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению или к спрыгиванию с высоты.
Самоубийство - слишком противоестественный и кардинальный шаг, поэтому решение на его совершение вызревает не мгновенно. Ему, как правило, предшествует более или менее продолжительный период переживаний, борьбы мотивов и поиска выхода из создавшейся ситуации.
Возможные мотивы
Поиск помощи - большинство людей, думающих о самоубийстве, не хотят умирать. Самоубийство рассматривается как способ получить что-либо (например, внимание, любовь, освобождение от проблем, от чувства безнадежности).
Безнадежность - жизнь бессмысленна, а на будущее рассчитывать не приходится. Потеряны всякие надежды изменить жизнь к лучшему.
Множественные проблемы - все проблемы настолько глобальны и неразрешимы, что человек не может сконцентрироваться, чтобы разрешить их по одной.
Попытка сделать больно другому человеку - «Они еще пожалеют!» Иногда человек считает, что, покончив с собой, унесет с собой проблему и облегчит жизнь своей семье.
Способ разрешить проблему - человек рассматривает самоубийство как показатель мужества и силы.
К «группе риска» по суициду относятся подростки:
-с нарушением межличностных отношений, “одиночки”;
-злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;
-с затяжным депрессивным состоянием;
-сверхкритичные к себе подростки;
-страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат, от хронических или смертельных болезней;
-фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;
-страдающие от болезней или покинутые окружением подростки;
-из социально-неблагополучных семей - уход из семьи или развод родителей;
-из семей, в которых были случаи суицидов.
За любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые!
Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов.
В профилактике депрессий у подростков важную роль играют родители. Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки депрессивного состояния - необходимо сразу же, немедленно, принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния.
Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.
Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.
В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.
И в-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.