Конспект урока математики в 4 классе УМК «Начальная школа XXI века» по теме «Распределительные свойства умножения и их запись с помощью переменных».

Конспект урока математики в 4 классе УМК «Начальная школа XXI века» по теме «Распределительные свойства умножения и их запись с помощью переменных».
Подготовила учитель начальных классов Николаева Людмила Николаевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа имени академика Р.З.Сагдеева» Буинского муниципального района РТ
Рекомендации: Урок открытия новых знаний разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Данный урок позволяет систематизировать знания детей, учит учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы. На уроке присутствуют все необходимые моменты и учтены возрастные особенности обучающихся.

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ В 4 КЛАССЕ
Тема урока: Распределительные свойства умножения и их запись с помощью переменных.
Задачи:
Предметные:
- Повторить переместительное и сочетательное свойства относительно сложения и умножения.
Личностные
- Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.
Регулятивные
- Создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
Коммуникативные
- Содействовать развитию у школьников умений общаться.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Ребята, вчера, в одном журнале я прочитала статью о великом русском учёном Михаиле Васильевиче Ломоносове, которому в этом году 19 ноября исполнилось 303 года со Дня рождения. И вы знаете, какие ёмкие слова он сказал о математике. «Математику уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит».
2. Актуализация знаний
Арифметический диктант
– 736 увеличить на 20. – 31214 уменьшить на одну сотню. – 31 увеличить в 3 раза. – Какое число меньше 926 на 100? – Чему равна сумма чисел 420 и 26? – Из 540 вычесть 5 единиц. – 85602 увеличить в 10 раз. – Чему равна сумма чисел 61.000 и 405? – На сколько 1000 больше 65? Дети записывают ответы в тетради.
Учитель. Внимание! Расположите числа в порядке возрастания и расшифруйте слово. (Получится слово - рассуждай). Прочитайте слово. Данное слово будет являться девизом нашего урока. Но на уроке математики надо не только уметь рассуждать, но и быть очень внимательным. И сейчас я хочу проверить ваше внимание.
3. Подготовка к изучению новой темы.
Учитель. Для данной работы нам потребуется карандаш, линейка, ручка с зелёной пастой. У вас на столе имеются карточки. Положили перед собой. Обозначьте первую точку буквой А, вторую – буквой Д. От точки А вниз проведите отрезок равный 4 см. Обозначьте конец отрезка точкой В. От данной точки проведите вправо ещё отрезок равный 4 см и  поставьте точку С. От точки С проведите отрезок равный отрезкам А В и ВС.  От этой точки начертите отрезок длиной 8 см, обозначьте конец отрезка буквой. Какая фигура получилась? Дети. Ломаная линия. Учитель. Сколько у неё звеньев? Дети. Ломаная линия состоит из 4 звеньев. Учитель. Запишите длину ломаной линии математическим выражением и найдите его значение.
Дети записывают: 4 + 4 + 4 + 8 = 20 (см)
Учитель. Как по-другому можно записать выражение? Дети. Сумму одинаковых слагаемых можно заменить произведением: 4 Х 3 + 8 = 20 (см) Учитель. А что нужно изменить в выражении, чтобы его значение стало другим? Дети. Надо в выражении поставить скобки. Учитель. Запишите выражение.
Дети записывают: 4 Х (3 + 8)
Учитель. Итак, каким способом можно найти значение данного выражения? Дети. Найти значение суммы, потом число умножить на значение суммы. Или  число умножить на каждое слагаемое и результаты сложить.    
4. Объяснение нового материала
Распределительное свойство умножения относительно сложения. (а + в)
· с = а
· с + в
· с. Используя распределительное свойство умножения относительно сложения, запишите выражения, равные данным.
Примеры №2, стр.106 1вариант-1 столбик, 2 вариант 2 столбик. Взаимопроверка.
5. Физкультминутка.
«Качания головой» упражнение стимулирует мыслительные процессы:
дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, при помощи дыхания уходит напряжение.
«Ленивые восьмёрки» упражнение активизирует структуру мозга, улучшает память, повышает внимание: нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
6. Рефлексия.
- Чему научились новому на уроке? Еще раз сформулируем правила распределительного свойства относительно сложения.
- Проверим, как вы научились с помощью теста пользоваться распределительным свойством умножения относительно сложения.
Тест
1) Какие из равенств являются распределительным свойством умножения?
а) а х (в х с)=(а х в) х с;
б) (а + в) х с = ас + вс;
в) (а + в) х с = а - с + в
2) Значение выражения.
74 х 3+26 х 3=

а) 30; б) 300; в)103
3) Значение выражения.
400 х 2- 40 х 2=

а) 720; б) 106; в) 60

8. Итог урока. Домашнее задание. Составить карточки с примерами для проверки.
– Наш урок подошёл к концу. Был ли он интересен? Полезен? На какой ступеньке знаний нашей лестницы вы сейчас находитесь?
Дети помещают  красные кружочки на лесенке.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
15