Конспект урока Хвойные деревья окружающий мир Класс: 1

Предмет: Окружающий мир
Тема урока: Хвойные деревья
Класс: 1
Цель: 1. Организовать деятельность учащихся по изучению особенностей хвойных растений.
2. Развивать умение сравнивать, анализировать и делать выводы, узнавать растения на картинках, гербарных образцах, в жизни. 3. Воспитывать ответственность, уважительное и бережное отношение к природе.
Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности.
УМК: «Начальная школа XXI века», - М.: Вентана - Граф, 2011; учебник, тетрадь, Н.Ф. Виноградова, Г. С. Калинова, Окружающий мир 1 класс, М.: «Вентана - Граф», 2011.
Оснащение урока: учебник, рабочая тетрадь, веточки хвойных деревьев, образцы шишек, фотографии растений, тестовые задания, сигнальные карточки, образцы шишек, справочная литература «Энциклопедия живой природы», мультимедийное оборудование.
Ход урока
Этап урока
Содержание учебного материала,
деятельность учителя
Деятельность ученика
Примечания

Организационный момент


1. А сейчас проверь дружок
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все в порядке
Книжки, ручки и тетрадки. Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

- А теперь сделаем установку на активную и плодотворную работу на уроке. Повторяем вместе:
«Я способен!
Я со всем справлюсь!
Мне нравится учиться!
Я хороший ученик!
Я хочу много знать!
Я буду много знать!»
2. Фенологические наблюдения:
- Опишите, что вы наблюдали по пути в школу?
Коллективное чтение четверостишья, учащиеся тихо садятся


Мотивация и эмоциональный настрой на урок



Дети называют месяц, день недели, дают характеристику погоды дня (как выглядит снег, деревья, небо и др.)
Слайд1

Актуализация знаний и постановка проблемы

- Внимательно послушайте и скажите. О чем идет речь?
Весной веселит, летом холодит,
осенью питает, зимой согревает.
- А сейчас я предлагаю вам пофантазировать. Закройте глаза. Представьте, что вы в зимнем лесу.
Учитель проносит по классу корзину с ароматными хвойными ветками и шишками.
- Откройте глаза.
- Вам понравился этот запах?
А каким еще, словом можно назвать приятный запах?
Что вы почувствовали?


Покажите, какое у вас сейчас настроение?
О деревьях

Под музыкальное сопровождение дети с закрытыми глазами «переносятся» в зимний лес.

Дети рассказывают о своих фантазиях и ощущениях. (Приятный, божественный, аромат)
Дети показывают при помощи жестов и смайликов свое настроение.
Слайд 2






Слайд
3

Целеполагание
и создание образовательной ситуации
А сейчас отгадайте загадки:
1.Ее всегда в лесу найдешь, Пойдем гулять и встретим. Стоит колючая, как еж, Зимою в платье летнем.

2.У меня длинней иголки, Чем у елки, Очень прямо я расту, В высоту. Если я не на опушке Ветви только на макушке.

- О каких деревьях мы будем говорить на сегодняшнем уроке?
- А что вы знаете о хвойных деревьях?
- Что еще вы хотели бы узнать о хвойных деревьях?
- Какую цель поставим на урок?
Ель



Сосна


Дети определяют тему и цель урока совместно с учителем (какие еще бывают хвойные растения и какую пользу они приносят)
Слайд
4



Слайд 5

Работа над открытым заданием




































- Какие хвойные деревья вы знаете?
-Как называются плоды этих хвойных деревьев?
Название
Плод


Ель
Шишка


Сосна
Шишка


Кедр
Шишка


- Рассмотрите веточки. Определите, какое это дерево? Какие отличия и сходства это дерево имеет с другими хвойными растениями?

- Расскажите о своей веточке ребятам, сидящим на соседней парте.
- Найдите сходства и различия.


- Давайте внесем в таблицу результаты наблюдений.
Название
Плод
Особенности листьев

Ель
Шишка
Хвоя, по 1, короткая

Сосна
Шишка
Хвоя, по 2, длинная

Кедр
Шишка
Хвоя, по 3, длинная

- Ребята, одну веточку мы не назвали, какому дереву она принадлежит?
- Внимательно рассмотрите хвоинки этой веточки? Какие они? (колючие)
Потрогайте хвою веточек? Чем они отличаются? (мягкие, плоские)
- Ребята, эта веточка пихты.
- По желанию вы можете подготовить небольшое сообщение о пихте к следующему уроку.
- Давайте внесем данные об этом хвойном дереве в таблицу.
- Что мы о ней узнали?
Название
Плод
Особенности листьев

Ель
Шишка
Хвоя, по 1, короткая

Сосна
Шишка
Хвоя, по 2, длинная

Кедр
Шишка
Хвоя, по 3, длинная

Пихта
шишка
Хвоя, по 1,короткая, мягкая


В ходе беседы с учащимися заполняется таблица.





