Причины конфликтов между детьми и взрослыми


Причины конфликтов между детьми и взрослыми
Выступление на общешкольном родительском собрании
Аудитория: Родители учащихся 9-11классов
Задачи:
1. Помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуациях в семье.
2. Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода их неё.
Форма проведения собрания: семинар-тренинг
Подготовительная работа:
1. Анкетирование учащихся и родителей.
2. Подготовка ситуаций для анализа.
3. Подготовка теоретического материала для выступления.
4. Проведение классного часа
5. Подготовка памяток для родителей.
Анкетирование учащихся и родителей
Продолжите предложения:
Конфликт – это…
Причиной конфликта может быть
Конфликт может привести к тому, что
Чаще всего поводом для конфликта в семье может быть
Для того, чтобы избежать конфликта, нужно
Ситуации для анализа
Эти же ситуации анализируются учащимися на классном часе. Это позволяет увидеть не только правильные варианты, которые чаще всего будут давать родители, но и услышать от ребят о реальном поведении в ситуациях как взрослых, так и детей.
Ситуация 1.
Вам позвонили близкие друзья, которые хотят зайти к вам в гости. Вы начинаете лихорадочно убирать, что-то готовить, но явно не успеваете. Обратившись за помощью к своему взрослому ребёнку, слышите в ответ: «Это твои друзья, вот сама с ними и разбирайся». Как Вы поступите в данной ситуации?
Ситуация 2.
После собрания родители приходят домой и в ярости требуют объяснений от ребёнка. Они говорят, что с такими результатами никуда не возьмут после школы. Ученик спокойно отвечает: «Значит, пойду работать». Как поступить в такой ситуации?
Ситуация 3.
Родители подарили деньги своему ребёнку с определённой целью. Он их истратил не по назначению, купил то, что ему давно хотелось. Родители были возмущены, в свой адрес ребёнок услышал много гневных слов. В конце концов он хлопнул дверью и ушёл из дома. Что предпринять?
Ход собрания
I. Нет на свете человека, который ни разу в жизни не участвовал бы в ссоре. Ссора, спор или скандал представляют собой конфликт. Какие ассоциации вызывает слово «конфликт»? (Ссора, хлопанье дверью, спор, неприязнь, драка, слезы, крик и т.д.)
Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьезное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе (БСЭ, т.13, с.84, 1973). Осложнение в международных отношениях, приводящее иногда к вооруженному столкновению.Самое неприятное в конфликте – это страх, злоба, обида, которые испытывают люди по отношению друг к другу. Мало того, они еще и не скупятся на взаимные упреки и оскорбления.
Конфликты существовали в прошлом тысячелетии, существуют в нынешнем и, наверное, будут существовать в следующем. Общество без конфликтов возможно, наверное, лишь при полной потере индивидуальности, свободы… Они сопровождают человека от рождения до самого последнего дня его жизни. Они – неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны или являются патологией. Они нормальное явление в нашей жизни. Но это не значит, что во всех этих, зачастую кажущихся неразрешимыми, ситуациях обязательно должны быть выигравшие и проигравшие. Противника можно представить партнером и недоразумение будет уладить куда проще.
Для возникновения конфликта необходимы присутствие, как минимум, двух человек или двух точек зрения (так называемый внутренний конфликт) и предмет спора. (Ситуации: дежурство; перетягивание каната между командами девочек и мальчиков).
II. Анализ анкетирования учащихся и родителей.
III. Анализ и решение конфликтных ситуаций.
IV. Совсем избежать конфликтов невозможно. Но научиться конструктивно разрешать – целая наука, и этому надо учиться. Необходимо понимать причину появления разногласий и не бояться открыто обсуждать их. Нужно научиться осознавать масштабы и детали разногласий. «Заглаживание» конфликта, уход от его решения может привести к проблемам куда более серьезным:
проблемы физического плана, связанные со здоровьем;
проблемы психологического план (уход в себя, в сою душевную боль, изменение характера человека, психическое расстройство, суицид и т.п.);
проблемы социального плана (потеря семьи, развод, потеря работы, потеря себя).
Вот как схематически можно отразить нарастание конфликта: несогласие → недовольство → противодействие → унижение → агрессия → разрыв
Если конфликт все-таки назревает, то надо дать выход своим чувствам. Сказать человеку, с которым конфликтуешь, то, что ты чувствуешь, например: я злюсь, грущу, мне одиноко. Ведь он может и не знать, какая буря эмоций кипит внутри вас. Попробуйте встать на позицию вашего недруга. Избегайте взаимных оскорблений. Учитесь принимать и уважать чужую точку зрения. Найдите авторитетного третьего товарища, кто мог бы разобраться в конфликте. Вот так можно представить схему разрешения и предотвращения конфликта: нежность → юмор → компромисс → третейский судья → анализ своих действий→ умение слушать → понимание → согласие → временный разрыв
Главная способность в конфликте – способность к конфронтации-объяснению. Это умение:
1. Отстаивать свою позицию открыто, «лицом к лицу».
