Выступление на семинаре:Использование нетрадиционных форм проведения артикуляционной гимнастики с детьми ОВЗ.


Использование нетрадиционных форм проведения артикуляционной гимнастики с детьми ОВЗ.
Карягина Е.В. учитель-логопед
В современных социально-экономических условиях важнейшей проблемой коррекционной дошкольной педагогики является увеличение количества детей с речевой патологией, причем увеличивается количество детей с комплексными нарушениями.
В педагогической литературе в последнее время все чаще встречаются и описываются приемы развития мелкой моторики у детей (с задержкой речевого развития – Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., с заиканием – Белякова Л.И., Рычкова Н.А., с дизартрией – Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В.).
Для успешного обучения в школе - в настоящее время необходима хорошо сформированная устная речь воспитанника. Это соответствует действительности -большинство нынешних первоклассников уже знают буквы ,читают, имеют развитые фонематические процессы, владеют простыми способами языкового анализа и синтеза ,имеют богатый словарный запас. Почему же возникла такая необходимость-быть граммотными во всех отношениях? Всё это помогает будущему первокласснику успешно социализироваться в новом школьном сообществе - найти контакт с учителем, полноценно общаться со сверстниками, быть уверенным в себе и своих силах, всесторонне развиваться и успевать по всем предметам.
Наиболее типичными речевыми недостатками с которыми всё же сталкиваются учителя начального звена - это нарушение звукопроизношения у большинства из них, которые в свою очередь могут явиться причиной отклонений в развитии психических процессов, могут привести к неуспеваемости, спровоцировать формирование комплекса неполноценности, выражающегося в трудности общения, которое будет иметь далеко идущие негативные последствия. Какой же выход из этой ситуации? Это своевременное устранение недостатков в произношении поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Работа над формированием правильного звукопроизношения у детей – это очень сложный и продолжительный процесс, состоящий из нескольких этапов – основным из которых является артикуляционная гимнастика. Нас заинтересовала такая нетрадиционная форма её проведения как биоэнергопластика.Биоэнерго пластика это новое интересное направление коррекции артик.аппарата.
В своих работах авторы Бушлякова Р.Г., Ястребова А.В.,Лазаренко О.В.,Коноваленко С.В.,отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев и развитие кинестетических ощущений.
Биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки, имитирующими движения челюсти, языка, губ (разумеется, это относится к артикуляционной гимнастике).
Понятие «биоэнергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия - это та энергия, которая находится внутри нас. Пластика - плавные, раскрепощенные движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики.
Таким образом, при совместных движениях речевого аппарата и кистей рук, особенно, если эти движения пластичны и свободны, в организме происходит распределение энергии. Также было замечено, что биоэнергопластика активизирует интеллектуальную деятельность ребенка, попутно развивая координацию мелкой моторики и кинестетические ощущения. В результате биоэнергопластических упражнений не только улучшается речевая способность ребенка, но также развиваются психические процессы, такие как память, внимание, мышление. Артикуляционные упражнения в данной гимнастике объединены в комплексы, которые используются для развития мышц речевых органов и формирования артикуляционных укладов свистящих, шипящих звуков и соноров. Комплекс упражнений подбирается после тщательного обследования звукопроизношения и движений артикуляционных органов общепринятыми в логопедии методами и приемами. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой используется только на индивидуальных занятиях по постановке звуков, развитию и коррекции фонематического слуха, так как требует максимального сосредоточения для освоения точных и синхронных движений рук и артикуляционных органов. Вначале с ребенком разучивается упражнения без использования движения рук, затем постепенно подключается упражнения с биоэнергопластикой. Примерное планирование проведения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой включает 7 этапов. Продолжительность каждого этапа может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
Цель проведения артикуляционной гимнастики являются-
-укрепление мышц артикуляционного аппарата
-развитие силы, подвижности и точности движений органов, участвующих в речевом процессе
-объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады
Цель биоэнергопластики-
-развитие координации движений, мелкой моторики пальцев рук
-активизация интеллектуальной деятельности ребенка
-развитие памяти, произвольного внимания, межполушарной взаимосвязи
-формирование умения действовать по словесным инструкциям .Осуществляя логопедическую работу с применением биоэнергопластики с детьми, имеющими сложные речевые нарушения речи, основной целью является: развитие кинестетических ощущений с помощью приемов биоэнергопластики и биоэнергенитических предметов.