Работа в парах (дети изучают веточки хвойных деревьев, анализируют и рассказывают друг другу о своих наблюдениях)
Групповая работа (дети, сидящие за соседними партами, объединяются в группу и обмениваются информацией).



Микроитог










Создание проблемной ситуации и решени ее учащимися.
(Похожи на еловые)




Дети рассказывают о своих наблюдениях, результаты вносятся в таблицу (короткие, мягкие)





Физминутка
Вы хорошо поработали, давайте отдохнем.
Снег идет, снег идет.
Дворник улицу метет.
Стороной народ идет.
Веселей, веселей!
Заниматься нам не лень,
Мы немножко разомнемся,
За дела опять возьмемся.
Дети вместе с учителем двигаются, подражая работе дворника.
Слайд

Работа с учебником
- О каком хвойном дереве, изображенном, в учебнике мы сегодня не говорили?
- Прочитайте внимательно статью в учебнике и выделите особенности этого дерева. - Что вы узнали интересного о лиственнице?
Название
Плод
Особенности листьев

Ель
Шишка
Хвоя, по 1, короткая

Сосна
Шишка
Хвоя, по 2, длинная

Кедр
Шишка
Хвоя, по 3, длинная

Пихта
шишка
Хвоя, по 1,короткая, мягкая

Лиственница
шишка
Хвоя, по 50, короткая, мягкая

- Какие хвойные деревья встречаются в окрестностях г. Нижневартовска?
Почему на сегодняшнем уроке нет веточки лиственницы, и мы не смогли ее рассмотреть?
Мало кто знает, что лиственница является символом нашей страны. Так как занимает самую большую территорию среди хвойных деревьев.

Дети самостоятельно читают статью в учебнике.






В таблицу вносятся данные о лиственнице









Микроитог


(Зимой лиственница без хвои)


Работа в тетрадях на печатной основе
-Объясните, почему так говорят: «Ёлочка-иголочка»,
«У сосны листочки-хвоинки»,
«Зимой и летом одним цветом».
Подумайте и скажите, где еще встречается слово «иголка»? (Переход к многозначности слова «иголка»)
Если слово имеет несколько значений, как оно называется?
Речевая разминка





(многозначное),
(игла швейная, иголки у ежика, игла шприца, рыба-игла)
Слайд

Самостоятель -
ная работа
-Раскрасьте шишки ели, сосны, сибирской лиственницы.
- Отметьте слово, которое объединяет все эти деревья.
- Какое обобщающее слово вы выбрали?




(Хвойные)


Рефлексия
Отметьте правильный ответ:
Лиственница сбрасывает на зиму листики-хвоинки.
У ели и сосны листьев нет.
Листья хвойных деревьев называют хвоей.
Лиственница не сбрасывает на зиму листики-хвоинки.

Учащиеся работают в тетради (учитель читает предложения, дети отмечают в тетрадях верное утверждение)




Подведение итога урока
Назовите хвойные деревья.
- Что нового вы узнали о них?
- Может быть, кто-то из вас знает, где используется древесина хвойных деревьев, и какое еще значение они имеют для человека? Сегодня наш класс наполнился ароматом хвои, мы все почувствовали легкое дыхание. Потому, что хвойные растения выделяют в воздух вещества - фитонциды, которые очищают его от микробов и бактерий.
Человек использует древесину, хвою, плоды, не задумываясь о том, что хвойные деревья растут очень медленно. Например, чтобы сосна выросла высотой в 1 метр ей необходимо 7 - 10 лет.
Поэтому, для того чтобы нам легко дышалось, мы были здоровы, нужно посадить много хвойных растений на территории школы, города и бережно относиться к каждому дереву.

- Оцените свою работу.

Учащиеся рассказывают об использовании хвойных деревьев, опираясь на жизненный опыт.


















Самооценка
(жесты, смайлики)
Слайд



15