2. Стремление оценивать саму конфликтную ситуацию, её содержание, а не человеческие качества своего партнёра.
3. Стремление к сохранению личностных отношений всех участников конфликта.
Когда конфликт разрешается правильно, наступает покой, веселье, открытость, радость, расслабление, ощущение сил, уверенность в своих силах.
V. Но ведь конфликты могут возникать не только между ровесниками. В школе, к сожалению, часто возникают споры между учеником и учителем, а дома – между родителями и детьми, между членами семьи.
Если конфликт возникает со стороны учителя, то чаще всего это происходит из-за:
1. Нехватки квалификации у учителя. Порой молодые учителя не всегда могут найти общий язык с классом.
2. Нехватки времени на уроках. За 40 минут не всегда удается уделить внимание каждому ученику.
3. Иногда может быть личная неприязнь учителя к ученику.
Если конфликт возникает со стороны ученика, то это происходит в случае:
1. Игнорирования предмета учеником.
2. Отсутствия усидчивости.
3. Когда ученик не ждет ничего нового и интересного от данного предмета, считает, что этот предмет ему не нужен.
Причины конфликтов родителей с подростками
Подростки в конфликте:
1. Кризис переходного возраста.
2. Стремление к самостоятельности и самоопределению.
3. Требование большей автономии во всём – от одежды до помещения.
4. Привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье.
5. Бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.
Родители в конфликте:
1. Нежелание признать, что ребёнок стал взрослым.
2. Боязнь выпустить ребёнка из гнезда, неверие в его силы.
3. Проецирование поведения ребёнка на себя в его возрасте.
4. Борьба за собственную власть и авторитетность.
5. Отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребёнка.
6. Неподтверждение родительских ожиданий.
VI. Почему происходят конфликты? (Не умеем выслушать друг друга, не хотим вникнуть в то, как выглядит ситуация с точки зрения другого, не хотим понять интересы друг друга и найти общие интересы).
Какие навыки необходимы любому человеку при решении конфликтов?
1. Умение слушать.
2. Умение справляться со стрессом, владеть своими эмоциями.
3. Умение сохранять уверенность в себе, постоять за себя.
4. Умение критиковать и правильно реагировать на критику.
5. Умение принимать решение.
6. Умение уважать друг друга, и начинать эту науку нужно с себя.
Методы выхода их конфликта
1. Дать выход своим чувствам, предупреждая об этом других.
2. Найти авторитетного третьего, кто поможет разобраться в конфликте.
3. Поставить себя на место другого человека.
4. Осознать право на существование другой точки зрения.
5. Быть твёрдым, говоря о проблеме, и мягким с людьми.
VII. Хочу познакомить Вас с примитивными реакциями людей в ситуации конфликта.
Реакция амбиции. Получив информацию, придающую вес другому лицу, человек тут же старается принизить значение этой информации, стараясь подчеркнуть собственную значимость в глазах других людей.
Реакция самодовольства. Желание похвастаться своими возможностями или привилегиями, достижениями, при этом наблюдая за реакцией других людей. Получение радости от зависти других людей.
Реакция зависти. Человек достиг успеха, другой от его успеха и достижений «заболевает». Он считает, что успех другого возможен только после успеха его самого.
Реакция злорадства. Человек радуется тому, что кому-то плохо. Часто при этом не скрывает своих чувств.
Реакция захвата. Желание во что бы то ни стало присвоить себе заслуги другого человека, несмотря на свои реальные заслуги.
Реакция агрессии. Человек использует угрозы и грубость в достижении цели. Это характерно для людей амбициозных и нечувствительных к страданиям других.
Реакция присвоения. Гиперопека или прилипание к человеку для реализации своих целей.
Реакция безразличия. Бестрепетное отношение к физическому и душевному страданию другого человека.
И вот такие-то сложнейшие миры сталкиваются между собой в повседневной жизни, порождая многочисленные проблемы. И возникает необходимость погасить конфликт. Желательно, по крайней мере, «перемирие» враждующих, причём на основе такого компромисса между ними, который бы, во-первых, не шёл вразрез с этическими нормами. А во-вторых, не ущемлял человеческого достоинства обеих сторон.
Памятка для родителей
Уважаемые папы и мамы!
Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы изменения эти были в лучшую сторону!
1. Прежде чем Вы вступаете в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого Вы хотите получить.
2. Утвердитесь в том, что этот результат для Вас действительно важен.
3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счёты.
5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать от стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
9. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.