При реализации целесообразно использовать биоэнергетические предметы:
массажные шарики разного диаметра;
кольцевые пружины;
иппликатор Кузнецова.
Коррекционная работа с применением биоэнергопластики предполагает 5 этапов, включающие различные системы упражнений:
I этап – диагностический (определение начальных сохранных способностей).
Упражнения подбираются после тщательного обследования звукопроизношения, движений органов артикуляции и мелкой моторики общепринятыми в логопедии методами и приемами. В результате проведения диагностики у большинства детей отмечается нарушение пальцевой моторики, дискоординация движений органов артикуляции, нарушение кинестетических ощущений положения языка, губ.
II этап – подготовительный (пассивной работы).
Знакомство с артикуляционными органами. Выполнение гимнастики по традиционной методике с включением в упражнения ведущей руки логопеда. На данном этапе рука ребенка находится в пассивном состоянии, в упражнения не вовлекается.
III этап - основной (формирование сопряженных кинестетических ощущении органов артикуляции и ведущей руки).
Артикуляционной гимнастики выполняется на основе формирования кинестетических ощущений органов артикуляции и ведущей руки ребенка. Рука ребенка и использование биоэнергетических предметов подключается только при полном освоении артикуляционного упражнения. При выполнении упражнений необходимо постоянно использовать счет от 1 до 5-6.Логопед знакомит с перчаточным театром.
IV этап (формирование сопряженных кинестетических ощущении органов артикуляции и неведущей руки).
Артикуляционные упражнения проводятся с использование руки ребенка, которая не является ведущей. Так как дети на предыдущем этапе полностью освоили движения ведущей рукой, это значительно сокращает период освоения движений другой рукой. Продолжительность занятий примерно 2 недели.
V-6 этап (формирование сопряженных кинестетических ощущении органов артикуляции и обеих рук).
Артикуляционная гимнастика проводится с использованием обеих рук ребенка и с применением биоэнергетических предметов. Продолжительность занятий от 5 до 7 недель. На данном этапе отрабатывается синхронность движений обеих рук и артикуляционных органов. Целью данного этапа является совершенствование движений органов артикуляционного аппарата, совершенствование пальцевой моторики, координации движений, внимания.
На данном этапе возможен переход выполнения упражнений без опоры на зеркало. Такой прием закрепляет четкие кинестетические ощущения положения артикуляционных органов
У каждого ребенка состояние кинестетических ощущений органов артикуляции, мелкой моторики и протекание мыслительных процессов индивидуально. Качество и продолжительность периода освоения будет зависеть от перечисленных выше критериев, поэтому педагог может самостоятельно подбирать упражнения, а также сокращать или продлевать этапы гимнастики в соответствии с особенностями ребенка
этап .На данном этапе используются сказки о приключениях Бегемоша и Бегемоши. К этому времени дети осваивают артикуляционные упражнения и синхронные движения руками. Педагог рассказывает сказку, называет упражнения, а ребенок выполняет их и сопровождает движениями обеих рук. Артикуляционные сказки сначала выполняются перед зеркалом. Когда дети смогут четко ощущать положения артикуляционных органов, дифференцировать движения языка, губ, челюсти, артикуляционные сказки можно выполнять без зрительной опоры.
Применение биоэнергопластики совместно с биоэнергетическими предметами эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь и манипуляции с биоэнергетическими предметами многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.
Литература:
1.   Бачина О.В., Левашева Г.Ф., Попова Т.В. Интегративный подход в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ДОУ // Логопед. – 2009. - №1.
2.   Загорская Е.А. Тренинг общения для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. - №4.
3.   Калягин В.А. Когда ребенок плохо говорит: Советы психолога. – СПб., 2004.
4.   О йога–данс или биоэнергопластике [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.bioenergoplastika.ru// – 2009.
5.   Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников: Адаптация «леворукого» ребёнка. Кинезиология на уроках физкультуры. Тренинг межполушарного взаимодействия – М., 2001.
6.   Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М., 2003.
7.   Филичева Т.Ю., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи: Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М., 2010.
8.   Ястребова А.В. Хочу в школу. Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей – М., 1999.